15 июля 2010

Как пишутся сложные прилагательные?

Вспомнила о сложных прилагательных в связи со словом стосорокасолнечный (см. вчерашний синквейн про жару). Кажется, я первая его придумала... Во всяком случае в поисковой системе Яндекса был получен ответ, что в энциклопедиях и во всех словарях такого слова не найдено.. Вот тебе и на!
Сложные прилагательные имеют в своём составе обычно две основы (большее число основ встречается редко). Эти основы  в одних прилагательных пишутся слитно, в других -- через дефис. В сборнике упражнений И.А. Громова нашла забавный текст из Успенского. Там встретились слова: (русско)кошачий и (охотничье)собачий  словари  и (корово)пастухачий тоже, (колбасно)угощательный и (венико)выгонятельный характер.
К упражнению задания:
-- выпишите сложные прилагательные, раскрывая скобки; верно ли образовано слово (корово)пастухачий?
-- перечислите названия словарей, которые вы знаете; встречаются ли в этих словарях сложные прилагательные?
-- людей с какими характерами вы любите? А не любите? В своих ответах постарайтесь сохранить шутливый тон повести Э.Н. Успенского и использовать сложные прилагательные.
Не правда ли, замечательное развивающее задание?!

4 комментария:

  1. Валентина Васильевна! Задание ,и правда, замечательное! Посидела - поразмышляла по поводу симпатичных мне человеческих характеров.

    Можно вопрос? Моему сыну было дано задание: составить предложение со словами "дом" и "улица", но обязательно с использованием прилагательного. Моё чадо выдало: "Наша улица домастая". Как объяснить ошибку?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Юлия Владимировна! Вот так сразу я ответить Вам не могу. Я подумаю. А когда встречусь со своими учениками, то обязательно предложу им исследовать это предложение. В качестве учебно-исследовательской работы. Хорошо? Подождёте ответа? С уважением, Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить
  3. Конечно! Особенно интересно было бы узнать, что скажут по этому вопросу ваши ученики.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хорошо о словах и способах их образования, которыми пользуются дети, описано у К.И. Чуковского в книге "От 2 до 5" (если не ошибаюсь). И сын достаточно логично образовал предложение по известным правильным словосочетаниям: заяц с ушами - ушастый заяц, собака с блохами - блохастая собака, улица с домами - домастая улица. Пусть не совсем правильно по русскому языку, но видно, что он в определенной степени уже овладел методом аналогии.

    ОтветитьУдалить