Наконец-то прочитала "Евгения Онегина". Читала долго, чему читатели, наверное, могут удивиться. Долго, потому что читала я "книгу в книге" -- подробный иллюстрированный комментарий к роману.
Некоторые разделы комментария Лотмана:
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Наконец-то прочитала "Евгения Онегина". Читала долго, чему читатели, наверное, могут удивиться. Долго, потому что читала я "книгу в книге" -- подробный иллюстрированный комментарий к роману.
Кобылиц неукротимыхГордо бродят табуны…»
Не видно края…Ни кустика, ни деревца…Кружит орел, крылом сверкая…И степь, и небо без конца…
Нет единого мнения о том, какие стихи Франческо Петрарки лучшие. Несколько произведений, которые входят в топ-10 на сайте «РуСтих»:
«В прекрасные убийственные руки»
Сонет 171)В прекрасные убийственные рукиАмур толкнул меня, и навсегдаМне лучше бы умолкнуть — ведь когдаЯ жалуюсь, он умножает муки.Она могла бы — просто так, от скуки —Поджечь глазами Рейн под толщей льда,Столь, кажется, красой своей горда,Что горьки ей чужого счастья звуки.Что я ни делай, сколько ни хитри,Алмаз — не сердце у нее внутри,И мне едва ли что-нибудь поможет.Но и она, сколь грозно ни гляди,Надежды не убьет в моей груди,
Владимир Владимирович Маяковский (19 июля 1893, Багдати, Грузия — 14 апреля 1930, Москва, СССР) — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. ru.wikipedia.org*
Маяковский жил в эпоху расцвета большевизма и коммунизма. В детстве и юношестве он с восторгом принял политику большевиков. В день Октябрьской революции В. В. Маяковский находился в Смольном и праздновал победу над старым миром.
В. И. Ленин отрицательно относился к футуризму, ассоциируя Маяковского с этим направлением, но всё же позволял поэту быть «рупором революции» и продвигать идеи коммунизма в массы. Некоторые поэмы В. Маяковского Ленин оценивал благодушно и называл «хулиганским коммунизмом», однако большая часть творчества поэта В. И. Ленину не нравилась, и он называл её «тарарабумбией». В. В. Маяковский, в свою очередь, восхищался В. И. Лениным как «самым человечным человеком».
После смерти В. И. Ленина, со сменой власти и общественно-политических целей, В. Маяковский почувствовал себя лишним. Его творчество стали часто критиковать — например, сатирические пьесы «Клоп» и «Баня» не понравились многим представителям новой власти, тиражи произведений Маяковского стали сокращаться, сам он всё больше ощущал себя неуместной фигурой на литературном олимпе СССР.
![]() |
Маяковский и Булька |
Евгений Александрович Евтушенко (настоящая фамилия Гангнус) — советский и российский поэт, прозаик, публицист, сценарист, кинорежиссёр. Родился 18 июля 1932 года (по паспорту — 1933 года) в семье геолога, на станции Зима Иркутской
области. Умер 1 апреля 2017 года в США. calend.ru
Некоторые факты из биографии:
Начал печататься в 16 лет — его стихи вышли в газете «Советский спорт».
В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт им. М. Горького, но вскоре был исключён за то, что выступил в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Первая книга стихов Евтушенко — «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году.
В 1950-е годы опубликовал серию поэтических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и другие.
Автор поэм: «Станция Зима» (1953–1956), «Бабий яр» (1961), «Братская ГЭС» (1965), «Пушкинский перевал» (1965), «Коррида» (1967) и других.
Автор стихов более чем к 80 песням, среди них: «Не спеши» (А. Бабаджанян), «А снег повалится» (комп. Г. Пономаренко), «Бежит река», «Вальс о вальсе», «Долгие проводы», «Идут белые снеги» и другие.
Автор стихов к песням для художественных фильмов: «Карьера Димы Горина» (1961), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), сериалу «И это всё о нём» (1977–1978).
Автор романов «Ягодные места» (1982), «Не умирай прежде смерти» (1993), мемуаров «Волчий паспорт» (1998).
В 2011 году выпустил антологию в пяти томах «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков
русской поэзии».
Некоторые награды и звания:Государственная премия СССР (1984);
Государственная премия Российской Федерации (2009);
Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2017, посмертно);
Орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2004);
Орден Трудового Красного Знамени (1983);
Орден Дружбы народов (1993);
Орден «Знак Почёта» (1967).
Евтушенко был почётным членом Академии искусств многих стран, почётным профессором «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Лауреат множества российских и международных премий, обладатель орденов и медалей.
В последние годы мир охватила волна популярности южнокорейского сериала «Игра в кальмара» (Squid Game), который стал настоящим культурным феноменом. Однако за внешним успехом скрываются глубокие социальные и психологические проблемы, вызывающие тревогу у родителей, педагогов и психологов. Чтобы понять, почему этот сериал так резонирует с подростками и почему он может быть опасен для детской психики, важно обратиться к истокам – самой игре «в кальмара» и её трансформации в мрачный кинематографический сюжет.
«Игра в кальмара» – это традиционная детская игра, распространённая в Южной Корее, в которую играют на асфальте, рисуя схематичное поле в форме кальмара. Правила просты, а сама игра активна и коллективна, развивает ловкость, стратегическое мышление и командный дух. Для детей это способ социализации, радость движения и веселья.
Феномен популярности «Игры в кальмара» среди подростков интересен. Молодёжь, находящаяся
в поисках идентичности и острых впечатлений, часто воспринимает сериал как
вызов, возможность понять «реальный» мир, где побеждают сильнейшие. В
социальных сетях появляются обсуждения, мемы и даже попытки воспроизвести
элементы игры, что вызывает обеспокоенность родителей и специалистов.
Психологи предупреждают,
что такие фильмы пропагандируют идею расчеловечивания: участники шоу вынуждены
предавать, обманывать и уничтожать друг друга ради собственной выгоды.
Отсутствие позитивных героев и моральных ориентиров формирует у подростков искажённое
представление о человеческих отношениях и ценностях. Сериал демонстрирует мир,
где доминирует насилие, безысходность и цинизм, что может способствовать
формированию агрессивного поведения и снижению эмпатии.
Интересно провести параллели между «Игрой в кальмара» и классическими произведениями зарубежной и русской литературы, которые также исследуют темы жестокости, борьбы за выживание и моральных дилемм. Например, романы Джорджа Оруэлла «1984» и Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» показывают, как общество и внутренние конфликты человека влияют на его нравственные ориентиры. Как и в этих произведениях, сериал ставит вопрос о цене человеческой жизни и месте человека в обществе.
Ключевые поэтические и прозаические произведения о специальной военной операции написаны уже сегодня, заявил писатель Захар Прилепин в интервью телеканалу "Россия 24".В течение последних недель мы публиковали стихи, посвящённые специальной военной операции из Антологии современной патриотической поэзии, подготовленной и выпущенной Союзом писателей России совместно с издательством «Вече». Эти стихи завоевали признание читателей, распространяются в войсках, госпиталях, военных училищах. Думаем, что и нашим читателям они запали в душу. Такие стихи надо писать, издавать, читать. Именно так считает известный современный писатель, военный человек, общественный деятель и патриот Захар Прилепин. Подводя итог публикации подборки современной поэзии о СВО, мы помещаем заметку об одном из интервью писателя.
"Ряд ключевых текстов, в первую очередь в поэзии, но и в прозе тоже, написан уже сегодня. Но то, что называется подъемом и запросом, это вещи не стихийные, это не рыночек. Рыночек не порешает. Конечно же, во многом это деятельность государства", — сказал Прилепин.
"Тогда были уверены, что ничего соразмерного запросу армии и общества нет. Это теперь, оглядываясь спустя десятилетия, мы понимаем, что это было беспрецедентное время – одних военных песен счет идет на сотни классических. "Они сражались за Родину" выходил во время Великой Отечественной войны и "Василий Теркин" Твардовского и так далее. Фильмы снимались: "Два бойца", "Зоя". Огромное количество примеров", — рассказал Прилепин.
Кипит разбойно море Интернета
И грязной пеной хлещет берега,Где целят в душу выстрелы-наветыСовсем не виртуального врага.Вот он в упор палит из амбразурыДлиной во весь компьютерный экран.При чём здесь, господа, литература?Стрелок иной идеей обуян –Чтоб чисто поле стало полем рати,Чтоб где-то на заснеженной стернеПеречеркнуть свинцовой плетью ватник,Который навсегда прирос ко мне!По мне одежда ратная отцова!Метель. Передовая. Сталинград.Оттуда – из глубин сорок второгоСегодня пули хищные летят.И надо страх дремучий пересилить –Подумаешь, прицельная стрельба!Такая уж у ватников РоссииЕдинственная, вечная судьба –Вставать во имя света против мрака,
Который, словно пули те, свинцов.Не захлебнётся русская атака,Пока нам впору ватники отцов!
* * *Старался телевизор допоздна,Пугая то Бандерой, то майданом.И усыпил… Спасибо, что женаВернула в мир из вязкого дурмана.Что это было? Может, вещий сон?Но точно – не бредовая фальшивка…Вот выхожу я, грешный, на перронНа станции с названьем «Мартинiвка».Встречающих весёлая толпаНе виновата в том, что я когда-тоЗдесь жил «по месту службы» па…Нет, нет, не папы, а, пробачьтэ, тату!Вот здесь равнялся целый гарнизонНа одноцветный флаг иного века.Теперь новейших символом времён –Таблички: «Стiй!», «Увага!» и «Бэзпэка!»«Внимание!», «Опасность!» «Стiй»? А, «Стой!»Стою… И вдруг – баба Наташа наша!– Насыпь, как в детстве, семечек горой!– Гэть звiдсiля, москаль! Яка я ваша!– Окстись, старуха! Это ж я таскалМимо твоей торговли школьный ранец!Да, и потом, я вовсе не москаль,А самый настоящий астраханец!– Гэть! Гэть!И я шагаю прочьМимо столовой с вывеской «Iдальня».… Конечно, он сумеет мне помочь –Приветный шум лесопосадки дальней!Упасть с разбегув листьев пёстрый хламИ крикнуть громко:– Здравствуй, Украина!Но эха нет. Как будто вобралаЕго ветвей глухая паутина…И снова сквозь бунташный чёрный дымЯ на экране вижу Украину.Благослови, Господь, родимый КрымНа новую счастливую судьбину!И слышится как будто: «Аз воздам!И земли к вам потянутся иные!»Воздастся… Но откроется ли нам,Что русские остались и в России?
***
А воздух жаркий, и липкий, и так его мало.
Пропустите, говорит, пропустите, я Его мама,
но ее, конечно, не пропускают,
ад хохочет, трясется, и зубы скалит,
торжествует.
А она говорит: дайте мне хоть ручку Его неживую,
подержать за ручку, как в детстве,
я же мама, куда мне деться.
Вот она стоит, смерть перед ней, в глаза ей смеётся,
Пасть у смерти вонючая, зрачки-колодцы,
Смерть идёт по земле, истирает гранит и крошит,
А она отвечает:
Маленький мой, хороший,
Ты уж там, где ты есть, победи, пожалуйста, эту дрянь.
Ты вот ради этого, пожалуйста, встань,
Открывай глаза свои, неживые, незрячие.
И плачет, сильно-пресильно плачет.
Он войдёт в её дом через три дня.
Мама, скажет, мама, послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай, что тебе говорят:
Мама, я спустился в ад, и я победил ад,
Мама, я сделал всё, как ты мне сказала.
Смерть, где твоё жало?
***
За холмом и рекой бахает, бацает.
И полно тут этих холмов и рек.
А в Луганске цветёт акация
И у Ксю в коляске маленький человек.
И везёт она его, совсем новенького,
Меньше месяца как рождённого на свет,
А рядом идёт солдатик, и голова вровень его
С цветами – седыми, и он – сед.
Как брызги шампанские,
Акации соцветия.
Пацаны луганские
Двадцатилетние.
На разгрузке лямки,
На портрете рамка.
Где ваши мамки?
Я ваша мамка.
Как они уходят за реку Смородину,
За реку Донец, за мёртвую воду,
За мёртвую мою советскую родину,
За нашу и вашу свободу.
По воде и облакам, как по суше,
На броне машут, несутся тряско.
А всё же жизнь продолжается, правда, Ксюша?
И Ксюша катит коляску.
***
Калмычке
Прощай, любезная калмычка!Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
Памятник А.С. Пушкину в Элисте
И плосок нос, и лоб широк,
Ты не лепечешь по-французски,
Ты шелком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром
Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ма dov’e
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
И плосок нос, и лоб широк,
Ты не лепечешь по-французски,
Ты шелком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром
Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ма dov’e
Галоп не прыгаешь в собранье…
Что нужды? — Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Друзья! не все ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящей зале, в модной ложе,
Или в кибитке кочевой?
1829 г.
Чуть-чуть, назло моих затей,Меня похвальная привычкаНе увлекла среди степейВслед за кибиткою твоей.
Буддийский или буддистский храм? Как правильно?
Правильны оба варианта: «буддийский» и «буддистский» храм. gramota.ruekburg.ru