Для сказок доклассового общества характерно обращение к животным, в поведении которых угадываются человеческие свойства, нравственные взаимоотношения.
В сказках феодального периода обычно действуют короли, царевичи, рыцари и т. п. и сословная иерархия преодолевается тем, что незнатный человек возводится в высокий ранг. Развитие капитализма вносит в сказки мотивы денег, торговли, обретения богатства, контраст нищеты и роскоши и образ удачливого купца, предприимчивого человека.
Чего бы ни касались сказки, они неизменно привержены прославлению победы справедливости, добра, стремлению понять, осмыслить жизненные явления. Герой сказок противостоит многоликому злу и в единоборстве с ним, благодаря смекалке, находчивости, дерзости или с помощью волшебной силы, завоевывает благополучие, обретает счастье. Неувядаемость сказочного вымысла обусловлена тем, что он на протяжении веков несет мечту о лучшем будущем и «открывает... — говоря словами М. Горького, — просвет в другую жизнь».
Сказки различаются по своим основным признакам. Одни из них — волшебные, в которых народные идеалы справедливости осуществляются с помощью фантастики, вмешательства сверхъестественных сил.
Авантюрные сказки основаны на приключениях, странствиях героя, легендарного или исторически реального деятеля. Они передают прихотливость человеческой судьбы, утверждают возможность осуществления мечты в поисках справедливости и борьбы за нее.
Бытовые сказки близки к анекдоту, подчас сатирически заострены против социальной несправедливости. Их герой — простолюдин — отстаивает свое достоинство в схватке с врагами.
Сказки о животных тяготеют к нравственно-философской притче, басне. Сказки-небылицы, высмеивающие человеческие заблуждения, вскрывают абсурд искажением здравого смысла, нормального бытия.
Существует множество разновидностей сказочного жанра. Все они способствовали развитию литературной сказки в творчестве Ш. Перро, К. Гоцци, Г. А. Бюргера и Р. Э. Распе, бр. Гримм, В. Гауфа, Г. X. Андерсена и т. п. Много сил отдали собиранию и обработке русского сказочного материала А. Н. Афанасьев, индейских легенд — О. Кирога, М. А. Астуриас...
Некоторые собрания сказок вошли в историю культуры как ее значительные литературные памятники — «Панчатантра», «Тысяча и одна ночь» и т. п.
Развитые национальные литературы мира не прошли мимо сказки, и многие крупнейшие писатели разных исторических эпох создавали свои шедевры в сказочном жанре — начиная с У. Шекспира, это В. Жуковский, А. Пушкин, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Ш. Перро, В. Ирвинг, Э. Т. А. Гофман, братья Гримм, В. Гауф, Г. X. Андерсен, Г. Ибсен, С. Лагерлеф, Л. Кэрролл, О. Уайльд, Мультатули, Джано, М. Метерлинк, Ж. д’Арбо, А. де Сент-Экзюпери, Ж. Помпиду, Д. Родари, Ю. Олеша, А. Толстой, С. Маршак, К. Чуковский, Е. Шварц и др.
Точная датировка сказок практически невозможна, поскольку они существовали до возникновения письменной культуры народов.
Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991
Комментариев нет:
Отправить комментарий