22 февраля 2024

Владимир Маяковский. "Как делать стихи"

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.
Для поэтической работы необходимо:
1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)
2. Целевая установка
3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:
1. наши дни к веселью мало оборудованы;
2. наши дни под радость мало оборудованы;
3. наши дни под счастье мало оборудованы;
4. наша жизнь к веселью мало оборудована;
5. наша жизнь под радость мало оборудована;
6. наша жизнь под счастье мало оборудована;
7. для веселий планета наша мало оборудована;
8. для веселостей планета наша мало оборудована;
9. не особенно планета наша для веселий оборудована;
10. не особенно планета наша для веселья оборудована;
11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;
и, наконец, последняя, 12-я —
12. для веселия планета наша мало оборудована.
Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Средства художественной выразительности и стилистические приемы в стихотворении "Необычайное приключение..."

 Метафора – один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:


1. Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
2. Раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.


Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур
(игра слов)

Например:
                                                                    без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру;  зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику. Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом, утверждает, что оно шляется без дела. Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье!». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:
- Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй!
Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы.

Например:


«Пригорок Пушкино горбил» (горбил — производное от горбится).
«Погоди! послушай, златолобо» (златолобо образовано по аналогии с златоволосо).
«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь – т. е. свет, производное от ясный)
«Пойдем, поэт, взорим, вспоем» (производное от взирать, спеть)
«И хочет ночь прилечь, тупая сонница» (сонница – производное от бессонница).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой. Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

А завтра

снова

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало.

А завтра снова мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем ужасно злить

Меня вот это стало.


21 февраля 2024

"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

Народный артист СССР Игорь Ильинский читает стихотворение Владимира Маяковского
"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

19 февраля 2024

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 2 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 2 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Михаил Визель «Создатель», Дмитрий Захаров «Комитет охраны мостов», Алексей Колмогоров «ОТМА. Спасение Романовых» Совсем недавно, в декабре прошлого года были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Их выбирали из короткого списка авторов, прошедших в финал, после напряженной ...

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 3 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 3 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Евгений Кремчуков «Волшебный хор», Родион Мариничев «Комендань», Хелена Побяржина «Валсарб» Совсем недавно, в декабре прошлого года были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Их выбирали из короткого списка авторов, прошедших в финал, после напряженной работы жюри. Сегодня п...

18 февраля 2024

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 1 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 1 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Финалисты: Василий Авченко «Красное небо...», Оксана Васякина «Роза», Эдуард Веркин «снарк снарк» Совсем недавно, в декабре прошлого года, были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Их выбирали из короткого списка авторов, прошедших в финал, после напряженной работы жюри. В ...

Буря мглою что там кроет? Сложный тест на знание стихов Пушкина

Фото
Проверьте, сможете ли ответить правильно на все вопросы

6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, отмечается Международный день русского языка. Попробуйте ответить на десять непростых вопросов на знание творчества поэта (а потом посмотрите сложный тест от наших корректоров, его сможет пройти только редкий грамотей).
Начнем с простого. Какое слово здесь пропущено?

Буря мглою ___ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...


Землю
Небо
Море
Тест полностью

17 февраля 2024

Петергоф -- одна из великолепных достопримечательностей России

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф был основан в 1711 г. по приказу первого российского императора Петра Великого в качестве его загородной резиденции. Ранее на этом месте находилась старая пристань и постоялый двор. А в течение XVIII-XIX веков на этом месте был выстроен великолепный архитектурный комплекс, включающий в себя живописные дворцы и парки. Он и по сей день считается одним из наиболее красивых в Европе, соперничая в этом отношении с французским Версалем. Свои функции загородной императорской резиденции он исполнял вплоть до революции 1917 г., после чего здесь был организован музей-заповедник.

Петергоф сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, когда оказался на оккупированной немцами территории. Практически все здания и культурные ценности, что не успели эвакуировать, были разрушены и расхищены. Так, перед отступлением, немецкие солдаты взорвали главную достопримечательность Петергофа – Большой дворец. Кропотливые реставрационные работы, начатые сразу же после освобождения города, ведутся здесь до сих пор.

Сегодня туристы могут насладиться в Петергофе видами удивительных по красоте каскадов фонтанов, шикарных императорских дворцов. Прогуляться по тенистым парковым аллеям, помнящим шаги Петра-I и Екатерины Великой.

Источник

Когда мы были в Версале, то русскоязычный экскурсовод сравнила Версальский комплекс с нашим Петергофом. Заметив, между прочим, что Петергоф круче.

16 февраля 2024

Маяковский современен

Брошки -- блещут на тебе!

С платья с полуголого.

Эх, к такому платью бы

Да еще бы голову. 

Это стихи  Владимира Владимировича Маяковского. Думаю, он хорошо бы вписался в современную жизнь со своим сарказмом, со своими сатирическими стихами.

Владимир Маяковский. Фотография Александра Родченко. 1924 год




Источник

15 февраля 2024

" Собаки и другие люди". Новая книга Захара Прилепина

Ознакомительный фрагмент книги Захара Прилепина прочитала. Потом прослушала аудиокнигу. Впечатления потрясающие. Светлая повесть о любви и преданности, о глубоком знании повадок, особенностей животных. Я бы сказала даже... психологии братьев наших меньших. У Прилепина собаки и коты говорят, о чём думают своим языком, что чувствуют, переживают.
Самое для меня поразительное: как надо так уметь писать! На чистейшем русском языке!  Великолепным языком! И передать столько знаний, смыслов, как теперь принято говорить. А ещё эмпатии, переживаний. Так рассказать о красоте окружающего мира и жизни.
Ролики о собаках и коте из книги "Собаки и другие люди"
Сенбернар Шмель: воспитатель детей и взрослых
История одного бассет-хаунда: Толька для своих. Толька для тебя
Мейнкун Мур. Полное имя — Муравей. Самоучитель бойца без страха и упрёка

Ссылка на аудиокнигу https://knizhin.ru/book/sobaki-i-drugie-lyudi/
Семь собак, рыжий кот и кошечка, попугай и обаятельные деревенские жители — главные герои этой книги: то уморительно смешной, то немного печальной. Но и печаль эта — тепла и человечна.
Невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности. О братьях наших меньших, преподающих нам удивительные уроки.О том, что боль — преодолима, а жизнь — удивительна. Особенно — с такими невероятными друзьями. (Из аннотации на книгу)

Каким было самое первое стихотворение Александра Пушкина??

 Источник                Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)

К сожалению, ни один документальный источник не сохранил тексты первых сочинений маленького Александра. Его младший брат и литературный секретарь Лев Пушкин вспоминал:

«Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году (то есть примерно в 1807 году. — Прим. ред.), умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии». Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги.

Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

«Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера].

14 февраля 2024

Что такое "зга" и почему её не видно?

 Источник

«Ни зги не видно» говорят, чтобы описать непроглядную тьму. Это выражение относится к фразеологизмам, то есть сохраняет свой смысл только целиком.

Несмотря на то что значение оборота точно известно и, скорее всего, не менялось со временем, ученые не знают, как и когда оно возникло. Также не сохранилось сведений о том, употребляли ли эту фразу раньше в каком-то буквальном смысле. Сложности в изучении связаны со словом «зга».

Исследовательница славянских языков Ирина Петлева отмечает, что в первой трети XIX века уже задавались вопросом о значении «зги». «Какое знаменование имеет на французском языке слово зга?» — писал в 1824 году адмирал Александр Шишков. В конце XIX века Владимир Даль, который собирал примеры народной речи, расшифровал его как «тьма».
Я говорю, что ночью худо починивать карету, когда ни зги не видно, а ветер задувает свечи даже в каретных фонарях.
Николай Бестужев. «Шлиссельбургская станция». 1830–1832
Многие ученые сходятся во мнении, что, вероятно, это понятие возникло в русском языке как сокращенная форма старинного слова «стьга», «стега». Оно означало «путь», «направление». В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль фиксировал употребление слова «стёжка» — уменьшительного от «стезя» — с тем же значением «дорога, тропа».
“Спустились к реке, перешли брод, поднимаемся вверх. Ни зги не видно. Подъем крутой, недавно прошел дождь, лошади скользят.
      Зинаида Рихтер. «В солнечной Абхазии и Хевсуретии». 1923–1924

Фольклористы Дмитрий Зеленин и Федор Буслаев, а также языковед Сергей Булич считали, что «зга» — родственница «згинки». Так называли искру.

“Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы?
Николай Лесков. «Железная воля». 1876
Также ученые предполагали, что «зга» — это не само отсутствие света, а эффект от тьмы, именно невозможность увидеть, что находится вокруг. Существует версия, что это слово означало ближайший и известный предмет, который не получается разглядеть.
Александр Герасимов. Ночная дорога. 1914
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор, теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий

13 февраля 2024

Суровый, очень жестокий мир детства в повести Максима Горького

 Максим Горький. Повесть "Детство":

Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их. 

 Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина – читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo 

Обучение Алёши грамоте

Пляски бабушки
Бабушка на пожаре
Автором этих иллюстраций является Борис Александрович Дехтерёв (1908—1993) — советский график, художник-иллюстратор. Подробно по ссылке

12 февраля 2024

Тест: кто вы из героев «Мастера и Маргариты»?

 Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой»​ более 10 лет, до самой смерти. Он менял сюжет, имена персонажей, добавлял и убирал героев. Закончить роман писатель так и не успел. Черновики собрала воедино и отредактировала его жена — Елена Булгакова. Впервые книга вышла только в 1966 году. С тех пор интерес к «Мастеру и Маргарите» не угасает. Роман изучают в школе, о нем ведут споры литературоведы, о его аллюзиях​ и сюжетных линиях читают лекции и выпускают подкасты, по нему постоянно ставят спектакли, в том числе мюзиклы, снимают фильмы и сериалы. А мы предлагаем вам пройти тест и узнать, кем бы вы были во вселенной романа — всесильным злом, бездарным поэтом или начинающей ведьмой? Не забудьте поделиться результатом с друзьями.

Пройти тест

Московская красавица Елена Булгакова и Михаил Булгаков

11 февраля 2024

"Сын полка". Взрослые и дети на войне

 В пятом классе в программу по литературе вернули повесть В.П. Катаева "Сын полка". Мы читаем фрагменты из повести. Когда прочитали, я предложила ребятам посмотреть фильм 1946 года. Хороший фильм. Финальные сцены смотреть без слёз невозможно. Такие фильмы надо смотреть взрослым и детям.

Что такое «Нансеновский паспорт» и при чем здесь беженцы?

 Источник

«Нансеновский паспорт» (или просто «Нансеновка») — это вид документа, который был введен в 1922 году по инициативе норвежского исследователя и гуманитария Фридтьофа Нансена, который был верховным комиссаром от Лиги Наций по делам беженцев.
Этот документ предназначался для беженцев и лиц без гражданства и предоставлял им определенные права и привилегии, обеспечивая международное признание и защиту.
Нансеновский паспорт стал ответом на гуманитарные проблемы после Первой мировой войны, когда множество людей оказались без гражданства и документов. Этот документ позволял беженцам и лицам без гражданства свободно перемещаться между странами, предоставлял им право на работу и другие социальные льготы. Он также предоставлял особые гарантии, чтобы защитить его обладателей от депортации в страны, где их жизнь и свобода были бы подвергнуты опасности.
Один раз в год в этот "паспорт" вклеивали новую марку с портретом Нансена, и его действие продлевалось. Деньги от продажи марок пополняли фонд, средства которого шли на переселение и устройство беженцев. В середине 1920-х «нансеновские паспорта» были действительны в 43 странах, в 1940-е — уже в 52.
С такими "паспортами" жили Иван Бунин, Анна Павлова, Сергей Рахманинов, а также аристократы царских кровей (например, двоюродная сестра Николая II великая княгиня Мария Павловна), да и множество простых людей. Всего такие удостоверения получили около 450 тыс. человек!
Использование Нансеновского паспорта было популярно вплоть до Второй мировой войны. С течением времени и с развитием международных норм и договоров (таких, как "Конвенция ООН о статусе беженцев" 1951 года, который предоставляет защиту беженцам и регулирует их правовой статус), Нансеновский паспорт утратил свою актуальность.