воскресенье, 2 декабря 2012 г.

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Образцы контрольно-измерительных материалов  по русскому языку ГИА уже опубликованы. Их можно найти и в интернете. Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики. И это поможет выпускникам верно построить свое рассуждение и подобрать подходящие примеры для его  доказательства. 
ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
...только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...(М.Л.Андроников)
Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать.
(Г. А. Золотова)
Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.
(По В. В. Колесову)
...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.
(Д. Н. Ушаков)
Ударение — поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение — разрушится всё слово. (Н.А. Федянина)
МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаён­ный смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
(М.А. Рыбникова)
Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.
(А. И. Тихонов)
Изучение и знание законов словообразования, состава слова не­обходимо для прочного усвоения правил правописания.
(А. И. Тихонов)
Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным от­ношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...
(А. Н.Тихонов)
Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разно­образии приставки таится разнообразие смысла.
(К. И. Чуковский)
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
(В. Г. Белинский)
...художественное произведение... тоже картина, только нарисо­ванная не красками, а словами...
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
В слове «проявляется исключительная способность человека выра­жать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»
В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»
(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во француз­ский и немецкий словарь делает много зла.
(В. И. Даль)
Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.
(В.И.Даль)
Человеческое слово стрелы острее.
(Русская пословица)
Ласковым словом многого добьёшься.
(Русская пословица)
Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тща­тельно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёрт­ки и вырвутся наружу сотни значений.
(Э. Э. Моррис, английский археолог)
Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.
(М.А. Светлов)
Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опы­ты одного человека другому.
(Л. Н. Толстой)
Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.
(А. Т. Твардовский)
Каждое слово — особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.
(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА
Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...
(Из трудов Н. Ф. Бунакова)
Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не мо­жет быть суждения.
(Ф.И. Буслаев)
Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...
(В. В. Виноградов)
Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.
(В. В. Виноградов)
Местоимения — это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.
(Г. А. Золотова)
Язык неистощим в соединении слов.
(А. С Пушкин)
Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.
(А. А. Реформатский)
Местоимение — удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...
(А. А. Реформатский)
Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.
(К. С. Станиславский)
Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.
(Л. В. Успенский)
Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.
(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)
                                                                                                                                                                                         
...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...
(Д.Н. Ушаков)
...В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выра­жения простых, естественных понятий...
(В. Г. Белинский) Язык есть ... необходимое выражение дара слова...
(Ф. И. Буслаев)
Высокая культура разговорной и письменной речи — самая луч­шая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...
(По В. В. Виноградову)
Культурность в общем смысле этого слова и является необходи­мым предварительным условием сознательной любви к языку.
(Г. О. Винокур)
Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
(И. С. Ильинская, М. В. Панов)
Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
(Д. С. Лихачёв)
...речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной харак­теристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.
(И. П. Матвеева)
Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.
(Я. Л. Матвеева)
5-
Высокая культура речи — это умение правильно, точно и вырази­тельно передавать свои мысли средствами языка.
(С. И. Ожегов)
Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
(М. В. Панов)
Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык — неис­черпаем.
(М. В. Панов)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
(К. Г. Паустовский)
Язык не стрела, а сердце ранит.
(Русская пословица)
Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.
(М.М. Сперанский)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
(Д.Н. Толстой)
Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...
(К. И. Чуковский)
Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.
(Л. В. Щерба)
Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
(Энциклопедический словарь юного филолога)



Павлова Т. И., Гунина Л. Н.
П12 Практика формирования лингвистических знаний в 5—8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по рус­скому языку в 9 классе (С2.1): учебное пособие / Т. И. Павлова, Л.Н. Гунина. — Ростов н/Д : Легион, 2012. — 74, [1] с. — (Ма­стер-класс.)
ISBN 978-5-9966-0185-1