24 сентября 2012

Сочинение-рассуждение к тесту 14: о местоименных словах


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Термин «местоимение» произошел от латинского «pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист  А.А.Реформатский в том, что «Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». Без их существование местоимений бессмысленно. Обратимся к тексту. 
Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он». Эта замена позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой и выразительной.

23 сентября 2012

В4: грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.
 Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым
1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:

21 сентября 2012

Образец сочинения на ГИА 2013 года по тесту 4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
                                        Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
 Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
 Источник здесь

ГИА: цитаты для сочинения части С1. Они будут в 2013 году разные!

Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

ГИА: каким будет задание С1?

Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений
 И.П. Цыбулько на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ 
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- Будет ли тема сочинения (цитата) одинаковой для всех вариантов?
- В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста. 
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- А можно узнать, каким требованиям должна соответствовать цитата? Будут ли темы, связанные с грамматикой, орфографией, пунктуацией?
- Требований к цитате много. Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.

20 сентября 2012

Что и как читать детям?

ИТАР-ТАСС
А самая главная задача по отношению к читающему ребенку, мне кажется, — учить его делать выбор и этот выбор обосновывать. Это не я придумала, а разработчики международной методики по исследованию образовательных умений и навыков под названием «PISA». Это они определили, что умение читать включает три составляющих: технику, понимание прочитанного и умение высказать к нему свое отношение. Убери последний пункт — и нет никакого образовательного умения под названием «Чтение», даже если ты способен протараторить текст и ответить на вопрос учителя: «Что хотел сказать автор?»

Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года

Вот здесь разные варианты сочинения  по заданию С1 на ГИА 2013 года. Спасибо учителю русского языка со Ставрополья Любови Михайловне Бенделевой, которая  создала эти образцы.
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!

19 сентября 2012

В3: типы подчинительной связи в словосочетании

По этой ссылке тестовые задания с комментариями и пояснениями по теме  "Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание". Тесты  не только для 11-классников, которые усиленно готовятся к Единому государственному экзамену, но и для 8-классников, которые сейчас "проходят" эту тему.
Эти задания я беру с образовательного портала  по подготовке к ЕГЭ "Решу ЕГЭ РФ" учителя из Петербурга Дмитрия Дмитриевича Гущина. Полюбопытствуйте, загляните туда. Найдёте задания по всем предметам. Удачи.

Новые книги для подростков

Ольга Бухина
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
chok_war«Шоколадная война» Роберта Кормье (пер. с англ. В. Бабкова) – книга о школе, к тому же школе весьма и весьма неприятной. Мало того, что в ней заправляют учителя, каждое столкновение с которыми грозит катастрофой, там еще есть и Стражи, организация, состоящая из подростков, которым хочется думать, что хозяева школы – они. Не так легко противостоять учителям, еще труднее справиться со Стражами. И если кто-то вдруг взбунтовался и отказывается «защищать честь школы», на него сразу же обрушиваются грозные силы, перед которыми совсем не так легко устоять.

16 сентября 2012

В1: основные способы словообразования

Морфологические и неморфологические способы словообразования
В языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано слово, надо:
1) увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2) определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось значение предмета как результата этого действия. Следовательно, существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от глагола носить.
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2013 года

Русский язык: принципиально ничего не изменилось. 

1. Изменен формат задания А1. 
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
3. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К1). 
4. На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы.
Источник: http://5-ege.ru/izmeneniya-v-ege-2013/
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм        2)рвалА         3)грАжданство         4)давнИшний

15 сентября 2012

Причастный обормот

Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.

Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.

Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?

14 сентября 2012

Зачем учить фонетику в школе?


Что же дает школе изучение фонетики как позиционной системы, то есть как фонологически организованного целого?
Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том, что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей, а мир отношений.

13 сентября 2012

А30: лексическое значение слова

 А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5                                 2) 7                                 3) 17                                4) 4
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.

12 сентября 2012

А29: стили и функционально-смысловые типы речи

Продолжаю публиковать консультации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10.
2) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

10 сентября 2012

Забавные предложения со словарными словами

В одном из упражнений под рубрикой "Пиши правильно!" в учебнике для 5 класса предлагается составить забавные предложения со словарными словами (они выделены курсивом).  Вот что получилось у моих ребят.

Сели мы на табурет, подавайте нам обед.
Вот оно корыто -- и лицо умыто.
Сел на мель -- жуй карамель.
Он солдат -- ему и  шоколад.          
                           (Нина Сергеева, 11 лет.)

Я сидел на табурете,
Карамель держал в руках,
Предвкушая удовольствия,
Весь в заоблачных мечтах
О конфетах и пирожных,
Шоколаде и мороженом,
Восхитительных тортах.
Пышный каравай, и пончики,
И батон, и колбасу --
Кушать их уже не хочется
Ни за что и никогда.

Интересные факты о словах русского языка

1. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии этот корень был переосмыслен[источник?] как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
2. Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед.
3. Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой, а единственное односложное полное причастие — сый.

09 сентября 2012

Лето у бабушки. Ещё одно сочинение

Я думаю, лето -- самое замечательное время года, потому что летом у нас каникулы. Можно куда-нибудь поехать, купаться в речке, играть в разные игры, кататься на роликах и велосипеде.
Летом я  гостил у бабушки в посёлке.  Там тихо, чистый  воздух.  Я каждый день пил свежее молоко. И конечно же,  помогал бабушке: ходил в магазин, в аптеку, носил воду, кормил кур, подметали  мыл полы. Без меня бабуле было бы тяжело.
На каникулах можно  долго гулять, что я и делал. Играл с пацанами в футбол, в войнушку,  в догонялки и в прятки.
Эх! Как быстро пролетело летнее время!
(Даниил Шпаченко, 11 лет).

НЕ: слитно или раздельно?

Интерактивный тест о раздельном/слитном написании НЕ с прилагательными и причастиями ЗДЕСЬ. Рекомендую для тренировки ученикам 8 класса. Они сейчас повторяют это правило.

Коллекция интерактивных схем

ЗДЕСЬ   размещена коллекция интерактивных схем по теме "Согласование  прилагательного с существительным". Можно играючи повторить  грамматическое значение прилагательного.
По этой ССЫЛКЕ  таблица окончаний прилагательных.
Коллекция интерактивных текстов для описания натюрмортов ЗДЕСЬ

Интерактивные загадки

По этой ссылке  коллекция интерактивных загадок по теме "Имя существительное". Очень интересное задание для  учеников 5 класса, которые сейчас повторяют части речи.

08 сентября 2012

Сколько любопытного вокруг!

И ещё одно сочинение  на тему "Как я провёл лето".
Лето -- самое лучшее время года: тепло, солнце ярко светит и не нужно учить уроки. Можно отдыхать, купаться, гулять с друзьями до темноты, кататься на велосипеде сколько сил хватит. И есть много-много мороженого.
Этим летом  мы с  семьёй каждое воскресенье отдыхали за городом. В каких только местах мы не бывали!
Ездили смотреть чудесный цветок лотос в дельте Волги, раскопки  столицы Золотой Орды Сарай-Бату. Там мы посетили музей, в котором видели предметы быта кочевников,   бродили по старому городу, забирались на крепостные стены.

Сочинения о летних впечатлениях

Чёрный ящик
Мой дедушка  разводит пчёл.
Как-то раз он принёс домой чёрный ящик, который похож был на ящик с "Поля чудес" А я подумал: там, наверное, какой-то сюрприз.
Когда дедушка ушёл, я  открыл этот ящик. А оттуда... вылетели пчёлы и давай вокруг меня кружиться. Того гляди ужалят. Я успел забежать в баню и захлопнул дверь.
Вот до чего доводит любопытство!                 
                                                                              (Артём Астафьев, 11 лет).
Настоящий праздник года
Как я люблю лето! Это настоящий праздник года!
Летом в выходные дни я с мамой и друзьями ездил на природу. Петя, Коля и я ловили сачком кузнечиков и бабочек, а потом, с  осторожностью их рассмотрев, отпускали. Я в первый раз ловил удочкой рыбу и поймал несколько рыбёшек. Затем мы развели костёр и варили уху. Когда огонь погас, в углях запекли картошку. Уха и  картошечка были очень вкусные, и все с удовольствием ели приготовленный  обед.
Вечером мы вернулись домой усталые, но радостные и довольные.
  (Максим Львов, 11 лет).
Это сочинения моих пятиклассников, которые они написали  на уроке.

07 сентября 2012

Интеллектуальность стала трендом еще в прошлом году. Постепенно начинается и мода на интеллект

По этой ссылке  статья под названием "Внос мозга" известного журналиста-публициста, поэта, учителя Дмитрия Быкова, опубликованная в газете "Московские новости".
Вот некоторые цитаты из неё.
  • Сегодня повод для оптимизма не надо долго искать: начался учебный год, и впервые за последние пять лет я вижу качественный скачок, революционное изменение студенческого уровня. Это, впрочем, и школьников касается. Мало того, что конкурс в лучшие вузы России доходил в этом году до 60 человек на место, в этом конкурсе действительно отобрали лучших.