Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
08 октября 2010
Кому он нужен этот блог?
Сейчас как раз блоги и другие ресурсы оцениваются в "Открытом классе". Самые разные цели реализуют их авторы. Интересно, поучительно, заслуживает внимания и повторения очень многое.. А мне-то блог зачем?.. И нужен ли он?.. Да, нужен! Столько в нём всего собрано!
07 октября 2010
Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!
И ещё одна история об омонимах и синонимах среди аффиксов. Её придумал Ефим Г..
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Жили-были три омонима. -К- один значил "названия женщин", -к- второй -- "название действия", -к-третий имел уменьшительно-ласкательное значение. -К- один и -к- два всё время смеялись над -к- три, потому что считали его несерьёзным. Тот не знал, куда ему деваться. -К- три подумал-подумал и вспомнил, что у него есть синонимы-родственники: -оньк- и -еньк-, -ек-, -ок-, -ик-. Познакомил он с ними своих обидчиков. Те сразу зауважали -к- три, который встречается, например, в словах голов-к-а, берёз-к-а. А его друзья-синонимы в словах дорож-еньк-а, берёз-оньк-а, круж-ок, замоч-ек, ключ-ик.
Аффиксы-омонимы
А это сочинили братья-близнецы Саша и Ваня Б..
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Жили-были три суффикса-омонима. Были они похожи как две капли воды, но только внешне.
-К- первая была артист-к-а, акробат-к-а, пианист-к-а. Самая весёлая и озорная. -К- вторая была самая маленькая. Её звали малыш-к-а. -К- третья считалась самой умной. Любимым её занятием была чит-к-а (чтение).
Сказка о синонимах среди аффиксов
Вы уже знаете, конечно, что аффиксы могут быть синонимичными и могут иметь омонимы. Ребята, выполняя задание 86, попробовли сочинить сказку о жизни синонимичных аффиксов. Вот что получилось у Зухры Ш..
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
Жили-были три подружки -к-. Они не были родственниками, просто были очень похожи. Подружки встречались. Друзья их путали. Могли различить только, если одна из -к- начинала рассказывать о себе, какие слова образуются с её помощью.
Захотелось -к- первой найти себе подружку-родственницу, и отправилась она в путь. Шла она очень долго и добралась до большлго дерева. Увидела, кто-то сидит возле него.
-- Ты кто?
-- Я аффикс.
-- А как тебя зовут?
-- -Иц-
-- Что ты здесь делаешь?
-- Я потерялась в лесу?
-- Бедненькая! А ты далеко живёшь?
-- Недалеко. Наш домик называется "названия женщин". Он где-то там.
-- Ваш домик так и называется? Правда?
-- Конечно. Он назван так в честь нашего значения в русском языке.
-- Я тоже имею такое значение! -- воскликнула -к-. -- У нас много общего!
-- Так давай дружить!
-- Давай! Пойдём. Я помогу тебе выбраться из леса.
-- Спасибо!
С той поры начали -к- первая и -иц- дружить. на своём пути они встретили и другие аффиксы с тем же значением. Их вы найдёте в словах: грузинка, крановщица, аспирантка, переводчица, кассирша, хохотунья, героиня, мельничиха. Ведь в русском языке есть синонимы не только среди слов, но и среди отдельных морфем.
06 октября 2010
Кто победил?
Пришлось несколько изменить правила нашей "игры", потому что слова по условию задачи вспоминали в ограниченное время на дополнительном уроке, который проводился вместо урока географии, а не дома, и писали на листочках, а не посылали по почте. Победил Сергей П., записавший 13 слов с первым суффиксом и 38 -- со вторым, допустив всего две ошибки. (Но в трудных словах, на правила, которых мы ещё не учили). На втором месте Света Л. -- 10 и 20 слов соответственно, на третьем --Лера Б. (9 и 19 слов). Действительно, данные типы словообразования являются в русском языке одними из самых продуктивных. Прилагательные, имеющие значение "относящийся к названию места" (ярославский, волгоградский и т.д.), можно вспоминать до бесконечности. И отвлечённых существительных со значением "название по действию" тоже в языке предостаточно.
05 октября 2010
О продуктивных и непродуктивных способах словообразования
Задачка для 6-классников. Докажите, что словообразовательные суффиксы -ениj- (-ниj-) у существительных и -ск- у прилагательных -- одни из самых продуктивных в русском языке. Продолжите ряды: склонять -- склонениjэ,..., Москва -- московский, ..... Ответы присылайте по электронной почте: vsablina@gmail.com Победитель получит "пятёрку" в журнал. Но он определится по результату: больше всех придумает слов с данными суффиксами.
04 октября 2010
Читатель попросил...
К нам присоединился анонимный читатель, который спросил, есть ли ещё снимки. Размещаем снимки Агентства Высота 102,0 ссылка |
На снимках вверху: хоровод под песню "Течёт Волга" в исполнении Л. Зыкиной. Внизу: самая высокая точка торта -- колокольня Астраханского кремля. |
03 октября 2010
Астрахань побила два мировых рекорда
Этот хоровод, названный "Кругом любви и единения", мы сегодня водили вокруг нашего знаменитого белокаменного кремля. Собралось около семи тысяч человек (точно 6974), которые, взявшись за руки, образовали три кольца. В руках у нас были шарики российского триколора. Получилось впечатляюще. И хотя было холодно, но весело. И всё соответствовало песне Людмилы Зыкиной "Течёт Волга": были тут и студенты, которым 17 лет, и мы, кому "седьмой десяток лет".
Официальные представители книги рекордов России зафиксировали наш хоровод как самый длинный у нас в стране и собираются подать документы в книгу рекордов Гиннеса.
А второй общероссийский (тоже подтвержденный дипломом) и мировой рекорд, установленный в Астрахани сегодня, -- торт длиной 247 метров 17 сантиметров и шириной 1 метр под названием "Волга -- символ России". На протяжении его длины кондитеры пищевым гелем выложили Волгу с городами на её берегах. (Торта не попробовала, но тоже впечатляет!) . Так в Астрахани отметили День города. Ему сегодня исполнилось 452 года.
02 октября 2010
Словообразовательные цепочки
Составь цепочку из слов для зайца.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
Самка зайца -- …
детёныш зайца -- …
маленький заяц -- …
мясо зайца -- …
принадлежащий зайцу -- …
Проверь, есть ли производные с теми же значениями у других названий животных, например, медведь, лев.
01 октября 2010
...самый-самый ближайший родственник
Писали в шестом классе самостоятельную работу, в которой нужно было распределить слова по группам в соответствии со способами их образования. Допустили много ошибок. (Правда, и слова были непростые, например, отголосок, опека, соблазн, промысел, трогательный и др..) Переделываем работу вместе, оказывается, что дети искали для объяснения производного слова самое простое из ряда однокоренных слов, а не то, которое непосредственно связано с производным словом. Непосредственно -- значит, между исходным и производным словом существует наименьшая разница. Постройка -- это слово образовано от глагола построить суффиксальным способом: при помощи суффикса -к-, а не приставочным. Учились "разбирать" слово, чтобы понять, как оно образовано. Не уверена, что научились. Словообразование достаточно сложный раздел грамматики.
30 сентября 2010
В ответ на вопрос о нулевых корнях, суффиксах и приставках
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
Нулевой словообразующий суффикс.
Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: "Это когда бегут". И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть < бег-отн-я, ходи-ть < хожд-ениj-е, син-ий < син-ев-а, строг-ий < строг-ость. Аналогично: бежа-ть < бег, входи-ть < вход, син-ий < синь, тих-ий < тишь.
От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот - нулевой.
Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:
1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова гам, гул не имеют нулевого суффикса;
2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать < бег- # -…, бегать < бег-отн-я.
С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи - существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.
Нулевых приставок не бывает.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
Нулевой словообразующий суффикс.
Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Однако в этом случае слово бег, как и любое непроизводное слово, должно прямо и непосредственно называть некий объект внеязыковой действительности, быть немотивированным. Но это не так. Любой носитель русского языка для объяснения того, что такое бег, использует следующее толкование: "Это когда бегут". И в самом деле, существительные с нехарактерным для них значением действия или признака являются в русском языке производными, они образованы от глаголов или от прилагательных: бега-ть < бег-отн-я, ходи-ть < хожд-ениj-е, син-ий < син-ев-а, строг-ий < строг-ость. Аналогично: бежа-ть < бег, входи-ть < вход, син-ий < синь, тих-ий < тишь.
От глаголов и прилагательных были образованы существительные, что возможно только при присоединении суффиксов. Действительно, и в этих словах используется суффикс. Суффикс этот - нулевой.
Для выделения нулевого словообразующего суффикса необходимы два условия:
1) слово должно быть производно, мотивировано другим словом языка, поэтому слова гам, гул не имеют нулевого суффикса;
2) должно иметься словообразовательное значение, которое может выражаться ненулевым суффиксом, но в данном случае оно материально не выражено: бежать < бег- # -…, бегать < бег-отн-я.
С помощью нулевого словообразующего суффикса образуются слова разных частей речи - существительные, прилагательные, порядковые числительные, наречия.
Нулевых приставок не бывает.
29 сентября 2010
Как стать постоянным читателем блога
Ребята, вы спрашивали, как зарегистрироваться в качестве постоянных читателей моего блога. Вот инструкция. Стать постоянным читателем блога можно несколькими способами. Проще всего - посетить блог с виджетом постоянных читателей и нажать на ссылку "Стать постоянным читателем этого блога" на Панели инструментов в верхней части блога. При этом появится всплывающее окно, в котором можно выбрать, будете ли вы открытым или анонимным постоянным читателем этого блога.
Итак, попробуйте.
Итак, попробуйте.
28 сентября 2010
Сложи и вычти... на уроках русского!
Лингвистическое сложение и вычитание -- очень эффективный приём для формирования у детей осознанных навыков словообразовательного анализа слова.
Жутковатый -- жуткий = -оват- ("чуть-чуть")
Владимир + ? = владимирец
Позаимствовала у И.А. Громова. Срабатывает замечательно!
Жутковатый -- жуткий = -оват- ("чуть-чуть")
Владимир + ? = владимирец
Позаимствовала у И.А. Громова. Срабатывает замечательно!
27 сентября 2010
Ещё раз о поросёнке с жеребёнком
Сегодня на уроке в 6 б в числе других упражнений занимались и образованием названий детёнышей животных, так называемыми супплетивными формами. Дети легко их образовали и даже подсказывали, какие ещё слова образуются по такой же модели. Мне очень нравится, я бы сказала обыденным языком, жизненность дидактического материала в нашем учебнике. Он очень тесно связан с обиходом, речевым общением современных детей, а развивает их, пожалуй, даже получше, чем если бы мы употребляли отвлечённые слова и учились писать правильно их.
26 сентября 2010
Заглядывайте в словари. Это вам поможет избежать ошибок
В этом сообщении мне хочется обратить ваше внимание, ребята, на речевые ошибки, допущенные вами в сочинении-описании местности. ...Увидели достопримечательности и памятник Петру Первому, -- написал один из вас. Это неправильно. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение этого слова. Достопримечательность -- место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающий особого внимания. Исторические достопримечательности. Осмотреть достопримечательности. Памятник Петру как раз и относится к достопримечательностям нашего города. Правильно было бы сказать: осмотрели памятник Петру Первому и другие достопримечательности города.
Ещё об одной ошибке -- нарушении лексической сочетаемости. В большом городе очень много красивых бульваров, кварталов, закоулков, -- так написано в одном из сочинений. Закоулок, по словарю Д.Н. Ушакова, -- это небольшой тёмный, глухой переулок. Завели в какой-то закоулок и ограбили. Закоулок (разг.). И красивым он уж никак быть не может.
Не путайте также, пожалуйста, эскалатор с экскаватором. И почаще заглядывайте в словари.
Ещё об одной ошибке -- нарушении лексической сочетаемости. В большом городе очень много красивых бульваров, кварталов, закоулков, -- так написано в одном из сочинений. Закоулок, по словарю Д.Н. Ушакова, -- это небольшой тёмный, глухой переулок. Завели в какой-то закоулок и ограбили. Закоулок (разг.). И красивым он уж никак быть не может.
Не путайте также, пожалуйста, эскалатор с экскаватором. И почаще заглядывайте в словари.
25 сентября 2010
Привычный городской пейзаж
У Леры Б. получилась очень динамичная миниатюра, в которой она использовала словарные слова из того же самого задания 62. Вот почитайте.
Быстро подхватив вещи с экскалатора, Андрей поторопился покинуть аэропорт. У павильона его ожидал Сергей.
-- Андрей, дружище, приветствую тебя в нашем городе!
-- Спасибо, что встретил меня. Сначала я хотел бы дать телеграмму маме, а потом в город, смотреть достопримечательности.
-- Нет проблем. Мой мотоцикл быстро домчит нас до почтамта. Это недалеко, в соседнем квартале, напротив пожарной каланчи. С эстакады, по которой мы проедем, её можно увидеть.
Они летели по магистрали. Мимо мелькали отели, рестораны, торговые центры, старинные дома с затейливыми балконами и фронтонами и новые прямоугольники многоэтажек. В общем, привычный городской пейзаж.
Быстро подхватив вещи с экскалатора, Андрей поторопился покинуть аэропорт. У павильона его ожидал Сергей.
-- Андрей, дружище, приветствую тебя в нашем городе!
-- Спасибо, что встретил меня. Сначала я хотел бы дать телеграмму маме, а потом в город, смотреть достопримечательности.
-- Нет проблем. Мой мотоцикл быстро домчит нас до почтамта. Это недалеко, в соседнем квартале, напротив пожарной каланчи. С эстакады, по которой мы проедем, её можно увидеть.
Они летели по магистрали. Мимо мелькали отели, рестораны, торговые центры, старинные дома с затейливыми балконами и фронтонами и новые прямоугольники многоэтажек. В общем, привычный городской пейзаж.
Впервые в Астрахани
Если немного пофантазировать, то обычное домашнее задание написать сочинение в форме рассказа-описания местности можно превратить в удовольствие. Почему? А вы почитайте миниатюру, которую придумала Зухра, выполняя задание 62 со словарными словами тематической группы "Город".
Мы с родителями плыли на теплоходе "К.А. Тимирязев" по Волге. Мы плыли уже двенадцать дней, и последней нашей остановкой была Астрахань.
Астрахань -- древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья. Её называют рыбацкой столицей, воротами в Каспий, Волжской Венецией. Нам сказали, что здесь много достопримечательностей. Мы хотели их все посмотреть. Но вначале нужно было навестить родственницу, которую мы предупредили о своём приезде телеграммой. Мы пошли к ней. Её старинный дом с красивым, но обветшалым фронтоном и балконами расположен в конце квартала у высокой эстакады. Отец остался у тёти, а мы с мамой пошли смотреть город.
Прогулялись по бульвару. В торговом павильоне купили сувениры. Тут мы обратили внимание на игрушечную магистраль, по которой мчался мотоцикл.. Пошли по улице и забрели в какие-то трущобы. Там стоял контейнер с мусором, и в нём лежали старые транспаранты с лозунгами. С помощью местных жителей мы выбрались из этого района. Кругом строились новые многоэтажные дома, и уже было готово здание почтамта.
Когда мы ехали на автобусе, то видели отели, гостиницы, рестораны, кафе, торговый центр. Промелькнула старая пожарная каланча. Мы посмотрели фильм в кинотеатре "Остров сокровищ", поднявшись на второй этаж на экскалаторе, пообедали в ресторане и вернулись к тёте. Отец уже собирался уходить. Попив чаю, мы попрощались с тётей и отправились на набережную. Погуляли там, ожидая отплытия своего теплохода. Посидели на лавочке. Наслаждались красотой Волги и новой гранитной набережной с красным парапетом, памятником Петру Первому, гостиницей, похожей на корабль с парусами.
Но пришло время возвращаться на "Тимирязев". Стоя на палубе, мы любовались белокаменным Астраханским кремлём, зелёными берегами Волги, причалами. Мы ещё вернёмся сюда.
Мы с родителями плыли на теплоходе "К.А. Тимирязев" по Волге. Мы плыли уже двенадцать дней, и последней нашей остановкой была Астрахань.
Астрахань -- древний гостеприимный город под южным ослепительным солнцем, драгоценная жемчужина Нижнего Поволжья. Её называют рыбацкой столицей, воротами в Каспий, Волжской Венецией. Нам сказали, что здесь много достопримечательностей. Мы хотели их все посмотреть. Но вначале нужно было навестить родственницу, которую мы предупредили о своём приезде телеграммой. Мы пошли к ней. Её старинный дом с красивым, но обветшалым фронтоном и балконами расположен в конце квартала у высокой эстакады. Отец остался у тёти, а мы с мамой пошли смотреть город.
Прогулялись по бульвару. В торговом павильоне купили сувениры. Тут мы обратили внимание на игрушечную магистраль, по которой мчался мотоцикл.. Пошли по улице и забрели в какие-то трущобы. Там стоял контейнер с мусором, и в нём лежали старые транспаранты с лозунгами. С помощью местных жителей мы выбрались из этого района. Кругом строились новые многоэтажные дома, и уже было готово здание почтамта.
Когда мы ехали на автобусе, то видели отели, гостиницы, рестораны, кафе, торговый центр. Промелькнула старая пожарная каланча. Мы посмотрели фильм в кинотеатре "Остров сокровищ", поднявшись на второй этаж на экскалаторе, пообедали в ресторане и вернулись к тёте. Отец уже собирался уходить. Попив чаю, мы попрощались с тётей и отправились на набережную. Погуляли там, ожидая отплытия своего теплохода. Посидели на лавочке. Наслаждались красотой Волги и новой гранитной набережной с красным парапетом, памятником Петру Первому, гостиницей, похожей на корабль с парусами.
Но пришло время возвращаться на "Тимирязев". Стоя на палубе, мы любовались белокаменным Астраханским кремлём, зелёными берегами Волги, причалами. Мы ещё вернёмся сюда.
Есть ответ!
Зухра Шакирова из нашего 6 б сегодня сообщила мне ответ: слово золотой является производным. Оно образовано от слова золото так же, как слова: серебряный от серебро, кожаный от кожа, полотняный от полотно. В этих словах суффиксы материально выражены. В слове золотой суффикс нулевой. Умница, Зухра! В моём сообщении есть ещё вопросы. Ищите ответы на них.
23 сентября 2010
Могут быть слова без корня?
Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов разговаривают:
-- А какой суффикс в слове золотой? -- спросила Настя. -- слово-то производное, от существительного золото образовалось.
-- Да, загвоздка, -- задумался Вова. -- Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро -- серебряный, сахар -- сахарный, малина -- малиновый...
-- А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
-- Давай на всякий случай у учителя спросим.
1.Как вы думаете, согласился учитель с предложениями ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?
Через неделю сообщу ответ, а пока жду ваши версии, ребята. Валентина Васильевна.
-- А какой суффикс в слове золотой? -- спросила Настя. -- слово-то производное, от существительного золото образовалось.
-- Да, загвоздка, -- задумался Вова. -- Ведь как обычно бывает у прилагательных? Серебро -- серебряный, сахар -- сахарный, малина -- малиновый...
-- А может, суффикс здесь нулевой? Бывает же окончание нулевое.
-- Давай на всякий случай у учителя спросим.
1.Как вы думаете, согласился учитель с предложениями ребят?
2. Можете ли вы привести свои примеры производных слов с нулевым суффиксом?
3. Подумайте: могут ли быть нулевые приставки? А корни?
Через неделю сообщу ответ, а пока жду ваши версии, ребята. Валентина Васильевна.
22 сентября 2010
21 сентября 2010
"Орфографическая профилактика"
Повторю ещё раз слова М.В. Панова: надо "смотреть в глаза языку", т.е. знать его законы. И в качестве правила для себя возьму слова Л.Б. Парубченко, используя статью которой, я рефлексировала в последних записях: выбор и содержание упражнений должны определяться пониманием генезиса соответствующих ошибок, а именно, пишущий, совершая ошибку, грешит не против орфографического правила, а против языковой системы. Изучение грамматической языковой системы и является средством "орфографической профилактики". (УМК под ред. М.В. Панова, как мы больше и больше убеждаемся, раскрывает детям глаза на законы языка.)
Контаминация -- что означает совмещение
Ошибка может быть результатом контаминации -- совмещения двух (и более) грамматических форм: маячАнье -- маячат, ненавидИли -- ненавидит, ненавидишь. Здесь у учеников совместились суффикс прошедшего времени и окончание настоящего времени глагола. (Ошибки учителю , как говорится, надо знать в лицо.)
И снова о самом главном
Школьники пишут осознОвать, передОваться, потому что не вычленяют в момент письма корни -зна- и -да-, зато, по-видимому, вычленяют в этих словах (с разной степенью осознанности) продуктивный в русском языке суффикс -ова- (рисовать, фасовать, пеленговать). ОтщИпенцы ученица объяснила связью с отщипнуть, яблоко вЕсит школьник проверил словом повесить, ДИмьян словом Дима, сЕдит -- сел. В их сознании одна форма накладывается на другую, одна вытесняет другую. Ошибки, говорящие о том, что пишущий воспринимает слово как расчленённое, но его членение не соответствует языковому. (Учителю это надо иметь в виду при изучении раздела "Словообразование" -- в языке-то значение сокрыто не только в слове, но и в морфеме: в корне, приставке, суффиксе.)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)