17 июля 2025

"Мама, я спустился в ад, и я победил ад"

Анна Долгарёва: «Цветок земляники под Лисичанском…»

 Анна Петровна Долгарёва (Анна Лемерт) –  поэтесса, журналист. Родилась в 1988 году в Харькове. Член Союза писателей России. По первому образованию химик, по второму – политолог. С 2015 года работает военным корреспондентом в Донецкой и Луганской народных республиках. Тексты переводились на немецкий и сербский языки.

***
А воздух жаркий, и липкий, и так его мало.
Пропустите, говорит, пропустите, я Его мама,
но ее, конечно, не пропускают,
ад хохочет, трясется, и зубы скалит,
торжествует.
А она говорит: дайте мне хоть ручку Его неживую,
подержать за ручку, как в детстве,
я же мама, куда мне деться.
Вот она стоит, смерть перед ней, в глаза ей смеётся,
Пасть у смерти вонючая, зрачки-колодцы,
Смерть идёт по земле, истирает гранит и крошит,
А она отвечает:
Маленький мой, хороший,
Ты уж там, где ты есть, победи, пожалуйста, эту дрянь.
Ты вот ради этого, пожалуйста, встань,
Открывай глаза свои, неживые, незрячие.
И плачет, сильно-пресильно плачет.
Он войдёт в её дом через три дня.
Мама, скажет, мама, послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят:
Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
Мама, я сделал всё, как ты мне сказала.
Смерть, где твоё жало?
***

За холмом и рекой бахает, бацает.
И полно тут этих холмов и рек.
А в Луганске цветёт акация
И у Ксю в коляске маленький человек.
И везёт она его, совсем новенького,
Меньше месяца как рождённого на свет,
А рядом идёт солдатик, и голова вровень его
С цветами – седыми, и он – сед.
Как брызги шампанские,
Акации соцветия.
Пацаны луганские
Двадцатилетние.
На разгрузке лямки,
На портрете рамка.
Где ваши мамки?
Я ваша мамка.
Как они уходят за реку Смородину,
За реку Донец, за мёртвую воду,
За мёртвую мою советскую родину,
За нашу и вашу свободу.
По воде и облакам, как по суше,
На броне машут, несутся тряско.
А всё же жизнь продолжается, правда, Ксюша?
И Ксюша катит коляску.
***

Источник 

О стихотворении «Калмычке» Пушкина, калмыцком чае и связи народов России

    В 1829 году Александр Сергеевич Пушкин совершил путешествие на юг России и Кавказ, направляясь в Арзрум. По пути он пересек степи Калмыкии — земли, населённые кочевым народом с богатой культурой и традициями. Именно здесь поэт написал стихотворение «Калмычке», в котором отразил свои впечатления о встрече с калмыцкой девушкой и о жизни степного народа. Это произведение, а также его опыт знакомства с и бытом калмыков, позволяют глубже понять культурный колорит степей и отношение Пушкина к новым для него реалиям.

Калмычке
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
Памятник А.С. Пушкину в Элисте

 И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,
Ты шелком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром
Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ма dov’e
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
И плосок нос, и лоб широк,
Ты не лепечешь по-французски,
Ты шелком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром
Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ма dov’e
Галоп не прыгаешь в собранье…
Что нужды? — Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Друзья! не все ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящей зале, в модной ложе,
Или в кибитке кочевой?
1829 г.

    Стихотворение «Калмычке» посвящено образу молодой калмыцкой девушки, с которой Пушкин встретился в пути. Поэт чуть было не последовал за её кочевой кибиткой:
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
       Главная мысль произведения — восхищение простотой, природной красотой и искренностью степной девушки, живущей в суровых условиях кочевого быта. Пушкин подчёркивает её естественную грацию и внутреннюю силу, присущие людям степи, и одновременно выражает лёгкую грусть и ностальгию по быстротечности мгновений встречи.
    В стихотворении чувствуется уважение к традициям и культуре калмыков, а также интерес к их образу жизни, отличному от привычного для русского поэта. «Калмычке» — это своего рода символ встречи двух миров: русского и степного, оседлого и кочевого, европейского и азиатского.
        Пушкин описывает, как попробовал калмыцкий чай во время путешествия, когда встретил калмыков. В котле варился напиток с молоком, бараньим жиром и солью. Этот напиток предложила поэту молодая калмычка. Поэт выпил чай, но он ему не понравился: «Не думаю, чтобы кухня какого б то ни было народа могла произвести что-нибудь гаже».
      Калмыцкий чай в XIX веке существенно отличался от привычного русского чая. Он готовился на основе мясного бульона и молока, крепко заваренного зелёного чая с добавлением соли, масла. Мясо варилось не в воде (её в степи  было в обрез), а в молоке. Такой напиток был питательным и согревающим, что было важно для кочевников, живущих в суровых климатических условиях полупустыни.
    Калмыцкий чай представлял собой густой, маслянистый напиток с необычным вкусом, который европейцам и русским путешественникам мог показаться непривычным и даже неприятным. Пушкин не оценил этот напиток, что отражает различия в культурных привычках и восприятии и вполне естественно.

     Современный калмыцкий чай, думаю, Александру Сергеевичу понравился бы. В Элисте мы купили плиточный зелёный чай (именно плиточный чай по традиции нужен для приготовления калмыцкого чая). Товар сопровождается вот таким любопытным рецептом.

Буддийский или буддистский?

Буддийский или буддистский храм? Как правильно?

Правильны оба варианта: «буддийский» и «буддистский» храм. gramota.ruekburg.ru
Выбор между этими словами зависит от контекста:«Буддийский» — если речь идёт о храме, относящемся к буддизму. gramota.ruekburg.ru
«Буддистский» — если нужно подчеркнуть, что храм принадлежит или относится к буддистам (буддисту). gramota.runewslab.ruekburg.ru
Во многих случаях эти слова взаимозаменяемы, и храм может быть назван как «буддийским», так и «буддистским».
Согласно толковым словарям русского языка, буддийский – прилагательное от буддизм, буддистский – прилагательное от буддист. Во многих случаях эти слова взаимозаменяемы: так, учение может быть и буддийским, и буддистским, храм – и буддийским, и буддистским (это примеры из словарей). Живопись, на наш взгляд, тоже может быть и буддийской (относящейся к буддизму), и буддистской (созданной буддистами). ссылка   Грамота.ру

Буддизм — это учение, которое учит достигать просветления и освобождения от страданий через личные духовные практики. При этом буддизм не постулирует существование бога-творца и делает упор на личный опыт и самопознание. Возник в древней Индии в VI–IV веках до нашей эрыvfokuse.mail.ru
Основатель — Сиддхартха Гаутама, который позднее стал известен как Будда Шакьямуни. Будда — не имя собственное, а титул, который означает «пробудившийся». 
Важно: буддизм — религия, к которой нельзя принадлежать по рождению — обращение в буддизм есть результат осознанного выбора. bigenc.ru

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Недавно мы побывали на экскурсии в городе Элисте -- столице Республики Калмыкии. Всё там произвело на нас неизгладимое впечатление: и прежде всего, пока ехали туда, бескрайняя пустынная степь; и музей калмыцкой культуры и быта в юртах; и Золотые ворота, пройдя через которые, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется; и мемориал "Исход", посвящённый депортации калмыков в годы Великой Отечественной войны; и, несомненно, священный буддийский хурул -- храм, дворец, прибежище главного будды.
Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается самым буддийским храмом в России и Европе. Он был построен за девять месяцев на пожертвования верующих на месте старого завода железобетонных изделий  и торжественно открыт в столице Республики Калмыкии 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Храм является не только религиозным, но и образовательным центром.
Некоторые особенности хурула:
Высота здания — 63 метра. bolshayastrana.comru.wikipedia.org*
Внутри находится статуя Будды высотой 9 метров, украшенная бриллиантами и покрытая сусальным золотом.
По периметру комплекса возведён забор из 108 ступ — архитектурно-скульптурных сооружений полусферического типа, размещённых с шагом 5 метров.
Вокруг хурула расположено 17 пагод со статуями великих буддийских учителей.
Около храма установлена статуя Белого старца — языческого калмыцкого бога.
Хурул состоит из семи этажей, каждый из которых выполняет определённые функции.
Определены правила посещения: обход вокруг храма и святых объектов нужно совершать только по часовой стрелке, в алтарную часть хурула могут входить только верующие, остальным вход запрещён. Входя в молитвенный зал, где находится статуя Будды и стены  расписаны фресками, на которых изображены великие мудрецы, учителя буддистов, нужно снять обувь. А выходить следует , не поворачиваясь спиной к статуе.
Хурул  буддийский храм (монастырь, обитель) в калмыцком (монголо-ойратском) ламаизмеНазвание происходит от монгольского «хурэ» — «круг, ограда».

16 июля 2025

Почему скорость света в физике именно 300 000 км/с?

 Источник

Скорость света - 300 000 км/с. Мы знаем об этом со школы, как нечто фундаментальное и вечное. Но если вдуматься — почему именно такое значение у скорости света? Что в этой цифре особенного?
Чтобы это понять, давайте немного углубимся в то, что вообще такое свет. Свет — это электромагнитная волна, которая как и любая другая волна распространяется с определённой скоростью в зависимости от среды. Но в вакууме, где нет сопротивления среды, свет движется с максимально возможной скоростью, определяемой не веществом, а фундаментальными свойствами самой вселенной.
Удивительно, но до XIX века люди вообще не были уверены, есть ли у света скорость. Казалось, он просто есть — зажег свечу, и комната осветилась. Только с развитием телескопов, зеркал и астрономических наблюдений учёные начали догадываться: свет не бесконечно быстрый, он движется и имеет свою скорость. И эта скорость — ограничена.
Когда Джеймс Максвелл вывел уравнения электромагнитного поля, он получил странную константу, связанную с электрической и магнитной проницаемостью вакуума. При подстановке в формулу она давала именно ту самую скорость — около 300 000 км/с. Не случайность, не догадка, а глубинное свойство пространства: вакуум сам по себе диктует свету, как быстро он должен двигаться.
Изменилось бы что-то, если бы эта скорость была другой? Да ещё как! При меньшей скорости света всё было бы медленнее: электронные устройства, химические реакции, даже жизнь. При большей — пространство «растягивалось» бы иначе, причинно-следственные связи нарушались, а Вселенная могла бы быть нестабильной. Эта цифра — как золотой баланс, без которого реальность выглядела бы совсем по-другому.
Так что 300 000 км/с — это не просто красиво округлённая величина. Это пульс Вселенной. Всё: от GPS-спутников до структуры времени, построено на этом числе. И если бы оно хоть немного отличалось — возможно и нас с вами бы здесь не было.

"Мама точно знает, она – мишень. Или кто-то из нас c тобой…"

Анна Ревякина: «А в Донецке снова гудит земля…»
Анна Николаевна Ревякина – поэтесса, блогер, общественный деятель. Родилась в 1983 году в Донецке. Автор семи книг. Член Союза писателей России, Союза писателей ДНР и Союза писателей Республики Крым. Стихи переведены на одиннадцать языков. Живёт в Донецке.

***

Кто читает все эти чёртовы сводки?
Налей мне водки, промой мои раны,
мы с тобой в подвале сидим, как
в подводной лодке,
имени русой Марии, имени плачущей Анны.
Наша лампа-лампочка, наша маленькая
лампада,
жёлтая, жуткая, внутриматочная спираль
мира.
Не гляди на меня, Мария, я боюсь твоего
взгляда,
помолчим, Мария, здесь каждое слово –
гиря.
Наш подвал укромен, четыре стены
и стулья,
а ещё эти полки с помидорами-огурцами.
Нас подвал уменьшает, съёживает, сутулит,
мы становимся даже не сёстрами –
близнецами.
А на завтра сводки, от которых мне сводит
душу,
а на завтра снова учиться ходить по краю.
Мы идём по улице – два морячка по суше,
мы с тобою ещё ни разу не умирали.
***
А в Донецке снова гудит земля,
словно в худшие времена,
только мама считает, что худшее впереди.
Дом – четыре стены, но одна стена
говорит: «Беги!»
Моя мама устала бояться
и устала вот так стоять,
словно вкопанная в беду.
Если вспять пространство
и время вспять,
то не смей подходить к окну.
Это зарево сызнова – не заря,
это зарево – зуб за зуб.
Моя мама, ни слова не говоря,
унимает дрожь, усмиряет зуд.
Ей давно не страшно, она кремень,
серый памятник площадной.
Мама точно знает, она – мишень.
Или кто-то из нас c тобой…
***
К предательству не страсть, но тяга,
держать в кармане оба флага,
жонглировать, кто больше даст.
За мой Донбасс, за твой Донбасс.
Спрос не рождает предложенье.
Вот воин, он к стихосложенью
не то, чтобы совсем младенец.
Скуластый рослый ополченец,
от всех скрывающий обличье:
«Поговори со мной на птичьем!»
Да говорю я, говорю же!
На языке цветов и кружев.
Про тех, кто нас ещё предаст,
про тех, кто нами будет предан.
И тем, и тем иконостас
на грудь повесят за победу.
А ты, давай, не у-мир-рай,
не умирай, не умирай,
не умирай, не умирай,
не умирай, не умирай…

Поэзия не зря с любовью схожа:// Все в ней открыто, просто и светло.

Андрей Дмитриевич Дементьев (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва) — советский и российский поэт, журналист, радио- и телеведущий. kino-teatr.ru
Душа к высокой простоте стремится.
Где Слово, как открытая звезда,
Вдруг осветит нежданную страницу.
Мне с ребусами в книгах не везло.
Поэзия не зря с любовью схожа:
Все в ней открыто, просто и светло.
И быть иначе, думаю, не может.
                             А. Дементьев
Некоторые факты из биографии:
В 1952 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького. 
С 1953 года — сотрудник газеты «Калининская правда», в 1955–1958 годах — заведующий отделом комсомольской жизни калининской газеты «Смена», в 1967–1972 годах (с небольшим перерывом) — работник ЦК ВЛКСМ. 
В 1981–1992 годах — главный редактор журнала «Юность». При его участии в журнале были опубликованы романы, повести, стихи В. Аксёнова, А. Арканова, В. Астафьева, Б. Ахмадулиной, Б. Васильева, Ю. Друниной, А. Вознесенского, В. Войновича, Е. Евтушенко, В. Максимова, В. Некрасова, Б. Окуджавы, Л. Филатова, Ю. Полякова и других. 
Автор сборников «Лирические стихи» (1955), «Родное» (1958), «Глазами любви» (1962), «Солнце в доме» (1964), «Наедине с совестью» (1965), «Боль и радость» (1973), «Рядом ты и любовь» (1976), «Рождение дня» (1978), «Азарт» (1983). 
Автор сборника рассказов «Штрихи большой жизни», «Август из Ревеля», переводов с армянского, азербайджанского и абхазского языков, сценариев телевизионных передач. kino-teatr.ru
Песни на его стихи исполняли, в частности: Людмила Зыкина, Вадим Мулерман, София Ротару, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Яак Йоала, Евгений Мартынов, Марк Тишман. 
С конца 1980-х годов начал работать на телевидении и радио в качестве корреспондента и ведущего. 
С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. 
Был членом Союза писателей СССР, почётным членом Российской академии художеств.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004). 
Лауреат премии Ленинского комсомола (1981), Государственной премии СССР (1985), премии правительства РФ в области культуры (2013). 
Андрей Дементьев — автор лирических и патриотических песен, среди них: «А я без Волги просто не могу», «Отчий дом», «Прекрасное имя — Россия», «Яблоки на снегу», «Поздняя любовь», «Расскажи мне, мама», «Лебединая верность», «Алёнушка», «Баллада о матери», «Мы навек любовью ранены», «Каскадеры», «Я тебя рисую».
Баллада о матери слущать песню

15 июля 2025

"Потому что вера моя – любовь"

 Александра Себянина: «Чтобы ты вернулся…»

Александра Михайловна Себянина родилась в городе Далматово Курганской области. Окончила Шадринский педагогический институт. Второе высшее образование получила в РАНХИГС по специальности Государственное и муниципальное управление. Жила и работала в Далматово, Каменске-Уральском Свердловской области, Адлере. С 2015 года начала ездить волонтёром на Донбасс, отвозить гуманитарную помощь мирным жителям и военным. В августе 2022 года окончательно переехала жить на Донбасс, где продолжила писать стихи о самом важном.
***
Все боялись Града, а расцвела любовь.
Да такая, что выше спутников и ракет.
Сердце мерно качает боль, разбавляя кровь,
Ничего сильнее любви моей в мире нет.
И встаёшь ты несокрушимый в моей броне,
И проносится мимо стальное крошево, шелестя.
И идёшь ты сквозь гарь и пламя войны ко мне,
Узнавая по всем приметам легко меня.
И я раз за разом опять проживаю ад,
Побеждаю его, воскрешая тебя собой.
Просто чтобы со мной остался твой карий взгляд.
Просто чтоб ты вернулся: любимый, родной, живой.
Если есть в мире Бог, то вера моя крепка,
Я учусь и смиренью тихому, и мольбе.
И на юго-востоке грохочет моя война,
Наполняя молитву мыслями о тебе.
16 июля 2022

***
И когда подступает тьма, оттесняя свет,
Ад распахивает чертоги свои, грозя,
Я читаю свою молитву, которой нет,
Потому что она до точки вся про тебя.
И когда за горло хватает звериный страх,
И студеной водой становится в венах кровь.
Я читаю молитву свою в стихах,
Потому что вера моя – любовь.
И когда пылает алым костром закат,
Минометный вой наполняет воздух глухим свинцом.
Развернув чертей, отправляю обратно в ад.
И свиваю страхи тугим кольцом.
29 июля 2022

Источник 

Александра -- частый гость в Донбассе. Фото: из архива автора
Инкассаторская "Нива" от Саши Себяниной.для бойцов СВО / фото из архива автора
Фото ссылка

Бесполезная классика, или Переосмысление вечных ценностей – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Бесполезная классика, или Переосмысление вечных ценностей – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Представьте себе книгу, которая меняет привычное представление о том, что является полезным и важным в нашей жизни – настоящий кладезь идей для тех, кто ищет вдохновение за пределами стандартных учебников по управлению и бизнес-литературы. И эта книга уже давно занимает достойное место в биб...

"... я с нетерпением ожидаю вашего приговора"

 Один день в истории литературы

  • 1852 — Лев Толстой с Кавказа отправил в журнал «Современник» Н. А. Некрасову своё первое произведение — повесть «Детство».
15 июля 1852 года Лев Толстой с Кавказа отправил в журнал «Современник» Н. А. Некрасову свое первое произведение — повесть «Детство». Свое письмо он заканчивает словами: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое».
Работал над «Детством» — как и над другими своими произведениями — Толстой в самом деле «упорно». Хотя во второй редакции повесть носит вполне завершенный характер, Толстой ею недоволен и многие еще месяцы занят ее переделкой и доработкой. Ответ от Некрасова приходит очень скоро. Он обрадовал Толстого «до глупости». Вот что пишет Некрасов Толстому: «Я прочел Вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе ее есть талант. Во всяком случае, направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения…».

14 июля 2025

Два стихотворения. Сравнительный анализ стихотворений Г.Р. Державина «Снигирь» и И.А. Бродского «На смерть Жукова»

Содержание

1. Державин и Суворов.
2. История создания стихотворения "Снигирь".
3. История создания стихотворения "На смерть Жукова".
4. Общее в стихотворениях.
5. Различия в стихотворениях.
6. Средства художественной выразительности, использованные авторами.
7. Заключение.

Известно, что Гавриил Романович Державин и Александр Васильевич Суворов в последние годы дружили. И буквально за несколько дней до своей смерти Суворов спросил у товарища, что следовало бы написать на собственном надгробии. Державин ответил: «Здесь лежит Суворов». Великому полководцу эпитафия очень понравилась. Действительно, через несколько десятилетий надпись, предложенная Державиным, появится на могиле Суворова.

После похорон Державин пришёл домой очень грустный. Он любил птиц и держал дома их много. Среди них был один особенный снегирь. Он знал, как тогда говорили, одно колено, один пассаж какого-то военного марша, и когда приходил хозяин, начинал насвистывать эту мелодию.

Глядя на эту любимую народом птичку, неприхотливую, как русский солдат, Державин написал стихотворение «Снигирь». (Именно так у поэта – «Снигирь»).

Снигирь
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Читать здесь
см также ссылка

Стихотворения «Снигирь» и «На смерть Жукова» —это яркие примеры того, как поэзия разных эпох может обращаться к вечным темам жизни, смерти и памяти. Оба произведения ценны своей глубиной и выразительностью, они учат нас видеть мир с разных сторон и задумываться о смысле жизни. Для старшеклассников эти стихи могут стать хорошей основой для сочинения, где важно показать умение анализировать произведения и видеть их связь с историей и философией.

Вердикт императрицы: «В третьем месте не мог ужиться; надобно искать причину в себе самом. Пусть пишет стихи».

 Гавриил Романович Державин (1743–1816) — русский поэт и государственный деятель, представитель русского классицизма. 

Биография
Родился 3 (14) июля 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян.
С 1759 года обучался в Казанской гимназии.
В 1762 году поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк.
В 1773–1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.
С 1777 года поступил на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника.
В 1784–1788 годах занимал пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества.
В 1791 году Державина назначили кабинет-секретарём Екатерины II.
С 1802 по 1803 год служил министром юстиции.
В 1803 году Державин ушёл в отставку и поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. prlib.ru
Творчество
Державин развивает традиции русского классицизма, продолжая традиции Ломоносова и Сумарокова. Некоторые особенности творчества:Смешение жанров, например, соединение оды и сатиры в одном произведении.
Философский характер — в одах обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Изображение природы — пейзаж в стихотворениях Державина динамичный и многокрасочный, наполнен звуками. foxford.rusoyuz-pisatelei.ru
Наследие
В 1782 году опубликована ода «Фелица», посвящённая императрице Екатерине II, — принесла поэту широкую литературную известность.
Стихотворение «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырёх томах. obrazovaka.ru
Память
Похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода. obrazovaka.ruprlib.ru
Именем Державина названы улицы и площади российских городов, учебные заведения, литературные чтения и фестивали, музеи. baltkon.ru
Державин: поэт и министр, который был слишком честным ссылка

"У нас одна лишь Родина – Россия!"

Константин Фролов-Крымский: «Мы делаем одно святое дело!..»
Константин Юрьевич Фролов (Фролов-Крымский) – крымский бард, актёр, поэт. Родился в 1956 году в городе Новохопёрск Воронежской области. Окончил исторический факультет Воронежского педагогического института. Работал директором школы в одном из сёл Воронежской области. С 1983 года живёт в Крыму.

***

Да кто их поймёт, этих русских солдат…
Когда над страной раздаётся набат,
Простые ребята, где каждый – герой,
Берут автомат и становятся в строй.
Они, неказисты, с курносым лицом,
В границу страны упираясь крестцом,
Встают перед нечистью мощной стеной,
Чтоб враг впопыхах захлебнулся слюной.

Подбит БТР, в нём – живой экипаж.
Противник доволен, он ловит кураж.
Десяток стволов по машине долбит…
Сейчас БТР будет точно добит!
Вдруг танк наш подходит под взрывы и свист,
К подбитой «броне» подбегает танкист,
Цепляет на крюк перекрученный трос –
И благополучно решает вопрос!
Все живы, покинув «броню» налегке.
Лишь у командира осколок в руке.
Промедли – и был бы печальный исход.
А это до свадьбы авось заживёт!
Никто, кроме русских, не может посметь
Сквозь зубы плевать на летящую смерть,
«За други» бросаясь в пылающий ад!..
Да кто их поймёт, этих русских солдат…
25.04.22

Православные и мусульмане

Напрасно Запад нас «свободой» манит.
Он проиграл! Гореть ему в аду,
Коль православные и мусульмане
За Родину стоят в одном ряду.
А как они на Западе мечтали
Нас подчинить то мёдом, то хлыстом,
Но тут им на пути стеною встали
Рамзан с Аллахом да Иван с Христом!
Опять ошибся Запад в нашей силе,
Поскольку непонятно чудаку:
Мы никогда народы не делили
По вере в Бога и по языку.
И если мы стоим в одной шеренге,
Нас не купить за подлые гроши!
Мы – русские, калмыки и эвенки,
Чеченцы, белорусы, чуваши…
Европу мы давно уж раскусили:
Облезлый Тролль! Ни сердцу, ни уму.
У нас одна лишь Родина – Россия!
Россия неподвластна никому!
Пусть брызжет враг слюной осатанело!
Бог с нами! Он глядит на нас с небес!
Мы делаем одно святое дело!
Аллах акбар, друзья! Христос воскрес!
21.04.22

13 июля 2025

Валентин Пикуль, «История — огонь, а не остывший пепел»

 Валентин Саввич Пикуль (13 июля 1928, Ленинград — 16 июля 1990, Рига) — советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику.

Некоторые факты из биографии:
  • В 1943 году юный Пикуль попал на фронт в качестве рулевого-сигнальщика в экипаже миноносца «Грозный» и прослужил там до конца войны.
  • После войны Пикуль активно занимался самообразованием и решил заняться написанием книг. В 1953 году его первые рассказы были изданы в альманахе «Молодой Ленинград».
  • Настоящий успех к Пикулю пришёл в 1954 году после выхода его первого романа «Океанский патруль», посвящённого борьбе с гитлеровцами в Баренцевом море.
  • Наиболее популярным стал цикл романов, посвящённый периоду середины 18 — начала 19 веков. В него вошли романы «Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит».
  • Романы Пикуля нередко подвергались критике за вольное обращение с историческим материалом. Особенно критиковали роман «Нечистая сила», посвящённый Григорию Распутину и его ближайшему окружению.
  • За 40 лет литературной деятельности Валентин Пикуль создал около 30 романов и повестей, некоторые из них экранизированы.
  • На его счету несколько литературных премий. 
Некоторые награды: орден Отечественной войны II степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов, медали «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 
По мотивам произведений Пикуля снято восемь телевизионных фильмов и сериалов — «Моонзунд», «Баязет» и другие. С 2005 года существует Международная премия его имени за вклад в героико-патриотическую литературу. 
Валентин Пикуль умер, так и не реализовав многие свои идеи. Не был написан второй том романа «Барбаросса», книга «Когда короли были молоды» (о событиях XVIII века), исторические романы о царевне Софье, балерине Анне Павловой, художнике Михаиле Врубеле. aif.ru
Когда лично меня спрашивают, не жалею ли я о том, что вместо школьного учебника в 15 лет держал штурвал боевого корабля, я совершенно искренне отвечаю: нет, не жалею. И сегодня, с высоты прожитых лет, я еще яснее, чем раньше, вижу, что ни один учебник никогда не дал бы мне столько знания жизни, людей, как тот с
уровый опыт, что получил я в годы войны.
Валентин Пикуль, «История — огонь, а не остывший пепел»

«Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном:
— Выстоять!..
И выстояли — как выстрадали, все двадцать три дня».
Валентин Пикуль, «Баязет»
Видео "Валентин Пикуль: писатель, труженик, моряк" ссылка https://yandex.ru/video/preview/4466906730565068636  

По ссылке большой каталог бесплатных книг в формате ePub https://www.culture.ru/literature/books Портал Культура РФ https://www.culture.ru/ 

В произведениях Валентина Пикуля встречаются разные исторические события, например:
  • «Битва железных канцлеров». Роман посвящён истории дипломатических отношений Российской империи с ведущими европейскими державами в период политических кризисов, войн, революций и переговорных процессов 1850–1870-х годов. 

"Но с нами Бог!"

Любовь Берзина: «Под нами дышит русская земля…»

Любовь Александровна Берзина родилась в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ. Автор пяти книг. Стихи переведены на сербский, румынский, итальянский, испанский, английский и французский языки. Член Союза писателей России.

Предчувствие войны

Вдали ударил гром,
Дрожат икон оклады,

И молний яркий свет
Блеснул со стороны.
Деревья на юру
Застыли, как солдаты,
И наполняет их
Предчувствие войны.
Луны холодный шар
Летит в меня снарядом.
Я перед ним стою
И скулы сведены.
Он попадёт в меня
Иль разорвётся рядом,
Пока во мне живет
Предчувствие войны.
И вот ещё раскат
Ударил дождь, как пули,
Тумана едкий дым
Наплыл со стороны.
Давай, Илья Пророк!
Твои грома рванули,
Чтоб в людях возродить
Предчувствие войны!
Вдали горит закат,
Как зарево пожара,
И пулями дождя
Истыкан весь порог.
Предчувствие войны,
Предчувствие удара,
Спит камнем на груди
И жжёт. Но с нами Бог!




Земля 

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
                        Ф.Тютчев

Вот настала она, вот настала она –
Роковая минута.
И сынов посылает родная страна
Брать чужие редуты.
Вновь вернуться на землю горючую ту,
Что считалась своею.
И с боями пройти за верстою версту
Свой живот не жалея.
Не жалея любви, не жалея потерь,
Не считая утраты.
Потому что есть жизнь, потому что есть цель,
Потому что солдаты.
Потому что земля, что дана на века,
Ощущается кожей,
И пройти по ней с боем, хотя б полшага,
Тоже жизни дороже.
Так возьмите ее, через боль, через кровь,
Всею силою ратной,
Эту землю забытую вспомните вновь,
Заберите обратно.

Источник

12 июля 2025

"...война с чертями будет долгой ..."

 

Владимир Cкобцов: «Когда страна твоя в огне…»

Владимир Леонидович Скобцов – поэт, прозаик, бард, общественный деятель. Родился в 1959 году в Донецке. Окончил исторический факультет Донецкого университета. Автор поэтической летописи войны на Донбассе «Непокорённый». Руководитель проекта возрожденного фестиваля музыки и поэзии «Большой Донбасс». Живёт и работает в Донецке.

Не измени своей земле


В который век в рассветной мгле
Тебя сирены вой разбудит,
Не измени своей земле,
А остальное будь, что будет.

Когда накроет тьма зенит
Душа оглохнет от орудий,
Своей земле не измени,
А остальное будь, что будет.

Когда страна твоя в огне
И слёзы горя не остудят,
Не измени своей земле,
А остальное будь, что будет.
Тот, кто останется живой,

Пусть наши судьбы не осудит,
Я буду чист перед тобой,
Я буду чист перед собой,
А остальное будь, что будет.

Надо жить!

Хоть режьте родину, хоть ешьте,
от злых невежд мороз по коже
и смерть становится моложе,
и жизнь уже не станет прежней.
же не скроешься в столице
и не укроешься в морозы,
чужая боль, чужие слёзы
тебе воротятся сторицей.
Уже забудется едва ли
судьба, пробитая осколком,
но жить в России надо долго –
нас слишком долго убивали.
Над нами звёзды словно в тире,
беда течёт по небу Волгой,
война с чертями будет долгой –
мы слишком долго жили в мире.

11 июля 2025

Почему линолеум так называется и кто его изобрел?

 Источник

Интересно, что название этого напольного покрытия — вовсе не выдумка маркетологов. Оно буквально расшифровывается как «лён» и «масло», ведь по-латыни эти слова звучат как linum и oleum. А линолеум первоначально делали именно из ткани, пропитанной настоящим окисленным льняным маслом.
История появления линолеума — чистая случайность. Один британский инженер по имени Фредерик Уолтон в середине XIX века работал с красками и заметил, что если оставить льняное масло на воздухе, то через какое-то время оно засыхает и образует плотную плёнку. Вместо того, чтобы выбросить эту странную субстанцию, он решил поэкспериментировать — добавил в неё древесную и пробковую крошку, смолы, пигменты, наложил всё это на тканевую основу… и получил первый в мире линолеум! Его запатентовали в 1863 году, а спустя пару лет он уже лежал в коридорах лондонских больниц и на палубах пассажирских кораблей.
Название пришло быстро — «линолеум», то есть «лён + масло». Просто, понятно и с намёком на «экологичность» задолго до того, как это стало модным. И, кстати, первоначальный линолеум действительно был эко-френдли: никаких пластиков, ПВХ и прочих радостей нефтехимии. Натуральное масло, крошка, смола и ткань. Сегодня такой материал называют «мармолеум», и он до сих пор производится, хотя и стоит заметно дороже.
Современный линолеум, который продаётся в строительных супермаркетах, по сути к оригинальному не имеет никакого отношения. Это ПВХ-рулоны с разной степенью мягкости, слоистости и визуальной имитацией чего угодно, от паркета - до мрамора.