Столетие вступления на российский престол ПЕТРА I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы скульптора Этьенна Мориса ФАЛЬКОНЕ — знаменитого Медного всадника.
Руководил сооружением памятника и оформлением набережной перед ним архитектор Юрий Матвеевич ФЕЛЬТЕН, так как Фальконе уже давно покинул Россию. Приглашенный императрицeй ЕКАТЕРИНOЙ II, oн прибыл в русскую столицу в 1766 гoдy, уже имея проект памятника. По его указанию был сооружен специальный помост, на который берейторы из царской конюшни по несколько сотен раз взлетали на лошадях, чтобы скульптор мог лучше запечатлеть их движение. В работе Фальконе помогала его ученица Мари Анн КОЛЛО, лепившая голову Петра. В мае 1770 года скульптура в гипсе была выставлена для всеобщего обозрения. Подготовка к отливке бронзовой конной статуи высотой 5,3 м заняла несколько лет, а потом эта работа в два приема была блестяще выполнена русскими рабочими и литейным пушечным мастером Емельяном ХАЙЛОВЫМ.
Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, прозванная Гром-камень, так как она была расколота молнией. Это был огромный валун длиной в 13 м и высотой в 8, который отыскали в 12 верстах от Петербурга. Сначала камень двигали к морю по желобам с бронзовыми шарами, потом везли на специальной барже. После успешной доставки была даже отчеканена специальная медаль с надписью «Дерзновению подобно». Скульптор придал камню форму морской волны.
На открытии монумента на Сенатской площади присутствовали императрица, 15 тысяч войск, масса народа. Парад сопровождался салютом с судов, а по случаю юбилея была объявлена амнистия преступникам, прекращено много уголовных дел и освобождены из тюрем должники. Медным же всадником один из символов северной столицы стали называть с легкой руки Александра ПУШКИНА, давшего такое название своей поэме.
Ссылка здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий