Морфологические и неморфологические способы словообразования
В
языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на
значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и
словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано
слово, надо:
1)
увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2)
определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического
значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём
существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в
сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось
значение предмета как результата этого действия. Следовательно,
существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от
глагола носить.
Внимание! Есть
формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а
не новых слов. К ним относятся:
а)
окончания;
б)
формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола
повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий,
сравнительной степени прилагательных и наречий.
Существует
два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения
лексики: морфологический и неморфологический.
1.
Морфологический способ:
1)
образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или
префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было
"до" истории), делать - сделать;
2)
образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный
способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак,
как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак,
возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);
3)
образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный,
или аффиксальный способ): вкус - безвкусица (то, что лишено
вкуса);
4) усечение
суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём
усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат
получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет
признак цвета);
5) сложение
целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых
каждым словом:сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;
6) сложение
основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый
снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;
7)
сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего
получаютсясложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная
газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;
8) сращение,
или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с +ума + сшедший = сумасшедший.
2. Неморфологический
способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи
в другую за счёт переосмысления понятия слова:
1) при
помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором
меняется значение производящего слова): среда (день недели)
- среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный)
- ампер (единица измерения силы тока).
2) при
помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический
способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка.
- Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в
женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?)новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.
Лексико-синтаксическим
способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например:
существительное течение - предлог в течение;
деепричастие благодаря - предлог благодаря и
т. п.
Задания.
1.
Определите способ словообразования слов объективность, лисонька,
подоконник, направо. Определите, новые слова или формы слов рисующий,
проехала, красивее, переходя.
2.
Исправьте ошибки, допущенные в словообразовании выделенных слов. Проверяйте
себя по орфографическому словарю.
1) С
исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер
Иудушки Головлёва.
2) В
литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный
путь.
3)
Старик Дубровский не мог вынести измываний соседа.
4)
Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с
большой шириной и глубиной.
5) Ехай скорей
с горы!
6)
Сегодня солнце так и жгёт.
7) Вы
не хочете отдохнуть после обеда?
3.
Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным
способом:
1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5)
походка
6)
соломенный
7)
самолёт
8)
прочитанный
Ответ: 2,
5.
Источник здесь
Задания В1. Основные способы
словообразования с комментариями и пояснениями
Комментариев нет:
Отправить комментарий