Наконец-то стали известны результаты зимнего тура конкурса "Любимый русский язык" на портале "Интеллектуальный потенциал России". Мои ученики второй раз приняли участие в олимпиаде "Интеллект-экспресс" и заняли 2 место, набрав 159 баллов (!) из 160 возможных. Это мои шестиклассники Катя Ротанова, Илья Михайлов и Кирилл Гороховский. Поздравляю, ребята! Вы взяли ещё одну высоту в познании русского языка.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
24 апреля 2012
23 апреля 2012
22 апреля 2012
Без комментариев!
Работа в школе — экстремальный спорт. Я не умею кататься на сноуборде, но продлеваю жизнь себе именно за счет школы. Никогда не знаешь, что тебе класс скажет и как среагирует на твои действия.
Дмитрий Быков,
поэт, писатель,
журналист,
учитель школы,
профессор МГИМО
Источник здесь
Пасхальное дерево
«Пасхальное дерево» на Яндекс.Фотках
Cамое знаменитое пасхальное дерево Германии находится в городе Заальфельд. Эту яблоню каждый год украшает семья Крафт. Идея принадлежит главе семейства. Фольке Крафт начал мечтать о пасхальном дереве, украшенном множеством пасхальных яиц, еще когда был школьником, в 1945 году. Впрочем, полагаем, что в те годы, в Германии предметы декора могли считаться настоящей роскошью. Однако время шло, Фолькер вырос, обзавелся собственным домом, женился. И в 1965 году они с женой украсили первое пасхальное дерево – молодую, недавно посаженную, яблоню. Тогда в коллекции семьи Крафт было всего 18 пасхальных яиц. Однако настоящий коллекционер никогда не останавливается на достигнутом. Что-то Фолькер покупал сам, что-то дарили друзья и родственники. Сегодня в коллекции 76-летнего господина Крафта – около 10 000 пасхальных яиц. И все они используются для украшения пасхального дерева – ведь и яблоня за это время успела вырасти!
Постепенно горожане тоже стали принимать участие в этом замечательном ритуале –создании такого рукотворного весеннего чуда. Этим пасхальным деревом заинтересовались газеты и телевидение, и постепенно господину Крафту стали приходить пасхальные яйца из других городов и даже стран. Весной, накануне Пасхи, когда дерево уже украшено, сюда привозят экскурсии, приезжают люди из других регионов страны – просто полюбоваться этой красотой.
А еще у этого замечательного пасхального дерева есть свой сайт http://www.eierb
Источник здесь
По страницам блоковских дневников
А. Блок вёл дневник. Прочитайте некоторые строки из дневника, и, возможно, образ поэта станет вам ближе и понятней.
17 октября 1911 года: "Писать дневник, или по крайней мере делать время от времени заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время -- великое и что именно мы стоим в центре жизни".
30 октября 1911 года: "Назад к душе, не только к "человеку", но и ко "всему человеку" -- с духом, душой и телом, с житейским -- трижды так".
25 мая 1917 года: "Старая русская власть делилась на безответственную и ответственную.
Вторая несла ответственность только перед первой, а не перед народом".
11 июня 1919 года: "Чего нельзя отнять у большевиков -- это их исключительной способности вытравливать быт и уничтожать отдельных людей".
"Признание" -- анкета 17-летнего Александра Блока
Знакомимся с лирикой А.А. Блока. Ребята выучили наизусть его стихи. Мне кажется, что моим читателям будет интересна анкета, составленная семнадцатилетним гимназистом А. Блоком.
Главной чертой своего характера Блок считал нерешительность, качество, которое предпочитал в мужчине, -- ум, в женщине -- красоту. Его любимые качества -- ум и хитрость, любимое занятие -- театр. Он хотел бы быть артистом императорских театров. Из животных он любил лошадь и собаку, из птиц -- орла, аиста и воробья.
В числе его любимых поэтов Шекспир, Пушкин, Жуковский, Гоголь, художников -- Шишкин, Волков, Бакалович, любимых героев -- Гамлет, Петроний, Тарас Бульба. А в действительной жизни юный поэт отдавал предпочтение Иоанну Грозному, Нерону, Александру Второму, Петру Первому, Екатерине Великой.
Любил Блок мороженое и пиво.
Своим девизом он избрал неточные строки из стихотворения А.С. Пушкина "Добрый совет":
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам бессильной подражать...
(У Пушкина: "Не нам безумной подражать...")
Главной чертой своего характера Блок считал нерешительность, качество, которое предпочитал в мужчине, -- ум, в женщине -- красоту. Его любимые качества -- ум и хитрость, любимое занятие -- театр. Он хотел бы быть артистом императорских театров. Из животных он любил лошадь и собаку, из птиц -- орла, аиста и воробья.
В числе его любимых поэтов Шекспир, Пушкин, Жуковский, Гоголь, художников -- Шишкин, Волков, Бакалович, любимых героев -- Гамлет, Петроний, Тарас Бульба. А в действительной жизни юный поэт отдавал предпочтение Иоанну Грозному, Нерону, Александру Второму, Петру Первому, Екатерине Великой.
Любил Блок мороженое и пиво.
Своим девизом он избрал неточные строки из стихотворения А.С. Пушкина "Добрый совет":
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам бессильной подражать...
(У Пушкина: "Не нам безумной подражать...")
Красное вино бордо
Франция издавна славилась как страна виноделов. Особую популярность приобрело красное вино, которое называлось бордо.. Когда хотели сказать, что ткань имеет глубокий тёмно-красный оттенок, говорили, что ткань цвета бордо.
В русском языке это слово сначала было неизменяемым. Затем его стали употреблять с суффиксом -ов-. Так получилось прилагательное бордовый.
Подобным образом в русском языке возникли прилагательные оранжевый, бежевый и фиолетовый.
Ещё об участниках Тотального диктанта
На площадке в Париже Тотальный диктант писали 10 человек. У нас даже больше.
21 апреля 2012
Как-то всё сразу зазеленело
Днём видела, как девчонки купались в бассейне в парке
технического университета. Жарко стало.
Конкурс сочинений «Как я писал Тотальный диктант» — 2012
Друзья! Приглашаем вас принять участие в конкурсе сочинений, посвященных Тотальному диктанту.
От вас требуется:
Сочинения на конкурс будут приниматься до 12:00 27 мая (время московское). Лучшее сочинение выберет Оргкомитет, победитель получит ценный приз.
Конкурсы сочинений прошлых лет: 2010, 2011. Источник здесь
- Написать у себя в блоге, на сайте, в заметках «Вконтакте» или на любом другом интернет-ресурсе текст на тему «Как я писал Тотальный диктант».
- Поставить на странице с текстом ссылку на сайт totaldict.ru.
- Оставить ссылку на свое сочинение в комментариях к этой записи.
Сочинения на конкурс будут приниматься до 12:00 27 мая (время московское). Лучшее сочинение выберет Оргкомитет, победитель получит ценный приз.
Конкурсы сочинений прошлых лет: 2010, 2011. Источник здесь
Из комментариев на сайте "Тотальный диктант"
Мало кто из русских живет дальше, чем мы в Новой Зеландии, но и нас тут уже достали эти интернет-«падонки» со своим так называемым «йазыком», об который спотыкается глаз почти в любом поиске на интернете. Конечно, тотальный диктант эти «падонки» все равно писать не будут, но лиха беда начало.
Во время диктанта я оказалась в Мельбурне, но местное русское общество ничего о диктанте не знало. Поэтому пришлось писать диктант через онлайн-трансляцию на сайте totaldict.ru, и потом выслать его в Крайстчерч, где диктант проводился официально, чтобы поучаствовать в акции.
После иркутской трансляции, где текст оказался очень простым (слово «пароксизм», единственное, в котором могла быть допущена ошибка, было просто продиктовано), я решила посмотреть новосибирскую трансляцию. Но там текст был еще проще. Ну а московский вариант был совсем детским, и сложность была только в постоянном зависании сайта. Сомнения у меня были только по нескольким знакам пунктуации. Да еще перед каждым диктантом зачем-то предупреждали, что союзы в начале предложения не обособляются — как будто задача диктанта не в проверке знаний, а в том, чтобы отчитаться о высокой успеваемости.
Во время диктанта я оказалась в Мельбурне, но местное русское общество ничего о диктанте не знало. Поэтому пришлось писать диктант через онлайн-трансляцию на сайте totaldict.ru, и потом выслать его в Крайстчерч, где диктант проводился официально, чтобы поучаствовать в акции.
После иркутской трансляции, где текст оказался очень простым (слово «пароксизм», единственное, в котором могла быть допущена ошибка, было просто продиктовано), я решила посмотреть новосибирскую трансляцию. Но там текст был еще проще. Ну а московский вариант был совсем детским, и сложность была только в постоянном зависании сайта. Сомнения у меня были только по нескольким знакам пунктуации. Да еще перед каждым диктантом зачем-то предупреждали, что союзы в начале предложения не обособляются — как будто задача диктанта не в проверке знаний, а в том, чтобы отчитаться о высокой успеваемости.
На мой взгляд, такие диктанты должны быть сложнее, хотя бы как прошлогодний текст Быкова. Я помню, как в средних классах школы мы писали диктант про вдову подъячего Агриппину Саввичну, которая потчевала яствами коллежского асессора, так вот тот текст был на самом деле сложным. А эти диктанты интересны скорее как философские упражнения Прилепина, чем тест на грамотность.
В общем, акция как часть борьбы с безграмотностью – идея хорошая, но вызова в ней явно маловато. Не станет грамотность модной от таких текстов. Источник здесь
Текст Тотального диктанта — 2012
Текст Захара Прилепина состоит из трех частей: в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири писали первую часть, в Западной Сибири, Казахстане и на Урале — вторую, в европейской части России и странах зарубежной Европы — третью.
В Астрахани писали Тотальный диктант всего 13 человек -- школьники и два взрослых человека. Текст несложный с точки зрения орфографии. Зато пунктуационные правила встретились, пожалуй, все. Впрочем, вы можете оценить это сами, пройдя по указанным ссылкам.
Логические ошибки
Нарушение последовательности
(логики) изложения приводит
к появлению логических ошибок.
Логические ошибки состоят в нарушении
правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в
содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Источник здесь
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
20 апреля 2012
В Школе "Успех в Internet PRO100" выпускной
Час назад закончился виртуальный выпускной вечер в интернет-школе "Успех в Internet PRO100". Оказалось, что в апреле в школе учились более 400 человек, а может, даже 500 -- десять классов, в некоторых по 100 и более человек. Сколько жаждущих одолеть компьютерную грамотность!
Подводили итоги, награждали дипломами и грамотами. Мы с Аллой Васильевной Соколовой в числе отличников. О победах в отдельных номинациях позже. А пока -- познакомиться с условиями обучения можно по этой ссылке http://www.pro100school.com/education/uslovia
ЗАВТРА ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Вы помните?
Завтра -- Тотальный диктант.
Встречаемся в АГТУ в половине третьего и даже раньше, чтобы успеть приготовиться.
В Астрахани такое мероприятие проводится впервые. Попробуем свои силы...
Завтра -- Тотальный диктант.
Встречаемся в АГТУ в половине третьего и даже раньше, чтобы успеть приготовиться.
В Астрахани такое мероприятие проводится впервые. Попробуем свои силы...
Сегодня в ночь -- Всероссийская акция "Ночь в библиотеке
В рамках "Библионочи" состоится экскурсия "Городские легенды. Патриаршие пруды". Фото: ИТАР-ТАСС |
Мы уже проводили ночи напролет в кинотеатрах, смотря фильмы нон-стопом, рассматривали шедевры музеев под светом луны, но еще ни разу официально не читали в библиотеке с фонариком. Этот день, а точнее ночь, настала!
Мероприятие поддержали не только библиотеки, но и культурные центры, музеи, издательства, галереи, клубы, литературные общества и книжные магазины. В эту ночь жители Москвы и Тулы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, Петрозаводска и Перми, Твери и Волгограда не уснут, как говорится, до третьих петухов. Мероприятия начнутся в семь часов вечера и продлятся до полуночи, а некоторые и до пяти утра.
В Российской государственной детской библиотеке устроят вечер поэзии при свечах. Юным посетителям прочитают свои стихи российские поэты: Римма Алдонина, Нина Саранча, Елена Григорьева.
Библиотека им. Некрасова отправится "Назад в СССР", открыв свои мероприятия выставкой ретро-автомобилей. Здесь до последнего читателя будут развлекать дегустацией советских напитков, викторинами, призами, встречами с писателями и даже чтением по ролям в спальниках с фонариками.
Пишем эссе по правилам
Признаки эссе:
- Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
- Преобладание впечатлений, а не фактов.
- Субъективность авторской позиции.
- Свободная форма изложения, отсутствие композиции.
- Смешение речевых пластов.
- Наличие средств художественной выразительности.
- Эмоциональность речи.
- Сравнительно небольшой объём.
И.Л. Андроников, вспоминая про совместную работу с Заболоцким в журнале для детей "Чиж", пишет: "...Немногословен. Серьёзен, движения степенные. А в интонациях и в глазах так и сверкает юмор. Реплики в разговоре весомые. Сдержанный смех. И отчётливо выражено чувство собственного достоинства... Он был тогда совсем молодым. Но решительно всем внушал глубокое уважение... Обстоятельность, аккуратность его вызывали во мне не только почтение, но и сладкую зависть. Всё у него было в срок". А когда в редакции было тихо, "говорил о величии и совершентве природы, о космосе, о Циолковском, о Гёте". |
"Не позволяй душе лениться..."
Читаем в 7 классе стихотворение Н. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". И размышляем над ним.
Для русской фразеологической картины мира характерно значительное количество фразеологизмов со словом душа. Жить душа в душу, душа болит, душа взыграла, душа горит, душа надрывается, душа нараспашку, душа не лежит...
Это явление наглядно демонстрирует мировосприятие русского народа. Душа -- исток нравственных исканий и стремлений человека, который обязан всю жизнь работать над собой, стремясь к совершенству.
Какие строки стихотворения Н. Заболоцкого звучат как призыв к самосовершенствованию?
Вот эти:
Для русской фразеологической картины мира характерно значительное количество фразеологизмов со словом душа. Жить душа в душу, душа болит, душа взыграла, душа горит, душа надрывается, душа нараспашку, душа не лежит...
Это явление наглядно демонстрирует мировосприятие русского народа. Душа -- исток нравственных исканий и стремлений человека, который обязан всю жизнь работать над собой, стремясь к совершенству.
Какие строки стихотворения Н. Заболоцкого звучат как призыв к самосовершенствованию?
Вот эти:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
|
Фактические ошибки
Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает
фактические ошибки.
Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в
высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: "В
зимнем лесу звонко куковала кукушка". или "Входят купцы
Бобчинский и Добчинский".
Фактические ошибки могут быть обнаружены в том случае, если читающему работу
известна фактическая сторона дела и он может оценить каждый факт с позиции
его достоверности. Причина фактических ошибок - недостаточное знание
описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и
характеров героев.
В изложении к фактическим ошибкам можно отнести различного
рода неточности:
1) ошибки
в обозначении места и времени события ;
2) в
передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т.
д., например: вместо "Кировский проспект" - в работе "Киевский
проспект" или "Кировский поселок".
В сочинении фактические
ошибки - это
1) искажение
жизненной правды;
2)
неточное воспроизведение книжных источников;
3) имен
собственных;
4) дат;
5) мест
событий,
например:
"Чадский", "у Нагульного и Разметного".
|
Примеры типичных фактических ошибок.
|
|
Лексическая сочетаемость
Лексическая сочетаемость
При выборе слова следует учитывать
не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую
сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы
лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической
принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример:
Хороший руководитель должен во всем
показывать образец своим подчиненным. Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для
подражания.
Пример:
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая - крепкая дружба.
Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая - крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки
следует умышленное
объединение, казалось
бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо... В этом случае перед нами один из видов тропов
- оксюморон.
В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе
те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости. Подробнее о лексической
сочетаемости...
Подписаться на:
Сообщения (Atom)