20 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Братья Карамазовы»

В своем последнем романе Федор Достоевский упомянул картину Ивана Крамского
«Созерцатель». Художник написал ее, когда увлекался народными мотивами. В центре полотна изображен задумчивый крестьянин в шапке-ушанке, потрепанном армяке и ветхих лаптях. На дворе зима, его лицо обветрилось и покраснело от мороза.
Крестьянин стоит на заснеженной тропинке, скрестив руки на груди, и смотрит вдаль. Автор описал его: «…стоит один-одинешенек мужичонка, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если бы его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас точно проснувшись, но ничего не понимая».
Описание картины дополнило образ лакея Павла Смердякова, незаконнорожденного сына Федора Карамазова, который, по мнению писателя, может все бросить и уйти в Иерусалим, спасаться и скитаться, «… а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе. Созерцателей в народе довольно. Вот одним из таких созерцателей был наверно и Смердяков». Долгие годы Смердяков лелеял в груди презрение к юродивой матери и хранил обиду на отца, который отдал его на воспитание своему слуге Григорию. Достоевский подчеркнул, что в герое таилась зловещая разрушительная сила, которая позже вырвалась наружу и привела к трагическим событиям.
Автор: Зинаида Ненаглядкина

18 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Идиот»

Сюжетным и смысловым центром романа Федора Достоевского «Идиот» стала картина «Мертвый Христос в гробу». Ее автор, немецкий художник Ганс Гольбейн Младший, стал первым живописцем, изобразившим Иисуса в реалистичной манере: израненного, которого только что сняли с креста.
Федор Достоевский впервые увидел работу Гольбейна в 1867 году в швейцарском Базеле. В это время он как раз работал над романом о князе Мышкине. Анна Сниткина, жена Достоевского, записала в мемуарах: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
На это полотно, которое висело в доме Рогожина, обратил внимание главный герой романа — Лев Мышкин: «…это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и наконец крестную муку в продолжении шести часов». Осмотрев работу, князь воскликнул: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!»
Сомнения всех героев романа и самого Достоевского воплотились в полной мере и в монологе умирающего юноши Ипполита Терентьева: «Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?»

17 апреля 2024

Гандбол в Астрахани: Россия и Беларусь

 Вернулась с матча  сборных России и Белоруссии по гандболу. Встреча была вчера и сегодня. Оба раза выиграли наши. В сборной команде России были и гандболистки из "Астраханочки".

Я небольшая поклонница этого вида спорта. Сильные броски по воротам -- да. Молниеносные передачи точно в руки своим тоже. Однако особого разнообразия нет. Хотя девочки издали смотрятся красиво.

В нашем спортивно-развлекательном комплексе "Звёздный" постоянно проходят международные матчи.

Фото "Новости Астрахани"

"19 октября". 1825

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
 
Пушкин вспоминает о самых близких друзьях. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми перифразами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далёком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».
Главная мысль произведения: настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
                     

16 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Мертвые души»

В «Мертвых душах» Николай Гоголь описал похождения авантюриста Павла Чичикова. Писатель тщательно проработал характеры героев и дополнил «говорящими» деталями: описаниями внешности, усадеб и даже предметов интерьера.

Коробочка. Первое, что попадается Чичикову на глаза в доме Настасьи Коробочки, — это «картины с какими-то птицами». Елена Смирнова, которая изучала творчество Николая Гоголя, писала: «Все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы (индюк, куры, сороки, воробьи) прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости или, попросту говоря, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».

Собакевич. В усадьбе степенного помещика Михаила Собакевича «на картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Потом следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Полководцы словно иллюстрируют личность самого Собакевича: его нога обута «в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри». В его образе Гоголь показывал свое отношение к «ложным» богатырям, чья физическая сила не соответствует уровню интеллектуального развития. Писатель добавил, что крепкий и здоровый помещик «казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».

Ноздрев. У азартного кутилы Ноздрева в доме хранится множество ненужных покупок, которые помещик сделал, не подумав: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин…» Картины здесь упоминаются в одном ряду с изюмом и рукомойником неслучайно: Ноздрев совершенно равнодушен к искусству.

Плюшкин. В доме старика Плюшкина картин много, но все они покрыты пылью и преданы забвению. Чичиков видит и потускневшие гравюры, и изображения старинных сражений, и даже натюрморт. Полстены занимала «огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку». По описанию полотно могло принадлежать художнику голландской школы живописи. Стол Плюшкина, каким его изображает Николай Гоголь, стал бы настоящей находкой для художника той эпохи: на нем «лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами…»

Почему говорят, что «все дороги ведут в Рим»?

 Источник

Фраза "все дороги ведут в Рим" - это пословица, которая происходит из времен Древнего Рима и имеет несколько возможных интерпретаций.
Географический смысл. В Древнем Риме действительно существовала обширная дорожная сеть, которая была активно использована для коммуникации между различными областями империи и самим городом Римом, который был ее центром. В этом контексте фраза означает, что независимо от того, откуда вы отправляетесь, в конечном итоге ваш путь приведет вас в Рим.
Метафорический смысл. Фраза также может быть использована в переносном смысле, означая, что существует множество путей или способов достичь конкретной цели или решить определенную проблему. В этом контексте она подчеркивает универсальность и всеобщность определенной конечной цели или результата.
Исторический смысл. Рим был центром древней цивилизации, и его культура, юриспруденция, архитектура и другие аспекты оказали значительное влияние на Западную Европу и всю мировую историю. В этом контексте фраза может отсылать к важности и влиянию Рима как культурного, политического и цивилизационного центра.
Таким образом, фраза "все дороги ведут в Рим" имеет разные толкования и может быть использована в различных контекстах для выражения различных идей или концепций.

15 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 Произведения отечественных классиков полны нюансов, которые помогают читателям лучше понять героев. Такими деталями у разных авторов служили описания интерьеров и нарядов, манер и привычек. Читайте в нашем материале, что говорят о сюжетах и персонажах картины в книгах русских писателей — Александра Пушкина Николая Гоголя  и Федора Достоевского

.«Станционный смотритель»

В этом произведении Александр Пушкин упоминает картинки, похожие на полотно голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Повесть посвящена истории семьи Самсона Вырина, который жил и работал на почтовой станции — яме. В старину таких ямов было множество, здесь путешественники ели и ночевали. Часто на станциях были и конюшни: свою лошадь можно было оставить отдохнуть, а казенную — поменять. Смотрители составляли особый документ — подорожную, который давал гостю право воспользоваться лошадьми в обмен на оплату транспортных услуг.
О картине главный герой упоминает в самом начале повести: «Тут он [станционный смотритель] принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик отпускает беспокойного юношу. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; повар убивает упитанного тельца».
По сюжету повести Дуня — дочка Вырина — сбежала в Петербург с проезжим офицером. На первый взгляд, фабула картины напоминает сюжет самой повести. Однако судьбы литературных героев сложились не так, как в притче. Самсон Вырин от горя и одиночества начал пить, а само произведение закончилось печальной сценой: полная раскаяния дочь безутешно плачет на могиле отца. Ветхозаветная притча в произведении Пушкина иллюстрировала альтернативный ход событий, который предотвратил бы трагичный исход.

Аудиокниги для школьников по произведениям русских классиков

 Ссылка

Портал «Культура.РФ» и «Фирма Мелодия» собрали аудиокниги — сочинения русских классиков, которые рекомендованы для изучения в средней и старшей школе, в 5–11-х классах.
В подборку вошли «Муму» Ивана Тургенева и «Дубровский» Александра Пушкина, «Мертвые души» Николая Гоголя и «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова и «Василий Теркин» Александра Твардовского. А еще — былины, русские народные сказки и стихи поэтов Серебряного века. Все произведения разделены по классам — для удобства школьников и родителей.
Включайте аудиокниги детям и вспоминайте отечественную литературу вместе в ними. 
Жмите сюда

14 апреля 2024

14 апреля -- 280 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина

Денис Фонвизин (1744-1792), писатель, драматург, создатель русской бытовой комедии («Недоросль», «Бригадир»)

В театрализованной форме рассказывается о жизни и творчестве русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина, драматурга,

Тест: жизнь и творчество Гоголя

Николая Гоголя считают одним из главных комедиографов и сатириков русской литературы
. Многие его произведения вошли в школьную программу, пьесы идут в большинстве театров страны. Крылатые фразы из «Ревизора» и «Женитьбы» до сих пор остаются в нашей повседневной речи, а понятие «мертвые души» стало нарицательным. В честь 215-летия со дня рождения Гоголя предлагаем проверить, насколько хорошо вы помните факты из его жизни и произведения.
  1. Николай Гоголь был не только разносторонним писателем, который экспериментировал в самых разных жанрах. Известно, что у него было хобби, совершенно не связанное с литературой. Какое?

13 апреля 2024

Откуда пошло выражение «пудрить мозги»?

 Источник

Выражение "пудрить мозги" означает внушать ложные или искаженные убеждения или информацию кому-либо с целью повлиять на его представления или убедить в чем-то. Это выражение подразумевает попытку манипуляции или манипулятивного воздействия. Давайте проследим, откуда взялся этот фразеологизм.
Попросту говоря, «пудрить мозги» означает обманывать кого-то. Лингвисты указывают на 2 теории происхождения этого выражения.
Первая версия берет свое начало в Германии, где в XIX получила распространение так называемая «немецкая пудра», а именно — кокаин. Тогда его использовали в медицине как лекарство от некоторых болезней и средство для стимуляции мозговой деятельности. А поэтому «немецкую пудру» часто принимали художники, поэты и прочие творческие личности, чтобы вызвать чувство вдохновения.
Другая теория связана с Францией и утверждает, что данный фразеологизм появился еще во время Людовика XV, в XVIII веке. В те времена знатные дамы и кавалеры активно пудрили лица и парики. На эту процедуру уходило большое количество времени, которое богачи коротали очень просто: слуги в это время должны были развлекать своих господ дворцовыми слухами и сплетнями. Образно говоря, пудрили не только парики, но и мозги.
Обе версии выглядят вполне правдоподобно. А какая кажется вам наиболее правдивой?

Случайная цитата по литературе

 Чем меньше книга, тем больше возможностей у читателя наполнить ее своими чувствами Р. БАХ

Гоголь за границей: «Мертвые души» и «Шинель»

Вскоре после премьеры «Ревизора» Гоголь срочно уехал в Германию. Свою поездку он объяснял так: «После разных волнений, досад и прочего мысли мои так рассеяны, что я не в силах собрать их в стройность и порядок. <…> Еду за границу, там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. <…> Выведи на сцену двух-трех плутов — тысяча честных людей сердится, говорит: «Мы не плуты». Он побывал в Швейцарии, затем переехал в Париж. Там Гоголь продолжил писать роман «Мертвые души», на который у автора не хватало времени в Петербурге. В феврале 1837 года погиб Пушкин. Писатель тяжело переживал смерть поэта. Полковник Андрей Карамзин писал: «Трогательно и жалко смотреть, как на этого человека подействовало известие о смерти Пушкина. Он совсем с тех пор не свой. Бросил то, что писал, и с тоской думает о возвращении в Петербург, который опустел для него». Однако вместо России Гоголь поехал в Италию. Там в 1841 году он закончил первый том романа «Мертвые души» и, чтобы напечатать произведение, через несколько месяцев вернулся в Москву. Писатель поселился в доме у историка Михаила Погодина.
Цензура допустила «Мертвые души» к печати весной 1842 года. Обложку для издания Гоголь оформил сам. История Чичикова, которые ездил по России и скупал у помещиков бумаги на умерших крестьян, вызвала разные отклики читателей. Друг Николая Гоголя Сергей Аксаков вспоминал: «Все слушатели приходили в совершенный восторг, но были люди, которые возненавидели Гоголя… Так, например, я сам слышал, как известный граф Толстой-Американец говорил… что он «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь». Всего Гоголь задумывал написать три тома «Мертвых душ». Писатель ориентировался на идею Данте Алигьери: Чичиков, подобно герою «Божественной комедии», во время путешествий должен был измениться и пересмотреть свои понятия о нравственности.
В 1842 году вышло еще одно произведение Гоголя — повесть «Шинель». Действие происходило в Петербурге. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин целыми днями переписывал бумаги за маленькое жалованье. Однажды у него порвалась шинель, и служащий стал копить на новую: прекратил пить чай, ходил дома в халате, чтобы не износить другую одежду. Однако, когда он наконец скопил и купил новую шинель, «какие-то люди с усами» отобрали ее на улице.
В июне 1842 года Гоголь снова уехал за границу. Рим, Дюссельдорф, Ницца, Париж — писатель часто переезжал. В это время он работал над вторым томом «Мертвых душ». Гоголь писал: «Критика теперь сама должна отплатить мне за все, что я потерял через нее. А потерял я очень многое; ибо бойкость и оживленный огонь, которые были во мне, прежде нежели мне было известно хоть одно правило искусства, уже несколько лет ко мне более не являлись». В 1845 году у Гоголя случился душевный кризис. В порыве он сжег второй том «Мертвых душ» и все свои рукописи. Практически перестал писать друзьям, а в 1848 году отправился в Иерусалим. Гоголь вспоминал: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
В 1849 году писатель вернулся в Россию и принялся по памяти восстанавливать утраченный том «Мертвых душ». Однако вскоре он начал жаловаться на припадки тоски. В январе 1852 года умерла давняя знакомая Гоголя, Екатерина Хомякова. Писатель перестал есть, признался духовнику, что его «охватил страх смерти», и прекратил писать. В ночь с 11 на 12 февраля этого же года Николай Гоголь сжег все свои рукописи, включая почти восстановленную версию «Мертвых душ». Последние дни он не выезжал из дома. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище в Москве. В 1931 году могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Источник
Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том "Мёртвых душ" (фрагмент). 1909. Государственная Третьяковская галерея. Москва