Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
22 октября 2010
Об истории знаков препинания от Аристофана и далее
Хочешь прочитать о двоточие, троеточии, удивительном знаке, молчанке, черте, чёрточке и пр. -- загляни сюда Узнаешь много интересного из истории пунктуации.
21 октября 2010
"Созвездие Козлотура" и другие...
Мудрость - это ум, настоянный на совести.
Фазиль Искандер.
Сегодня вышла в свет новая книга этого знаменитого российского писателя.
Классик современной российской литературы Фазиль Искандер представил в Доме Книги на Новом Арбате в четверг сборник своих избранных произведений, в который вошли самые знаменитые рассказы и повести, созданные им в разное время.
В сборник "Фазиль Искандер. Избранные произведения", наряду с культовой повестью Искандера "Созвездие Козлотура", вошли рассказы "Дедушка", "Мальчик и война", "Хиромант", повесть "Софочка" и другие произведения.
Фазиль Искандер.
Сегодня вышла в свет новая книга этого знаменитого российского писателя.
Классик современной российской литературы Фазиль Искандер представил в Доме Книги на Новом Арбате в четверг сборник своих избранных произведений, в который вошли самые знаменитые рассказы и повести, созданные им в разное время.
В сборник "Фазиль Искандер. Избранные произведения", наряду с культовой повестью Искандера "Созвездие Козлотура", вошли рассказы "Дедушка", "Мальчик и война", "Хиромант", повесть "Софочка" и другие произведения.
Одни вопросы
Что такое информационный голод? И можно ли его почувствовать сейчас, когда информационное половодье с краями заливает пространство Интернета? Да и книги никто не отменял. Их продолжают издавать. И полезные в том числе. И почему мы путешествуем по Сети? Что мы там выискиваем? Какая информация нужна современным детям? Может быть, уча тому, чему мы учим, мы только засоряем их мозги?! (Это уже проблема педагогическая).
К таким вопросам, которые пока не сумела облечь в размышления, я прихожу исподволь, но достаточно часто, " рыская" по знакомым и незнакомым блогам, лихорадочно открывая ссылку зв ссылкой. Что это -- информомания или как там ещё?
Другая сторона дела. Ежедневно бывает от 50 до 100 просмотров моей страницы. Кому-то она интересна? Или просто мимоходом заглянул человек? Блог-то не совсем как блог -- про новый учебник русского языка, про разные задачки для 5-6-классников, про ошибки и прочее, что далеко не всем интересно. Как-то я обмолвилась, рефлексируя по поводу, зачем мне нужен блог, о том, что мне он нужен прежде всего для того, чтобы собрать в одном месте свои наработки по определённой теме (работе по УМК М.В. Панова). Однако рамки, видимо, необходимо расширять, озаботиться и тем, что интересно и ученику, и учителю, и родителю, и просто скучающему прохожему по Интернету? Хотя зачем?
Сожалею, очень сожалею о том, что коллеги, работающие по УМК, видно, не знают о моём блоге. Впрочем, по этому комплексу работает мало учителей. Жаль!
К таким вопросам, которые пока не сумела облечь в размышления, я прихожу исподволь, но достаточно часто, " рыская" по знакомым и незнакомым блогам, лихорадочно открывая ссылку зв ссылкой. Что это -- информомания или как там ещё?
Другая сторона дела. Ежедневно бывает от 50 до 100 просмотров моей страницы. Кому-то она интересна? Или просто мимоходом заглянул человек? Блог-то не совсем как блог -- про новый учебник русского языка, про разные задачки для 5-6-классников, про ошибки и прочее, что далеко не всем интересно. Как-то я обмолвилась, рефлексируя по поводу, зачем мне нужен блог, о том, что мне он нужен прежде всего для того, чтобы собрать в одном месте свои наработки по определённой теме (работе по УМК М.В. Панова). Однако рамки, видимо, необходимо расширять, озаботиться и тем, что интересно и ученику, и учителю, и родителю, и просто скучающему прохожему по Интернету? Хотя зачем?
Сожалею, очень сожалею о том, что коллеги, работающие по УМК, видно, не знают о моём блоге. Впрочем, по этому комплексу работает мало учителей. Жаль!
20 октября 2010
Учись с помощью Интернета!
Чтобы не забыть и, когда потребуется, вернуться, здесь статья канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО (г.Москва) Г.А Андрияновой "Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении". И ещё одна статья по теме -- "Модель образовательной деятельности в дистанционном эвристическом обучении" А.В. Хуторского, докт. пед. наук, академика Международной педагогической академии, директора Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва\
19 октября 2010
Правила -- закон для каждого
Это сочинение на тему "Правила безопасности детей на дорогах". И не столько из-за каких-то особенностей формы или содержания я помещаю его в блог. Глеб П. написал о том, что должен знать каждый, о чём необходимо помнить постоянно. Прислушайтесь, пожалуйста, к его призыву и берегите себя.
Правила безопасности на дорогах должен соблюдать каждый. Дети часто не соблюдают их. Они не обращают внимания на дорожные знаки, сигналы светофора, зебру на проезжей части. Я считаю, что каждый школьник должен знать правила дорожного движения. На дорогах происходит много аварий. В этом бывают выноваты не только водители, но и пешеходы.
Вот несколько правил дорожного движения.
Переходи дорогу только на зелёный свет и только по пешеходноиу переходу.
Не играй близко от дороги.
Прежде чем перейти дорогу, посмотри сначала налево, а потом направо. Если убедился, что нет машин, тогда иди.
Строго соблюдай правила дорожного движения.
А вот стихи на тему сочинения.
Дорога -- совсем
Безобидное слово.
Дороги нас в жизни к цели ведут.
Но сердце болит,
Разорваться готово,
Когда на дороге я вижу беду.
Загублена жизнь. А ведь это случайность.
Её мы могли без труда избежать.
Я голову снова склоняю печально
И чувства свои не могу передать.
Будьте внимательны на дорогах!
Правила безопасности на дорогах должен соблюдать каждый. Дети часто не соблюдают их. Они не обращают внимания на дорожные знаки, сигналы светофора, зебру на проезжей части. Я считаю, что каждый школьник должен знать правила дорожного движения. На дорогах происходит много аварий. В этом бывают выноваты не только водители, но и пешеходы.
Вот несколько правил дорожного движения.
Переходи дорогу только на зелёный свет и только по пешеходноиу переходу.
Не играй близко от дороги.
Прежде чем перейти дорогу, посмотри сначала налево, а потом направо. Если убедился, что нет машин, тогда иди.
Строго соблюдай правила дорожного движения.
А вот стихи на тему сочинения.
Дорога -- совсем
Безобидное слово.
Дороги нас в жизни к цели ведут.
Но сердце болит,
Разорваться готово,
Когда на дороге я вижу беду.
Загублена жизнь. А ведь это случайность.
Её мы могли без труда избежать.
Я голову снова склоняю печально
И чувства свои не могу передать.
Будьте внимательны на дорогах!
"Тр-тр", "лы сы" и аббревиатуры
Что же это мы всё о серьёзном да о серьёзном! Перед вами фрагмент из жизни простоквашинских героев Э.Н. Успенского. Прочитайте и подумайте над заданиями после текста.
Потом дядя Фёдор взял книжечку и стал читать: "Завод железнотракторных изделий. Тр-тр "Митя" продуктовый. 20 л.с."
Прочитал он и говорит:
-- Ничего не понятно. Что такое "тр-тр"? Что такое "лы сы"?
-- Что же тут непонятного, -- говорит кот. -- Просто всё, как арбуз. "Тр-тр" это сокращённо "трактор". А "Митя" значит "модель инженера Тяпкина". Который тебе письмо прислал.
-- А что значит 20 "лы сы"? -- спрашивает дядя Фёдор.
-- "Лы сы" -- это лошадиные силы. Значит, он перетянет двадцать лошадей, если они будут тянуть в одну сторону, а он в другую.
-- Так сколько же ему сена надо! -- ахнул Шарик.
-- А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.
1. Какое из встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?
2. Может быть, ваше имя тоже является "аббревиатурой"? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?
Источник: "Сборник упражнений..." И.А. Громова.
Потом дядя Фёдор взял книжечку и стал читать: "Завод железнотракторных изделий. Тр-тр "Митя" продуктовый. 20 л.с."
Прочитал он и говорит:
-- Ничего не понятно. Что такое "тр-тр"? Что такое "лы сы"?
-- Что же тут непонятного, -- говорит кот. -- Просто всё, как арбуз. "Тр-тр" это сокращённо "трактор". А "Митя" значит "модель инженера Тяпкина". Который тебе письмо прислал.
-- А что значит 20 "лы сы"? -- спрашивает дядя Фёдор.
-- "Лы сы" -- это лошадиные силы. Значит, он перетянет двадцать лошадей, если они будут тянуть в одну сторону, а он в другую.
-- Так сколько же ему сена надо! -- ахнул Шарик.
-- А сена ему не нужно. Тут же написано: он работает на продуктах.
1. Какое из встретившихся в тексте сокращений является аббревиатурой? Почему?
2. Может быть, ваше имя тоже является "аббревиатурой"? Попробуйте назвать своим именем какой-либо аппарат или механизм. Как вы расшифруете это название?
Источник: "Сборник упражнений..." И.А. Громова.
18 октября 2010
"Большая книга-2010"
Здесь о финалистах национальной литературной премии "Большая книга-2010" Михаиле Гиголашвили и Евгении Клюеве, а также их суждения о значении премии для развития литературы.
Большая книга» — национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе[1].
Лауреатами "Большой книги" в разные годы стали Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Людмила Сараскина и другие. Специального приза "За честь и достоинство" были удостоены Александр Солженицын, Борис Васильев.
Большая книга» — национальная литературная премия. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (5,5 млн. руб.) после Нобелевской премии по литературе[1].
Лауреатами "Большой книги" в разные годы стали Людмила Улицкая, Дина Рубина, Владимир Маканин, Людмила Сараскина и другие. Специального приза "За честь и достоинство" были удостоены Александр Солженицын, Борис Васильев.
Будущий и следующий
А мы продолжаем публиковать подсказки по теме "Как научиться писать грамотно".
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.
Школьники часто ошибаются в правописании слова будущий (будущее). Казалось бы, что в нём сложного? В букве у не ошибёшься, две е в конце слова запомнить не трудно.
Сложность же в том, что есть слово следующий (следующее). Заметили разницу? Да-да, путают именно суффиксы. Точнее, в слове будущее пишут дополнительную букву ю, как будто бы суффикс в нём -ющ-: "будующее"
Если же мы действительно запутались, как пишутся эти слова, то можем легко проверить: будущий -- буду, следующий -- следую.
Интернет -- это будущее образования? Или нет?..
Здесь статья "Образование 2,0 -- это будущее образования?" (Попытка теоретической рефлексии.Часть 1). Автор Е.И. Горошко. В статье рассматривается роль технологий второго веба в образовательных процессах, протекающих в информационно-коммуникативном обществе. Описывается возникновение Образования 2.0 и его место в современной концепции образования в XXI веке. Подробно освещаются сильные и слабые стороны бразования 2.0 и их влияние на развитие всей образовательной парадигмы, складывающейся в условиях постсоветского пространства. Анализируется соотношение общественной модели информационно-коммуникативного общества и образовательной модели второго и в перспективе третьего веба, т.е. в условиях кардинальной смены концептуальной модели развития Глобальной паутины.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.
Короче говоря, здесь можно найти обоснование того, зачем мы нынче сидим в блогах и как эту и другие возможности сети эффективнее использовать в учебном процессе. Спасибо коллегам-блогерам, что обратили наше внимание на данную публикацию.
17 октября 2010
Французы отмечают праздник чтения
Французы отмечают праздник чтения. Это совершенно уникальный праздник. Ни одна страна в мире не проводит настолько масштабно мероприятия, посвященные литературе и книге, как Франция.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности". Спасибо Вам, Светлана Георгиевна.
Впервые праздник чтения проводился в 1989 году по инициативе Министерства культуры Франции и был встречен французской общественностью с большим энтузиазмом. По прошествии некоторого времени он был включен в календарь ежегодных культурных событий в стране и сейчас отмечается во второй половине октября.
3-дневная программа праздника включает встречи с писателями, поэтами, выставки и презентации книг, книжные ярмарки, научные конференции и семинары. В эти дни люди дарят друг другу книги, приносят их в дар библиотекам. Все радио- и телепередачи посвящены литературе и писателям, в газетах публикуются многочисленные материалы, им посвященные. В общем, вся страна живет 3 дня в году исключительно литературными интересами. Все другие проблемы отступают на второй план.
Источник здесь А прежде я узнала об этом из блога С. Г. Ясинской "Учитель словесности". Спасибо Вам, Светлана Георгиевна.
Чтобы писать без ошибок
Для учителя русского языка ваши ошибки, ребята, как нож в сердце. Понятен вам смысл этого фразеологизма? Это выражение означает: причинять душевную боль, страдание. Вы, конечно, бываете недовольны, получив плохую отметку, и считаете, что нет ничего особенного в том, что допускаете ошибки, когда пишете. Некоторые же могут прийти в отчаяние, обнаружив множество ошибок в своих тетрадях, и вообще перестают заниматься языком. Хотя ничего прямо-таки сложного в освоении русской грамматики и орфографии нет. Читайте дальше...
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
Чтобы правильно определить орфограмму, мы должны распознать ту часть слова, в которой слышим вызывающий сомнение звук. И тут перед нами возникают препятствия: оказывается, что в корнях есть чередования, что приставки нам кажутся частью корня, а таких суффиксов мы ещё не проходили!
Как же быть?
Одежда шьётся по определённым выкройкам. Слова тоже образовываются по особым выкройкам -- моделям. Почти всегда можно найти слово, образованное по подобию слова с орфограммой.
Итак, мы предполагаем, что сомнительный звук находится в корне. Тогда мы должны найти как можно больше слов с подобным корнем и соответствующим значением, чтобы сомнения не терзали больше нас.
Если сомнительный гласный звук в приставке, найдём слова с такими же приставками. Если в суффиксе, подбираем аналогичные суффиксы.
Чтобы грамотно писать, надо точно установить место орфограммы.
И когда учитель увидит положительный результат, уместен будет фразеологизм-антоним приведённому в начале сообщения: как маслом по сердцу. Значит, очень приятно, доставляет большое удовольствие, наслаждение.
16 октября 2010
Ответ В
Суффикс -л-(о) используется для образования от глагольных основ существительных среднего рода со значением "орудие действия". Существительные пугало, покрывало, светило, точило именно так и образованы соответственно от глаголов пугать, покрывать. светить и точить. Немного другая история с существительным рубило. Оно существовало в древнерусском языке и означало "каменное орудие миндалевидной формы", то есть являлось непроизводным. И в этом, вероятно. и заключается его особенность.
15 октября 2010
Что такое рубило?
С предыдущим заданием 6-классники справились с лёгкостью, дав ответ Д: в каждом из приведённых слов есть приставка. А вот ещё одно интересное задание.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
Из пяти приведённых отглагольных существительных четыре образованы по общему правилу, а одно -- с некоторыми отклонениями от него. Какое?
(А) пугало; (Б) покрывало; (В) рубило;
(Г) светило; (Д) точило.
14 октября 2010
Задания игры "Русский медвежонок"
Задачи конкурса "Русский медвежонок" здесь Есть и ответы. Рекомендую своим ученикам и не только им пройтись по этой ссылке -- скоро конкурс, поэтому познакомьтесь с заданиями, спросите у учителей, вместе попробуйте найти ответы на вопросы. А пока одно из заданий для 6-7 классов.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
В каком из этих слов нет приставки?
(А) осмотр; (Б) недосмотр;
(В) медосмотр; (Г) пересмотр;
(Д) в каждом из этих слов есть приставка.
13 октября 2010
У нас -- третье место!
Стало известно, что наш с вами "Учебник нашего времени" (получилась тавтология, но никак без неё не обойтись) занял 3 место во втором Всероссийском конкурсе "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств Интернет" в номинации "Блоги школьных учителей". Неплохо!
О словобразовательных гнёздах и словарях
От одного слова может быть образовано большое количество слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод -- 157, гнать -- 275, свет (лучистая энергия) -- 288, ходить -- 470, половина -- 587.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
Все однокоренные слова вместе составляют одно г н е з д о, или "семью". В больших "семьях" бывает трудно определить, какое производное слово от какого конкретного производящего образовано. Чтобы облегчить их поиск, в словообразовательных словарях использованы с т р е л к и. Они и приведут к искомому слову. Только нужно внимательно следить, куда ведут стрелки. Это требует определённого терпения. Внимательно вчитывайтесь в словарную статью, и вы непременно узнаете, как образовано интересующее вас слово.
11 октября 2010
О безопасности детей на дорогах и предметных олимпиадах
Столько всяких конкурсов и олимпиад! В блоге "Учитель словесности" появились объявления о дистанционных олмпиадах, но они платные и связаны с регистрацией участников. Но всё равно надо вывесить в учительской объявление о графике их проведения по всем предметам. У нас тоже -- городской конкурс сочинений "Безопасность детей на дорогах".
10 октября 2010
Терпение и труд всё перетрут
Спешу положить в "Копилку мудрости" слова Леонардо да Винчи.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи.
Дистанционный курс для учеников "Хочу учиться"
Если у вас возникают какие-либо проблемы, заходите сюда и спрашивайте. Вам ответят те, кто с этой проблемой разобрался.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Соответственно, заходите на форум, даже если у вас нет проблем. Возможно, кому-то нужна ваша помощь.
Всероссийский детский творческий конкурс "Святые заступники Руси"
Георгий Победоносец - один из наиболее известных христианских святых, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. Претерпевший особо тяжелые страдания за Иисуса Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. С давнего времени святой Георгий Победоносец ― всадник, поражающий змия ― стал гербом Москвы и эмблемой Российского государства.
Конкурс интерактивный. Проводится он с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
Номинации конкурса: "Изобразительное искусство" и "Литературное творчество".
Положение о конкурсе здесь
ТЕМЫ КОНКУРСА 2010 года
• «Воин, сын воина: юный Георгий учится военному делу»
•«Святой Георгий и император Диоклетиан»
•«Среди мучений: Господь укрепляет святого Георгия»
•«Святой Георгий в храме Аполлона»
•«Святой Георгий и императрица Александра»
•«Рим язычников и Рим христиан»
•«Святой Георгий и змей»
•«Если бы это меня святой Георгий спас от змея…»
•«Чудеса святого Георгия»
•«Храмы святого Георгия на Руси»
•«Святой Георгий – покровитель князя Егория Храброго»
•«Святой Георгий – небесный покровитель Москвы»
•«Святой Георгий – небесный покровитель русского оружия»
•«Орден святого Георгия: за подвиг в ратном деле»
•«Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани»
•«Кавалеры ордена святого Георгия – пример для нас»
•«Почему на каждой копейке – святой Георгий?»
Конкурс интерактивный. Проводится он с 6 мая по 15 ноября 2010 года.
Номинации конкурса: "Изобразительное искусство" и "Литературное творчество".
Положение о конкурсе здесь
ТЕМЫ КОНКУРСА 2010 года
• «Воин, сын воина: юный Георгий учится военному делу»
•«Святой Георгий и император Диоклетиан»
•«Среди мучений: Господь укрепляет святого Георгия»
•«Святой Георгий в храме Аполлона»
•«Святой Георгий и императрица Александра»
•«Рим язычников и Рим христиан»
•«Святой Георгий и змей»
•«Если бы это меня святой Георгий спас от змея…»
•«Чудеса святого Георгия»
•«Храмы святого Георгия на Руси»
•«Святой Георгий – покровитель князя Егория Храброго»
•«Святой Георгий – небесный покровитель Москвы»
•«Святой Георгий – небесный покровитель русского оружия»
•«Орден святого Георгия: за подвиг в ратном деле»
•«Солдатский Георгий: орден за мужество на поле брани»
•«Кавалеры ордена святого Георгия – пример для нас»
•«Почему на каждой копейке – святой Георгий?»
09 октября 2010
Лингвистическая головоломка
Вы, ребята, наверное, умеете решать такие кроссворды. В каждую клеточку нужно вставить букву. В двух местах в средней строке таблицы допущен брак: большие ячейки не разделены линиями. Имейте в виду, что в них надо вставить две буквы. Завтра воскресенье. Вот и займитесь на досуге. Заполните таблицу словами, значения которых приведены ниже.
3. Исходное слово для прилагательного караванный.
9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?
1. Производное существительное от глагола залить.
2. Производное существительное от глагола варить.3. Исходное слово для прилагательного караванный.
4. Уменьшительно-ласкательное обращение к Анне.
5. Исходное слово для существительного шкатулочка.
6. Маленький – каблучок, а большой?
7. Производное существительное от глагола укорить.
8. Маленький знак.9. Если всем классом вы дружно начнете окапываться, тогда что получится?
Скоро конкурс "Русский медвежонок"
Как обычно, в ноябре проводится Международная игра-конкурс по языкознанию "Русский медвежонок". В этом году она пройдёт 16 ноября. На днях размещу в блоге задания конкурса прошлых лет.
Приэверестье что ли?
Мы в 6 классе сейчас проходим раздел языкознания, который называется "Словообразование". Интересный, не правда ли, материал?! И нам встречается немало потрясающих вещей. Вспомните, например, о нулевых суффиксах. Сегодня предлагается занятная задачка, взятая из сборника Ивана Анатольевича Громова.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
Используя приставки: при-, пред-, за-, под-, по-, без- и суффикс -j-, можно без труда образовать производные существительные от слов: нога, деньги, Карпаты, море, гора, стол, Москва, Урал, тишь, сила, Волга, кулисы, берег. А как бы вы назвали, спрашивает автор сборника, местности, находящиеся радом (до или за ними) с такими иностранными географическими объектами, как Париж, Амазонка, Сахара, Рим, Миссури, Альпы, Рио-де-Жанейро, Джомолунгма (или, если хотите, Эверест)? Решайте задачку.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)