Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
16 июля 2012
А5: нормы управления
1. Производные предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ требуют только дательного падежа (кому? чему?): Вопреки угрозе со стороны врага наши войска продвигались вперёд. Вопреки угрозы со стороны врага наши войска продвигались вперёд.
2. Предлог ПО употребляется с дат., вин. и предл. падежами. Употребление предлога ПО с предл.п. возможно в значении "после чего-либо": уехать по истечениИ срока (по истечению), по окончаниИ (по окончанию) лекции,
по приездЕ (по приезду) в Москву, по прибытиИ (по прибытию) поезда.
Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (ВЗДЫХАТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГРУСТИТЬ, ПЛАКАТЬ, СКУЧАТЬ, ТОСКОВАТЬ) управляет дательным падежом (тосковать по жене), НО местоимения МЫ и ВЫ при таких глаголах употребляются в предложном падеже: скучать по вас, тосковать по нас.
3. ПОМНИ!
ПОДОБНО (чему?) белому облаку, ВВИДУ (чего?) предстоящего мероприятия
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
4. Управление в предложениях с однородными членами. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах (однородных членах) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одного падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры. Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах (однородных члена), требующих разного управления, например: Трест организовал и руководил предприятиями (организовал что, руководил чем) -- Трест организовал предприятие и руководил им.
14 июля 2012
А5: нормы согласования
В задании А5 проверяется знание учениками норм согласования и управления, а также умение построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений. Так что мне придётся опубликовать несколько постов, чтобы "разложить всё по полочкам".
Я надеюсь, что эти мои упражнения не кажутся странными (лето, пляж... а тут об экзаменах). Мне кажется, что если хочешь хорошо подготовиться к ЕГЭ, то лучше начать готовиться заранее, изучая материал небольшими порциями, глубоко, основательно, не торопясь и не пропуская ничего, на что, возможно, не обратил внимание на уроках.
Итак, НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ (примеры, часто встречающиеся в экзаменационных тестах)
1. Согласование причастий с определяемым словом:а) причастие с определяемым словом согласуется в роде, числе и падеже: Князь Фёдор -- хороший знакомый одной известной семь, присутствующей на балу.
б) в зависимости от значения возможно различное согласование причастия в тех случаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание: Часть книг, предназначенная для кабинета литературы, получена. Некоторые из книг, предназначенных для кабинета литературы, получены.
2. Согласование подлежащего и сказуемого
Пиар: заглянем в словарь модных слов
Не раз говорилось, что словом можно убить. Но и слово можно убить, уничтожить чрезмерной эксплуатацией. Это происходит на наших глазах со словом "пиар" и его производными пиарить, пиаровский и так далее. Был деловой термин "паблик рилейшенз", означающий контакты того или иного учреждения с общественностью. Теперь же "пиаром" называют любую рекламу, пропаганду, все способы оповещения, то есть по сути всякую информацию. Обозвать "пиаром" можно буквально каждую реплику в бытовом разговоре. "Я защитил диссертацию" ("Та-ак! Пиарит свою диссертацию"). "Я этой осенью отдыхал на Кипре" ("Он пиарит туристскую фирму"), "Она разводится с мужем" ("Чёрный пиар!")...Согласитесь, это уже доходит до абсурда.
13 июля 2012
В Астрахани есть Лебединое озеро
«Лебедь» на Яндекс.Фотках
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-сереб
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою -- глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой - Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекр
Лебедь чистый, лебедь белый!
( К.Бальмонт)
«Лебединка» на Яндекс.Фотках
Вероятный -- сложное слово?
Вслушайтесь в звучание слова вероятный. Сначала кажется, что корень в этом слове равен основе вероятн-.
Повторим это прилагательное ещё несколько раз, словно бы катая его во рту, как леденец. И вот мы уже начинаем различать знакомые контуры морфем: корень вер- (вера, верить); соединительная гласная -о-; суффикс прилагательного -н- и нечто не совсем понятное: -ят-.
Что же такое этот самый -ят-? Где мы его уже слышали? Это один из вариантов корня -им-, который встречается, например, в слове приятный.
Слово вероятный образовалось в древнерусскому языке из двух слов: веру яти, что означало "принять веру", "уверовать". Современное его значение -- "возможный, допустимый". Так что с точки зрения этимологии вероятный -- сложное слово.
Бойтесь низких людей в жёлтых плащах...
Стивен Кинг. Низкие люди в жёлтых плащах |
Прочитала две вещи. Сначала о той, которую прочла последней. Это повесть Стивена Кинга "Низкие люди в жёлтых плащах".
Признаюсь, что я небольшая любительница именно такой фантастики, но произведение мне понравилось. Оно об Америке шестидесятых годов со всеми реалиями, которые ворвались позже, чем там, в нашу жизнь и господствуют теперь в ней повсеместно и, кажется, так будет всегда. Фантастика (тёмная башня, лучи, разрушители и пр.) как антураж -- вполне приемлемый и использованный талантливо.
А ещё это рассказ о кусочке детства, о том, что можно увлечься литературой, чтением и какие всё же были в те годы в Америке (и у нас!) заядлые, умные, вдумчивые читатели.
Рекомендую не только взрослым, но и детям. Прочитать можно, например, здесь
12 июля 2012
ЕГЭ: А4. Построение предложения с деепричастным оборотом
Это задание проверяет умение строить предложение с деепричастным оборотом. Чтобы выработать такое умение, надо знать следующее.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.
При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что
1) основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над водой (стая поднялась, и стая же испугалась);
часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается): Перелистывая страницы этой книги, обнаружил много интересных стихов (говорящий (я) обнаружил, и говорящий (я) же перелистывал);
2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.
ПОМНИ!
Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ употреблять в следующих случаях:
1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)): Спрыгнув с подножки трамвая, с меня слетела шляпа.;
Об истории слова АРСЕНАЛ
У существительного арсенал редкая история. Возникло оно в арабском языке и означало "мастерская, фабрика" Из арабского оно попало не в испанский язык, хотя именно испанцы в течение столетий жили бок о бок с арабами, а во французский. Там оно стало обозначать предприятие, изготовляющее оружие и военной снаряжение.
Из этого значения выросло новое: "склад оружия и военного снаряжения". Оба значения проникли в другие языки, в том числе в русский.
И совсем недавно -- если судить с точки зрения истории языка -- у арсенала появилось переносное значение. Так стали называть большое количество, запас чего-нибудь, например? Учёный, с которым мне пришлось дискутировать, обладал богатым арсеналом знаний.
11 июля 2012
Что такое морфологические нормы?
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках.
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке -- всё по заданию А3.
А3. Употребление форм глагола
1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я
Дети
|
В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...
Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины знаний, что можно "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась с подобными утверждениями с самого начала внедрения новой формы аттестации выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции обучающихся.
Читатели блога заметили, что пять дней подряд я публикую справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.
Чтобы успешно сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно. Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об употреблении форм глагола.
10 июля 2012
А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"
-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили, и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое слабое звено!
-- Следите за своей речью, господа! Сколько же ошибок допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое слабое звено!
-- Следите за своей речью, господа! Сколько же ошибок допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил
Я был в гостях
Правильно
только так:
у
неё, её платье, от
неё, у неё, на скОльких
страницах
|
09 июля 2012
А3. Употребление числительных
НАДО:
две гимнастки, пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
НО!
К
празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
|
А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!
Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
08 июля 2012
А3: морфологические нормы. Продолжение
2. Употребление имени прилагательного
ОСТОРОЖНО: ОШИБКА!
Ошибка... от избытка чувств!
Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь -- сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением "очень высокая степень проявления признака")...
Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы. (Журнал "Русская речь").
ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивее, менее легче. самый красивейший)!!!
ПРАВИЛЬНО: самый тонкий, более плохой, наименее красивый, менее лёгкий, самый красивый.
ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)
Близкий -- ближе, богатый -- богаче, бойкий -- бойчее и бойче,
07 июля 2012
ЕГЭ: А3. Морфологические нормы
Формулировка задания А3 такова: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Это достаточно трудное задание, так как надо помнить много правил образования форм различных частей речи
1. Употребление имени существительного.
В частности, употребление форм МН.Ч. ЧИСЛА Им. пад.: например, бегА, болотА, бухгалтерЫ, возрастЫ, ректорЫ, тортЫ, шофёрЫ, секторЫ, площадИ
Внимание! Грубая ошибка!
|
Внимание! Грубая ошибка!
|
Об ошибках в употреблении прилагательных в следующем посте.
О колоссе Родосском
Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины. Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду.Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов.В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.
О происхождении слова КОЛОССАЛЬНЫЙ
Возьмём с книжной полки "Толковый словарь иноязычных слов", который составил Л.П. Крысин. В нём около двадцати пяти тысяч слов и словосочетаний, но сейчас мы откроем его, чтобы найти одно слово -- слово колоссальный.
Это прилагательное образовалось от существительного колосс -- так мы называем нечто огромное, выдающееся.
В русский язык слово попало из немецких и французских тестов, куда, в свою очередь, пришло из классической латыни. А вот римляне в своё время позаимствовали его у греков (римляне не стеснялись брать у покорённых ими народов всё самое лучшее).
Итак, исходное греческое слово означало статую размерами больше натуральной величины. Самым знаменитым колоссом была исполинская статуя бога солнца Гелиоса, которую греки поставили в гавани острова Родос. Она почиталась как одно из семи чудес света. Но в 227 году до нашей эры Колосс Родосский был разрушен землетрясением, и память о нём сохранилась лишь в легендах.
Прошло более двух тысяч лет. Но достижения прекрасной греческой культуры живут и в наше время. Мы пользуемся не только её открытиями и изобретениями, но и языком. Мы часто говорим о колоссальном труде, колоссальных достижениях, но не желаем, чтобы наши успехи оказались колоссом на глиняных ногах.
06 июля 2012
Блог-обзор № 5 в "Географочке"
Что такое учебник? В понимании обывателя это книга, в которой содержатся новые знания, которыми должен овладеть учащийся, будь он школьником или студентом. Какой может быть учебник? Мы привыкли к тому, что это бумажная книга, а в последнее время можем привести в пример электронные учебники на дисках... Неужели, всё? Сегодня, в блог-обзоре №5, я хочу познакомить вас с необычным учебником - .. Далее обзор моего блога, сделанный Лилией Павловной Казанцевой, автором блога "Географочка". Очень я признательна Лилии Павловне за столь лестную оценку моего "Учебника нашего времени".
Популярная фантастика июня
Ирина Сыромятникова "Алхимик с боевым духом", Оксана Демченко "Бремя удачи", Елена Звёздная "Принцесса особого назначения" и "Хелл Обучение наёмницы", Сергей Гитаулин "Вирус". Эти и другие книги можно найти по ссылке. Приятное и захватывающее летнее чтиво. (А то мы всё -- экзамены, ЕГЭ!..)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)