Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 декабря 2023
Как учителю работать на платформе Сферум?
18 декабря 2023
Что такое Сферум и для чего он нужен?
По мнению ведомства, «Сферум» позволит объединить мессенджер, чаты и образовательную платформу, таким образом упростив жизнь учителю. В ведомстве отмечают, что с 1 января 2023 года при реализации основных общеобразовательных программ все школы должны использовать только государственные информационные системы.
Кому принадлежит Сферум?
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб.
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб
17 декабря 2023
Актуальные мысли. 95 лет со дня выхода в свет романа "Двенадцать стульев"
Илья Ильф и Евгений Петров: отрывок из книги "12 стульев"
📔 Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
11 ноября 2023
После уроков: На выставке "Россия" можно сдать пробный Единый и ...
27 октября 2023
7 «сказочных» слов, в которых мы постоянно делаем ошибки
26 октября 2023
10 культовых мультфильмов и фильмов с музыкой Геннадия Гладкова — в память о композиторе
1. «Бременские музыканты», 1969
Помните мотив песни «Ничего на свете лучше нету»? А выступление разбойников, про которых говорят, что они бяки-буки? Слова культовых песен из «Бременских музыкантов» написал Юрий Энтин, а вот музыку к ним, которую мы помним с самого детства, Геннадий Гладков. Он же был композитором в сиквелах «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Читать полностью
25 октября 2023
Полный гайд по ЕГЭ-2024: изменения, минимальные баллы и советы, как готовиться уже сейчас
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5731298-polny-gayd-po-yege-2024-izmeneniya-minimalnyye-bally-i-sovety-kak-gotovitsya-uzhe-seychas
24 октября 2023
«Бременских музыкантов» придумал Андерсен? Тест: кто написал самые известные сказки
23 октября 2023
Учителя уходят из школ коллективами: почему такое случается и что можно сделать
В конце этого лета, накануне нового учебного года, громкая история случилась в Екатеринбурге: из МАОУ СОШ № 22 одновременно уволилось больше десятка учителей. Точные цифры назвать сложно: в разговоре с «Мелом» педагоги, ушедшие из учреждения, говорили о 12–17 учителях. При этом портал Екатеринбург.рф, ссылаясь на слова директора школы, приводит такие цифры: «За летний период из учебного процесса вышли 12 педагогов: один по уходу за ребенком, 5 по причине достижения пенсионного возраста, и 6 специалистов ушли по собственному желанию».
Читать полностью
22 октября 2023
Почему не отступают ни на йоту? История происхождения выражения и его значение
21 октября 2023
Когда появились левый и правый ботинок?
20 октября 2023
План анализа эпизода художественного текста
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора;
· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
· их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме);
· друг к другу;
· кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
19 октября 2023
О любви к Отечеству
Кто любит своё отечество, тот подаёт пример любви к человечеству
Александр Васильевич Суворов
18 октября 2023
Шпаргалки. Чем они могут быть полезны?
Суть шпаргалки заключается в том, чтобы на маленькой площади уместить много информации. Соответственно, чтобы сделать шпаргалку, надо не просто внимательно прочитать текст, но и выделить главное, записать всё в виде схем, условных обозначений и т.п.
2. Помогают запомнить материал.
В процессе изготовления шпаргалки работает не только визуальная, но и моторная память, а значит, информация лучше откладывается в голове.
3. Развивают креативность.
Шпаргалки — бесконечное поле для творчества: из чего сделать, где разместить, как незаметно использовать. Кстати, есть педагоги, которые готовы добавить балл к отметке, если учащийся сдаст оригинальную шпаргалку до того, как приступит к работе. Среди школьных учителей такое встречается реже, а среди преподавателей вузов — относительно распространённая практика, поскольку наличие шпаргалки говорит о том, что студент готовился.
4. Улучшают почерк, развивают терпение.
Шпаргалка должна быть максимально аккуратной, что хорошо влияет на почерк и общий подход к работе.
Неужели мы предлагаем активно пользоваться шпаргалками и обманывать педагогов? Нет. Мы предлагаем их лишь изготавливать, а затем оставлять дома, поскольку материал, который был перенесён на шпаргалку, и так прекрасно отложился в голове ученика.
Источник
17 октября 2023
Who’s Who, господин Обломов! …или Во всём виноват Захар… (Попытка современного взгляда на известного литературного героя)
16 октября 2023
«Грамотный человек — не тот, кто пишет без ошибок». Интервью с филологом — о русском языке в школе и за ее пределами
Замечали, как люди в интернете ругаются из-за неверно написанных слов и кривых предложений? Мы поговорили с филологом, преподавателем вуза и автором канала «Русский для мозга» Анной Комышковой и разобрались, почему нас так беспокоит грамотность, что делать с чужими ошибками и как все это касается учителей.
«Грамотный — не тот, кто пишет без ошибок»
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/439781-uchitelya-rusisty-ne-imeyut-prava-na-oshibku-bolshoye-intervyu-s-filologom--o-gramotnosti-v-shkole-i
14 октября 2023
"Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова
13 октября 2023
Михаил Александрович Шолохов
По произведениям Шолохова советские и российские режиссеры снимали фильмы, ставили спектакли и создавали оперы.
![]() |
Василий Плотников. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 1978. Частное собрание |
![]() |
Геннадий Животов. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 2008. Частное собрание |
12 октября 2023
Откуда появилось выражение «профессор кислых щей» ?
11 октября 2023
Мисофония, кенопсия и фриссон. Что это за чувства?
Кенопсия - смесь страха и ностальгии, когда вы находитесь в месте, где еще недавно было очень людно, а сейчас нет никого. Это чувство знакомо многочисленным туристам в Чернобыле – городе, где когда-то кипела жизнь, а теперь из каждого угла веет смертью. В интернете есть даже одноименное сообщество фотографов, Kenopsia, где выкладывают кадры заброшенных домов, больниц, улиц из разных стран.
Фриссон - это ощущение мурашек, которые могут пройти по коже в ответ на какое-то внешнее воздействие - такое, как красивая музыка, волнующий момент в кино, трогательное место в книге или величественное произведение искусства. Это чувство может вызывать положительные эмоции и часто ассоциируется с эстетическим удовлетворением.
10 октября 2023
09 октября 2023
Всемирный день почты и книги – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
«Самое дорогое у человека — это жизнь". Цитата из романа "Как закалялась сталь"
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
Николай Островский. "Как закалялась сталь"
08 октября 2023
Всероссийское тестирование по развитию речи
https://anketa.natlang.ru/about-test/
По ссылке Всероссийское тестирование по развитию речи. Проверьте себя, как вы знаете нормы русского литературного языка. Для всех: для 1-11 классов и взрослых. Продлится тестирование до 23 октября.
Учителем года России стал преподаватель русского языка и литературы посольской школы в Тегеране
В четверг, 5 октября, в Москве, на площадке Форума классных руководителей, объявлено имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2023". Им стал учитель русского языка и литературы школы при посольстве РФ в Иране Олег Янковский.
Быть учителем - это лучшая форма созидания, вид искусства и лучший способ оставить свой след и принести пользу
Олег Игоревич Янковский
Призеры Всероссийского конкурса "Учитель года-2023"
Антон Кандауров, учитель физкультуры Краснолучской школы № 29, Луганская Народная РеспубликаАрман Костанян, учитель математики, Лицей Иннополис, Республика Татарстан
Михаил Ладных, учитель физики, образовательный комплекс "Алгоритм Успеха", Белгородская область
Бэлла Яндиева, учитель английского языка, школа № 7, г. Грозный,
07 октября 2023
Разговоры о важном 9 октября. О взаимоотношениях в коллективе
Внеурочное занятие "Разговоры о важном" 9 октября посвящено теме «О взаимоотношениях в коллективе" (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга).