19 августа 2012

А23: знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)


А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)  ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
3) В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.
4) Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения. 
Теория
Что такое однородные члены предложения, а также некоторые правила постановки знаков препинания при них уже оговаривались ранее. Поэтому мы не будем повторяться, а отметим, что при однородных членах предложения могут быть обобщающие слова – слова, уточняющие общее значение для всего перечисления.

18 августа 2012

Нарушение авторских прав

Как с этим бороться?
1. Ежедневно проверять статистику своего блога - "Источники трафика",  чтобы проследить адреса с которых заходили на ваш блог.
2. Периодически заходить по ссылкам.
3. Если вы обнаружили, что ваш материал опубликован на чужом блоге или сайте, то вам необходимо подать запрос на  "Удаление содержания из Google"  Этот инструмент поможет сообщить о содержании, которое, по вашему мнению, должно быть удалено из системы Google на основании действующего законодательства. 
ДАВАЙТЕ  НЕ  БУДЕМ НАРУШАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА!!
Источник здесь 

Медный всадник

1782 230 лет назад
Столетие вступления на российский престол ПЕТРА I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы скульптора Этьенна Мориса ФАЛЬКОНЕ — знаменитого Медного всадника.
Руководил сооружением памятника и оформлением набережной перед ним архитектор Юрий Матвеевич ФЕЛЬТЕН, так как Фальконе уже давно покинул Россию. Приглашенный императрицeй ЕКАТЕРИНOЙ II, oн прибыл в русскую столицу в 1766 гoдy, уже имея проект памятника. По его указанию был сооружен специальный помост, на который берейторы из царской конюшни по несколько сотен раз взлетали на лошадях, чтобы скульптор мог лучше запечатлеть их движение. В работе Фальконе помогала его ученица Мари Анн КОЛЛО, лепившая голову Петра. В мае 1770 года скульптура в гипсе была выставлена для всеобщего обозрения. Подготовка к отливке бронзовой конной статуи высотой 5,3 м заняла несколько лет, а потом эта работа в два приема была блестяще выполнена русскими рабочими и литейным пушечным мастером Емельяном ХАЙЛОВЫМ.

17 августа 2012

NIGMA – первоклассный помощник учителю и ученикам


nigma1
Еще семь лет назад появилась замечательная отечественная интеллектуальная поисковая система Nigma, которая, к сожалению, до сих мало известна учителю средней школы, да и педагогам в целом.
Между тем, ее полезность трудно переоценить. Сколько бесполезного времени мы теряем в поисках нужного документа?!
На основе введённого пользовательского запроса в Нигме формируется список документов, разделённых на несколько множеств (кластеров). Пользователь может уточнить, в каком множестве продолжить поиск, тем самым улучшив адекватность результатов поиска.

16 августа 2012

Главное чудо – то, что мы живем. Сама наша жизнь — это, конечно, большое чудо. Рождение ребенка и то, что происходит с ним на наших глазах, когда за полтора-два года он достигает такого колоссального прогресса, — это тоже совершенно невероятно. Хотя очевидно! 
 Сергей Капица


Читать полностью:http://www.gazeta.ru/science/2012/08/14_a_4726481.shtml

15 августа 2012

О школьном образовании не только в Германии

Вчера мне на глаза попалась  статья-письмо «О школьном образовании в Германии».  Материал  показался не просто интересным, а очень интересным. Как видно из рейтинга популярных сообщений в моем блоге, не мне одной.  Читателей этого  письма с каждым часом становится всё больше и больше.
Письмо Олегу Смолину, депутату Госдумы,  первому зампреду Комитета по образованию (о других должностях этого  человека здесь),  написал бывший наш соотечественник,  живущий в Германии, Александр Альтер.  Письмо о том, как в этой  европейской стране из способных детей за несколько лет в школах делают маугли. Приведу  цитаты  из письма, особенно меня поразившие.
 «Выпускники этой гимназии, может быть, кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, -- НИЧЕГО. О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет».
Александр Альтер  перечисляет, чему не учат в  немецких школах и что очень активно культивируют: псевдосвободу, псевдодемократичность, правомерность гомосексуальных связей, ранний секс, доносительство, лень, отсутствие ответственности.
«Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей. Учителя большей частью не обладают педагогическими навыками, не любят детей, не знают свои дисциплины. Они знают только свои права – зарплата, отпуск, больничный».
Вот вам и хваленая западная система образования!  Сам собой встаёт вопрос: так ли уж нам надо догонять в этом  Европу? И другие вопросы… Почему мы  массу сил и средств  тратим на то, чтобы перенять у других не просто плохое – вредное, разрушительное? Почему не ценим и не развиваем  нравственное, духовное – значит полезное и рациональное? Почему у нас в загоне УЧИТЕЛЯ – подвижники, бессребреники, человеколюбцы и альтруисты? А наши западные, такие вот, с позволения  сказать,  коллеги живут припеваючи? Почему – вы, наверное, ещё продолжите этот ряд .
…Сердце заболело от всех этих вопросов.

По жизни

В одном из недавних постов я поместила статью из Словаря модных слов под названием "Фиолетово". И она вызвала неожиданный резонанс. О "фиолетове" прочитали и написали комментарии. Видно, в речи это слово обосновалось крепко и поэтому читатели не остались равнодушными. Даже прокомментировали сообщение. Это меня обрадовало. Сегодня ещё об одном заметном  нынче в языке слове-выражении  -- по жизни.
Выражение не самое изысканное, но есть в нём некоторая сермяжная правда. Оно иногда помогает вскрыть противоречие между мнимостью и сущностью. Иной публичный человечек у нас "по имиджу" -- страдалец за общее дело, а  "по жизни" эгоцентрик и гедонист. Или в литературе  у нас немало таких, кто по должности  связан с высокой словесностью, но сам в ней смыслит очень мало, поскольку "по жизни" предпочитает потреблять Маринину и Устинову.

А22: знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.
1) 1, 2, 3, 4, 5                  2) 1, 2                           3) 3, 4, 5                        4) 1, 3 
Для выполнения данной части экзаменационной работы экзаменуемым необходимо помнить о пунктуации в предложениях с вводными словами и предложениями, а также с обращениями. 
Для справок 
Обращение – особая синтаксическая единица, обозначающая лицо или олицетворённый предмет, к которому обращается со своим высказыванием (вопросом, просьбой) говорящий: Андрей, подскажи номер телефона Дмитрия. – Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (из песни). В роли обращения могут выступать распространённые или нераспространённые имена существительные (примеры выше), прилагательные или причастия, употребляемые в значении существительного: Молодые, будьте счастливы! – Вернись, меня покинувшая, умоляю! Иногда в разговорной речи в качестве обращений выступают личные местоимения 2-го лица (ты, вы): Эй, вы! Оставьте малыша в покое! Обращения выделяются с помощью запятых и восклицательного знака в зависимости от того, в какой части предложения они находятся, и от их эмоциональной окраски.

14 августа 2012

"Выпускники этой гимназии, может быть, кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, НИЧЕГО"

Александр Альтер, Берлин 
О школьном образовании в Германии
Письмо Олегу Смолину
Пару слов о себе. 
Я родился в 1956 году в Москве, где окончил десятилетку (английскую спецшколу в районе метро Аэропорт), поступил на факультет двигателей МАИ, который закончил в 1979 году. Все годы был Ленинским стипендиатом. Еще будучи студентом ездил по школам и рассказывал об институте, об авиационно-космической технике, выступать перед аудиторией начал довольно рано. В 1983 году защитил диссертацию по экономике. После этого преподавал и занимался научной работой в течение 10 лет. Я преподавал как непосредственно в МАИ, так и на московских авиационных предприятиях (в рамках специальной программы по подготовке линейных руководителей), а также в Арзамасе, где был тогда филиал МАИ. Я читал лекции для потоков в 300–400 человек и вел семинарские занятия для групп в 10–20 человек.
Это я все пишу для того, чтобы было понятно, что о преподавании я некоторое представление имею. Сами знаете, преподаватели тогда получали очень хорошие деньги, все было замечательно, карьера моя шла стремительноо вверх. Я выучил японский язык, занимался переводами. Затем – перестройка, обстановка очень изменилась. Практически все молодые преподаватели и сотрудники, которые были на что-то способны, из стен института ушли. Ушел, скрепя сердце, и я. Организовал свой кооператив – группа ведущих программистов из ВЦ Академии наук разрабатывала программное обеспечение, которые мы пытались продавать. Очень больших денег не заработал, но ощущение свободы было. Затем – предательство. Оказался почти на мели. В 1993 году уехал на ПМЖ в Германию. Хотел закончить бизнес школу и приехать работать в Москву. Не получилось. Не бедствую, но профессиональная карьера не состоялась. Все. О себе закончил. Теперь по сути вопроса.
Моя единственная дочь родилась в 1995 году в Германии и в этом году заканчивает одну из лучших государственных гимназий Берлина. Она говорит по-немецки и по-русски. У нас строго – в семье – только по-русски. Кроме того, она многие годы посещает занятия по русскому языку. В школе учила английский, французский и немного латынь.
Когда она была еще совсем ребенком, тесты показывали ее особую одаренность, в частности – в области математики.
Через несколько дней – выпускной вечер. Я жду его – не дождусь, чтобы подойти к директору и выразить ему свое искреннее «восхищение». «Восхищение» системой образования в Германии, «восхищение» им лично и учителями гимназии, которые из способных детей всего за несколько лет сделали «маугли».
Выпускники этой гимназии, может быть кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, НИЧЕГО. О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет. Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей.
История -- учительница жизни 
Цицерон

Было и такое...

В этот день 1946 года Центральный комитет ВКП(б) принял постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград". 
В нем подверглись критике ряд писателей, которые, по мнению авторов документа, "тянули советскую литературу в болото безыдейности, беспринципности, формализма, низкопоклонства перед гниющей, упадочной буржуазной культурой". Также было принято решение прекратить "доступ в журнал произведениям Зощенко, Ахматовой и (как было сказано) им подобным". 

Декрет об обязательном начальном образовании

14 августа 14 августа 1930 года Совнарком СССР принял декрет об обязательном начальном образовании. Таким образом, в Советском Союзе с сентября 1930 года было введено повсеместное всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет. Сначала обязательной была 1-я ступень (это 4 класса), но уже в 1931 году в промышленных городах и рабочих поселках была введена семилетка (2-я ступень), а с 1932 года - десятилетка. Источник здесь

13 августа 2012

А21: знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
1) 1                                2) 2, 4                             3) 1, 3                              4) 1, 4
В данной части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку несколько лет подряд предлагаются задания на знание экзаменуемыми пунктуационных правил при причастных и деепричастных оборотах.
                                                              Теория
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая действие, но представляющая его в виде признака предмета. Ему свойственны грамматические категории и глагола и имени прилагательного (рисующий – настоящее время, несовершенный вид, в форме единственного числа, мужского рода).

12 августа 2012

О заимствованиях: язык не терпит излишеств

Русский язык заимствует слова из других языков не хаотично, а по определённым законам.
Одна из важных закономерностей заключается в том, что язык не терпит излишеств. Если слово с подобным значением имеется в языке, то заимствование либо исчезает, либо приобретает новое значение или оттенок. Возьмём слово дискуссия. В русском языке есть слово спор, но оно не вытесняет заимствованную дискуссию: это слово приобрело новые оттенки. Дискуссией мы называем обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати. Подобные обсуждения, как правило, касаются  научных и общественно важных проблем. Но если дети поспорили в песочнице, чей это совочек, такой спор мы дискуссией не назовём.