02 июня 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

 По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

 Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.

Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

 По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7

В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.
Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.
По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24
В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

01 июня 2024

1 июня – День защиты детей


Дорогие ребята, родители, педагоги! От всей души поздравляем вас с Международным днем защиты детей! Этот праздник напоминает о том, что дети – наше будущее, надежда и богатство любого народа. Астраханские власти прикладывают максимум усилий для гармоничного развития подрастающего
покаления. В прошлом году благодаря нацпроекту «Демография» в областном центре было введено в эксплуатацию два детских сада по 140 мест каждый: в поселках Новолесное и Янго-Аул. В настоящее время на территории города ведется строительство еще двух детских садов и двух школ. В таких объемах образовательные учреждения в Астрахани не строились многие годы. Масштабная работа по организации досуга юных астраханцев ведется в отремонтированном в 2023 году муниципальном подростковом центре «Контакт». В этот праздничный день хотим выразить благодарность всем тем, кто посвятил свою жизнь работе с подрастающим поколением: воспитателям, учителям, наставникам! Ребятам от души желаем отличного отдыха во время летних каникул, радости общения с родителями и друзьями, новых открытий и ярких впечатлений! Взрослым - терпения и веры в своих детей. Берегите и защищайте их. Пусть каждый ребёнок живёт в любви и гармонии, чувствует заботу и ласку.
 Администрация МО "Городской округ город Астрахань"
В Астрахани к празднику подготовлена обширная программа. Всего и не охватить.

Мы отметили Международный день соседей

 Вчера у нас в микрорайоне Юго-Восток 3 состоялся яркий  и душевный  праздник -- мы отметили Международный день соседей. Спортивные соревнования, цирковое шоу,  мастер-классы по современным танцам, выставка умельцев, мороженое и сладкая вата, детские площадки. Центром притяжения стал концерт, на котором выступали профессиональные артисты и самодеятельные коллективы. А самой радостной, особенно для детей, оказалась пенная вечеринка. Выступление рок-ансамбля "Колибри", вообще, было слышно во всём микрорайоне. Мы же могли видеть сцену рок-певцов  прямо со своего балкона, а слушать их до самого вечера.

Организовала праздник для жителей наших многоквартирных домов Администрация города.


30 мая 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

29 мая 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Синтаксический анализ предложения (грамматическая основа)

 По ссылке все материалы к заданию 2 по ОГЭ (теория, видео, практика).    https://teletype.in/@vsablina/V3oiMwlNNP3

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).

• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Лайфхак

Как найти подлежащее и сказуемое?

Во-первых, нужно задать общий вопрос: о чём или о ком говорится в предложении? и конкретные вопросы: кто/что это? Это будет подлежащее.

Во-вторых, задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? и конкретные вопросы: что он делает,/сделает? кто он такой, что это такое, каков предмет,, что сделано. Это будет сказуемое.

А впрочем, не поленитесь -- прочитайте теорию и закрепите знания, просмотрев видео.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Для сбора коллекции веб-ресурсов по теме  в одном месте я использую отличный бесплатный сервис Teletype. Это конструктор быстрых веб-страниц для дистанционного обучения. О том, как пользоваться им можно прочитать по ссылке в блоге Дидактор.

Как писать сжатое изложение? Подготовка к ОГЭ

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/FLUNfMOZmLw презентации "Как писать сжатое изложение" и "Способы сжатия текста". Необходимо изучить эти презентации. Сохранить а папке с материалами по подготовке к экзаменам.

Краткая история карусели

 Источник

Современная история каруселей насчитывает несколько веков и имеют корни, уходящие в глубокую древность.
Первые упоминания о подобных аттракционах можно найти в античных текстах! Одним из ранних примеров является "трехтанцевальная машина" (также известная как "трехсекторное колесо"), которая была описана александрийским инженером и философом Героном Александрийским около 15 года до нашей эры. Этот механизм включал круглую платформу с радиальными отделениями, в которых люди могли садиться и вращаться.
В средние века на смену рыцарским турнирам пришли праздники, включавшие в себя конные балеты и показательные выступления всадников, называвшиеся "каруселями" (в русском языке изначально это слово употреблялось в мужском роде).
Пародируя такие "парады", французы в 18 веке стали сооружать вращающиеся платформы, где живых лошадей заменили деревянные, а посетители садились на них и старались копьями поражать мишени, либо снимать кольца со столбов.
Карусели использовались также для военных тренировок, в частности, для обучения рыцарей управлению своими лошадьми и совершенствованию навыков в бою. Рыцари садились на специальные деревянные конструкции, которые вращались, тренируя их равновесие и координацию.
Постепенно аттракцион лишился боевой составляющей и превратился в привычную нам карусель.

28 мая 2024

Гала-концерт в честь юбилея великого тренера

 Вчера побывала на праздничном гала-концерте в нашем театре оперы и балета в честь юбилея Людмилы Александровны Тихомировой -- заслуженного тренера по художественной гимнастике, создателя школы Олимпийского резерва по этому виду спорта в Астрахани. Впечатления незабываемые. Заряд энергии огромный. Красота неописуемая.

Жизнь этого человека является ярким примером самоотверженности, целеустремлённости, служения своему делу и, как следствие, ошеломляющего успеха учеников. Это ещё и пример приверженности традиционным ценностям и продолжения в потомках.

Гала-концерт объединил ведущих артистов балета Большого театра и артистов Астраханского театра оперы и балета. Все номера были неподражаемы.

Заключительная сцена концерта под музыку Г. Свиридова "Время, вперёд!", исполненная гимнастами Астраханской школы олимпийского резерва, была просто феерична и неподражаема.

Вот что написали в Сети об этом празднике.

В Астраханском театре оперы и балета состоялся гала-концерт звёзд мирового балета, посвящённый 95-летию заслуженного тренера СССР по художественной гимнастике, Почётного гражданина г. Астрахани Людмилы Тихомировой. Его инициаторами стали сын и внучка легендарного тренера, создавшей на Нижней Волге спортивную школу Олимпийского резерва по художественной гимнастике, воспитавшей чемпионов России, Европы, мира, Олимпийских игр, а также большую команду тренеров, заложившей традиции подготовки чемпионов в Астрахани.

Самой яркой частью гала-концерта стало выступление солистов Большого академического театра Анны Тихомировой, Артёма Овчаренко, Анастасии Денисовой, Дмитрия Дорохова, Дениса Захарова, артистов Астраханского театра оперы и балета. Праздничную программу украсили динамичные постановочные номера воспитанниц школы Олимпийского резерва по художественной гимнастике. Спортивное учреждение заслуженно носит имя своего основателя – Людмилы Тихомировой. О ней с благодарностью вспоминали со сцены главные люди в её жизни: сын Николай Тихомиров, внучки Мария и Анна, гимнастка Галина Белоглазова, друзья семьи.

В программе концерта-приношения солисты балета представили астраханцам фрагменты из балета «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Пламя Парижа». Впервые на астраханской сцене были показаны «The very thought of you» (хореография Р. Поклитару), «Последнее танго» (хореография В. Гордеева), «Нарцисс» (хореография К. Голейзовского), «Солнышко» (хореография Б. Мягкова).

Анна Тихомирова сегодня - первая солистка Государственного академического Большого театра, лауреат международного конкурса, обладатель Grand prix конкурса «Большой балет» телеканала «Культура». На протяжении вечера балерина не раз вспоминала свою бабушку, рассказывала о её любви к балету, и классической музыке, о совместной работе с известными хореографами при постановке номеров, о невероятной внутренней самодисциплине и самоотдаче. Балерина поблагодарила коллектив театра оперы и балета и лично директора Наталью Шагову за помощь в организации мероприятия. Также были отмечены заместитель председателя правления РОО «Землячество «Астраханцы» (г.Москва) Олег Попков и организаторы фестиваля культурного поиска «Нам нужен Дягилев», поддержавших юбилейный проект.

Хореографическая миниатюра «Лебедь» (К. Сен-Санс) и монолог Кармен из балета «Кармен-сюита» в исполнении Анны Тихомировой продемонстрировали её актёрскую индивидуальность, удивительную пластику и грацию. Всем было очевидно, что она не просто исполнила хореографический номер, а на языке танца спела песню о близком и любимом человеке. В беседе с журналистами балерина призналась, что на всём своём тридцатилетнем творческом пути чувствует поддержку своей бабушки и гордится, что в Астрахани её имя сегодня знают и чтят.

В этот вечер все собравшиеся в театре получили подарки: юные гимнастки – уроки актёрского мастерства, профессионализма и любви к выбранной профессии, тренеры спортивной школы Олимпийского резерва – воспоминания об учителе и роскошные букеты, а зрители – яркий эмоциональный заряд и впечатления.
Об артистах - звёздах мирового балета можно прочитать здесь
Снимки в свободном доступе в Интернете.

27 мая 2024

Критерии оценивания сочинения по русскому языку (задание 27) для экспертов

 Критерии прилагаются к демоверсии ЕГЭ.

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Критерии оценивания

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Краткая характеристика трех частей сочинения

 Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

    Основная часть
Комментарий проблемы. 
Далее должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающее проблему.

Авторская позиция. Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий. 

Аргументация собственного мнения. Далее необходимо отработать четвёртый критерий – аргументация  собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. 
Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.

 Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказывании.

Источник: https://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Ещё проблемы текстов

 1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?). Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.

2. Проблема истинного литературного таланта. Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.

3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.

4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории. (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.

5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел людей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.

9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.

Тематический список проблем, встречающихся на экзамене. Источник