А29. Какое из перечисленных утверждений
является ошибочным?
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает
суждение, высказанное в предложении 10.
2) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.
Текст для
выполнения задания А29
|
(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат
беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню,
близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал
лицом к стене и горячо продолжал:
– (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике –
давали сознание. (5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как
возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить
животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне
мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот
проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в
обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на
самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть,
мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)
Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим
действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково
несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на
меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат доверчиво
положил холодную руку на моё плечо. – (15) Я не могу понять, что такое
происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог
объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни
мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка ещё
горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде,
и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое,
простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым
рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)
Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как
он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах,
о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал,
было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.
(25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я
видел там.
– (26) Мне неадо вылезать из ванны, – легкомысленно
сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три
года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и
тяжёлые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынцли меня и
одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно
и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился
работать. (29) Моя радость былы так велика, наслаждение так глубоко, что я не
решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)
Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
|
Для справок
С учением о тексте тесно связано понятие о
стилях речи. Выделяется 5 основных стилей речи: разговорный, научный,
официально-деловой, публицистический и художественный. Каждому из этих стилей
присущи свои особенности: официально-деловому стилю характерна стандартизация,
включение в текст аббревиатур, сокращений; тексты научного стиля насыщены
терминологией; публицистический стиль – стиль газет и журналов; художественный
стиль отличает использование языковых средств, обладающих наравне с логическим
смыслом еще и экспрессивно-эмоциональным оттенком и т.д.
Отличием научного от всех других стилей
речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
·
Научный. Адресат этого стиля – учёный,
специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов,
закономерностей, открытий. В собственно научном стиле речи не объясняются
факты, общеизвестные в науке, а термины объясняются только новые. Отличается
этот стиль большим объёмом предложений и частым употреблением цитат. Заглавие
текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена
работа. («О языке художественной литературы»). Ведущий тип речи
стиля – рассуждение.
·
Научно-учебный. Адресованы работы в
данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты,
необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и
примеры приводятся типовые. Объясняются практически все термины, учебный текст
обычно начинается с объяснения понятия. Объём предложений значительно меньше,
чем в собственно научном подстиле, реже употребляются цитаты. Заглавие
указывает на тип учебного материала (учебник, практикум, сборник и т. д.).
Ведущий тип речи – описание.
·
Научно-популярный. Адресат – любой
интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке,
заинтересовать читателя. Естественно, точность отображения фактов у этого
подстиля гораздо ниже, чем у предыдущих, он приближается к публицистическому
стилю. Чтобы заинтересовать читателя, в текстах данного подстиля
рассматриваются не только необходимые для раскрытия темы факты, но и
интригующие, занимательные, иногда даже недоказанные гипотезы. Примеров
значительно больше, чем в других подстилях. Термины здесь менее частотны, чем в
собственно научном и научно-учебном подстилях, объясняются через аналогию, то
есть бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение – толпа в метро в час пик). Объём предложений
меньше, чем в других подстилях. Цель стиля позволяет использовать цитаты не
очень точные и без подробных сносок. Преобладающий тип речи – повествование.
Заглавие не только называет тему книги, но и вызывает интерес, интригует
читателя («Почему мы не похожи друг на друга?»). Среди особенностей
этого подстиля можно назвать употребление эмоциональных слов, сравнений,
метафор, эпитетов, вопросительных и восклицательных предложений.
В заданиях типа А29 экзаменуемым
предлагается определить тип речи тех или иных предложений, выделяя при этом три
типа речи: описание, рассуждение, повествование. При описании предложения характеризуют предметы по их внешним признакам, при рассуждении читающие знакомятся с позицией автора относительно той или иной проблемы, а
при повествовании автором описываются события и поступки без какой-либо эмоциональной
подоплёки и комментариев. От типа речи во многом зависит композиционная
структура самого текста. Зависимость композиции от типа речи представлена в
следующее таблице:
Тип речи
|
Характеристика типа речи
|
Структура
|
Повествование
|
Рассказывается о последовательных событиях, действиях.
|
Начало действия.
Развитие действия,
события.
Завершение действия,
событий.
|
Описание
|
Характеризуются признаки предмета речи. Обычно в описании говорится о тех
признаках, которые можно увидеть сразу, все вместе.
|
Общее впечатление от предмета речи.
Признаки предмета речи.
Оценка предмета речи (может отсутствовать).
|
Рассуждение
|
Раскрываются причины чего-либо, доказывается какая-либо мысль, даётся
объяснение чего-либо.
|
Тезис.
Доказательства.
Вывод (может отсутствовать
|
В произведениях чаще всего встречаются
комбинированные типы речи (повествование с элементами описания, повествование с
элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, описание с
элементами повествования и т.д.).
Источник здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий