23 июня 2024

Не с теми я, кто бросил землю…

Анна Ахматова (наст. фамилия Горенко; 1889-1966), русская советская поэтесса, переводчица, литературовед. Сегодня у Анны Андреевны день рождения


Катастрофы 1921 года (смерть Блока, расстрел Гумилева, разрыв со вторым мужем, трагическая для русской культуры и самой Ахматовой послереволюционная реальность), возможно, вынуждают автора вернуться к теме эмиграции. Этот возврат косвенно может быть объединен с горькими размышлениями о судьбе высланных из России на «корабле философов» крупнейших деятелей науки и искусства. Размышления связаны с трагедией изгнанничества как таковой, а также с судьбой изгнанного из родной Флоренции итальянского поэта Данте Алигьери, образ которого сопровождал Ахматову на протяжении всей жизни. Так или иначе, структурно стихотворение отчетливо противопоставляет «там», т. е. за пределами родины, за границей, и «здесь» — на родной земле, в своем отечестве.

В 2025 году в ВПР добавят литературу, обществознание и английский язык

 Источник

Федеральная служба по надзору в сфере образования утвердила сроки и состав участников всероссийских проверочных работ (ВПР) в 2025 году.
В следующем году ВПР напишут обучающиеся 4-8-х и 10-х классов, для выпускников 11-х классов работы проводиться не будут.

Перечень предметов ВПР зависит от класса:

4 класс: русский язык, математика, один из предметов (окружающий мир, литературное чтение, иностранный язык);
5 класс: русский язык, математика, два из предметов (история/литература/иностранный язык; география/биология);
6 класс: русский язык, математика, два из предметов (история/обществознание/литература/иностранный язык, география/биология);
7 класс: русский язык, математика (базовая или с углубленным изучением предмета), два из предметов (история/обществознание/литература/иностранный язык; география/биология/информатика/физика (базовая или с углубленным изучением предмета));
8 класс: русский язык, математика (базовая или с убленным изучением предмета), два из предметов (история/обществознание/литература/иностранный язык; география/биология/химия/информатика/физика (базовая и с углубленным изучением предмета));
10 класс: русский язык, математика, два из предметов (история, обществознание, литература, иностранный язык, география, химия, физика).
Главная цель проведения ВПР в 2025 году остается неизменной – это мониторинг уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

20 июня 2024

Один из знаменитой четвёрки шестидесятников

Роберт Рождественский (1932-1994), поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР
Роберт Рождественский – один из участников знаменитой четверки шестидесятников (Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский), автор песен и переводчик. Его можно назвать «поэтом совести» русской литературы: все его стихи так или иначе касаются нравственного долга перед собой и близкими, перед поэзией, перед миром.
Сегодня у поэта день рождения.
РЕКВИЕМ

Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

1962 г.
10 главных стихотворений Роберта Рождественского с биографическими комментариями к ним по ссылке

19 июня 2024

19 июня -- 100 лет со дня рождения Василя Быкова

Василь Быков (1924-2003), белорусский писатель и общественный деятель, Герой Социалистического Труда

Преодолеть страх... Василь Быков. Страницы творчества (1984)

18 июня 2024

Кулинарный "Обломов", или Что немцу здорово...

"...главною заботою была кухня и обед.Об обеде совещались целым домом;и престарелая тетка приглашалась к совету.Всякий предлагал свое блюдо:кто суп с потрохами,кто лапшу или желудок,кто рубцы,кто красную,кто белую подливку к соусу.....Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.Какие телята утучнялись там к годовым праздникам!Какая птица воспитывалась!Индейки и цыплята,назначаемые к именинам и другим торжественным датам,откармливались орехами;гусей лишали моциона,заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника,чтоб они заплыли жиром.Какие запасы были там варений,солений,печений!Какие квасы,какие меды варились,какие пироги пеклись в Обломовке!"
Совсем иная картина - в доме Штольца...Конечно,Гончаров слегка перегнул палку с описанием немецкого аскетизма,как ни крути - традиционная немецкая кухня разнообразна и вкусна.Но Штольц-старший - сверхнемец,спустя столетие на исторической родине его бы приняли в СС без лишних проверок...
Даже обломовские крестьяне противопоставляют привычное русское хлебосольство быту немецких соседей:
"- Там не разъешься,-говорили обломовцы,-обедать-то дадут супу,да жаркого,да картофелю,к чаю - масла,а ужинать-то морген-фри-нос-утри."
В описании детства Штольца нет ни одного слова о каких-либо блюдах домашней кухни,упоминаются лишь кофе,да брюква с картофелем. По изобилию стола в новом доме Обломова, описанном с точностью Гончаровым,оможно судить о разнообразии и полном соответствии национальным традициям городской русской кухни того времени.Особенно - если она в руках достойной хозяйки:
"Капуста кислая,с лососиной, -сказала она- Осетрины нет уж нигде:уж я все лавки выходила - нет.Вот разве попадется живой осетр,купец из каретного ряда заказал, - так обещали часть отрезать.Потом телятина,каша на сковороде."
"Солонины запасем,варенья вам наварю....Пойду посмотреть,принесла ли Анисья сметаны.
-А что нынче? - спросил Обломов.
-Уха из ершей,жареная баранина да вареники."
"В кладовой к потолоку были привешены окорока,чтоб не портили мыши,сыры,головы сахару,провесная рыба,мешки с сушеными грибами,купленными у чухонца орехами.
На полу стояли кадки масла,большие крытые корчаги со сметаной,корзины с яйцами и чего-чего только не было!"
Описание новой жизни Ильи Ильича Гончаров украшает перечислением таких блюд:
Фаршированные цыплята
Огромная гатчинская форель
Перепелки
Пироги с грибами
Пироги с цыплятами
Сочная котлетка
Уха
Индейка жареная
Вишневый кисель
В тяжелые для Обломова времена Агафья Матвеевна сожалеет,что масло приходится брать в лавке,а не у чухонки(в Петербурге лучшие молочные продукты в 18-19 веках производили финны-ингерманландцы,жившие по реке Охте.Помните у Пушкина:"На биржу движется извозчик,с кувшином охтинка спешит..".Отсюда - "чухонское масло").
Не удивительно,что истинное русское хлебосольство сочеталось с необыкновенной жертвенностью этой женщины...В последних главах "Обломова" Гончаров,как бы пересматривает свой собственный взгляд на "обломовщину".Очевидно,что иная жизнь героя была бы несчастливой для него,а иной её итог - несправедливым...
Обломов умирает в своем доме,на руках женщины,которой для поддержания семейного благополучия не потребовались ни высокое образование,ни изящные манеры...А только лишь любовь к мужу,пироги с грибами,да вишневый кисель,вкупе с благочестием и несуетностью.
А Штольц так этого и не понял,в сердцах говорит он Обломову в последнюю их встречу:
"Вон из этой ямы,из болота,на свет,на простор!"
Так вот- нет уж...Что немцу простор, то русскому - смерть..

Сегодня день рождения Ивана Александровича Гончарова

Иван Гончаров (1812-1891), русский писатель, автор романов «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» и др.

 Видеофильм посвящается Ивану Александровичу Гончарову

16 июня 2024

Почему Горькому, Распутину и «Запискам охотника» не место в школьной программе

Кто составлял список книг, которые дети должны прочесть и понять в школе? Почему он настолько бесчеловечен? Почему «книги на лето» и «книги по программе» — это сущности из разных вселенных? В чем секрет долголетия «Старухи Изергиль»? И наконец, что должны читать школьники вместо Радищева и Чернышевского, рассказал наш блогер Ярослав Дронов.
Источник
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yaroslav-dronov/50639-gorky--on-vot-pryam-khoroshy-pisatel-chto-ne-tak-so-shkolnoy-programmoy-po-literature-i-pochemu-eye-nuzhno-menyat-kak-mozhno-skoreye

Моё мнение обо всём этом.
С автором, пожалуй, я соглашусь в том, что современным детям не интересны реалии и страдания персонажей "старой"/классической литературы. У них совсем другие примеры и представления о жизни, об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, о главном в существовании человека. Они привыкли отдыхать, наслаждаться, потреблять, не считаться ни с чьим мнением. Работать они не хотят и не умеют. Даже читать не умеют. Ведь чтение -- это нелёгкая работа: надо сложить слоги в слова, слова в предложения, понять их смысл, дать оценку событиям и поступкам героев. Надо (простите за грубость) шевелить мозгами, напрягать память. И что там за события происходили когда-то в истории -- тайна, надо честно признать, за семью печатями для них. Историю-то плохо знаем. Что тут скрывать очевидное!
Уважаемый блогер Ярослав Дронов предлагает заменить реалистические произведения русской классической литературы фантастикой (я люблю фантастику, но одной ею ограничиться никак нельзя), фэнтези, повествованиями о жизни в других странах, о выдуманных мирах и...  МОНСТРАХ. Одних из них поменять на других. И тоже никакого развития ума и сердца, выработки навыков  адекватного поведения в жизни, приверженности  традиционным нравственным ценностям.
Где же выход? Думаю, он в том, что на уроках литературы надо заменить углублённый анализ произведения на простое ознакомление с ним. Ученик должен знать автора, название, о чём произведение, героев и что из всего этого следует. Это хорошо получается, к примеру, у авторов сайта "Образовака" (не реклама).  Опытный учитель же найдёт и прочтёт в классе наиболее яркие, ключевые сцены, чем, кстати, может побудить детей прочитать произведение полностью. 
Не нужно "грузить "Войной и миром"" бедных старшеклассников. Тут я согласна с Ярославом. Но что испытывает Наташа Ростова на своём первом балу, когда её никто не приглашает на танец, думаю, надо современной барышне об этом прочитать и прочувствовать это. А простаку Пьеру Безухову в отношениях с женой каково было -- любому парню не помешает узнать.
И ещё об одном. В программу по литературе необходимо включить произведения современных авторов. Есть нынче дельные творения, умные, благородные книги, которые и кругозор читателя расширят, и благодатную пищу для ума и сердца дадут, и научат жить, любить и быть счастливым.

Чтение -- вот лучшее учение!

15 июня 2024

Будем как солнце! Забудем о том…

 Сегодня день рождения русского поэта-символиста К. Бальмонта.

Константин Бальмонт (1867-1942), русский поэт Серебряного века, переводчик, эссеист

Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет Красоты!

14 июня 2024

Что такое цензура и когда она была отменена в России

Пропустили одну любопытную дату. 12 июня 1990 года в СССР законом «О печати и других средствах массовой информации» отменена цензура.
Википедия так определяет понятие "цензура":
Цензу́ра (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») — система надзора[1] за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях — частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными[2][3][4].

Цензурой называют также органы светской или духовной власти, которые осуществляют такой контроль.
Подробно по ссылке
Цензура в русской книге 1886 года - цензурированные места заменены точками.
Эдвиг Лонг. К вопросу о непристойности
Сожжение книг в нацистской Германии. 10 мая 1933 года
Письмо с фронта времён Великой Отечественной войны   со  штампом "просмотрено военной цензурой". Кадый, Костромская область
Картинки из Википедии

Случайная цитата по литературе

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах 
Л.Н. ТОЛСТОЙ

13 июня 2024

«У лукоморья дуб зеленый» — это откуда? Тест — помните ли вы сказки Пушкина

Эти сказки мы знаем наизусть с детства, и, чтобы прочитать их детям, порой даже книжку открывать не надо. Ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина решили проверить, как хорошо вы помните его творчество. Мы вам — цитату, вы нам — название произведения.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Это «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Это «Руслан и Людмила»

СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС
по ссылке: https://mel.fm/testy/prover/6920843-u-lukomorya-dub-zeleny--eto-otkuda-test--pomnite-li-vy-skazki-pushkina

«Жил-был поп, толоконный лоб»: что значит слово «толоконный» из знаменитой пушкинской сказки

Недавно мы отметили  день рождения Александра Сергеевича. Давайте разберемся со значением слова «толоконный». Оно попадается детям во второй же строчке «Сказки о попе и работнике его Балде», и мало кто из родителей может сразу объяснить, что именно это слово значит.

Это выражение стало популярным после того, как «Сказка о попе и работнике его Балде» стала классикой и скрепой русской культуры. Несколько поколений детей, говорящих на русском языке, узнают о том, что у попа «толоконный лоб», в среднем в пять-шесть лет. Спрашивают у родителей, те торопливо объясняют, что поп — глуповат, лоб у него — бестолковый и твердый, а почему «толоконный» — ну потому что Пушкин жил очень давно и раньше так говорили.
Настало время наконец разобраться, что там к чему. Итак, «толоконный» — это сделанный из толокна, так называли грубую муку, как правило, овсяную. Ее не мололи, а толкли — то есть просто брали зерна и мельчили их деревянной толкушкой, сейчас так поступают с некоторыми специями.
Таким образом, «лоб, набитый толоконной мукой» — это синоним, например, «дубины стоеросовой» или «опилок в голове», то есть характеристика тугого, упрямого, глупого человека (хотя самый известный обладатель головой с опилками — был совсем не тупым, а очень милым и хитреньким). Но пушкинский поп, который нанял себе работника Балду, всеми этими характеристиками обладал.
На всякий случай напомним, что Балда согласился работать на попа не за деньги, а за право трижды щелкнуть его по лбу после выполнения миссии. Поп был жаден и туповат, платить не хотел и, похоже, не сумел трезво оценить физической мощи Балды — с первого щелка он «прыгнул до потолка», со второго — «лишился языка», а «с третьего щелка вышибло ум у старика». Такие дела.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/chto-eto-znachit/5326974-zhil-byl-pop-tolokonny-lob-chto-znachit-slovo-tolokonny-iz-znamenitoy-pushkinskoy-skazki

12 июня 2024

12 июня -- День России. История праздника

И вновь премьера...

 В мае этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Булата Окуджавы.  В честь этой даты на летней площадке Астраханского драматического театра вчера состоялся вечер-чаепитие "Мы прожили целую жизнь. Я жил впервые". Вечер памяти прошёл в воссозданной атмосфере 80-х годов 20-столетия

Перед зрителями, уютно расположившимися за длинными столами с горячим чаем и сушками, актёрами была представлена жизнь поэта-барда, чьи песни и стихи старшее поколение знает наизусть, помнит и поёт до сих пор.

Заслуженный артист России Павел Ондрин сыграл Булата Окуджаву. В действе, происходящем на сцене и среди зрителей, были  заняты почти все артисты труппы. Они читали стихи, пели песни барда, рассказали его сложную и неоднозначную  биографию. Многие факты из жизни и творчества поэта оказались для меня, в частности, внове.