18 октября 2011

Тексты для изложения: полезная ссылка

По этой ссылке http://www.vishime.ru/blogs/2010/01/28/teksty-dlya-szhatogo-izlozheniya/ тексты для сжатого изложения. Это хороший помощник  девятиклассникам в подготовке к ГИА. Здесь не только опубликованы тексты, но и разъясняется, как с ними работать, как, используя разные приёмы компрессии текста, выполнить первую часть экзаменационной работы -- написать сжатое изложение 

Ещё раз о переходности/непереходности глаголов


В дополнение к материалам урока. Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.
К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое.
Грамматическая особенность переходных глаголов — наличие форм страдательного залога — как не изучаемых в школьной грамматике личных форм (Книга читается мною), так и изучаемых причастных (читаемая мною книга).
Источник здесь

Плитвицкие озёра, Хорватия. Виртуальное путешествие


Название «Плитвицкие озёра» впервые было записано священником из Оточаца Домиником Вукасовичем в 1777 году. 
8 апреля 1949 года Плитвицкие озёра получили статус Национального парка, а с 1979 года Национальный парк Плитвицкие озёра включен в реестр «Всемирное наследие» ЮНЕСКО. До 1958 года парк был недоступен для туристов, в нём были проложены только просеки. В 1958 году Йосип Мовчан, директор парка, начал строительство пешеходных дорожек, а в настоящее время в дополнение к широкой сети настилов действуют маршруты экологически чистых электропоездов, паромов и прогулочных катеров на электрической тяге. В озерах парка категорически запрещено купаться, а также устраивать пикники, разводить костры, приходить с собаками. Такой строгий порядок обусловлен сохранением природного равновесия, которое на протяжении многих лет тщательно оберегают местные экологи. 
Источник здесь

Поэзия укрепляет женское здоровье

Женщины, которые любят поэзию и учат стихи наизусть, укрепляют свое здоровье. Как выяснили ученые, процесс запоминания укрепляет личность, тем самым заставляя девушку чувствовать себя более уверенной в себе, сообщает Raut.
Результаты проведенного исследования показали, что люди знают больше всего о тех стихах, которые они непосредственно учили наизусть. Более того, специалисты утверждают, что обучение стихам играет важную роль в развитии народной самобытности.
Исследователи также хотят изучить терапевтический аспект, то есть то, как поэзия воздействует на людей. Эксперты утверждают, что в течение всей жизни такие произведения искусства часто приобретают эмоциональное значение для юношей и девушек.
Порой стихи связаны со счастливыми воспоминаниями, что, в свою очередь, положительным образом влияет на настроение.
Источник здесь

К. Н. Батюшков. Элегия

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
За то, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную... но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
Дата написания: 1804—1805 год
Источник здесь

17 октября 2011

Опубликован проект расписания экзаменов

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов, которая не является обязательной, пройдет с 29 мая по 19 июня, сообщают в Рособрнадзоре. Обществознание, химию, географию, историю, физику, биологию, иностранные языки, литературу, информатику и ИКТ девятиклассники смогут сдать - 29 мая и 1 июня, математику - 5 июня, русский язык - 14 июня. Резервные дни - 15 и 16 июня.
Резервные дни сдачи ЕГЭ и ГИА предусмотрены для тех, у кого совпали дни сдачи экзаменов по выбору. Дополнительные дни сдачи - для тех, кто не сдал или не завершил сдачу ЕГЭ или ГИА по уважительным причинам в основной волне, а также те, у кого результаты были отменены государственной экзаменационной комиссией.
Читать полностью (ещё о ЕГЭ) здесь

Боярышник

боярышник
«боярышник» на Яндекс.Фотках

ГИА: обсуждение продолжается

"В настоящее время продолжается обсуждение и апробация проектов документов ЕГЭ и ГИА-9 кл. в регионах РФ. Начиная с 18 октября уточненные проекты будут размещаться на сайте ФИПИ для дальнейшего обсуждения. К концу октября планируется завершить обсуждение и апробацию проектов документов по всем предметам. В начале ноября на сайте ФИПИ и Рособрнадзора будут размещены согласованные с НМС и утвержденные документы ЕГЭ и ГИА-9 кл."

16 октября 2011

Керид. Озеро на месте жерла вулкана

Керид
«Керид» на Яндекс.Фотках
Кальдера Керид - кратер вулкана с озером внутри. Это один из нескольких кратеров с озером внутри в районе, известном как Западная вулканическая зона Исландии. Вулканическая порода кальдеры имеет красный (а не черный, как обычно) цвет. Считается, что Керид был конусом вулкана. После извержения вся магма "вытекла" наружу и конус рухнул под тяжестью собственного веса в образовавшуюся пустоту. Кальдера приблизительно 55 метров глубиной. 
Само озеро неглубокое (около 7-14 метров). Из-за большого количества минералов в почве вода в нем непрозрачная и имеет красивый аквамариновый цвет

ГИА: трудный выбор

Вчера завуч заполняла так называемую "маску" -- сведения о выборе экзаменов ГИА. Мои 9-классники пребывали в лёгкой прострации,  не зная, какие два  предмета выбрать (хотели больше). В конечном итоге 23 человека решили сдавать устный экзамен по русскому языку. Теперь я в обмороке (!)

Виртуальная экскурсия по музею

По этой ссылке http://www.samara3d.ru/s3dplayer.php?width=702&height=527&tour=8&panorama=1&quality=2&menu=on# виртуальная экскурсия по музею Алабина в Самаре. На этот раз  по теме "Жизненный круг. Рождение и совершеннолетие". Интересно.

Когда жил царь Горох?

— Это ты? — недоверчиво спрашивает внучка свою бабушку, рассматривая фотографии в семейном альбоме. На старом снимке она увидела девочку в школьной форме с букетом в руках — бабушка тогда пошла в третий класс.
—  Представь себе, это я. Как время летит и как же давно это было! Почти при царе Горохе, — вздыхает бабушка.
— А царь Горох до революции правил? — интересуется внучка.
— Нет, — отзывается бабушка. — Такого царя не было вообще.
— А почему же тогда ты так говоришь?Наверное, и вам интересно узнать, при чём тут царь Горох. 
Выражение пришло к нам из русского фольклора, где был такой герой царь Горох. Вреда он людям не приносил, и потому жили они при нём, горя не зная. Неправдоподобие такого царя и придаёт выражению значение «невероятно давно».
Надо сказать, что царь Горох не одинок. Подобные выражения есть и в славянских, и в неславянских языках: «при царе Копыле», «при царице Чечевице». В Польше, например, скажут: «при короле Сверчке» или «при короле Голыше». А у нас — царь Горох, вполне симпатичный, добрый, нестрашный. Жил он очень, очень давно, когда — и не упомнишь.
Источник здесь

15 октября 2011

.......

Весной всё призрачно, а осенью прозрачно...
Однажды в Троицком, в твоём посёлке дачном,
Фанерный старенький причал заждался парохода.
(В тот год была нелётная погода.
И дождик лил какие уж сутки --
Хороший пёс не вылезет из будки).
...Последняя ракета  в 20.20
Успела в Троицком слегка пришвартоваться.
Ракета постояла тут недолго --
Её ждала волна, работа, Волга.
-- Ну что, причал, фанерный неудачник?
Весной всё призрачно, а осенью прозрачно?
На все вопросы он ответил мудро:
-- По расписанию она вернётся утром.

П.И. Чайковский. Времена года. Октябрь


Весной всё призрачно, а осенью прозрачно


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Просто осень. Неестественно как-то...

просто осень
«просто осень» на Яндекс.Фотках

14 октября 2011

Легкая грусть...осень...

Легкая грусть...осень...
«Легкая грусть...осень...» на Яндекс.Фотках

Что такое залог в грамматике"


Глаголы действительного залога обозначают действие, совершаемое семантическим субъектом (производителем действия) и направленное на предмет, над которым производится действие (семантический объект). Например: Рабочие строят дом Рабочие – семантический субъект, производитель действия; в данной активной конструкции он одновременно является и грамматическим субъектом предложения – подлежащим. Дом – семантический объект (предмет, над которым производится действие) – одновременно является и грамматическим объектом – дополнением. Глагол в активной конструкции обязательно переходный; дополнение при нем выражено винительным падежом без предлога или родительным падежом без предлога в двух случаях: при отрицательном сказуемом: не пил молока ; если обозначает часть целого: выпил молока .
Страдательный залог показывает, что живое существо или предмет, выступающий в роли подлежащего, то есть грамматического субъекта, не производит действие, а испытывает его со стороны другого живого существа или предмета, является семантическим объектом. Производитель действия (семантический субъект) выступает в роли грамматического объекта – дополнения в творительном падеже без предлога. Например: Дом строится рабочими Дом – грамматический субъект, подлежащее; семантический объект, так как испытывает действие, а не производит его. Рабочими – грамматический объект, дополнение в творительном падеже и в то же время семантический субъект, так как называет производителя действия.
В совершенном виде страдательный залог выражается преимущественно причастиями прошедшего времени: Дом построен рабочими. Полы вымыты уборщицей. Смета составлена бухгалтером.

Таким образом, значение страдательного залога в русском языке может быть выражено двумя способами:

  1. личными формами глаголов 3 л . ед. и мн. ч. несовершенного вида переходных глаголов, у которых добавляется постфикс –ся выполнять – выполняться убирать – убирать ся;
  2. с помощью страдательных причастий, образуемых от переходных глаголов путём присоединения суффиксов –ем- (-им-), -нн-, -енн-, -т- убираемый, убранный, выполненный, вымытый и т. д. Они имеют полные и краткие формы. Источник здесь

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы делятся на переходные и непереходные. В основе такого деления лежат синтаксические связи, реализуемые глаголом. Переходные (транзитивные) глаголы обозначают действие, направленное на объект, выраженный винительным падежом имени без предлога: читаю книгу . При этом глагол может называть не только конкретное действие, но и чувства, мысли и т. д. В последнем случае абстрактный объект не претерпевает изменений: слушать радио, музыку . Кроме винительного падежа объект может быть выражен родительным падежом в двух случаях: 1) если глагол называет действие, которое переходит не на весь объект, а на его часть: выпил молока, купил хлеба ; 2) при отрицательном глаголе-сказуемом: не пил чая, не читал газеты, не знал жизни .
Такой объект в синтаксисе принято называть прямым. В позиции прямого объекта может находиться придаточная часть сложноподчиненного предложения: Я понял, что игра удастся .
К непереходным относятся глаголы движения ( идти, шествовать ), глаголы со значением состояния ( отдыхать, веселиться ), становления ( зеленеть ) и др.
Учитывая, что переходность и непереходность глагола связана с его значением и синтаксическим функционированием, эту категорию можно охарактеризовать как лексико-синтаксическую. Лишь небольшая группа глаголов имеет словообразовательные особенности, позволяющие отнести их к переходным или непереходным. Так, к непереходным можно отнести глаголы со следующими формальными показателями:
  1. постфиксом –ся учиться, трудиться ;
  2. суффиксами –нича-, -ствова- у отыменных глаголов: столярничать, бодрствовать ;
  3. суффиксом –е- у глаголов, образованных от имён прилагательных ( синеть, голубеть ); в отличие от переходных глаголов с суффиксом –и­- синить и т. д.   Источник здесь

13 октября 2011

"Фауст". Часть 1

">
К уроку искусства в 9 классе.

М.В. Панов о преподавании орфоэпии в школе

Вопросы орфоэпии то ли входят в область преподавания русского языка, то ли не входят. Как-то для серьезных занятий правильным произношением всегда не хватает времени. Когда я был учителем в средней школе, на один аспект орфоэпии у меня времени хватило. На произношение мягких согласных перед мягкими. Часто именно эта тема и проходит мимо внимания учителя, а между тем она очень важна. Подтачивается временем чудесная гармония русского произношения, когда мягкость одного согласного разливается на предшествующий, создавая единое музыкальное целое. Даже закон, недавно еще незыблемый: перед мягким зубным зубной может быть только мягким, – даже он теряет свою силу и обязательность... Это – порча музыкальной основы русского языка.
Обычно учитель в области орфоэпии ограничивается скромным набором: он исправляет неправильные ударения (звонит), буквенное произношение (конечно), искаженный звуковой состав слов (куринария вместо кулинария). Все это, конечно, важные и нужные заботы. Но еще важнее те орфоэпические занятия, которые связаны с общими законами русского произношения и имеют давнюю традицию, идущую от Пушкина, Лермонтова, от всей классической поэзии.
Я поступал так. На каждом уроке в 8-м, 9-м, 10-м классах я оставлял несколько минут для орфоэпического тренажа. На доске записано какое-нибудь из сочетаний мягкого зубного с мягким зубным, например:
                                                                          [з’] + [н’]
Ниже записаны на доске слова: сквозняк, разница, возня, разнес, разнесла, в розницу, Вознесенск, разнять... Ученики с этими словами придумывают предложения. Вслух их читают. С мягкими [з’н’]!
На следующем уроке – другое звукосочетание:
[н’] + [з’]
И записаны такие слова: вензель, гортензия, претензия, пронзить, пронзят, пронзенный, трензель (это слово учитель объясняет), пронзительно и т.д. Здесь возможны всякие культурно-исторические замечания, например, что в имени Ганзель из немецкой сказки братьев Гримм произносится [нз] – твердое сочетание согласных. Всего таких сочетаний, с мягкими зубными, получится около десяти (сочетание [с’т’] давать не стоит: ассимилятивная мягкость здесь прочна – кость, трость, гости, пустить, стих – и не нуждается в орфоэпической защите). Затем учитель один урок посвящает зубным согласным: рассказывает об их артикуляции, учит наблюдать мускульным чувством, как язык прикасается к верхним зубам... И раздается радостный крик детей: они догадались, что это не множество сочетаний, что это одно сочетание:
                                                      мягкий зубной + мягкий зубной!
И заучивать их не надо: они же научились узнавать, какой согласный зубной.
Далее таким же путем изучается и усваивается сочетание мягкий зубной + мягкий губной с ассимилятивной мягкостью: разве, зверь, в избе и т.д.
Знание на первый взгляд лишнее, усложняющее орфоэпический тренаж – изучение артикуляции зубных и губных, но на самом деле это усложнение упрощает дело.
Источник здесь

Это на Пандоре? Виртуальное путешествие

Давно стоим
«Давно стоим» на Яндекс.Фотках
Эти скалы очень устойчивы. Можно встретить "пеньки" от упавших скал, но, видимо, это произошло очень давно. Признаков же свежих камнепадов не видно совсем. К тому же, все дорожки и смотровые площадки расположены прямо на краю вертикальных или нависающих скал. А парк существует уже более 20 лет. (Геопарк Чжанцзяцзе, провинция Хунань, Китай).

12 октября 2011

О глаголах направленного и ненаправленного движения


М.В. Панов: -- Язык не любит лишней грамматической синонимии.
Но подлинными спасителями оказываются эти ступени, когда внимание привлечено к глаголам направленного и ненаправленного движения. У всех этих глаголов: лететь – летать, идти – ходить, ползти – ползать, плыть – плавать и т.д. – в связи с образованием видов и их использованием рождаются такие трудности, что не только ученику, но и учителю от них приходится солоно. Я, говоря прямо, от этих глаголов направленного и ненаправленного движения много вытерпел. Тут и опытный учитель может попасть впросак. Чтобы разобраться, здесь необходимы ступени видового словообразования.
Что творится, например, с глаголом пролетать! В предложении Каждое утро над нашим городом пролетает самолет глагол пролетать несовершенного вида. С таким небольшим запасом бензина наш самолет пролетает недолго. Здесь глаголпролетать совершенного вида! Что за хамелеон? Ведь это не двувидовой глагол. Да; это два разных глагола, омонимы. Одна лесенка: лететь – пролететь – пролетать. Последний глагол занимает вторую ступеньку, он, как и должно быть, несовершенного вида; начало цепочки – лететь; все глаголы в этой цепочке-лесенке обозначают направленное движение. Другая цепь: летать – пролетать. Приставочный глагол занимает первую ступеньку, вид у него по общему закону совершенный; начало цепочки – летать; все глаголы в этой цепочке обозначают ненаправленное движение.
Нет, не разберешься во всем этом, если не посвятишь урок теме «Ступени видового словообразования глаголов».
Все это говорит, – и нам с вами, и ученику, – что наш язык устроен разумно. И он достоин уважения. Так-то! Убедить в этом ученика – хорошее дело.
Бывает, значит, так: усложнишь дело – и в результате оно станет более простым.
Источник здесь

Ступени видового словообразования


М.В. Панов, автор  нашего учебника. о сложных темах:
-- Когда группа авторов работала над учебником для 7-го класса, возник спор: вводить ли тему «Ступени видового словообразования у глаголов»? Одни говорили: в национальной школе, не русской, она нужна: учит детей по строению глагола определять вид его. В русской школе эта тема не нужна, потому что дети приходят в школу, уже умея определять вид глагола. Ступени видового словообразования у глаголов, напомним, это вот что. Огромное большинство непроизводных глаголов принадлежит к несовершенному виду, от этих глаголов образуются с помощью приставок глаголы совершенного вида, а от этих глаголов с помощью суффиксов образуются глаголы несовершенного вида; наконец, от некоторых из таких образуются с помощью другой приставки глаголы совершенного вида. Получаются ступени: нулевая – непроизводные глаголы – и три последовательные производные. На каждой ступени меняется вид. Дети, конечно, знают эти глаголы и умеют ими пользоваться в речи. Но мимо их внимания проходят слаженность языкового механизма, его безупречно регулярная работа, безотказность его действия; сотни сотен глаголов подчиняются таким закономерностям:
лепить – вылепить – вылепливать – навылепливали тут этих снежных баб!;
пилить – распилить – распиливать – пораспиливали все бревна;
коптить – закоптить – закапчивать – позакапчивали все окорока...
Везде эта строгая закономерность: несовершенный вид – поворот на полкруга, и он сменяется совершенным (действует приставка) – поворот на полкруга, и он сменяется несовершенным (действует суффикс) – поворот еще на полкруга, и он снова сменяется совершенным (действует другая приставка).
Если глаголы нулевой и первой ступени образуют видовую пару (писать – надписать), то дальнейший ход по ступеням видового словообразования пресекается, и эта закономерность разумна, и язык снова предстает в глазах школьников мудрецом. Действительно, два полукруга составляют круг, и значение глагола на второй ступени возвратится к нулевой. Так и происходит в случаях, когда круг в виде исключения замыкается: читать – прочитать – прочитывать; Он читал (= прочитывал) по две книги в день. Язык не любит лишней грамматической синонимии.
Источник здесь

Антарктида. Виртуальное путешествие

Антарктида
«Антарктида» на Яндекс.Фотках
Вот тут-то  уж точно никогда не побываешь!