Один из способов поменять отношение к оценке – использовать коммуникативные навыки учителя, чтобы понять уровень знаний ученика. Диалог – лучший способ. Иногда формальный тест пугает учеников, и эффективнее и спокойнее было бы побеседовать с детьми, чтобы оценить их знания. Также быстрый разговор позволит сэкономить время (сравните с реализацией школьного проекта как способа оценки). Также диалог можно предложить вместо теста – это поможет научить ребенка принимать самостоятельные решения и видеть их последствия для себя.
3 совета по использованию разговора для оценки знаний ученика
Подготовьтесь к разговору: в плане «оценочного» разговора укажите обязательные вопросы, которые важно задать ученику, – они позволят в точности оценить уровень знаний ребенка (даже если разговор пройдет не так, как вы ожидали).
Общие вопросы (Что ты знаешь о… Расскажи что-нибудь о…) будут полезны, чтобы разговорить ребенка. Но для хорошей оценки потребуются более конкретные вопросы по теме. Можно начать с целей уроков: задавайте вопросы по целям образовательной программы и отдельным целям, которые вы создавали на отдельных уроках.
Можете задавать уточняющие вопросы, незапланированные ранее, по ходу разговора – не нужно привязываться к списку вопросов. Переходите от общих вопросов к уточняющим вопросам по содержанию уроков (например, вопросы о сюжете произведения на уроке литературы), постепенно переходите на более сложные вопросы на размышление. Так ученики смогут показать уровень знаний в полном объеме.
Важно всегда помнить, что именно вы хотите оценить, и постоянно держать в голове цели разговора – это позволит отойти от шаблона, созданного вами заранее, и вести диалог более непринужденно.
Важно также показывать, что вы слушаете ученика: повторяйте ключевые мысли их ответа, задавайте уточняющие вопросы по их позиции. Такие повторы помогут ученикам послушать себя со стороны и отметить возможные ошибки.
Выберите способ оценки – навязчивый или ненавязчивый: можно использовать разговор по-разному, чтобы оценить знания ученика. Иногда разговор можно начать на уроке невзначай – так ребенок будет расслаблен и даже не заметит, что его оценивают. Такой способ назовем ненавязчивым.
Можно сделать разговор и более навязчивым: в этом случае мы приостанавливаем образовательный процесс на уроке и просим ответить одного из детей на вопрос(ы) более формально. Но даже при таком подходе можно позволить ребенку спорить и свободно выражать свою точку зрения, таким образом снижая его тревожность.
Документируйте прогресс учеников: я считаю, что для оценки при разговоре нет ничего лучше блокнота и карандаша. Это позволяет быстро делать заметки и не отвлекаться от разговора с учеником (на ввод данных через клавиатуру).
Записи в блокноте позволяют не терять нити разговора, при этом отметить все важные моменты. Лучше всего, научиться вносить записи прямо во время беседы или сразу же после неё.
Лучше завести небольшой блокнот для каждого ученика и указать в нем учебные цели, количество и содержание диалогов, а также их итоги оценки).
Со временем вы станете заполнять подобные таблицы на автомате, что позволит экономить время. Если вы будете четко знать цели беседы, вам достаточно будет указать только слово или поставить галочку в блокноте вместо записывания ответов ученика или собственных комментариев.
Вместо тревожных тестов мы можем воспользоваться разговорами для оценки знаний учеников (более спокойным для них способом). Мы можем проводить такие беседы в формальном или неформальном ключе, главное – подробно готовиться к ним, отобрать самые важные вопросы, которые необходимы для определения уровня знаний ученика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий