В последние годы мир охватила волна популярности южнокорейского сериала «Игра в кальмара» (Squid Game), который стал настоящим культурным феноменом. Однако за внешним успехом скрываются глубокие социальные и психологические проблемы, вызывающие тревогу у родителей, педагогов и психологов. Чтобы понять, почему этот сериал так резонирует с подростками и почему он может быть опасен для детской психики, важно обратиться к истокам – самой игре «в кальмара» и её трансформации в мрачный кинематографический сюжет.
«Игра в кальмара» – это традиционная детская игра, распространённая в Южной Корее, в которую играют на асфальте, рисуя схематичное поле в форме кальмара. Правила просты, а сама игра активна и коллективна, развивает ловкость, стратегическое мышление и командный дух. Для детей это способ социализации, радость движения и веселья.
Феномен популярности «Игры в кальмара» среди подростков интересен. Молодёжь, находящаяся
в поисках идентичности и острых впечатлений, часто воспринимает сериал как
вызов, возможность понять «реальный» мир, где побеждают сильнейшие. В
социальных сетях появляются обсуждения, мемы и даже попытки воспроизвести
элементы игры, что вызывает обеспокоенность родителей и специалистов.
Психологи предупреждают,
что такие фильмы пропагандируют идею расчеловечивания: участники шоу вынуждены
предавать, обманывать и уничтожать друг друга ради собственной выгоды.
Отсутствие позитивных героев и моральных ориентиров формирует у подростков искажённое
представление о человеческих отношениях и ценностях. Сериал демонстрирует мир,
где доминирует насилие, безысходность и цинизм, что может способствовать
формированию агрессивного поведения и снижению эмпатии.
Интересно провести параллели между «Игрой в кальмара» и классическими произведениями зарубежной и русской литературы, которые также исследуют темы жестокости, борьбы за выживание и моральных дилемм. Например, романы Джорджа Оруэлла «1984» и Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» показывают, как общество и внутренние конфликты человека влияют на его нравственные ориентиры. Как и в этих произведениях, сериал ставит вопрос о цене человеческой жизни и месте человека в обществе.
Южнокорейский телесериал
«Игра в кальмара» соединяет в себе элементы жанров антиутопии, приключенческого боевика, триллера и драмы.
Вот ещё несколько произведений, с которыми можно сравнить сериал «Игра в
кальмара».
«Голодные игры» Сьюзен
Коллинз. Как и в «Игре в кальмара», произведение рассказывает о жестокой игре, в
которой проиграть значит потерять жизнь.
«Королевская битва»
Таками Косюна. Роман стоит у истоков жанра, по принципу которого построены
«Голодные игры» и «Игра в кальмара». В произведении рассказывается о военизированной
игре, где школьников вывозят на остров и заставляют сражаться друг с другом.
«Бегущий в лабиринте»
Джеймса Дэшера. Книга описывает жестокую игру-квест в стенах лабиринта.
Участники не помнят прошлую жизнь: теперь у них только одна задача — лабиринт.
Правила игры неизвестны, конечная цель — выжить.
«Долгая прогулка» Стивена
Кинга. Произведение рассказывает о пути к счастью и игре на выживание.
Победитель получает счастливый билет в новую жизнь — огромную сумму денег.
«Головоломка» Франка
Тилье. В книге рассказывается о восьми охотниках за сокровищами, которые
ввязываются в таинственную игру под названием «Паранойя». Игровая площадка —
заброшенная психиатрическая клиника. Победитель, конечно, только один.
Сериал «Игра в кальмара»
можно сравнить с произведениями русской классики, например с повестью А. С.
Пушкина «Выстрел». В ней, как и в сериале, рассказывается об игре в жизнь и
смерть. В «Выстреле», как и в остальных произведениях цикла «Повести Белкина»,
Пушкин поднимает проблему судьбы, случая в жизни человека. Автор размышляет над
тем, может ли кто-то распоряжаться судьбой другого человека и действительно ли
важным является личное удовлетворение от победы, если на кону счастье другого
человека. Герой повести Сильвио в решающий момент понимает, что граф – обычный
человек, способный бояться смерти, поэтому в конце концов прощает своего врага,
оставив ситуацию «на его совести».
Также есть мнение, что проблемы
и образы, встречающиеся в «Игре в кальмара», созвучны роману Ф. М. Достоевского
«Идиот». В частности, упоминается сцена, в которой Настасья Филипповна кидает в
камин пачку денег, чтобы унизить своего несостоявшегося жениха Иволгина.
«Игра в кальмара» отражает не только
художественный замысел, но и реальные социальные проблемы: экономическое
неравенство, отчуждение и безысходность. Жестокость, показанная в сериале, –
это симптом более глубоких процессов в современном обществе, где человек часто
оказывается беспомощным перед лицом социальных и экономических вызовов.
Подростки, как говорится, повально увлеклись сериалом «Игра в кальмара». Что делать нам, взрослым, чтобы
отвлечь их, уберечь от негативного влияния подобных фильмов?
Разумеется, необходимо ограничивать
доступ подростков к контенту с чрезмерным насилием и аморальными сюжетами.
Нужно объяснять детям разницу между художественным вымыслом и реальной жизнью,
поощрять участие в реальных детских играх, которые развивают дружбу,
сотрудничество и честность. И первостепенное -- воспитывать в детях нравственные
ценности, эмпатию и умение решать конфликты без насилия. Реальные игры, на
которых основаны эпизоды сериала, – это не только физическая активность, но и
важный элемент социализации, который помогает формировать здоровую личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий