20 сентября 2011

"Стонет сизый голубочек". Романс на стихи И.И. Дмитриева

К уроку литературы в 6 классе. Завтра будем читать басню Ивана Ивановича Дмитриева  "Муха" и, разумеется, о знаменитом русском баснописце, которого современники называли "русским Лафонтеном". Написавший около 80 басен, Дмитриев был известен и как лирик. Большой популярностью пользовались (и дожили до наших дней) его лирические песни, раскрывающие внутренний мир человека.

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д. 
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др. 
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пятьи несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь

Стихотворение про ВРЕМЯ, ПЛАМЯ, СТРЕМЯ


Выполняя задание учебника, попытались сочинить стихотворение с разносклоняемыми существительными. Вот что получилось у Алёны Т. (она тогда училась в 6 классе, сейчас -- семиклассница).
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
То, засунув ногу в СТРЕМЯ,
Разведя большое ПЛАМЯ,
Поведём народ за нами.
Станем все директорами,
Например, в колхозе "ПЛАМЯ".
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
Разведём такое ПЛЕМЯ.
Наперегонки со всеми
По новаторской системе
Выведем такое В...
И своё прославим ИМЯ.

Разносклоняемые существительные. Почему они так называются?

Эта картинка для 6-классников. Завтра они будут знакомится с разносклоняемыми существительными.  Ребятам надо найти ответ  на вопрос, почему эти существительные так называются. И конечно, запомнить  их: 10 существительных на -мя и существительное путь.

19 сентября 2011

Ведь этот мир -- один на всех!

Татьяна Вострикова  -- наша соседка, живёт этажом ниже. Недавно  опубликовала в местном издательстве поэму "Где леса, луга и речка". Свой рассказ в стихах она посвятила  внуку Ивану. Безыскусное, но подкупающее искренней дочерней любовью к людям и природе коренной  России повествование Татьяны Востриковой, -- сказано в аннотации к книжке, -- предназначено не только для детей, но и для всех, у кого не порвалась духовная связь с малой родиной. Вот отрывок из поэмы "Где леса, луга и речка".
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Леса, болота, бездорожье --
В России много мест глухих.
Куда добраться очень сложно,
Но люди там живут. Для них
Нет места на земле дороже.
Егор, Меланья, дед Степан...
Кто вспомнит их и им поможет?
Пора задуматься бы нам!
Мы побывали там недавно.
Завёл нас к ним нехитрый стих.
Там люди вспомнили о главном.
Теперь спокойна я за них!
Не с праздности и не от скуки
Их дети, правнуки и внуки
Вернутся вновь к своим корням.
Подумать надо бы и нам
О близких, о земле родимой,
Как для потомков сохранить
Природу, чтобы не в пустыне
Им после нас пришлось бы жить.
Пускай текут живые реки, 
Пускай синеют небеса,
И пусть, хранимы человеком,
Цветут  луга, растут леса.
Пусть будут птицы, рыбы, звери.
Пусть сохранит всё человек!
Да будет так! Я  в это верю,
Ведь этот мир -- один на всех!

Краски осени. Бересклет

Краски осени...
«Краски осени...» на Яндекс.Фотках

Научная грамматика о сложном предложении

Сложное предложение - это синтаксическая конструкция, тесно связанная с простым предложением, но отличающаяся от него как структурно, так и по характеру сообщения. Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения. Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений. Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации: Мальчик пишетДевочка читаетВечереетНаступила зимаУ нас гостиМне весело. Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего: Мальчик пишета девочка читаетКогда мальчик пишетдевочка читаетОн сомневаетсячтоб тебе понравилась эта книгаБоюсьчто мой приезд никого не обрадует. Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
   Примечание. Грамматическое единство сложного предложения не нарушается в тех случаях, когда его части разделены паузой, обозначаемой на письме знаком точки: Я помогу тебеЕсли хочешьОн придетНо немного позже. Поскольку разделенные таким образом части сохраняют все признаки компонентов сложного предложения, соответствующие материалы используются для иллюстрации грамматического строения сложных предложений того или иного типа.
       Граница между простым и сложным предложениями не всегда является четкой. Есть случаи, когда одно и то же предложение может быть интерпретировано и как простое, и как сложное. Таковы предложения, в которых при одном подлежащем имеется не одно, а несколько сказуемых, например: Я простился и пошел домойОна то посидитто походит.
   Интерпретация предложений с несколькими сказуемыми при одном подлежащем как предложений простых, а не сложных опирается на принцип однородности - одинакового отношения двух или более членов предложения к какому-либо другому его члену (см. § 2066). Однако эта интерпретация не всегда последовательна. К простым она относит только те предложения, в которых однородные сказуемые связаны между собой сочинительными союзами, и исключает из их числа предложения, в которых между однородными сказуемыми имеет место связь при помощи союзов подчинительных, типа: Я смирилсяхотя и обиделсяРебенок забыл об урокахпотому что увлекся рисованиемОна краснелакогда волноваласьИдеи интересныепотому что новые.
Читать дальше

Для любознательны и... хитрых

Знаете ли вы...
...что первая редакция "Повести временных лет" была завершена в 1110 -- 1113 гг.; в первоначальном  виде эта редакция не сохранилась.
...что в первой половине Х1Х века автором "Повести временных лет" считали преподобного Нестора. Впоследствии, благодаря изысканиям источниковедов, было установлено, что он не являлся единственным писателем  "Повести". Нестор Летописец имел предшественников,  которые до него трудились над собиранием летописного материала.
...что самый ранний дошедший до нашего времени список "Повети временных лет" относится к Х1У в.  Он получил название  Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 году.
...что имя Кий означало "палица, дубина, боевой молот". Этимология названия и имени Щек возводится к славянскому слову, означающему "змей". Имя Хорив содержит корень -хор-, заимствованный из иранских языков и означающий "Солнце". Имя Лыбедь возводят обычно к словам  "лебедь", "любовь" и "лыбь" ("сырое место").
Материал в дополнение к завтрашнему уроку литературы в 7 классе.

Иллюстрации к "Песне о вещем Олеге" А. С. Пушкина



Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта. Оформление, созвучное эпически  величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг.  Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.



В песне о вещем Олеге Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.
"Песнь о вещем Олеге" Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».
Источнике здесь

История учения книжного, или О древних книгах

">  
Эта презентация в дополнение к материалам урока по древнерусской литературе в 7 классе.
Источник здесь

18 сентября 2011

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?
Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории , парадоксам истории и т. д. – форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется). 
Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря,  в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.
Так что такое тысяча – числительное или существительное?
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении 'число и количество 1 000') именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях 'огромное количество, множество' и 'большие деньги, состояние'. А в значениях 'число 1000' и 'количество 1000' тысяча – количественное числительное.
Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.
Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежатысячью (не тысячей!).
Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного –тысячей (с тысячей рублей).
Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного – тысячью,  в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане. Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление:человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).
Правильно: тысяче работников, миллиону работников, трем тысячам работников (д. п.),тысячей работников, миллионом работников, тремя тысячами работников, тысячью работниками и одной тысячей работников (т. п.).
Правильно: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.
Источник здесь


Перед дальней дорогой на юг


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Осень, утки слетаются с озёр болот и мелких речушек в которых родились и провели лето на реки побольше и далее держат путь на юг к местам зимовки.
Источник здесь

П.И. Чайковский. Сентябрь. Охота


Прогулки под солнышком и при луне

У нас после дождя на днях  листва на деревьях чистая, воздух свежий, разноцветные космеи, петуньи, бархатцы буйствуют на клумбах вокруг дома (они у нас позже других зацвели), солнышко нежаркое -- в самый раз, чтобы гулять и наслаждаться прекрасной погодой. Вот мы с Тёмой сегодня гуляли с утра до обеда и вечером почти до этой поры.  Он сначала рулит на  коляске-велосипеде, потом, когда устанет сидеть, бегает, топает ножками, общается с детьми, кошками, собаками.   У нас как-то все: и люди, и живность разная -- приятельствуют. К слову, маленьких детей в округе стало много -- отрадное явление: ничего не скажешь.

17 сентября 2011

ОТЛИЧНЫЙ УЛОВ!

во!
«во!» на Яндекс.Фотках
Рыбка не иначе как из наших мест. В Волге такие водятся

С зеркалом и музыкой

Сегодня всё о насущном, о земном. О замене лифтов в нашем доме я толковала своим читателям летом. Лифты  компания заменила в  положенный срок, но  поставила условие: включены они будут  лишь после внесения в полном объёме 5-процентного вклада собственников квартир в "общую копилку" (федеральная, губернская, городская доли плюс наша -- жильцов).  Необходимой суммы наше ТСЖ не собрало, так как жильцы первых этажей  за свою долю общедомовой собственности  за лифт заплатить не захотели. Пришлось сбрасываться "олигархам" -- лифт теперь проходит обкатку. Стильный лифт -- с  зеркалом, с табло, датчиком-указателем веса  пассажиров  (правда, он не работает), со звуковым сигналом. Однако  на этой неделе он четыре дня не работал: дети-малолетки и вовсе не из нашего подъезда сразу нажали все кнопки... сгорела плата. Воспитываем теперь юное поколение,  что собственность общенародную надо беречь, инструкцию по пользованию лифтом соблюдать и лучше маленьким в лифт без взрослых не соваться,  а подросткам не озорничать. Чтобы не пришлось тащить на себе велосипеды, самокаты и скейты  по лестнице пешком.

Ах, фотосессия!

В прошлую субботу мы со своими девятиклассниками фотографировались, так сказать, на плэнере -- в кремле и Братском садике. Снимки предназначаются для выпускного альбома. Девчонки и мальчишки старались, чтобы на фото выглядеть  соответственно. Ну прямо как модели! Интересно. Когда тем более дело коллективное, всем классом, вместе где-то не в школе. В общем, понравилось почти всем.
 А сегодня была студийная съёмка, делались портреты. Алеся -- профессиональный фотограф, а Лаура -- визажист. Некоторые впервые  оказались "в руках" визажиста. И почти  все как-то преображались. Не вульгарно,  не броско, а  так, что выделялось что-то особенное в каждом. И это тоже  было интересно  моим ещё, в общем-то, детям,  которые только-только  подходят к порогу  своей юности... А после фотосессии все пошли на гандбол.

П.И. Чайковский. "Времена года"

На уроке литературы знакомились с обрядовыми народными песнями.  Тут   музыка, посвящённая масленице. Послушайте на досуге.

16 сентября 2011

Народные песни. К уроку литературы


КАМЕННАЯ ПТИЦА

Каменная птица.
«Каменная птица.» на Яндекс.Фотках

Светлое и Тресветлое Солнце

Светлое и Тресветлое Солнце -- безличное всемогущее божество. Оно -- главная действующая сила в космосе, в природе и на земле, оно -- хозяин света и тьмы, кровавых зорь, туч, молний, возвещающих поражение Игоря, буйных ветров, зверья и птиц. Светлое и Тресветлое Солнце вездесуще и всемогуще, ибо от него зависит жизнь и смерть всего, что есть в природе, не исключая и человека. Светлое и Тресветлое Солце -- средоточие высшей мудрости, и в "Слове...." оно предсказывает судьбу безрассудного  похода князя Игоря. Светлое и Тресветлое Солнце -- высший справедливый судия, бог, карающий русичей за безверие  и буйное самовольство, но и милосердно снисходящий к мольбам Ярославны и русских женщин, сполохами северного сияния указываюший путь на Русь осознавшему свою вину, бежавшему из плена князю Игорю.

Кто есть кто в "Слове о полку Игореве"

Святослав Третий Всеволодович (1120 -- 1194) -- великий князь киевский, внук Олега Святославича (Гориславича); был киевским князем во время событий, описанных в "Слове...". Святослав -- носитель основной идеи, организующий весь художественный мир поэмы, -- идеи объединения Руси под началом самого мудрого и авторитетного князя для обороны от врагов, для сохранения независимости родины в целом и каждого княжества в отдельности. Святослав показан не только как государственный муж и полководец, но и как человек.
Ярослав Осмомысл (1130 -- 1187) -- праправнук Ярослава Мудрого, галицкий князь. Только к Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Осмомыслу автор обращается подчёркнуто персонально, без упоминания его братьев или других князей.
Ярославна -- жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Осмомысла. В комментарии к первому изданию "Слова..." названо имя Ярославны -- Ефросинья.. Древнерусский источник этих сведений неизвестен.
Источник: учебное пособие "Литература. 9 класс". Авторы Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. М. "Русское слово", 2011.

Подготовка к заданию А4 (согласные звуки)

Продолжаем подготовку к заданию А4 (см. проект ДЕМО-2012 или анализ проекта).
В предыдущей статье мы подробно останавливались на гласных  звуках. Теперь настал черёд согласных.
Читать полностью здесь   (По уши в ГИА) 

Тесты по грамматике русского языка. Часть 1 - Орфография


Тестовый комплекс “Грамматика русского языка: Часть 1” – это электронная реализация книги Н.Ткаченко. Учебник призван помогать школьникам и студентам проверять и совершенствовать свои знания в области русского языка. Содержание комплекса полностью соответствует школьной и программе и направлено на помощь при сдаче промежуточных, выпускных и вступительных экзаменов, в том числе ЕГЭ. Тестовый комплекс включает в себя 185 тестов для обучения, закрепления материала и контрольной проверки.
Заказать и купить можно здесь

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
    Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
    Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.
    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять  и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь