08 июля 2025

Лафонтен и Крылов

Жан де Лафонтен (1621–1695) — французский поэт-баснописец, автор сборника басен, который принёс ему мировую славу.
Биография
Родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, провинции Шампань. Был средним сыном Чарльза де Лафонтена, лесничего герцогства Шато-Тьерри, и Франсуазы Пиду, дочери Жана Пиду, лорда Мадуре.
В 1641 году поступил в Сен-Маглуарскую семинарию в Париже, но не доучился, обратившись к литературному творчеству.
Первая литературная работа — перевод комедии Теренция «Евнух» (1654). Хотя этот труд не принёс Лафонтену широкой известности, он укрепил его намерения заниматься литературой.
Скончался 13 апреля 1695 года в Париже. Причиной смерти исследователи считают туберкулёз.
Творчество
Всемирную известность получили «Басни» Лафонтена («Fables», книги 1–12, 1668–1694). В них он использовал сюжеты Эзопа, Федра, К. Маро, М. Ренье и других авторов. Лафонтен развил жанр басни, ослабив его дидактическую направленность и придав ему увлекательный характер. Описал разнообразные типы лицемеров, щёголей, льстецов, педантов, обманщиков, скупцов, невежд и другие, воссоздал множество жизненных ситуаций. Всего опубликовано 12 книг басен Лафонтена, при жизни вышло 9 изданий, последнее — в 1694 году.
Признание
В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали из-за немилости Людовика XIV, помнившего участие Лафонтена в деле Фуке.
Басни Лафонтена оказали влияние на развитие жанра, именно с его переводов начинали свою карьеру многие баснописцы (в том числе и русский писатель Иван Крылов). m.ok.rueksmo.ru
Некоторые примеры басен-подражаний Лафонтену у Ивана Крылова:
  • «Муха и Пчела». Заглавный персонаж заменён: пчела у Крылова соответствует муравью у Лафонтена. cyberleninka.ru
  • «Котел и Горшок». Основой служит басня Лафонтена «Глиняный горшок и железный горшок». Крылов, модифицируя сюжет источника, перемещает фокус внимания от одного персонажа к другому. cyberleninka.ru
  • «Ворона и Лисица». Крылов заимствовал идею басни у Лафонтена «Ворон и лиса», но внёс изменения, заменив ворона на ворону. stihi.ruinfourok.ru
  • «Волк и ягнёнок». Басня Крылова близка к дословным переводам первой строки басни Лафонтена: «У сильного всегда бессильный виноват» — «Доводы сильного всегда самые лучшие». 
    В большинстве своем многие сюжеты, мотивы, герои, интриги в мировой литературе пронизаны заимствованием. Достаточно сказать, что "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина - переложение "Сказки о рыбаке и его жене" братьев Гримм. "Сказка о золотом петушке" - "Легенды об арабском астрологе" американского писателя Вашингтона Ирвина. 
  • Однако до Пушкина отличился заимствованиями Иван Андреевич Крылов. Примеры см выше.
  • А вот басня «Стрекоза и Муравей», где осуждается легкомыслие Стрекозы и поощряется трудолюбие и предусмотрительность Муравья. У Лафонтена в басне «Цикада и Муравей» все по-другому. У француза осуждается и недостаток «госпожи Муравей» (во французском языке муравей женского рода), которая не любит давать в долг даже под проценты. Кроме того, Цикада и Муравей - обе женского рода. Не хотел ли Лафонтен посмеяться над женским полом?
  • Источник
    Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что Лафонтен и сам в большинстве случаев не был автором сюжетов своих басен.
    Басни о волке и ягненке, цикаде и муравье, вороне и лисе и многие другие заимствованы от античных баснописцев: Эзопа, Бабрия и Федра.

О Ломоносове, Державине, Грибоедове, Лермонтове и Тютчеве с их стихами новые книги Мединского

Вопрос "на засыпку": вы знаете, как начинается стихотворение Михаила Лермонтова "Смерть поэта"? Кто же не знает -- скажете вы. "Погиб поэт! -- невольник чести..."
Нет. Начинается стихотворение вовсе не с этих слов. Там есть эаход, в котором поэт напрямую обращается к царю:
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
И только потом строки, известные всем со школьной скамьи.
Никакого наказания Дантесу не последовало. Стихи Лермонтова переписываются, распространяются в сотнях списков. Попадают к шефу жандармов Бенкендорфу. Он не видит в них ничего особенного. Стихи ложатся на стол главному начальнику всей спецслужбы (прапрабабушки КГБ) российской снова, уже со второй частью. Показывают их и царю. Он требует расследования и наказания. И Лермонтова отправляют на Кавказ. Кстати, это  вовсе не ссылка. Это в действующую армию, сейчас бы сказали на СВО. В бою можно отличиться, получить награду и следующий воинский чин. Лермонтов любил военную службу и был совсем другим человеком рядом с опасностью, в бою, в отношениях с сослуживцами и солдатыми -- открытым, весёлым, добрым.
Об этом и о многом-многом другом я узнала, прочитав книгу Владимира Мединского (того самого, который участвовал или даже был главным при написании новых учебников истории для школы и ведёт переговоры с Украиной) "Поэты империи". Издание входит в серию "Рассказы из русской истории".
В аннотации к первому тому сказано: "Здесь собраны рассказы о пяти замечательных русских людях, каждый из которых служил Музе. Но тогда не было такой профессии -- поэт.
Каждый из них служил Империи -- по военной или гражданской части, все имели чин. Например,  Гавриил "Старик" Державин ловил самого Пугачёва. А поймал его он или нет -- узнаете из этой книги".
"Ломоносов. Просто гений" (притом Михайло, а не Михаил). "Державин. Солдат, министр, поэт" (Помните две строчки из "Евгения Онегина": "Старик Державин нас заметил.//И, в гроб сходя, благословил".) "Неизвестный Грибоедов. Гусар, дуэлянт, дипломат" (три лица одного Грибоедова). "Поручик Лермонтов" (от детства до самой смерти -- две части). "Дипломат Тютчев" (о врачевателе политических ран).
 Уже по оглавлению к первой книге "Поэтов империи" (издание состоит из двух томов: первый о поэтах, во втором их стихи) видно, сколько интересного можно узнать об этих замечательных людях. Именно о подробностях из их жизни, об эпохе, в которую они жили, служили верой и правдой Отечеству и творили, сотворили такие стихи, которым больше двух веков, а их всё читают и будут читать столько же и даже больше.
У меня нет цели рекламировать книгу -- я просто делюсь своими впечатлениями о прочитанном. О том, как много можно узнать нового из этого труда  учителю литературы и русского языка. Кстати, не удержусь, чтобы не привести тут список хотя бы части слов, которые Ломоносов сам придумал или перенёс из других европейских языков: атмосфера, материя, плюс, минус, микроскоп, формула, периферия, горизонт, пропорция, диаметр, барометр и др.
А про Державина интересная история с его стихотворением "Снигирь" и эпитафией на могиле А.В. Суворова. "Горе от ума" разошлось на цитаты. Хороший совет вычитала у Мединского: "Не мельтеши, не торопись. (Я тоже такая торопыга!) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой". Про пирожки с опилками для Лермонтова -- это многие знают, я узнала, признаюсь, впервые. Отцовской любви Тютчева хватило на всех девятерых детей (по трое от каждой возлюбленной). А после его смерти выяснилось, что любви хватало не только на них и у него растут ещё два сына...
Особо надо сказать о языке Мединского: современном, простом  и понятным он будет даже нынешним  молодым людям, потому что всё непонятное автор объясняет по аналогии с современными реалиями и ситуациями, "переводит  с русского на русский".
Второй том "Поэты империи. Избранные стихотворения" начинается строками из оды М.В. Ломоносова
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли...
и заканчивается стихами Ф.И. Тютчева:
Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
Но одежд не имею, да вниду в него...
Мне видится в такой композиции какой-то сакраментальный смысл...
Мединский Владимир Ростиславович
Картинки и фото в свободном доступе.

07 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Иосиф Александрович Бродский

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград, СССР — 28 января 1996, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, педагог.
ru.wikipedia.org*
10 декабря 1987 года Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». 
Бродский — пятый русский лауреат Нобелевской премии по литературе после Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына.

Стихи - это не просто предложения, наложенные на рифму, это не просто текст со смыслом. Стихи - это коридор между поэтом и читателем. Порой настолько узкий, что по нему даже мысль не может пройти целиком.

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги,

Всё разлетелось к чёрту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее, виски:

в который вдарить? Портила не дрожь, но

задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!


Я Вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими — — — но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит — по Пармениду — дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

О том, что это стихотворение является иронией по отношению к любви, по отношению к культуре, о том, что его лирический герой похож на Базарова, когда тот влюбился в Анну Сергеевну, можно прочитать по ссылке 

Рыцарь здравого смысла

 Захар Прилепин (настоящее имя — Евгений Николаевич Прилепин) — российский политический и общественный деятель, писатель, филолог, публицист. Родился 7 июля 1975 года в селе Ильинке Рязанской области. ru.ruwiki.ru


Некоторые факты из биографии:
Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы».
Прилепина считают одним из основоположников современной русской военной прозы.
В 2008 году писатель получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Грех».
В апреле 2015 года «Обитель» Прилепина стала самой продаваемой книгой в России.
Прилепин принимал участие в создании документальных сериалов «Великая Отечественная» и «Время вперёд».
С ноября 2017 года ведёт еженедельную программу «Уроки русского» на НТВ.
С 15 октября 2024 года — член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Некоторые награды и достижения Прилепина:
премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2017);
почётная грамота Президента Российской Федерации (2021);
нагрудный знак «Доброволец Донбасса»;
почётный знак ЛНР «За гуманитарную помощь»;
именной пистолет Макарова от главы ДНР.
Некоторые произведения Прилепина: 
«Патологии», «Санькя», «Чёрная обезьяна», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад» и другие. Сочинения Прилепина переведены на 20 иностранных языков. Ряд произведений писателя был инсценирован в российских и зарубежных театрах.
О новом романе Захара Прилепина "Тума"
Вот что удалось найти среди результатов поиска:
  • ozon.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина посвящён одной из ключевых фигур XVII века — Степану Разину. Он охватывает важнейшие события его времени: Переяславскую раду, расцвет казачества, медные и хлебные бунты, церковный раскол и принятие Соборного уложения.
  • vk.com: Роман «Тума» Захара Прилепина переносит нас в XVII век. С героями книги мы окунёмся в быт донского казачества, пронесёмся по Крыму, Украине.
  • kp.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина — это исторический эпос про Степана Разина и «бунташный» XVII век.
  • chitai-gorod.ru: Время действия романа «Тума» Захара Прилепина — XVII век. Среди персонажей — братья Разины Степан, Иван и Фрол и отец их Тимофей, царские бояре и османские беи, будущий патриарх Никон, атаманы Войска Донского, есаулы и казаки: самые яркие люди своей эпохи.
  • zaharprilepin.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина — первый из задуманной писателем трилогии о Степане Разине. История разворачивается в двух временных плоскостях: «в настоящем» и в прошлом.zaharprilepin.ru
  • Рыцарь злравого смысла. Поэт Анна Ревякина о Захаре Прилепине ссылка
  • Я прочитала некоторые книги Захара Прилепина. Не все пока. Их надо читать "с чувством, с толком, с расстановкой" -- не  подряд одну за другой. И всякий раз после прочтения  оставалось  чувство сопрокосновения с чем-то классическим, и вместе с тем это было современное. О каких бы страстях не писал Захар, какие бы переломные моменты в жизни страны не отразил.
  • Мне посчастливилось побывать на встрече с писателем у нас в Астрахани. Как он говорил! Какая эрудиция! Какая интеллигентность и деликатность! И простота. Со встречи у меня остался его автограф в книге "Обитель".
  • С днём рождения, Евгений Николаевич!

06 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Александр Исаевич Солженицын

 8 октября 1970 года Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»tass.ru

Солженицын вошёл в историю российской и мировой литературы, публицистики и исторической мысли. Среди его произведений: «Круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо», «Бодался телёнок с дубом», «200 лет вместе», «Один день Ивана Денисовича» и другие. 
После присуждения премии в СССР началась антисолженицынская кампания. В 1971 году конфисковали рукописи писателя, а вскоре уничтожили все издания. В 1974 году Солженицын был лишён гражданства и депортирован в ФРГ. 
Гражданство вернули писателю только в 1990 году указом президента СССР Михаила Горбачёва. В сентябре того же года вышел манифест Солженицына «Как нам обустроить Россию», который разошёлся тиражом в 27 миллионов экземпляров. 
Солженицын вернулся в Россию вместе с женой Натальей Светловой в 1994 году и активно включился в общественную жизнь страны. Скончался 3 августа 2008 года в Москве в возрасте 89 лет. calend.ru
Вопреки распространённому мнению, престижная премия никак не связана с «Архипелагом ГУЛАГ». К тому моменту роман не был опубликован и о нем не знали даже самые близкие Солженицына.
Отношение к «Архипелагу ГУЛАГ», как и к самому автору и сейчас остаётся весьма противоречивым, поскольку не устоялись мнения по поводу прошлого страны и эпохи политических репрессий. Поэтому как личность Солженицына, как человека одним из первых открывших миру эту потайную сторону советского режима, так и его работы всегда будут вызвать острую политическую полемику. Источник

"Первый денди Страны Советов"

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897–1962) — русский поэт, прозаик, драматург и мемуарист. Его творчество тесно связано с эпохой Серебряного века и ранним советским периодом. Azbooka.ru
Некоторые факты из биографии:
Родился в Нижнем Новгороде. 
Учился в нижегородском Дворянском институте, затем в гимназии Пензы. 
В 1918 году — литературный секретарь Издательства ВЦИК. 
Автор программных документов имажинистов: «Декларация» (1919), «Восемь пунктов» (1920) и «Буян-Остров. Имажинизм» (1920). 
Участник объединения «Артель имажинистов».
В 1922–1924 годах — один из авторов журнала «Гостиница для путешествующих в Прекрасном». 
В 1924–1925 годах — заведующий сценарным отделом «Пролеткино». kino-teatr.ru
С 1928 года жил в Ленинграде (в 1941–1943 в эвакуации в Кирове). 
Печатался в журналах «Литературный современник», «Звезда» и других. 
Некоторые произведения Мариенгофа:
поэмы «Магдалина», «Кондитерская солнц» (обе 1919);
поэтические сборники «Руки галстуком», «Стихами чванствую» (оба 1920), «Тучелёт», «Развратничаю с вдохновеньем» (оба 1921), «Разочарование» (1922);
драматическая поэма «Заговор дураков» (1922) из эпохи Анны Ивановны, гротески «Вавилонский адвокат» (1924), «Двуногие» (1925);
комедии «Люди и свиньи» и «Бергамский плут» (обе 1934);
пьесы в стихах «Шут Балакирев» (1940, новая редакция 1959) и «Совершенная виктория» (1943) из эпохи Петра I;
«Суд жизни» (1947) о борьбе с космополитизмом, «Рождение поэта» (1951) о М. Ю. Лермонтове, «Остров великих надежд» (1951) о событиях Гражданской войны 1917–1922;
сборник «Маленькие комедии» (1957).
Некоторые мемуарные произведения: 
«Роман без вранья» (1927), «Роман о цинике» (1928), «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (полностью опубликована в 1988 году). kino-teatr.ru


Сидят: Вадим Шершеневич
С
ергей Есенин.
 Стоят: Фанни Шеришевская, 
Анатолий МариенгофИван Грузинов. 1919
Умер 24 июня 1962 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).
А ну вас, братцы, к черту в зубы!
 А ну вас, братцы, к черту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.

Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарем!
Живем без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поем.

Горят сердца, когда родному краю
Железо шлет суровый враг.
Поэтам вольность молодая
Дороже всех житейских благ.

Выбирала, какое стихотворение взять в блог, и не могла выбрать. Всё про революцию. Эпатаж, ниспровержение мифов. Хотела про любовь (Анатолий Мариенгоф и его жена Анна Никритина были идеальной парой), но и тут что-то в стилистике Владимира Маяковского с его "Облаком в штанах". Выбрала про "не почитаю старину".

Имажинизм (от лат. imago — «образ») — литературное течение в русской поэзии Серебряного века. Основная идея — создание новой, образной поэзии, где первостепенное значение придаётся визуальным и эмоциональным образам, которые воздействуют на чувства и воображение читателя, порой даже шокируя его.
Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла ему быструю и шумную известность. Поэтика его "имажинистских" стихов блистала эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия и революционной жестокости.
"Стихами я объелся": скандалы, любовь и Есенин в жизни Мариенгофа ссылка
"Первый денди Страны Советов" — так современники говорили о поэте Анатолии Мариенгофе, и он действительно был им. В 1920-е годы они вместе с Есениным, освободившимся тогда от влияния крестьянских поэтов, шокировали общественность экстравагантным поведением. Руководили поэтическими концертами, своим кафе на Тверской улице Москвы и двумя книжными магазинами, публиковали открытые письма друг другу.
Николай Бухарин, редактировавший газету "Правда" в те годы, называл стихи Мариенгофа "замечательной ерундой", а Иосиф Бродский считал роман "Циники" "одним из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века". Читать полностью 

05 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Михаил Александрович Шолохов

Михаил Александрович Шолохов — лауреат Нобелевской премии по литературе (1965). Премия была присуждена ему 10 декабря 1965 года в Стокгольме «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Шолохов — единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия руководства СССР. ru.wikipedia.org*
Биография
Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская область).
Впервые произведения были напечатаны в 1923 году.
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена революции и войны — роман «Тихий Дон» (1928–1932).
С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом.
Умер 21 февраля 1984 года от рака, похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон. obrazovaka.rudzen.ru
Творчество
В дипломе лауреата значится: «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа». 
Писатель и ранее неоднократно номинировался на премию (первое официальное выдвижение — 1947). В европейской прессе суждения о том, что Шолохов заслуживает премии, появлялись ещё в 1930-х годах.
Реакция
Вручавший премию король Густав Адольф VI назвал Шолохова «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». 
На церемонии вручения писатель выступил с речью, в которой сказал о своей цели показать в романе и «превознести нацию тружеников, строителей и героев».
В средствах массовой информации неоднократно говорилось о том, что Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…». Михаил Шолохов отрицает эту легенду. ru.wikipedia.org*
Наследие
Полученную премию Шолохов использовал разумно — на путешествия. Вместе с детьми он объездил Европу и Японию.
Часть от полученных 62 000 крон Шолохов вложил в строительство клуба и библиотеки в одной из донских станиц.
Презентация о Шолохове с помощью нейросети SlidePoint ссылка

«Дедушка всех современных журналистов, копирайтеров и блогеров»

Фаддей Венедиктович Булгарин (при рождении Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин) — русский писатель, журналист, литературный критик и издатель. Родился 24 июня (5 июля) 1789 года, умер 1 (13) сентября 1859 года. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*

Некоторые факты из биографии:
Капитан наполеоновской армии, кавалер ордена Почётного легиона Франции, действительный статский советник.
На первых порах активно пропагандировал польскую культуру, писал статьи по истории и литературе Польши, переводил польских авторов.
Участвовал в выпусках альманаха «Полярная звезда».
Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы, фельетоны.
Вершина литературной карьеры Булгарина — роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1829), который стал первым в России бестселлером.
По желанию читателей Булгарин написал продолжение романа — «Пётр Иванович Выжигин» — о войне 1812 года (Санкт-Петербург, 1831).
Фантастически-утопический очерк Булгарина «Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке» (1824) считается первым в русской литературе описанием путешествия во времени.
Булгарин написал также большое собрание воспоминаний. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*
Некоторые достижения в издательской деятельности:
Создатель первого в России театрального альманаха «Русская Талия» (1825), где опубликовал отрывки «Горя от ума» Грибоедова.
В 1822–1829 годах издавал журнал «Северный архив» (с 1825 года — совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему «Литературные листки» (1823–1824).
Наибольшую известность приобрёл как редактор-издатель первой частной российской политической и литературной газеты «Северная пчела», которую (вместе с Гречем) издавал с 1825 года до конца жизни.
Как бывший капитан наполеоновской армии оказался в России?
Фаддей Булгарин, бывший капитан наполеоновской армии, оказался в России после того, как сдался в плен прусским войскам в 1814 году. aif.ruru.wikipedia.org*
Возвращение Булгарина совпало с указом Александра I о прощении поляков, поступивших на французскую службу. Булгарин вернулся в Варшаву, жил в Вильно, где начал публиковаться на польском языке, а вскоре обосновался в Санкт-Петербурге. culture.ruaif.ru
Согласно российским законам, Булгарин как поляк, воевавший в составе наполеоновской армии против русских, должен был быть направлен на службу в казачьи войска. Исключение из этого правила в случае Булгарина могло объясняться только высочайшим повелением.
Как поляк и пособник Наполеона стал русским патриотом? ссылка
В столице он близко сошёлся с талантливыми писателями и поэтами, — Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером — которые, несмотря на тёмное и запутанное прошлое Булгарина, отнеслись к нему весьма благосклонно. Бестужев-Марлиннский, Грибоедов и Рылеев включили его в число своих лучших друзей. Грибоедов, уезжая в Персию, оставил ему список пьесы «Горе от ума». В начале 1824 года Пушкин писал Булгарину: «Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы». Многолетний литературный противник Булгарина Белинский говорил о его воспоминаниях, что в них много любопытного и интересного. Кюхельбекер считал, что Фаддей Булгарин обладал дарованием. И действительно, он так чётко описал приметы бежавшего после 14 декабря 1825 года Кюхельбекера, что по ним полиция без труда узнала и арестовала беглеца. Считавшийся среди свободомыслящих русских литераторов своим Булгарин неожиданно для них показал лояльность к императору и его слугам. Читать полностью
"Дедушка всех блогеров и консультант спецслужб. Как уроженец Беларуси покорил Петербург" ссылка 

Насколько длинна Великая китайская стена?

 Источник

Если спросить, то многие ответят, что Великая Китайская стена очень длинная. Но знаете ли вы, насколько и можете ли вы представить себе, что значит эта длина в масштабах нашей планеты?
Общая протяженность стены — 21 тысяча километров! Но наш мозг не очень хорош в понимании масштабов, когда речь идет о таких больших цифрах, так что лучше посмотрите на эту картинку. Именно так, длины Китайской стены хватило бы, чтобы обернуть по побережью половину Европы. Кроме того, это больше половины окружности Земли.
Как такое возможно? Секрет в том, что «стена» — это не одно сплошное сооружение. Это целая сеть укреплений, бастионов, стен, рвов и форпостов, построенных и перестроенных на протяжении более двух тысяч лет, начиная с III века до нашей эры. Великая Китайская стена - многовековый проект, где каждое поколение добавляло свою часть и в итоге получилось невероятно масштабное чудо света.
Но и это ещё не всё. Лишь малая часть стены — та, которую мы видим на туристических фото — отреставрирована. Большая часть — разрушена, покрыта землей или поглощена временем. Некоторые фрагменты выглядят как просто холмы или насыпные валы. Однако археологи, изучая спутниковые снимки, продолжают находить новые участки Великой китайской стены.
Где проходит эта грандиозная линия? От пустыни Гоби до Жёлтого моря. Она пересекает горы, равнины, пустыни и долины. В разное время она служила барьером от кочевников, признаком цивилизации, символом силы империи, а теперь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Стена остаётся одним из самых впечатляющих рукотворных сооружений в истории человечества.

04 июля 2025

Какой звук человек слышит самым первым в утробе матери?

 Источник

До рождения человек не видит света, не чувствует прикосновений к своей коже, не различает вкусов привычным способом. Но он слышит! Задолго до появления на свет, ещё в тишине материнской утробы, первый звук, который воспринимает развивающийся мозг — это вовсе не голос, не музыка и не шум внешнего мира.
Это глубокий, ритмичный, неизменный сигнал. И именно он задаёт первую акустическую основу всей нашей жизни.
Учёные считают, что слух у плода начинает формироваться примерно с 16–й, 18-й недели беременности, а уже к 25-й неделе ребенок способен различать голоса и реагировать на различные звуки. Но первым звуком, который человек слышит в утробе, становится именно сердце матери — мощный, постоянный ритм, который словно обнимает изнутри. Он не прерывается ни на минуту, не зависит от внешнего мира и, по сути, формирует первое «аудиальное» восприятие жизни.
Помимо сердца, младенец начинает улавливать и другие звуки — дыхание, голос матери, шум крови, приглушённые голоса и звуки извне. Но именно ритм сердца остаётся фоном его первых месяцев внутри. Более того, этот ритм запечатлевается в теле и психике. Есть исследования, которые предполагают: именно поэтому успокаивающие ритмы с частотой, близкой к сердечному пульсу — в музыке, укачивании, дыхании — так хорошо действуют на младенцев и взрослых. Так мы успокаиваемся, возвращаясь к исходной вибрации, с которой для нас всё началось.