09 июля 2025

Современная военная поэзия. "Когда закончится война"

 Сегодня мы открываем серию постов о современной военной поэзии.

Сборник «ПоZыVнОй – Победа!», по объёму и наполненности превышающий все предыдущие,  смело можно назвать антологией современной патриотической поэзии. В нём представлены свыше ста авторов практически из всех регионов России, в том числе поэты Луганской и Донецкой народных республик.  Свидетельством высокой оценки сборника стало выделение гранта на его издание Президентским фондом культурных инициатив. В партнёрах Союза писателей России по-прежнему издательство «Вече».

В сборнике представлены поэты разных поколений, объединённых неприятием нацизма, верой в торжество правды и справедливости. Среди авторов: Валентин Сорокин, Юнна Мориц,  Юрий Поляков, Владислав Артёмов,  Николай Зиновьев, Надежда Мирошниченко, Виктор Верстаков, Игорь Морозов

Людмила Гонтарева: «Когда закончится война…»
Людмила Геннадьевна Гонтарева окончила филологический факультет Луганского педагогического университета имени Т.Г. Шевченко. Преподаватель русского языка и литературы. Член Союза писателей России. Главный редактор альманаха «Территория слова». Живёт в городе Краснодоне Луганской области.
***
Бог призвал к себе солдата
неоконченной войны.
Снова пламенем объяты
города родной страны.
И солдат в строю, как прежде.
Бьётся с нечистью лихой.
Пусть снаряды воздух режут
свистом на передовой.
Не готов он был к покою
на перинах-облаках.
Как всегда, с бедой земною
он сражается в веках.
У солдата до Победы –
лишь последний, трудный бой.
А потом – накроет небо,
и по радуге – домой.
***
Эти умные мальчики с крепким словарным запасом,
что бесстрашно в атаку рвутся всем смертям / всем чертям назло…
На груди – Че Гевара, в наушниках – «Сектор газа».
Пуля-дура – понятно: случайно опять повезло.
А затем – ренессанс тоски и триумф бессонниц.
Безутешной рыбой становится вдруг песок.
Ни елейный тон, ни надрывный хор богомолиц
не уменьшат боли. И снова вишнёвый сок
на седом снегу. И опять беспощадна память
для солдат, что в небесном / земном строю своём до конца.
На ладони – жизнь. Остаётся взлетать иль падать,
погружаясь в облако страсти / печали /
забвения / веры / свинца…
***
Когда закончится война,
я упаду ничком на землю.
Пусть зарыдают в проводах
ветра – я больше не приемлю
испуга в солнечных глазах
бинтованных крест-накрест окон.
Теперь пусть радует гроза
оранжевым разрядом тока.
Пускай тяжелые идут
машины по вечерней трассе.
Мы забываем про войну –
их гул не страшен, не опасен…
Мы забываем о войне,
мы забываем, забываем…
О жесткой танковой броне,
о беженцах в июне-мае,
о развороченных телах
на площади кровавом блюде
и о безжалостных словах
должны забыть… но не забудем.
***

08 июля 2025

Лафонтен и Крылов

Жан де Лафонтен (1621–1695) — французский поэт-баснописец, автор сборника басен, который принёс ему мировую славу.
Биография
Родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, провинции Шампань. Был средним сыном Чарльза де Лафонтена, лесничего герцогства Шато-Тьерри, и Франсуазы Пиду, дочери Жана Пиду, лорда Мадуре.
В 1641 году поступил в Сен-Маглуарскую семинарию в Париже, но не доучился, обратившись к литературному творчеству.
Первая литературная работа — перевод комедии Теренция «Евнух» (1654). Хотя этот труд не принёс Лафонтену широкой известности, он укрепил его намерения заниматься литературой.
Скончался 13 апреля 1695 года в Париже. Причиной смерти исследователи считают туберкулёз.
Творчество
Всемирную известность получили «Басни» Лафонтена («Fables», книги 1–12, 1668–1694). В них он использовал сюжеты Эзопа, Федра, К. Маро, М. Ренье и других авторов. Лафонтен развил жанр басни, ослабив его дидактическую направленность и придав ему увлекательный характер. Описал разнообразные типы лицемеров, щёголей, льстецов, педантов, обманщиков, скупцов, невежд и другие, воссоздал множество жизненных ситуаций. Всего опубликовано 12 книг басен Лафонтена, при жизни вышло 9 изданий, последнее — в 1694 году.
Признание
В 1684 году Лафонтена избрали членом Французской академии, королевского литературного учреждения. До этого писателя несколько раз не принимали из-за немилости Людовика XIV, помнившего участие Лафонтена в деле Фуке.
Басни Лафонтена оказали влияние на развитие жанра, именно с его переводов начинали свою карьеру многие баснописцы (в том числе и русский писатель Иван Крылов). m.ok.rueksmo.ru
Некоторые примеры басен-подражаний Лафонтену у Ивана Крылова:
  • «Муха и Пчела». Заглавный персонаж заменён: пчела у Крылова соответствует муравью у Лафонтена. cyberleninka.ru
  • «Котел и Горшок». Основой служит басня Лафонтена «Глиняный горшок и железный горшок». Крылов, модифицируя сюжет источника, перемещает фокус внимания от одного персонажа к другому. cyberleninka.ru
  • «Ворона и Лисица». Крылов заимствовал идею басни у Лафонтена «Ворон и лиса», но внёс изменения, заменив ворона на ворону. stihi.ruinfourok.ru
  • «Волк и ягнёнок». Басня Крылова близка к дословным переводам первой строки басни Лафонтена: «У сильного всегда бессильный виноват» — «Доводы сильного всегда самые лучшие». 
    В большинстве своем многие сюжеты, мотивы, герои, интриги в мировой литературе пронизаны заимствованием. Достаточно сказать, что "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина - переложение "Сказки о рыбаке и его жене" братьев Гримм. "Сказка о золотом петушке" - "Легенды об арабском астрологе" американского писателя Вашингтона Ирвина. 
  • Однако до Пушкина отличился заимствованиями Иван Андреевич Крылов. Примеры см выше.
  • А вот басня «Стрекоза и Муравей», где осуждается легкомыслие Стрекозы и поощряется трудолюбие и предусмотрительность Муравья. У Лафонтена в басне «Цикада и Муравей» все по-другому. У француза осуждается и недостаток «госпожи Муравей» (во французском языке муравей женского рода), которая не любит давать в долг даже под проценты. Кроме того, Цикада и Муравей - обе женского рода. Не хотел ли Лафонтен посмеяться над женским полом?
  • Источник
    Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что Лафонтен и сам в большинстве случаев не был автором сюжетов своих басен.
    Басни о волке и ягненке, цикаде и муравье, вороне и лисе и многие другие заимствованы от античных баснописцев: Эзопа, Бабрия и Федра.

О Ломоносове, Державине, Грибоедове, Лермонтове и Тютчеве с их стихами новые книги Мединского

Вопрос "на засыпку": вы знаете, как начинается стихотворение Михаила Лермонтова "Смерть поэта"? Кто же не знает -- скажете вы. "Погиб поэт! -- невольник чести..."
Нет. Начинается стихотворение вовсе не с этих слов. Там есть эаход, в котором поэт напрямую обращается к царю:
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
И только потом строки, известные всем со школьной скамьи.
Никакого наказания Дантесу не последовало. Стихи Лермонтова переписываются, распространяются в сотнях списков. Попадают к шефу жандармов Бенкендорфу. Он не видит в них ничего особенного. Стихи ложатся на стол главному начальнику всей спецслужбы (прапрабабушки КГБ) российской снова, уже со второй частью. Показывают их и царю. Он требует расследования и наказания. И Лермонтова отправляют на Кавказ. Кстати, это  вовсе не ссылка. Это в действующую армию, сейчас бы сказали на СВО. В бою можно отличиться, получить награду и следующий воинский чин. Лермонтов любил военную службу и был совсем другим человеком рядом с опасностью, в бою, в отношениях с сослуживцами и солдатыми -- открытым, весёлым, добрым.
Об этом и о многом-многом другом я узнала, прочитав книгу Владимира Мединского (того самого, который участвовал или даже был главным при написании новых учебников истории для школы и ведёт переговоры с Украиной) "Поэты империи". Издание входит в серию "Рассказы из русской истории".
В аннотации к первому тому сказано: "Здесь собраны рассказы о пяти замечательных русских людях, каждый из которых служил Музе. Но тогда не было такой профессии -- поэт.
Каждый из них служил Империи -- по военной или гражданской части, все имели чин. Например,  Гавриил "Старик" Державин ловил самого Пугачёва. А поймал его он или нет -- узнаете из этой книги".
"Ломоносов. Просто гений" (притом Михайло, а не Михаил). "Державин. Солдат, министр, поэт" (Помните две строчки из "Евгения Онегина": "Старик Державин нас заметил.//И, в гроб сходя, благословил".) "Неизвестный Грибоедов. Гусар, дуэлянт, дипломат" (три лица одного Грибоедова). "Поручик Лермонтов" (от детства до самой смерти -- две части). "Дипломат Тютчев" (о врачевателе политических ран).
 Уже по оглавлению к первой книге "Поэтов империи" (издание состоит из двух томов: первый о поэтах, во втором их стихи) видно, сколько интересного можно узнать об этих замечательных людях. Именно о подробностях из их жизни, об эпохе, в которую они жили, служили верой и правдой Отечеству и творили, сотворили такие стихи, которым больше двух веков, а их всё читают и будут читать столько же и даже больше.
У меня нет цели рекламировать книгу -- я просто делюсь своими впечатлениями о прочитанном. О том, как много можно узнать нового из этого труда  учителю литературы и русского языка. Кстати, не удержусь, чтобы не привести тут список хотя бы части слов, которые Ломоносов сам придумал или перенёс из других европейских языков: атмосфера, материя, плюс, минус, микроскоп, формула, периферия, горизонт, пропорция, диаметр, барометр и др.
А про Державина интересная история с его стихотворением "Снигирь" и эпитафией на могиле А.В. Суворова. "Горе от ума" разошлось на цитаты. Хороший совет вычитала у Мединского: "Не мельтеши, не торопись. (Я тоже такая торопыга!) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой". Про пирожки с опилками для Лермонтова -- это многие знают, я узнала, признаюсь, впервые. Отцовской любви Тютчева хватило на всех девятерых детей (по трое от каждой возлюбленной). А после его смерти выяснилось, что любви хватало не только на них и у него растут ещё два сына...
Особо надо сказать о языке Мединского: современном, простом  и понятным он будет даже нынешним  молодым людям, потому что всё непонятное автор объясняет по аналогии с современными реалиями и ситуациями, "переводит  с русского на русский".
Второй том "Поэты империи. Избранные стихотворения" начинается строками из оды М.В. Ломоносова
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли...
и заканчивается стихами Ф.И. Тютчева:
Чертог Твой, Спаситель, я вижу украшен,
Но одежд не имею, да вниду в него...
Мне видится в такой композиции какой-то сакраментальный смысл...
Мединский Владимир Ростиславович
Картинки и фото в свободном доступе.

07 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Иосиф Александрович Бродский

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград, СССР — 28 января 1996, Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, педагог.
ru.wikipedia.org*
10 декабря 1987 года Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». 
Бродский — пятый русский лауреат Нобелевской премии по литературе после Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына.

Стихи - это не просто предложения, наложенные на рифму, это не просто текст со смыслом. Стихи - это коридор между поэтом и читателем. Порой настолько узкий, что по нему даже мысль не может пройти целиком.

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги,

Всё разлетелось к чёрту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее, виски:

в который вдарить? Портила не дрожь, но

задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!


Я Вас любил так сильно, безнадежно,

как дай вам Бог другими — — — но не даст!

Он, будучи на многое горазд,

не сотворит — по Пармениду — дважды

сей жар в крови, ширококостный хруст,

чтоб пломбы в пасти плавились от жажды

коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

О том, что это стихотворение является иронией по отношению к любви, по отношению к культуре, о том, что его лирический герой похож на Базарова, когда тот влюбился в Анну Сергеевну, можно прочитать по ссылке 

Рыцарь здравого смысла

 Захар Прилепин (настоящее имя — Евгений Николаевич Прилепин) — российский политический и общественный деятель, писатель, филолог, публицист. Родился 7 июля 1975 года в селе Ильинке Рязанской области. ru.ruwiki.ru


Некоторые факты из биографии:
Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы».
Прилепина считают одним из основоположников современной русской военной прозы.
В 2008 году писатель получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Грех».
В апреле 2015 года «Обитель» Прилепина стала самой продаваемой книгой в России.
Прилепин принимал участие в создании документальных сериалов «Великая Отечественная» и «Время вперёд».
С ноября 2017 года ведёт еженедельную программу «Уроки русского» на НТВ.
С 15 октября 2024 года — член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Некоторые награды и достижения Прилепина:
премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2017);
почётная грамота Президента Российской Федерации (2021);
нагрудный знак «Доброволец Донбасса»;
почётный знак ЛНР «За гуманитарную помощь»;
именной пистолет Макарова от главы ДНР.
Некоторые произведения Прилепина: 
«Патологии», «Санькя», «Чёрная обезьяна», «Обитель», «Некоторые не попадут в ад» и другие. Сочинения Прилепина переведены на 20 иностранных языков. Ряд произведений писателя был инсценирован в российских и зарубежных театрах.
О новом романе Захара Прилепина "Тума"
Вот что удалось найти среди результатов поиска:
  • ozon.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина посвящён одной из ключевых фигур XVII века — Степану Разину. Он охватывает важнейшие события его времени: Переяславскую раду, расцвет казачества, медные и хлебные бунты, церковный раскол и принятие Соборного уложения.
  • vk.com: Роман «Тума» Захара Прилепина переносит нас в XVII век. С героями книги мы окунёмся в быт донского казачества, пронесёмся по Крыму, Украине.
  • kp.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина — это исторический эпос про Степана Разина и «бунташный» XVII век.
  • chitai-gorod.ru: Время действия романа «Тума» Захара Прилепина — XVII век. Среди персонажей — братья Разины Степан, Иван и Фрол и отец их Тимофей, царские бояре и османские беи, будущий патриарх Никон, атаманы Войска Донского, есаулы и казаки: самые яркие люди своей эпохи.
  • zaharprilepin.ru: Роман «Тума» Захара Прилепина — первый из задуманной писателем трилогии о Степане Разине. История разворачивается в двух временных плоскостях: «в настоящем» и в прошлом.zaharprilepin.ru
  • Рыцарь злравого смысла. Поэт Анна Ревякина о Захаре Прилепине ссылка
  • Я прочитала некоторые книги Захара Прилепина. Не все пока. Их надо читать "с чувством, с толком, с расстановкой" -- не  подряд одну за другой. И всякий раз после прочтения  оставалось  чувство сопрокосновения с чем-то классическим, и вместе с тем это было современное. О каких бы страстях не писал Захар, какие бы переломные моменты в жизни страны не отразил.
  • Мне посчастливилось побывать на встрече с писателем у нас в Астрахани. Как он говорил! Какая эрудиция! Какая интеллигентность и деликатность! И простота. Со встречи у меня остался его автограф в книге "Обитель".
  • С днём рождения, Евгений Николаевич!

06 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Александр Исаевич Солженицын

 8 октября 1970 года Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»tass.ru

Солженицын вошёл в историю российской и мировой литературы, публицистики и исторической мысли. Среди его произведений: «Круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо», «Бодался телёнок с дубом», «200 лет вместе», «Один день Ивана Денисовича» и другие. 
После присуждения премии в СССР началась антисолженицынская кампания. В 1971 году конфисковали рукописи писателя, а вскоре уничтожили все издания. В 1974 году Солженицын был лишён гражданства и депортирован в ФРГ. 
Гражданство вернули писателю только в 1990 году указом президента СССР Михаила Горбачёва. В сентябре того же года вышел манифест Солженицына «Как нам обустроить Россию», который разошёлся тиражом в 27 миллионов экземпляров. 
Солженицын вернулся в Россию вместе с женой Натальей Светловой в 1994 году и активно включился в общественную жизнь страны. Скончался 3 августа 2008 года в Москве в возрасте 89 лет. calend.ru
Вопреки распространённому мнению, престижная премия никак не связана с «Архипелагом ГУЛАГ». К тому моменту роман не был опубликован и о нем не знали даже самые близкие Солженицына.
Отношение к «Архипелагу ГУЛАГ», как и к самому автору и сейчас остаётся весьма противоречивым, поскольку не устоялись мнения по поводу прошлого страны и эпохи политических репрессий. Поэтому как личность Солженицына, как человека одним из первых открывших миру эту потайную сторону советского режима, так и его работы всегда будут вызвать острую политическую полемику. Источник

"Первый денди Страны Советов"

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897–1962) — русский поэт, прозаик, драматург и мемуарист. Его творчество тесно связано с эпохой Серебряного века и ранним советским периодом. Azbooka.ru
Некоторые факты из биографии:
Родился в Нижнем Новгороде. 
Учился в нижегородском Дворянском институте, затем в гимназии Пензы. 
В 1918 году — литературный секретарь Издательства ВЦИК. 
Автор программных документов имажинистов: «Декларация» (1919), «Восемь пунктов» (1920) и «Буян-Остров. Имажинизм» (1920). 
Участник объединения «Артель имажинистов».
В 1922–1924 годах — один из авторов журнала «Гостиница для путешествующих в Прекрасном». 
В 1924–1925 годах — заведующий сценарным отделом «Пролеткино». kino-teatr.ru
С 1928 года жил в Ленинграде (в 1941–1943 в эвакуации в Кирове). 
Печатался в журналах «Литературный современник», «Звезда» и других. 
Некоторые произведения Мариенгофа:
поэмы «Магдалина», «Кондитерская солнц» (обе 1919);
поэтические сборники «Руки галстуком», «Стихами чванствую» (оба 1920), «Тучелёт», «Развратничаю с вдохновеньем» (оба 1921), «Разочарование» (1922);
драматическая поэма «Заговор дураков» (1922) из эпохи Анны Ивановны, гротески «Вавилонский адвокат» (1924), «Двуногие» (1925);
комедии «Люди и свиньи» и «Бергамский плут» (обе 1934);
пьесы в стихах «Шут Балакирев» (1940, новая редакция 1959) и «Совершенная виктория» (1943) из эпохи Петра I;
«Суд жизни» (1947) о борьбе с космополитизмом, «Рождение поэта» (1951) о М. Ю. Лермонтове, «Остров великих надежд» (1951) о событиях Гражданской войны 1917–1922;
сборник «Маленькие комедии» (1957).
Некоторые мемуарные произведения: 
«Роман без вранья» (1927), «Роман о цинике» (1928), «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» (полностью опубликована в 1988 году). kino-teatr.ru


Сидят: Вадим Шершеневич
С
ергей Есенин.
 Стоят: Фанни Шеришевская, 
Анатолий МариенгофИван Грузинов. 1919
Умер 24 июня 1962 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).
А ну вас, братцы, к черту в зубы!
 А ну вас, братцы, к черту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.

Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарем!
Живем без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поем.

Горят сердца, когда родному краю
Железо шлет суровый враг.
Поэтам вольность молодая
Дороже всех житейских благ.

Выбирала, какое стихотворение взять в блог, и не могла выбрать. Всё про революцию. Эпатаж, ниспровержение мифов. Хотела про любовь (Анатолий Мариенгоф и его жена Анна Никритина были идеальной парой), но и тут что-то в стилистике Владимира Маяковского с его "Облаком в штанах". Выбрала про "не почитаю старину".

Имажинизм (от лат. imago — «образ») — литературное течение в русской поэзии Серебряного века. Основная идея — создание новой, образной поэзии, где первостепенное значение придаётся визуальным и эмоциональным образам, которые воздействуют на чувства и воображение читателя, порой даже шокируя его.
Литературная репутация, которую создавал себе Мариенгоф в те годы с помощью имажинизма, принесла ему быструю и шумную известность. Поэтика его "имажинистских" стихов блистала эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия и революционной жестокости.
"Стихами я объелся": скандалы, любовь и Есенин в жизни Мариенгофа ссылка
"Первый денди Страны Советов" — так современники говорили о поэте Анатолии Мариенгофе, и он действительно был им. В 1920-е годы они вместе с Есениным, освободившимся тогда от влияния крестьянских поэтов, шокировали общественность экстравагантным поведением. Руководили поэтическими концертами, своим кафе на Тверской улице Москвы и двумя книжными магазинами, публиковали открытые письма друг другу.
Николай Бухарин, редактировавший газету "Правда" в те годы, называл стихи Мариенгофа "замечательной ерундой", а Иосиф Бродский считал роман "Циники" "одним из самых новаторских произведений в русской литературе ХХ века". Читать полностью 

05 июля 2025

Лауреаты Нобелевской премии. Михаил Александрович Шолохов

Михаил Александрович Шолохов — лауреат Нобелевской премии по литературе (1965). Премия была присуждена ему 10 декабря 1965 года в Стокгольме «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Шолохов — единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия руководства СССР. ru.wikipedia.org*
Биография
Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская область).
Впервые произведения были напечатаны в 1923 году.
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена революции и войны — роман «Тихий Дон» (1928–1932).
С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом.
Умер 21 февраля 1984 года от рака, похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон. obrazovaka.rudzen.ru
Творчество
В дипломе лауреата значится: «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа». 
Писатель и ранее неоднократно номинировался на премию (первое официальное выдвижение — 1947). В европейской прессе суждения о том, что Шолохов заслуживает премии, появлялись ещё в 1930-х годах.
Реакция
Вручавший премию король Густав Адольф VI назвал Шолохова «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». 
На церемонии вручения писатель выступил с речью, в которой сказал о своей цели показать в романе и «превознести нацию тружеников, строителей и героев».
В средствах массовой информации неоднократно говорилось о том, что Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду и всё…». Михаил Шолохов отрицает эту легенду. ru.wikipedia.org*
Наследие
Полученную премию Шолохов использовал разумно — на путешествия. Вместе с детьми он объездил Европу и Японию.
Часть от полученных 62 000 крон Шолохов вложил в строительство клуба и библиотеки в одной из донских станиц.
Презентация о Шолохове с помощью нейросети SlidePoint ссылка

«Дедушка всех современных журналистов, копирайтеров и блогеров»

Фаддей Венедиктович Булгарин (при рождении Ян Тадеуш Кшиштоф Булгарин) — русский писатель, журналист, литературный критик и издатель. Родился 24 июня (5 июля) 1789 года, умер 1 (13) сентября 1859 года. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*

Некоторые факты из биографии:
Капитан наполеоновской армии, кавалер ордена Почётного легиона Франции, действительный статский советник.
На первых порах активно пропагандировал польскую культуру, писал статьи по истории и литературе Польши, переводил польских авторов.
Участвовал в выпусках альманаха «Полярная звезда».
Писал статьи, военные рассказы, путевые записки, очерки, сказки, исторические повести и романы, фельетоны.
Вершина литературной карьеры Булгарина — роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1829), который стал первым в России бестселлером.
По желанию читателей Булгарин написал продолжение романа — «Пётр Иванович Выжигин» — о войне 1812 года (Санкт-Петербург, 1831).
Фантастически-утопический очерк Булгарина «Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке» (1824) считается первым в русской литературе описанием путешествия во времени.
Булгарин написал также большое собрание воспоминаний. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*
Некоторые достижения в издательской деятельности:
Создатель первого в России театрального альманаха «Русская Талия» (1825), где опубликовал отрывки «Горя от ума» Грибоедова.
В 1822–1829 годах издавал журнал «Северный архив» (с 1825 года — совместно с Н. И. Гречем) и выпускаемые в качестве приложения к нему «Литературные листки» (1823–1824).
Наибольшую известность приобрёл как редактор-издатель первой частной российской политической и литературной газеты «Северная пчела», которую (вместе с Гречем) издавал с 1825 года до конца жизни.
Как бывший капитан наполеоновской армии оказался в России?
Фаддей Булгарин, бывший капитан наполеоновской армии, оказался в России после того, как сдался в плен прусским войскам в 1814 году. aif.ruru.wikipedia.org*
Возвращение Булгарина совпало с указом Александра I о прощении поляков, поступивших на французскую службу. Булгарин вернулся в Варшаву, жил в Вильно, где начал публиковаться на польском языке, а вскоре обосновался в Санкт-Петербурге. culture.ruaif.ru
Согласно российским законам, Булгарин как поляк, воевавший в составе наполеоновской армии против русских, должен был быть направлен на службу в казачьи войска. Исключение из этого правила в случае Булгарина могло объясняться только высочайшим повелением.
Как поляк и пособник Наполеона стал русским патриотом? ссылка
В столице он близко сошёлся с талантливыми писателями и поэтами, — Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером — которые, несмотря на тёмное и запутанное прошлое Булгарина, отнеслись к нему весьма благосклонно. Бестужев-Марлиннский, Грибоедов и Рылеев включили его в число своих лучших друзей. Грибоедов, уезжая в Персию, оставил ему список пьесы «Горе от ума». В начале 1824 года Пушкин писал Булгарину: «Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы». Многолетний литературный противник Булгарина Белинский говорил о его воспоминаниях, что в них много любопытного и интересного. Кюхельбекер считал, что Фаддей Булгарин обладал дарованием. И действительно, он так чётко описал приметы бежавшего после 14 декабря 1825 года Кюхельбекера, что по ним полиция без труда узнала и арестовала беглеца. Считавшийся среди свободомыслящих русских литераторов своим Булгарин неожиданно для них показал лояльность к императору и его слугам. Читать полностью
"Дедушка всех блогеров и консультант спецслужб. Как уроженец Беларуси покорил Петербург" ссылка