14 января 2012

Книги на ткани

Еще пять тыс. лет назад египетские жрецы наносили свои священные тексты на холсты, в которые заворачивали мумии. Одна из полотняных книг датируется I в. н.э. и содержит более 1500 слов. Текст написан красной краской, разделён на части – на шести льняных бинтах. Предполагают, что это текст из «Книги мёртвых» – сборника заупокойных ритуальных текстов (см. подробнее об этой книге в описании книг папирусных). 
В Древнем Китае наряду с бамбуковыми дощечками материалом для письма служил шелк. 
По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки. 
В 1973 году в гробнице в Мавандуй (провинция Хунань) были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120 тысяч иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, достоверность исследований которых не вызывает сомнений. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии. 
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет.
Источник здесь

"Лиза ждёт автобуса"


Свен Нурдквист, создавший замечательную детскую серию «Петсон и Финдус», написал (и нарисовал!) новую историю, которая получила название Лиза ждет автобуса.
…Принято считать, что ожидание автобуса – одно из самых скучных дел в мире. Но те, кто так думает, просто не представляют себе, сколько  интересного придумывается на автобусной остановке! Ведь порой самое удивительное находится совсем рядом, нужно только отвлечься от повседневного. Хорошо, что иногда автобус опаздывает!
Источник здесь

Черноплодка в снегу

Черноплодка).JPG
«Черноплодка).JPG» на Яндекс.Фотках

13 января 2012

С Новым старым годом!

Картинка 253 из 67252


Салтыков-Щедрин. Сказка "Дикий помещик"


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Пропой таблицу Менделеева!

Есть простой способ запомнить все 112 элементов? Да, есть. Вы можете составить мелодию и петь их. Это не совсем  по теме моего блога. Однако запись показалась мне любопытной, поэтому я и размещаю её здесь. 

12 января 2012

Зигфрид
«Зигфрид» на Яндекс.Фотках

Если ребёнок не хочет учиться

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких  детей учебный материал  запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов  и заданий  получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию?  Таких реакций, как правило, две. Первая - это  искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать.  Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо:  кто-то же  знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам:  игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие   психических функций и способностей. Для дошкольного возраста  ведущим видом   деятельности является игра, для ребят школьного возраста  - учеба, для подростков – общение.
Почему в 7 классе подростки не хотят учиться? Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели. 
По этой ссылке http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=15691 конспект родительского собрания "Если ребёнок не хочет учиться".

Закономерности образования причастий

Причастия образуются от глагольных основ. На образование причастий влияет вид глагола и переходность. Выявлена следующая закономерность: от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени; от глаголов совершенного вида – причастия прошедшего времени (глаголы совершенного вида, как известно, не имеют настоящего времени). Все причастия не имеют форм будущего времени.
Вторая закономерность: от переходных глаголов образуются причастия действительного и страдательного залога; от непереходных глаголов – причастия только действительного залога.
Эти закономерности четко прослеживаются в таблице.

Действительный залог

Страдательный залог

наст. вр.прош. вр.наст. вр.прош. вр.
НСВперех.читающийчитавшийчитаемыйчитанный
неперех.пахнущийпахнувший
СВперех.прочитавшийпрочитанный
неперех.наступивший

Кроме отмеченных общих закономерностей, в образовании причастий имеют место случаи отсутствия некоторых форм, то есть лексические лакуны, например:
отсутствуют или употребляются крайне редко страдательные причастия настоящего времени у глаголов беречь, бить, благодарить, брить, вить, гнуть, греть, держать, дуть, жарить, жать, жевать, иметь, класть, ковать, колоть, коптить кормить, красить, крахмалить, крыть, лепить, лить, мести, молоть, мыть, петь, печь, пилить, писать, пить, сушить, тереть, топить, чинить, шить, штукатурить и др.;
причастия прошедшего времени ( спрашивать, переделывать, раздувать (у глаголов с суффиксами – ива- , - ва -), носить, водить и под. (со значением неоднонаправленного движения) и др.
Небольшое количество страдательных причастий образовано от непереходных глаголов, управляющих косвенным падежом с объектным значением: руководить – руководимый, управлять – управляемый, командовать – командуемый и др.
Источник здесь

Сочинение на лингвистическую тему

По этой ссылке    http://krukovapolina.webasyst.net/files/df3d59b3 новая презентация -- методическая разработка  о подготовке к написанию сочинения С2.1  на ГИА по русскому языку.

11 января 2012

О легенде про Левшу и стальную блоху

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Источник здесь

Что за мутанты?!

Окраины Киева
«Окраины Киева» на Яндекс.Фотках

Выиграла путёвку в "Орлёнок"

Ученица нашего 9 а класса Татьяна Ш.  приняла участие  в конкурсе на  лучшего школьника и победила в номинации "Искусство". Татьяна   в прошлом году окончила художественную школу и  очень хорошо рисует.  Представляя свои работы на различные конкурсы и выставки, она постоянно становилась победителем или призёром.   Жюри конкурса, рассмотрев её дипломы, грамоты и свидетельства, наградило Татьяну путёвкой в детский лагерь "Орлёнок", куда  наша одноклассница в составе отряда астраханских ребят вчера и отбыла. Заслуженная награда.

О книге Романа Сенчина «Информация»


        Ой-ё! Ой-ё! Ой-ё! Никто не услышит!»Группа «Чайф»
Сенчин обрушивает на своих героев такую лавину житейских и внутренних проблем, что даже самые толстокожие люди, читая его произведения, покачивают головами: «Ну, зачем же, зачем же он так? Ради чего такая удушающая беспросветная картина изображена? Чтобы еще больше настроение нам испортить? Или наоборот поднять, демонстрируя, что у читателя еще не все так плохо, как могло бы быть?».
«Депрессняк» Романа Сенчина засасывает, обволакивает трясиной безысходности. Затягивает, как болото. Уносит так сильно, что от текста невозможно оторваться до тех пор, пока не будет дочитано последнее слово. Самый тягучий и глубокий омут, созданный пером Сенчина – это, конечно, семейная сага «Елтышевы». Роман получился несуетливым и очень гармоничным.
«Информация» – совсем другой коленкор. Здесь на передний план сенчинского паноптикума выходит активный, хваткий, преуспевающий, обеспеченный человек, не изнывающий, подобно иным персонажам Сенчина, от тоски и безделья. Всё в его жизни складывается удачно и бессмысленно, все идет гладко и легко, пока однажды он не спотыкается и наворачивается «всем прикладом фейсом об тэйбл». Вот так в жизни и происходит. И пример, продемонстрированный Сенчиным, замечателен, хоть и избит.
Читать дальше

10 января 2012

2012 год -- год российской истории

Д. Медведев объявил 2012 годом российской истории
Президент России Дмитрий Медведев 9 января объявил наступивший год годом российской истории, чтобы привлечь общественный интерес к истории России и ее роли в мировом историческом процессе.
Соответствующим указом президент постановил образовать оргкомитет и разработать план мероприятий по проведению в стране года российской истории, передает РИА «Новости». «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации года российской истории», — говорится в указе.
Источник здесь


Собор Василия Блаженного

С  Рождеством!
«С Рождеством!» на Яндекс.Фотках

Презентация к уроку литературы по роману "Евгений Онегин"

По этой ссылке http://xn----gtbeanijd5di8b2f.xn--p1ai/post-4.html нашла отличную презентацию "Сонет и онегинская строфа" к уроку литературы в 9 классе
Что вы знаете о сонете? -- Сонет -- поэтический жанр, 14-строчное стихотворение с особой системой рифмовки.
Назовите известных вам авторов сонетов в мировой литературе. -- Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Александр Пушкин.
Почему тип строфы называется "онегинской"? --  Это строфы, из которых состоит роман "Евгений Онегин".
Что общего между онегинской строфой и сонетом? -- Состоят из 14 строк.
В чём отличие на первый взгляд между ними? -- Онегинская строфа целостна, не распадается на катрены и терцет.
В чём основной принцип композиции романа "Евгений Онегин"? -- Характер повествования свободный, лёгкие, неожиданные переходы от стиля к стилю, от темы к теме, от интонации к интонации. "Отсутствие" композиции внутри глав.
Об остальном интересном и нужном грамотному выпускнику --  в презентации.

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895)

 "Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть"Д. П. Святополк-Мирский, 1926  

Картинка 3 из 7817
Серов В.А. Портрет писателя Н.С. Лескова 1894 г. 

09 января 2012

Волшебный поезд

Волшебный поезд.
«Волшебный поезд.» на Яндекс.Фотках

Прокачу в сказку. Тоже у нас в городе

Прокачу в сказку.
«Прокачу в сказку.» на Яндекс.Фотках

Астрахань. Забег Дедов Морозов. К финишу!

Забег Дедов Морозов. К финишу!
«Забег Дедов Морозов. К финишу!» на Яндекс.Фотках
Были у нас такие соревнования. Во время парада Дедов Морозов.

Запоминаем шаблоны и учимся находить примеры в тексте

Многие учителя и ученики интересуются, возможны ли другие формулировки задания С2.1.  На всё том же интернет-портале "ProШколу.ru" я обнаружила высказывание Светланы Петровны Тарасенко от 19.11.2011. Цитирую:
"Задание останется неизменным", - так прокомментировала Г.Т.Егораева 31 октября на фестивале `Учительская книга` своё выступление по этой теме. Данная степановская формулировка останется приложимой АБСОЛЮТНО ко всем текстам на ГИА".

Ну что ж, в таком случае задача учителя облегчается: даём ученикам шаблоны сочинения, остаётся только научить их приводить примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие лексические и грамматические явления.

Источник здесь

Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове

Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм. Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение — значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.). Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке 

Материал взят из: http://bugabooks.com/book/226-sovremennyj-russkij-yazyk/118--107-vzaimodejstvie-leksicheskix-i-grammaticheskix-znachenij-v-slove.html

Ещё примеры сочинений по заданию С2.1 на ГИА по русскому языку в 9 классе

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного писателя К. Паустовского «Богатство русского языка неизмеримо, оно просто ошеломляет». 
Трудно не согласиться со словами К.Паустовского. Всеми признано, что русский язык, по словам И.С.Тургенева, «велик и могуч» и с точки зрения лексики, и с точки зрения грамматики.
Прежде всего, в тексте В.Солоухина встречается разговорная лексика («неповадно», «я ему не спущу», «набью морду»). Это говорит о том, что герой текста простой деревенский мальчишка.
Кроме того, в отрывке известного писателя встречается множество восклицательных и вопросительных предложений. Они передают и внутреннюю борьбу в душе героя, и радость от того, что отказался от мести (5, 18, 28, 29, 32, 34).
Таким образом, поистине богат и разнообразен наш русский язык. Это богатство отражается и в лексике, и в грамматике языка.
Источник здесь и здесь