Что же дает школе изучение фонетики как позиционной системы, то есть как
фонологически организованного целого?
Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой
системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что
язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том,
что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые
классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У
хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья
своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и
материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо
наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей,
а мир отношений.
В-третьих, уроки по этой парадоксальной и удивительной фонологии, если они
проводятся серьезным преподавателем, дают радость ученикам. Дети любят
наблюдать, замечать, из наблюдений делать выводы, любят искать и находить
закономерности. Отсюда -- любовь, часто азартная, к занятиям по фонетике и
фонологии.
В-четвертых, занятия фонологией делают орфографические умения сознательными,
разумно усвоенными, убеждают ученика в ценности русской системы письма; они
обычно обеспечивают высокую грамотность.
В-пятых -- выигрыш для учителя: видя, что его работа дает хороший результат,
он ходит довольный, уверенный в ценности своей работы.
Итак, фонология в школе, конечно, требует особых усилий учителя, но она
себя оправдывает и, в конце концов, облегчает учителю его работу. (М.В.
Панов. Методика преподавания русского языка. Усложнить, чтобы упростить).
Учителя сегодня - хотелось бы лучше. Программа для детей раздута. В итоге дети не усваивают необходимое. Учить все практически не возможно. В сутках у ребенка 24 часа.
ОтветитьУдалить