понедельник, 10 июня 2013 г.

Уроки кройки и литературы

— Все чаще говорят об утрате умения читать и понимать тексты.
Уроки кройки и литературы Русский язык,Литература,Россия,Дети,Образование,Реформа образования— Тут дело обстоит неважно. Относиться к чтению как к особенному занятию, доставляющему радость и удовольствие, учат малышей в семье. Это происходит не всегда: культурность сегодня именно и только с чтением не соотносят. Потом идет начальная школа, где учат азам: читать быстро, пересказывать, рассказывать по картинкам, отличать, где говорит автор, а где персонажи, разговаривать о книгах. Если этому не научиться — не справиться с программой средней школы. Тогда в старшей ты в лучшем случае перейдешь на «Классику в кратком изложении».

В лучшем, потому что при нынешнем раскладе — без мотиватора в виде выпускного обязательного экзамена — школьную литературу можно учить, вообще не читая, даже учебника. А чтение — это, конечно же, работа, которую надо уметь делать. Чтобы читать трудные тексты (а русская классика такова) и получать от этого удовольствие, надо много уметь. Нужно, во-первых, читать быстро: романы-то длинные. Во-вторых, знать хотя бы в общих чертах, как устроен художественный текст, быть в состоянии улавливать параллельно развивающиеся сюжетные линии, да много что еще. Если читать не научен, то, возможно, если очень замотивирован, как-нибудь справишься. «Гарри Поттер» тому недавнее подтверждение: все ровесники прочитали — и мне надо. Но чаще всего, к сожалению, ребята на уровне седьмого-восьмого класса читают так, как читают тексты на средневыученном иностранном языке: знаешь почти все слова, грамматику тоже более или менее, проблема в том, что не получаешь никакого удовольствия. Слишком много сил уходит на элементарное понимание, и текст литературный превращается в текст учебный.
Иногда кажется, что мы выращиваем поколение нечитателей совершенно сознательно, хотя при этом много кричим про утрату литературоцентризма.
— А кто стоит за этим «мы»?
Читать полностью здесь