24 марта 2012

Монстр №2

Монстр №2 - 7296.jpg
«Монстр №2 - 7296.jpg» на Яндекс.Фотках
Это не музей концлагеря Освенцима, а главная площадь Астрахани, с ее скульптурными "шедеврами" от дарителей из Питера...Все астраханцы безумно "рады", что их город "украшают" такие работы... Отношение к ним вы все видите...

Воротца из прежней жизни


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Астрахань. Центр города. Ворота по улице Коммунистической. Март 2012.

Авторы, которые пишут книги для детей

Артур Гиваргизов - стихи, юмористические рассказы;

Олег Кургузов - рассказы для детей;
Светлана Лаврова - детский нейрохирург, пишет прекрасные сказки, занимательные научно-популярные книги для детей по химии и медицине (её книги у меня зачитывают до дыр);
Григорий Кружков - стихи и сказки;
Сергей Махотин - рассказы;
Марина Москвина - смешные, остросюжетные и фантастические рассказы для маленьких и повести для детей среднего возраста;
Сергей Седов - сказки;
Андрей Усачёв - из произведений последних лет;
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак - средний школьный возраст (у меня дети в очередь записываются); 
Олег Раин - фантастические рассказы для младшего возраста и социальные повести о современной молодёжи для среднего и старшего возраста (пьянство и наркомания в школе); 
Екатерина Мурашова - повести и рассказы для детей разного возраста, а также книги для взрослых (практикующий детский психолог)...
Дальше Список приводится на 4 странице форума "Как вернуть интерес к чтению" на портале "Сеть творческих учителей.

Слова категории состояния, или предикативные наречия

Комплексы 1 и 2 выделяют особую группу слов — неизменяемые слова, выступающие как сказуемые безличных односоставных предложений. В комплексе 1 эти слова выделены в самостоятельную часть речи — категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом явлении не упоминает.
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оценку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий. При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).
Источник здесь

Как научить детей читать?

По этой ссылке http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=29504&tmpl=Thread&BoardId=29507&ThreadId=490848&page=0 обсуждение  интересного материала "Презентаций по коррекции нарушений чтения" со ссылкой. Презентации, на мой взгляд,   могут оказаться полезными не только для учителей, но и для родителей, потому что проблема отсутствия интереса  школьников к чтению является сейчас  очень больной и важной не только для школы, но и для семьи.  Автор  создала не просто презентацию, проиллюстрировав соответствующие теоретические материалы, а   ещё и тренажёр, позволяющий  оценивать результаты выполнения заданий детьми. Посмотрите.

Электроник на уроке пения

Электроник согласился пойти в школу вместо Сергея. Тот отдал ему свою одежду -- и готово.
Мальчик-робот шёл медленно, обращая внимание на каждую мелочь: на то, как летают птицы, на мальчика на скамейке, на солнце в небе. Он не заметил камня на дороге, оступился... и упал... Ударился головой. Очнувшись, Электроник встал, пощупал голову,  вроде всё было в порядке. Вспомнил, что опаздывает в школу, вскочил и побежал.
Увидев друзей Серёжи (а теперь и его, значит), помахал им издали и вошёл в школу. Встретив  кого-то из учителей, вежливо произнес: "Етйувтсвардз!" 

22 марта 2012

Март. Снегопад

 Март  Снегопад
« Март Снегопад» на Яндекс.Фотках
Заворожена, запорошена...
В виртуал ты с Алтая заброшена..
Ты короною снежной увенчана,
Драгоценная кошечка - женщина.
Источник здесь

Храм Пещера Тигра

День 2-ой. 1-ый выезд в свет. Храм Пещера Тигра.
«День 2-ой. 1-ый выезд в свет. Храм Пещера Тигра.» на Яндекс.Фотках

Средства речевой выразительности (А3)


Помните известную русскую пословицу:"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"? 
Как вы думаете, почему я её цитирую?
Да потому что невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий! 
Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности:
1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Н и НН в разных частях речи (задание А7)

Сегодня на консультации разбирали задание А7. По этой ссылке
.http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/12/30-7.html#more  30 вариантов заданий на правописание Н и НН в  разных частях речи.
Ответы здесь

21 марта 2012

Купола Строгановской церкви в Нижнем Новгороде

Купола Строгановской церкви.
«Купола Строгановской церкви.» на Яндекс.Фотках

42 варианта задания В1

О синонимах, стилистически нейтральных словах, а также 42 задания В1 КИМов  ГИА 2012 года по этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/12/1_15.html#more
На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.
Предлагаю потренироваться в замене слова стилистически нейтральным синонимом, выполнив задания в формате ГИА-2012.
Если какое-то слово вызовет у вас затруднение, вы можете обратиться к СЛОВАРЮ РУССКИХ СИНОНИМОВ. Это отличный помощник для вас! Вдобавок он очень удобен в пользовании.
И ещё: читайте внимательно задание! Оно может быть сформулировано несколько иначе!
1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.  Напишите этот синоним.
(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест. Дальше по указанной выше ссылке.
Ответы на задания здесь

20 марта 2012

Сочинение: примеры из одного предложения

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. 
Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)

 Автор Настя. Источник здесь
По мнению учителя Бенделевой Любови Михайловны (Тетеркиной), надо учить ребят искать пример для анализа по лексике и синтаксису в ОДНОМ предложении. Это позволит сделать сочинение четче и лаконичнее. Она  приводит  в пример работу своей ученицы Насти по тесту 23 Сборника тестов ФИПИ.

Белоголовый сип. Вот это взгляд!

Белоголовый сип
«Белоголовый сип» на Яндекс.Фотках

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.
Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:
И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что, являющееся подлежащим.
Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.
Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего, являющееся обстоятельством.
Источник здесь

Я люблю свою работу

Я люблю свою работу, 
Я приду сюда в субботу 
И, конечно, в воскресенье. 
Здесь я встречу день рожденья, 
Новый год, 8 Марта, 
Ночевать здесь буду завтра! 
Если я не заболею, 
Не сорвусь, не озверею, 
Здесь я встречу все рассветы, 
Все закаты и приветы. 
От работы дохнут кони, 
Ну а я... бессмертный пони .
Автор Svetlana Prostova.    Источник здесь

Что такое школа?

Вопрос, обозначенный в заголовке, наверняка имеет много разных ответов. Очень часто эти ответы формулируются сложно, на "птичьем" педагогическом языке. А что если попробовать попроще?
Кандидат в президенты РФ, миллиардер Михаил Прохоров ответил на этот вопрос так: "Школа должна быть местом, где воспитывают гражданское общество. Школа не только должна быть местом, где учится ребенок, но это должно быть место, где внедряется наша культура. Должны развиваться библиотеки, спортивные залы, чтобы школа работала 24 часа, чтобы могли приходить родители с детьми и вместе заниматься в кружках, заниматься спортом". 
Не сомневаюсь, что у большинства педагогов "кипит разум возмущенный" от мысли, что это предложение может воплотиться в жизнь. "Как так!? Давайте вообще всё переложим на школу, заставьте нас работать 24 часа, а сами развлекайтесь и отдыхайте - вот здорово". Несомненно, такую позицию можно понять, но, если попробовать отвлечься от идеи круглосуточной работы и посмотреть в суть, то...

19 марта 2012

Весенний букет

С праздником весны!
«С праздником весны!» на Яндекс.Фотках

Война в жизни моей семьи

Сочинение на городской конкурс 
"В жизни всегда есть место подвигам" 
Я не была участницей  войны,
Но по рассказам  бабушки и деда,
Хотя лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал победу.
Юлия Агашкина
         Война – это горе и слёзы. В каждую семью она принесла беду: матери лишились сыновей, жёны – мужей, дети – отцов. Война в памяти людей, её переживших,  всплывает самым страшным воспоминанием. Мой прадедушка умер.  О нём  и о той войне я пишу по воспоминаниям бабушки.
         Великая Отечественная война не обошла   мою семью стороной. Она началась 22 июня 1941 года, а уже 10 августа моего прадеда  Горбунова Василия Михайловича  призвали в армию.  До войны он работал бухгалтером в  «Рыбснабе». Было у него всё:  уютная квартира, милая жена, прекрасные дети.  Счастливая  жизнь вмиг оборвалась в тот чёрный июньский день.
         Моя прабабушка была медсестрой в медицинском пункте по обслуживанию и эвакуации раненых солдат. Дальше  Автор Екатерина Ротанова, ученица 6 в класса МБОУ "СОШ № 49" города Астрахани.

ГИА: читайте и разбирайте тексты на уроках литературы

Экзамен по литературе выбирают немного выпускников 9-11 классов. И к сожалению, интерес к предмету  в школе, точнее, внимания урокам литературе сейчас уделяется меньше, чем раньше, когда экзамен по литературе был обязательным и все писали сочинение. Однако  знание литературы нынче проверяется на экзамене по русскому языку.  В контрольно-измерительных материалах ГИА используются тексты, которые мы читаем на уроках литературы в 5-9 классах. Например, в демоверсии-2012  используется текст рассказа Б. Васильева "Экспонат №....", который " проходят" в 8 классе по учебнику Т. Курдюмовой. В тренировочных вариантах встретились тексты из "Детства" М. Горького, "Приключений Электроника" Е. Велтистова, "Чучела"  В. Железникова, тексты из произведений А. Алексина, Ю. Бондарева и других авторов. Так что  читайте и разбирайте тексты на уроках литературы. Это поможет вам, во-первых, выполнить задание А1 -- правильно понять основную мысль текста, во-вторых, найти примеры лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (С2.1). И в-третьих, если вы выберите задание С2.2, то сможете аргументированно объяснить содержание фрагмента  текста  и получить высокий балл.  

Требования к ГИА: видеоконсультация

По этой ссылке  http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html#more видеоконсультация "Требования к ГИА. Инструкция по выполнению работы". Это первая консультация. Будет продолжение.

18 марта 2012

О связи содержания и формы: задание С2.1


Известный лингвист Г.Степанов утверждал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
К примеру, использование контекстуальных синонимов ("мужчина лет тридцати" и "приезжий" из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии. А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. Автор Бузина Е.В. Источник здесь

Светить -- значит нести людям добро

Картинка 11 из 44Поэзия для Маяковского -- солнце, освещающее путь человека во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего  людям путь к истине.
Солнцем русской поэзии был и остается А.С. Пушкин. Рядом с ним сияет солнце новой поэзии, не похожей во многом на прежнюю, но так же, как и во все времена, несущей людям свет. Достаточно сравнить строки:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Стихов и света кутерьма -- сияй во что попало!
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Светить всегда, светить везде...
Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении "Необычайное приключение..." несут последние строки. Герой стихотворения  восклицает: "А тут не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!" В финале стихотворения звучит фраза, которая  объясняет необходимость таких усилий.
Светить -- значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта. 

Современная лесенка


Продолжение здесь

О "лесенке" Маяковского и ещё кое о чём

Поэт писал с иронией: "А попробуй // в  ямб //  пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся".
Преобразование ритмического рисунка ("лесенка") приводит к тому,  что  слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счёт пауз), и во-вторых, группируются по иному принципу.
Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, ещё более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение.
И ещё об одной особенности поэтики Владимира Маяковского.
В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа, // жаРа пЛыЛа -- //  на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил АкуЛовой гоРою, // а низ гоРы -- // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.
Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создаётся особое звучание стихотворения  -- торжественное, приподнятое.