27 октября 2011

И.Н. Никитин. "Живописец Петра Великого"

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
В начале 20-х годов Никитин не раз писал Петра I, и в «Юрнале» Петра было указано, что «на Котлине острову... писал его величества персону живописец Иван Никитин». Возможно, что этим портретом, написанным в Кронштадте, является портрет Петра (в круге; Русский музей.
Он отличается тем, что хорошо передает значительность Петра, сложность его натуры. Петр охарактеризован в этом произведении Никитина наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художников. В небольшом по размеру портрете господствует само лицо Петра, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней; тускло блестящие стальные латы полководца, наоборот, едва различимы во мраке фона. Портрет лишен даже намека на аллегорические мотивы, столь частые вообще в искусстве того времени: Никитин, подлинный художник-реалист, проявил в нем замечательную ясность художественного мышления. В облике Петра он сумел дать почувствовать и внутреннюю силу государственного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека.
    Петр ценил Никитина, подарил ему дом недалеко от Зимнего дворца, найменовал его «персонного дела мастером». Имеются указания, что Петр рекомендовал придворным заказывать художнику портреты.    Своими портретами 20-х годов Никитин вполне оправдал высокое о себе мнение Петра I. Он был выдающимся мастером портретной живописи, создавшим характерные образы представителей бурной эпохи начала XVIII века.
Читать дальше  (Материал опубликован к уроку искусства в 9 классе).

Алмаз по имени "Шах"

А. С. Грибоедов , классик русской литературы , дипломат , был растерзан в ходе нападения религиозных фанатиков на посольство Российской Империи в Тегеране.
Полномочным министром (послом) в поверженную страну был назначен автор "Горя от ума", не за пьесу, разумеется, за успех в Туркманче. В стольном Тегеране неспокойно. Не смирившиеся с поражением активисты антирусской партии и раздосадованные англичане только ждут случая, чтобы вынудить Россию первой нарушить мирный договор. 30 января 1829 года (по ст. стилю) толпа жаждущих реванша врывается в русскую миссию, громит здание, растерзывает дипломатов и охрану. 
Шах испуган призраком новой войны, ссылается на религиозных фанатиков. Император Николай объяснением удовлетворен. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие",- успокаивает он представителя восточного владыки и в знак примирения принимает дорогой дар - известный крупный алмаз по имени "Шах". Только в эту минуту закрывается история войны, начатая Ираном против России зимой 1804 года.
Печальную встречу описал Пушкин во второй главе "Путешествия в Арзрум". Догоняя армию Паскевича, он ехал верхом сквозь малое ущелие через гору Безобдал, отделявшую Грузию от Армении. В виду крепости Гергеры, где три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега, увидел арбу, которую тянули в гору два вола. Дальше рассказывает автор:
Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" - спросил я их. - "Из Тегерана". - "Что вы везёте?" - "Грибоеда". - Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.
Читать полностью здесь

Фамусов и Чацкий. Финал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c971df25-57aa-434a-9ebe-6a9469cea4a7/%5BLI9RK_10-07%5D_%5BVI_03%5D.htm Предлагаю ещё одну ссылку, чтобы завершить видеопредставление комедии "Горе от ума".

Ещё два фрагмента из спектакля "Горе от ума"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/064dfb77-800f-4ee7-8a8b-1a1848551c3a/%5BLI9RK_10-04%5D_%5BVI_10%5D.htm -- Фамусов и Лиза
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b87e6db9-bf6a-413b-89ae-62b314d7d4f1/%5BLI9RK_10-06%5D_%5BVI_04%5D.htm -- Чацкий и Софья

Скалозуб и Фамусов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f5d9894-051e-4988-a871-d565f2907dc5/%5BLI9RK_10-05%5D_%5BVI_09%5D.htm По этой ссылке фрагмент фильма-спектакля "Горе от ума"  в постановке 1952 года. Постановка: П. Садовский.  Садовский.  Текст полностью соответствует оригиналу. Нажмите на ссылку посмотрите фрагмент.

26 октября 2011

Учебный словарь "Строение сложноподчинённых предложений"

По данной ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc526efa-eb95-4eb5-b952-54bee7a26e36/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_217%5D.htm Учебный словарь по теме, которую "проходим" сейчас в 9 классе. Представлено много предложений, к ним даются задания, которые способствуют формированию навыка определения главной и придаточной частей сложноподчинённого предложения.  Вообще-то, когда просматриваешь много примеров  по определённой теме, происходит погружение    в изучаемый материал и он легче запоминается, становятся понятными и  другие примеры (в заданиях ГИА). Новые задачи решаются без труда. Поэтому так важна и нужна  постоянная тренировка.

Интерактивный тест "Сложноподчинённое предложение"

По этой ссылке  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b77adf99-d0a1-4b29-bb28-3ec42bd0263b/index_listing.html интерактивный тест по теме "Сложноподчинённое предложение". Он состоит из 5 вопросов, для ответов на которые надо знать структуру СПП, уметь "читать"  схемы, знать подчинительные союзы. Хорошая тренировка для учащихся  всех классов.

Группа поддержки из сельской местности

Группа поддержки из сельской местности
«Группа поддержки из сельской местности» на Яндекс.Фотках
Такого ещё в моём блоге не было! Класс!

Состоялась научно-практическая конференция

У нас в школе состоялась  ученическая научно-практическая конференция "Старт в науку". Ребята представили работы по физике, химии и биологии, мировой художественной культуре, симметрии и золотом сечении  в русском языке. Мои девятиклассники представили: Татьяна Ш. -- виртуальную экскурсию "По следам Робинзона Крузо" и Максим К. -- научно-практическую работу "Создание интерактивных презентаций по предметам гуманитарного цикла". Татьяна в своей работе рассказала о Селкирке, сравнила  с ним   Робинзона Крузо, показала  их остров в Тихом океане. Разумеется, в презентации с анимационными эффектами и гиперссылками. Максим же продемонстрировал "собственноручно" изготовленные интерактивные тесты по русскому языку и МХК.  Их можно посмотреть в моём хранилище в SlideBoom по ссылкам:

Будланула и кудрячит -- глаголы продуктивных классов

Сегодня на уроке в  7 классе в упражнении встретилось известное предложение Л. Щербы  Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Мне кажется, что оно уже встречалось этим ребятам, занимающимся по УМК М.Панова. Однако, как водится, они удивились и первым делом спросили, кто такая куздра. Решили, что это живое существо, взрослое, и оно совершает какие-то действия по отношению к другому взрослому существу и его детёнышу. Определили части речи  и правильно разобрали предложение по членам. Здесь всё предельно ясно и понятно, потому что были названы грамматические значения каждого слова. Пример в данном случае авторы использовали для того, чтобы определить, к какому  продуктивному классу относятся употреблённые в этом предложении глаголы. Таблица была перед глазами -- дали  правильный ответ.  Подобные примеры искусственно созданных слов,  здесь -- глаголов, дают наглядное представление, почему тот или иной класс слов относится к продуктивному типу: таких глаголов в русском языке тысячи и они могут создаваться по существующим моделям.
Кстати замечу, что меня особенно привлекает в учебнике Панова, -- это то, что авторы  дают представление о языке как стройной, логичной и понятной системе, а не просто списком излагают правила, непонятно откуда и почему возникшие.

Эксперты: электронные книги не уступают обычным

Ученые считают, что, несмотря на предвзятое мнение, электронные устройства не уступают бумажным листам с текстом. Таковы результаты первого в мире исследования в этой области, проведенного сотрудниками Майнцского университета Иоганна Гутенберга. Руководитель исследований, профессор Штефан Фюсзель уверен, что нет причин для скептицизма перед лицом новых электронных книг.
Для сравнения исследователи использовали электронную книгу с экраном E-Ink (Kindle-3), планшетный ПК (iPad) и обычную книгу. Они предложили молодым и пожилым людям использовать их для чтения. Каждый участник читал различные тексты с разными уровнями сложности, в то время как ученые производили «глазное прослеживание», снимали электроэнцефалограмму, а потом анализировали общее понимание текста, усвоение информации и отзывы.
Результат исследования резко контрастировал с субъективной реакцией участников. Почти все участники заявили, что им больше всего понравилось чтение печатных книг. Это был доминирующий ответ, однако он не совпадал с данными, полученными в результате исследования.
Объективные данные выявили преимущество планшетных ПК. Оказалась, что информация с экрана планшетных ПК усваивается легче. Конечно, существенных различий выявлено не было, но участники из старшей возрастной группы продемонстрировали более высокую скорость чтения при использовании планшетного ПК.
Аналогичным образом, результаты исследования подтвердили, что на самом деле нет никакой разницы (с точки зрения производительности) между чтением с бумаги или с электронной книги.
Однако исследование не ответило на главный вопрос в противостоянии электронных и обычных книг. Не было проведено анализа воздействия электронных устройств на утомляемость зрительного анализатора при продолжительном чтении.
Считается, что планшетные ПК, использующие LCD-экраны на импульсных газоразрядных лампах, менее полезны. Мерцание таких экранов при длительном использовании создает напряжение для глаз и психики читателя. В отличие от них, электронные книги (E-Ink) создают статичное изображение в отраженном свете, напоминая обычную бумагу.
Предполагается, что их воздействие не отличается от обычного бумажного листа. Пока это остается предположением, так как серьезных исследований пока проведено не было.

24 октября 2011

"Последняя туча рассеянной бури..."

Перед вами репродукция картины И.И. Левитана "Озеро. Русь"(1900). Завтра на уроке литературы ученики 7 класса будут читать стихотворение А.С. Пушкина "Туча".
Созвучно  ли настроение, переданное на картине, общей тональности  стихотворения "Туча"?
Всмотритесь в картину, вслушайтесь в звучание стихотворения  и вы почувствуете, что изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека.  Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и  ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником

Гипертекстовое определение СПП

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a68dc407-bab1-4e29-92ca-d9ddc423b0ca/%5BRUS9_205%5D_%5BTD_214%5D.htm гипертекстовое определение сложноподчинённого предложения. Что такое гипертекстовое? Это означает наличие гиперссылок на дополнительную информацию. В данном примере по гиперссылке находятся схемы  предложений.

Как различать союз и союзное слово?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87502719-99a2-4588-a0a8-6420e23c2e6c/%5BRUS9_206%5D_%5BIM_232%5D.swf  цифровой образовательный ресурс, проще интерактивная  подсказка с анимацией, как различить союз и союзное слово.

Лучше, конечно, в Google Chrome

Сегодня у нас, учителей  русского языка и литературы, и ещё учителей математики начался очный этап  федеральных курсов по использованию ЭОР в образовательном процессе. О курсах (если придётся, разговор особый) -- сейчас о другом. Вхожу я в свой блог с компьютера  в РЦДО... и открывается всё наполовину, картинка ужасная, всё с искажением. Одним словом, блог не узнаю. Не всеми браузерами поддерживается платформа Blogger, поэтому очень значительно изменяется интерфейс блога. Если у вас так -- приношу свои извинения. Попробуйте использовать Google Chrome. Кстати, по оценкам многих, достаточно быстрый и функциональный браузер.

А.С Пушкин. Песнь о вещем Олеге

">  

«Фото как хокку»: новый проект Бориса Акунина

«Фото как хокку» – новая книга, только что вышедшая в издательстве «Захаров», и, более того, целый новый проект Бориса Акунина. Идея родилась в блоге писателя, воплотилась там в виртуальном варианте, но постепенно стала перерастать в нечто большее.
«Мы привыкли к тому, что тексты с бумажных носителей переписывают на электронные, но уникальность этого проекта в том, что, пожалуй, впервые в отечественном книгоиздании истории из блогосферы перешли в книгу, а не наоборот. Это воспоминания обычных людей, наших с вами современников, о родных и близких, воспоминания и фотографии из старых альбомов, – отметили в издательстве. А почему именно «как хокку»? Фотографий каждого героя три (и тогда перед нами возникает своеобразное хокку) или пять (и тогда это уже танка), поясняет автор проекта.
«Давно я не читал ничего более интересного и значительного, – прокомментировал книгу Борис Акунин в предисловии. – Интересного – потому что все это было не художественным вымыслом, а правдой. Значительного – потому что из коротких, по большей части очень простых рассказов о судьбах обычных людей постепенно складывалась полифоническая и весьма непростая документальная повесть о судьбе целой страны и целого века, да какой страны и какого века!».

Академ -- академия

Тесей, сын афинского царя Эгея, похитил прекрасную Елену, дочь Зевса и смертной женщины. Братья Елены, Кастор и Полидевк (их называют Диоскурами), отправились на поиски сестры. Но никто не знал, где Тесей спрятал Елену.
Тогда Диоскурам встретился афинский герой Академ. Он-то и открыл  братьям, где укрыта их сестра. Диоскуры освободили девушку. Это была та самая Елена, из-за которой потом началась Троянская война.
Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.
Прошли столетия, и в 4 веке до нашей эры роща стала местом, куда стремились самые лучшие юноши, чтобы получить образование, потому что именно в этой роще перед учениками развивал свои взгляды Платон. Школа Платона получила название Академия.
Вслед за школой Платона академиями начали называть собрания выдающихся учёных. Спустя два тысячелетия имя мифического героя продолжает звучать в названиях высших научных и художественных учреждениях по всему миру. Лучшие научные силы России  собраны в Академии наук, лучшие деятели  искусств -- в Академии художеств.
Академ знал, где скрыта красота. Знают ли современные академики тайну красоты и гармонии? Смогут ли открыть её миру?

23 октября 2011

Старинный вальс "Осенний сон"

Музыка британского композитора Арчибальта Джойса. Вальс написан не позднее 1914 года.

Золотая осень в Астрахани

Золотая осень в Астрахани
«Золотая осень в Астрахани» на Яндекс.Фотках

Какой корень в словах обуть/разуть/обуваться?


Обуваться

обуваться
Комментарий:
Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть.
Проверка правильности выделения приставки: обувать – разувать.
Проверка правильности выделения суффикса -ся: обуваться – обувать; обуваться – одеваться, наедаться.
Проверка правильности выделения суффикса -ва: обувать – обуть; обувать- разувать, раздевать, напевать, отдавать.
Источник здесь  

Как правильно разбирать слова по составу

Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен, т.к. ведёт к ошибкам. Узнай порядок разбора.

Если у тебя есть пробелы в знаниях, обратись сначала к рубрике Русская грамматика. Раздел 4. Морфемика.

Порядок разбора

  1. Обозначить окончание и формообразующие суффиксы, если они есть.
  2. Выделить основу.
  3. Определить и выделить приставку (или приставки, если их несколько).
  4. Определить и выделить словообразовательный суффикс (или суффиксы, если их несколько).
  5. Определить и выделить корень слова.   Источник здесь