02 марта 2011

Богатый, звучный, живой, отличающийся  гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в  звуковых подражаниях, спососбный к передаче тончайших оттенков, наделённый подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии.
Проспер Мериме,
классик французской литературы.

01 марта 2011

Об алгоритме работы над текстом. Продолжение

2. Выявить информацию, т.е.
· пробежать» текст глазами;
· определить его основные элементы;
· найти необходимые единицы информации;
· найти нужную информацию, выраженную в тексте в иной форме, чем в вопросе, - в синонимичной.
3. Понять текст, т.е.
· сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию;
· обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
· сделать выводы из сформулированных в тексте посылов;
· сделать заключение о намерении автора или о концепции текста.
4. Осмыслить содержание текста, т.е.
· связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников;
· оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
· найти доводы в защиту своей точки зрения,
5. Осмыслить форму текста, т.е.
· оценить не только содержание текста, но и его форму, а также качество его исполнения в целом;
· проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений;
· определить (выявить) структуру текста;
· обнаружить в тексте иронию, юмор, оттенки мысли;
· слышать авторский голос, различать авторские оценки изображенного;
· критически проанализировать;
· оценить адекватность изображенного замыслу автора;
· оценить соответствие текста его назначению;
· дать стилистический комментарий.

Сегодня -- день кошек

Моя младшая любимая сестрёнка

Ещё одно сочинение нашего ученика в жанре портретного очерка.
У меня есть любимая младшая сестра -- Верочка. В этом году ей исполняется только шесть лет, но в её глазах видна серьёзность, а в действиях -- прилежность. Личико у неё, как и у всех детей её возраста, весёлое. Волосы у Веры русые, прямые. Она обожает нас, своих родственников, как и мы её.
Вера любит ходить в детский сад, у неё там много друзей. Воспитатели учат  детей рисовать, читать, учить стихи, и Вере это очень нравится.
На днях я заметил интересную вещь. Когда я делал алгебру, Вера подсела ко мне и стала переписывать примеры у меня из тетради. Я очень удивился, когда увидел у неё на листе зеркальное отражение страницы из моей тетради. После этого я объяснил ей, как  правильно писать. Веруня поняла свою ошибку и стала усердно и сосредоточенно переписывать, притом правильно.
Так же интересно было наблюдать, с каким упорством Вера обучалась азбуке. Многое ей уже удаётся прочитать, но те слоги, какие ей не даются, она повторяет и повторяет, пока не запомнит.
Вера очень подвижная и любит спортивные игры. Она любит помогать в уборке дома. Ещё она очень любит делать подарки маме, мне, бабушке, дедушке, папе. Она рисует, что-то мастерит, а потом дарит это нам.
В общем, я счастлив, что у меня есть сестрёнка -- такая хорошая, моя любимая сестрёнка.
Максим К.

Как праздновали масленицу... сто лет назад

«Сегодня начинается Масленица…
Разгульная, веселая неделя, когда почему-то всякий обыкновенно весьма умеренный обыватель считает своим священнейшим долгом есть и пить совершенно неумеренным темпом…
Блины и их неизменные спутники: зернистая икра, семга, сметана – вот интересы масленичной недели… Напитки всех сортов и видов – вот ее злобы дня!
Сообразно с усиленным «питанием» идет и усиленное веселье!
Последняя театральная неделя – это какая-то каторжная работа для актеров и какое-то судорожное веселье для публики… Спектакли днем и вечером… Все спешат навеселиться на весь длинный Великий пост…
Кстати, о московском веселье…
Я не знаю почему, но наше московское веселье носит характер довольно тяжелый! [...] Отчасти, я думаю, что немало этому способствует и то, что московская публика любит-таки покушать блинов со всеми необходимыми «прилагательными» к ним… И после пяти-шести десятков блинов – едва ли «легкость» будет у места».
Далее любопытные заметки из книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века» (Владимир Руга, Андрей Кокорев. — М.: АСТ: Астрель, 2010).

Очень трудная игра. Из заданий "Русского медвежонка"

Илья и Света придумали игру в города по особым правилам. Оказалось, что игра очень трудная и не на все буквы можно подобрать подходящие названия. Всё-таки на букву Б они смогли придумать город Бердичев, на Д -- Душанбе, на М -- Милан, на П -- Павлодар. Какой город подходит на букву Т?
(А) Тарту; (Б) Торопец; (В) Ташкент; (Г) Тбилиси; (Д) ни один из вариантов (А) --(Г) не подходит.

28 февраля 2011

Масленица. Картина Б.М. Кустодиева

Ссылка

Как написать отзыв о книге

Что можно написать о книге:
Какое впечатление произвела на вас прочитанная книга?
Как называется книга (повесть, рассказ), укажите её автора.
Кто её главные герои, напишите их имена.
В какое время происходили события, описываемые в книге?
Опишите запомнившийся эпизод из книги, поступок героя, дайте ему оценку.
Что вы узнали нового из книги?
Пирамидная история (для создания сюжетного текста):
1. Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевленный предмет).
2. Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места).
4. Четыре слова, описывающие проблему истории (например, деньги, заблудиться, бедность).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории).
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем по ходу сюжета).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Пирамида «критика» (для создания отзыва о книге):
1. О чем книга? (одно слово).
2. Характер книги (два слова).
3. Место и время действия (три слова).
4. Главные события в книге (четыре слова).
5. Главные герои, какие они (пять слов).
6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (шесть слов).
7. О чем эта книга? (дополните первую строку семью словами).
8. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги (восемь слов).
Источник здесь

А склонений у существительных ШЕСТЬ

В дополнение к учебнику русского языка для 6-классников.
В зависимости от того, какими флексиями существительные выражают падежные значения, они делятся на склонения. Основных склонений ШЕСТЬ:
1. земля, ткачиха, юноша (совпадает с 1-м склонением по школьным учебникам);
2. конь, старик, весло, существо (наше 2-е склонение);
3. время;
4. степь, мышь (3-е склонение в учебнике);
5. часы, сутки, чернила, ворота;
6. рабочий, мостовая, мороженое.
Источник здесь

Как работать с текстом

Алгоритм работы над текстом
1.  Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом.
2. Выявить информацию.
3. Понять текст.
4. Осмыслить содержание текста.
5. Осмыслить форму текста.
6. Применить необходимые общеучебные умения, навыки.

Что значит  Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом? Это
-- выбрать из текста ответ на вопрос, заключённый в тексте;
-- придумать заголовок;
-- сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-- объяснить порядок инструкций;
-- определить основные составляющие графика или таблицы;
-- объяснить назначение карты или рисунка;
--  объяснить назначение данного книжного издания и характер текстов, включенных в него;
-- установить соответствие между частью текста и сформулированной в его вопросе общей идеей;
-- выявить связь между частью текста и сноской, данной автором;
-- определить наиболее общую, доминирующую идею текста;
-- отделить основные идеи от второстепенных;
-- сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме.
Как видите, здесь даны советы по работе с любым информационным текстом. Полностью статья здесь.  Однако я попытаюсь разместить в блоге и другие фрагменты из неё.

"Мартиночка, ты где?"

Воскресенье. Я собиралась поспать подольше. Чувствую, как меня кто-то обнимает, точнее, ищет под одеялом. Найти не может. "Мартиночка, ты где? А-а-а-а-а! Мама, где она?" Выныриваю из-под одеяла. Вижу круглые большие счастливые глаза. Пухлые щёчки. Волосы торчат в разные стороны. Улыбка, полная радости. "Доброе утро!" -- восклицает  она. Какое же оно доброе, если такое раннее.
Это моя младашая сестрёнка. Совсем недавно я научила её ходить, потом говорить, теперь учу рисовать. Её маленькие пухлые ручки всегда при деле. Она любит кукол и мягкие игрушки. Укладывает их спать, при этом у самой, как говорится, ни в одном глазу.  Она мой будильник. Никогда не даст не то чтобы проспать -- выспаться.. Сестрёнка ходит в садик Играет, улыбается -- всегда радуется жизни. Мы выходим на прогулку по выходным. До качелей, настолько долгожданных и любимых ею, она бежит, быстро перебирая своими маленькими  толстенькими ножками, иногда спотыкается. Но достигнув цели,  громко и радостно, очень радостно, смеётся.
Этот маленький, но уже большой человек дарит нам радость и веселье. Хоть она и мала, но в трудном деле пытается помочь. Помощь её незначительна, но очень приятна. Когда перед тобой такой пример непосредственности, радости и счастья, невольно начинаешь  эти чувства испытывать сама.
Мартина С.

27 февраля 2011

Адреса электронных библиотек

Здесь  можно обнаружить адреса электронных библиотек, которыми легко пользоваться. Полюбопытствуйте.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Я не виноват, что я бездомный. Люди меня сделали таким.

Подснежники

Ссылка

Нивелировать -- из французского: "уровень воды"

Словарь Ушакова
НИВЕЛИ'РОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов., что [нем. nivellieren от фр. niveler].
1. Определить (определять) разность высот двух или нескольких точек земной поверхности (геодез.). 2. перен. Уничтожить (уничтожать), сгладить (сглаживать) различия между кем-чем-н. (книжн.). Н. особенности.

Словарь Даля
Нивелировать местность, определять относительную наклонность, возвышения и понижения; проходить напрогляд; проглядывать, проглядеть местность; пройти ее по уровню или уровнем. -ся, быть проходиму напрогляд, по уровню. Нивелированье ср. длит. нивелировка ж. об. действ. по глаг., проход по уровню, проход напрогляд, или прогляд места. Нивелировщик, проглядчик, уровенщик. Нивелир -- снаряд для этого дела; уровень: отвес над лежачею линейкою, показывающий степень наклонности его. Нивелирный, относящийся до проходу по уровню.

Словарь русских синонимов
Нивелировать -- подвести под один ранжир, уравнять, уравнивать, приводить к одному знаменателю, стричь под одну гребенку, подгонять под один колер, снивелировать, привести к одному знаменателю, обезличивать, привести к общему знаменателю, остричь под одну гребенку, приводить к общему знаменателю, подводить под один ранжир, обезличить, подогнать под один колер, сглаживать
Источник здесь

Этимологический словарь Фасмера
Нивели́ровать --
"выравнивать, уравнять". Через нем. nivellieren (с XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 207) или, подобно последнему, прямо из франц. niveler от niveau "уровень воды": народнолат. *lībellum, lībella : lībrа "весы"; см. Гамильшег, ЕW 638.
Источник здесь

Приёмы скорочтения осваиваем в игре

Давайте освоим несколько приемов, позволяющих увеличить скорость чтения.
1. Выберите для чтения текст, по возможности в узких колонках. Постарайтесь читать этот текст, фиксируя взгляд не на каждой букве, а только в центре каждого слова, последовательно.  Итак, пожалуйста, чи­тайте текст, фиксируя взгляд не на каждой букве в отдельности, а только в центре каждого слова, последовательно.  Пожалуйста.  (Гонг).
2. Теперь ос­воим следующее упражнение. Фиксируя взгляд на каждом слове, старай­тесь не возвращаться к ранее прочитанному. Двигать можно глазами только слева направо в каждой строке.  Пожалуйста, начали (Гонг).
3. Сле­дующее упражнение. Читая текст, старайтесь не проговаривать его мыс­ленно. Попытайтесь при этом про себя напевать какую-нибудь мелодию. Фиксируя взгляд на каждом слове, не возвращайтесь к ранее прочитан­ному. Начали. (Гонг).
4. Следующее упражнение. Постарайтесь читать текст, водя пальцем сверху вниз в центре страницы. Итак, фиксируя свой взгляд у кончика пальца, водите этим пальцем сверху вниз по цент­ру по странице.  Начали. (Гонг).
5. Следующее упражнение. Стараясь читать текст целиком в объеме каждой строки, фиксируйте взгляд в центре строки, попытайтесь предугадать, чем закончится абзац, который вы только начали просматривать. Если ваша догадка подтверждается, то на отдельном листочке можете ставить себе плюс. Итак, интересно, кто на­берет больше плюсов. Начали. (Гонг).
Немного отвлечемся от текста. Ве­дущий, оцените, кто больше набрал плюсов в течение последнего упражнения Вам слово для подведения промежуточного результата. На­чали. (Гонг). Спасибо, продолжим.
6. Сейчас текст будет предъявляться все­го на доли секунды. Закройте глаза, откройте книгу (любую страницу). Сейчас, по команде ведущего откроете глаза и через секунду их закроете. Постарайтесь вспомнить и воспроизвести текст, который вы видели в те­чение этой секунды Тот, кто может воспроизвести хотя бы основную мысль, поднимите руку. Ведущий учтет это. Итак, закрыли глаза, ждем команду ведущего. На секунду откроем глаза, а затем постараемся вспом­нить основную мысль предъявленной страницы. Ведущий, будьте внима­тельны. Начали. (Гонг). Теперь тот, кто смог уловить содержание страницы, может выступить в соревновании. Ведущий, оцените, кто луч­ше схватил содержание текста при столь кратковременном предъявле­нии.
Из книги "Игра, обучение, тренинг" под ред В. Петрусинского.

"Мишка на Севере", оказывается, из греческого...

Высокая окраска слов и выражений, окружающих нас в повседневной жизни, подчас бывает совсем незаметна. И мало кто, разворачивая конфету или шоколадку «Мишка на Севере», догадывается о том, что в ее названии заключена древняя греческая этимологическая фигура. В самом деле, ведь по-гречески это название выглядит как ’άρκτος ’εν ’άρκτοῳ. Греческое слово ’άρκτος обозначает одновременно и медведя, и север2. Наличие этой стилистической фигуры в греческом тексте позволяет предположить, что именно он был исходным по отношению к русскому варианту.
Отметим особое положение названия «Мишка на Севере» среди других названий кондитерских изделий. Ведь, как правило, шоколад или конфеты именуются одним словом: «Ласточка», «Белочка», «Весна», «Этюд», «Старт», «Вдохновение», «Алёнка» и т. д. Встречаются и двухсловные наименования, но они обычно организованы по модели «прилагательное + существительное»: «Красный мак», «Раковая шейка». В обоих случаях перед нами чисто номинативные единицы. А сочетание слов Мишка на Севере может быть и коммуникативной единицей (по Г.А.Золотовой): кто? Мишка, где? на Севере. Ведь «в качестве предицирующего компонента синтаксема “на+Предл.” локативно характеризует предмет или событие, названные в именительном…».
При этом не существует шоколадных плиток «Мишка на Юге» или «Мишка на Западе», «Мишка на Востоке». Равным образом нет, скажем, конфет «Щука в озере», «Тигры в джунглях» или «Верблюд в пустыне».
Итак, название «Мишка на Севере» не совсем типичное... Читать далее 

Развитие пунктуационной системы в Европе

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.
Изобретение первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос – короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).
Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу – комма – ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху – периодос – делила текст на большие отрезки, а точка в центре – колон – на средние.
Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.
Источник здесь

Учить русский язык стало ещё проще. Для русских за рубежом

На радио «Русский мир» стартовала первая образовательная программа по русскому языку «Слово правит миром». Её ведущие – Владимир Иванович Аннушкин, профессор, доктор филологических наук, и Светлана Юрьевна Камышева, кандидат филологических наук, доцент – в интересной и лёгкой форме расскажут вам о самых сложных правилах русского языка.
Начать обучение по русскому языку вы можете уже сейчас! Заходите на сайт радио «Русский мир» и слушайте программу «Слово правит миром».
И помните: хороший русский язык помогает.

26 февраля 2011

Только у нас её зовут Кисана

Больше информации не значит, что больше знаний, или О навыках чтения

Навык чтения не сводится лишь к овладению техникой чтения, которая в основном формируется в начальной школе. Работа над навыком чтения должна происходить в период всего процесса обучения и не только на уроках литературы, так как, помимо так называемых сплошных текстов, ученик должен уметь работать и с «несплошными» (анкетами, формами, сертификатами, таблицами и графиками, картами и т.д.).
 Работа с информацией разного характера (в первую очередь с письменными текстами) становится ключевым умением современного человека. Это подразумевает, что в период обучения в средней школе у него последовательно формируются навыки:
- «вычитывать» информацию из текста;
- обрабатывать (интерпретировать) ее;
- создавать новую информацию;
- предъявлять ее в виде текста.
Складывается парадоксальная ситуация: учителя стараются дать как можно больше знаний, полагая, что при этом ученик будет лучше знать и понимать текст. На деле же получается наоборот. Психологи поясняют: ученик получает не знания, а информацию. Знание – это осмысленная, присвоенная информация: «…граница между знанием и информацией пролегает по линии смысла, представляющего собой пятое измерение бытия (три координаты физического пространства, плюс время, плюс смысл)». (Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. Учебное пособие. – М., 2002. – С. 329.) Это значит, что в лучшем случае у ученика будет больше информации о художественном произведении. Однако наличие этой информации отнюдь не свидетельствует о понимании художественного текста.
Источник здесь

О пересказе и понимании. Любопытно!

М.Гаспаров замечал, что «… понять текст – это значит быть в состоянии пересказать текст своими словами. Восприятие и понимание – разные вещи: мы воспринимаем в тексте больше, чем можем пересказать, но понимаем то, что можем пересказать. Пересказ – это экзамен на наше понимание …». «Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять». Последнее утверждение составляет так называемый принцип Рассела, и он относится в равной мере и к тем, кто читает (а не только слушает), и вообще ко всем людям без различия их умственных способностей: в процессе пересказа все превращают исходный текст в то, что они в нем поняли.
Источник здесь

Лишить куража. Занятная этимология

ОБЕСКУРАЖИТЬ
Образовано приставочным способом от устаревшего куражить – "ободрять, поощрять", восходящего к французскому courage – "храбрость, мужество". Приставка о- обозначает, таким образом, "лишить храбрости".
Обескуражить - , обескуражу, обескуражишь, сов. (к обескураживать), кого-что (от фр. courage - смелость). Лишить уверенности в себе, ввести в недоумение, озадачить (ср. кураж).
Из словаря В.И. Даля:
обескуражить кого, франц. лишить надежды, обезнадежить; лишить духа, бодрости, предприимчивости, надежды на удачу; озадачить, убить духом, заставить упасть духом, заставить отчаиваться в успехе.
Обескураживаться, обескуражиться, быть лишаему бодрости и надежды, или
обескуражеть, упасть духом, отчаяться, не надеяться на успех, на удачу.
Обескураживанье ср. дл. обескураженье оконч. действие по глаголу.
Синонимы и родственные слова: обескураженье, обескуражеть, обескураживанье, обескураживаться, обескуражить, обескуражиться.

Живописен мост на закате

Ссылка

Глагол + существительное. Это обязательно!

М.В. Панов. Русский язык. В дополнение к материалам учебника для 6-классников.
При некоторых глаголах непременно должно стоять существительное в определенной падежной форме; особенно многочисленны глаголы, при которых обязательное существительное имеет форму винительного падежа: видеть кого, читать что, купить что, надеть что, предусмотреть что, наградить кого, разместить кого или что и т.д. Невозможно употребление этих глаголов без дополнения в винительном падеже. Сочетания Он разместил и уехал; К вечеру он определил и сказал мне в качестве полных предложений нереальны. Некоторые из этих глаголов несовершенного вида употребляются без дополнения, но при этом меняют значение: Больной уже видит; Первоклассник уже пишет и читает (т.е. может видеть, может, умеет читать и писать). В этих случаях необходимо говорить о нулевом дополнении, которое изменяет значение этих глаголов.
Обязательное существительное может стоять и в других падежах – в родительном: избежать чего, лишиться чего, бояться кого или чего; в дательном: поручить кому, сочувствовать кому, напомнить кому, подарить кому, доверять кому или чему; в творительном: любоваться кем или чем, руководить кем или чем, интересоваться кем или чем.
Все такие падежные формы, связанные с глаголом обязательной связью, имеют одно и то же значение: они называют объект, без которого невозможно совершение действия. Поэтому формы винительного – родительного – дательного – творительного падежей при сильном управлении синонимичны, однозначны; их значение определяется не падежными противопоставлениями, которые в данном случае исключены, а связью с глаголом (позиционным окружением).
Все существительные, связанные с глаголом обязательной связью («сильным управлением»), далее будем называть дополнением.
Источник здесь