16 сентября 2012

Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2013 года

Русский язык: принципиально ничего не изменилось. 

1. Изменен формат задания А1. 
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
3. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К1). 
4. На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы.
Источник: http://5-ege.ru/izmeneniya-v-ege-2013/
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм        2)рвалА         3)грАжданство         4)давнИшний

15 сентября 2012

Причастный обормот

Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.

Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.

Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?

14 сентября 2012

Зачем учить фонетику в школе?


Что же дает школе изучение фонетики как позиционной системы, то есть как фонологически организованного целого?
Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том, что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей, а мир отношений.

13 сентября 2012

А30: лексическое значение слова

 А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5                                 2) 7                                 3) 17                                4) 4
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.

12 сентября 2012

А29: стили и функционально-смысловые типы речи

Продолжаю публиковать консультации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10.
2) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

10 сентября 2012

Забавные предложения со словарными словами

В одном из упражнений под рубрикой "Пиши правильно!" в учебнике для 5 класса предлагается составить забавные предложения со словарными словами (они выделены курсивом).  Вот что получилось у моих ребят.

Сели мы на табурет, подавайте нам обед.
Вот оно корыто -- и лицо умыто.
Сел на мель -- жуй карамель.
Он солдат -- ему и  шоколад.          
                           (Нина Сергеева, 11 лет.)

Я сидел на табурете,
Карамель держал в руках,
Предвкушая удовольствия,
Весь в заоблачных мечтах
О конфетах и пирожных,
Шоколаде и мороженом,
Восхитительных тортах.
Пышный каравай, и пончики,
И батон, и колбасу --
Кушать их уже не хочется
Ни за что и никогда.

Интересные факты о словах русского языка

1. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии этот корень был переосмыслен[источник?] как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
2. Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед.
3. Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой, а единственное односложное полное причастие — сый.

09 сентября 2012

Лето у бабушки. Ещё одно сочинение

Я думаю, лето -- самое замечательное время года, потому что летом у нас каникулы. Можно куда-нибудь поехать, купаться в речке, играть в разные игры, кататься на роликах и велосипеде.
Летом я  гостил у бабушки в посёлке.  Там тихо, чистый  воздух.  Я каждый день пил свежее молоко. И конечно же,  помогал бабушке: ходил в магазин, в аптеку, носил воду, кормил кур, подметали  мыл полы. Без меня бабуле было бы тяжело.
На каникулах можно  долго гулять, что я и делал. Играл с пацанами в футбол, в войнушку,  в догонялки и в прятки.
Эх! Как быстро пролетело летнее время!
(Даниил Шпаченко, 11 лет).

НЕ: слитно или раздельно?

Интерактивный тест о раздельном/слитном написании НЕ с прилагательными и причастиями ЗДЕСЬ. Рекомендую для тренировки ученикам 8 класса. Они сейчас повторяют это правило.

Коллекция интерактивных схем

ЗДЕСЬ   размещена коллекция интерактивных схем по теме "Согласование  прилагательного с существительным". Можно играючи повторить  грамматическое значение прилагательного.
По этой ССЫЛКЕ  таблица окончаний прилагательных.
Коллекция интерактивных текстов для описания натюрмортов ЗДЕСЬ

Интерактивные загадки

По этой ссылке  коллекция интерактивных загадок по теме "Имя существительное". Очень интересное задание для  учеников 5 класса, которые сейчас повторяют части речи.

08 сентября 2012

Сколько любопытного вокруг!

И ещё одно сочинение  на тему "Как я провёл лето".
Лето -- самое лучшее время года: тепло, солнце ярко светит и не нужно учить уроки. Можно отдыхать, купаться, гулять с друзьями до темноты, кататься на велосипеде сколько сил хватит. И есть много-много мороженого.
Этим летом  мы с  семьёй каждое воскресенье отдыхали за городом. В каких только местах мы не бывали!
Ездили смотреть чудесный цветок лотос в дельте Волги, раскопки  столицы Золотой Орды Сарай-Бату. Там мы посетили музей, в котором видели предметы быта кочевников,   бродили по старому городу, забирались на крепостные стены.

Сочинения о летних впечатлениях

Чёрный ящик
Мой дедушка  разводит пчёл.
Как-то раз он принёс домой чёрный ящик, который похож был на ящик с "Поля чудес" А я подумал: там, наверное, какой-то сюрприз.
Когда дедушка ушёл, я  открыл этот ящик. А оттуда... вылетели пчёлы и давай вокруг меня кружиться. Того гляди ужалят. Я успел забежать в баню и захлопнул дверь.
Вот до чего доводит любопытство!                 
                                                                              (Артём Астафьев, 11 лет).
Настоящий праздник года
Как я люблю лето! Это настоящий праздник года!
Летом в выходные дни я с мамой и друзьями ездил на природу. Петя, Коля и я ловили сачком кузнечиков и бабочек, а потом, с  осторожностью их рассмотрев, отпускали. Я в первый раз ловил удочкой рыбу и поймал несколько рыбёшек. Затем мы развели костёр и варили уху. Когда огонь погас, в углях запекли картошку. Уха и  картошечка были очень вкусные, и все с удовольствием ели приготовленный  обед.
Вечером мы вернулись домой усталые, но радостные и довольные.
  (Максим Львов, 11 лет).
Это сочинения моих пятиклассников, которые они написали  на уроке.

07 сентября 2012

Интеллектуальность стала трендом еще в прошлом году. Постепенно начинается и мода на интеллект

По этой ссылке  статья под названием "Внос мозга" известного журналиста-публициста, поэта, учителя Дмитрия Быкова, опубликованная в газете "Московские новости".
Вот некоторые цитаты из неё.
  • Сегодня повод для оптимизма не надо долго искать: начался учебный год, и впервые за последние пять лет я вижу качественный скачок, революционное изменение студенческого уровня. Это, впрочем, и школьников касается. Мало того, что конкурс в лучшие вузы России доходил в этом году до 60 человек на место, в этом конкурсе действительно отобрали лучших.

06 сентября 2012

Ромашки


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вспомним о критерии Винокура

Правило:
"Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово".
По этой  ссылке можно найти материал, как правильно сделать морфемный разбор слова, используя критерий Г.О Винокура.
Здесь "Заметки  по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.

Н и НН в суффиксах: интерактивный тест

По этой ссылке  интерактивный тест "Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Рекомендую  ученикам 8 б класса для тренировки при повторения орфографии.

05 сентября 2012

Где найти книгу "Радуга для друга"?

По этой ссылке  можно читать онлайн или скачать бесплатно книгу М. Самарского "Радуга для друга", которую я рекомендовала  своим пятиклассникам  прочитать  в течение  ближайшей недели. 
Даю ссылку для того, чтобы облегчить поиски книги. Сегодня мне позвонила мама Ангелины и с огорчением  объявила, что ни в одной библиотеке в нашем микрорайоне  повесть не обнаружилась.

Объявление для родителей 5 а класса

Уважаемые мамы и папы моих пятиклассников!
В субботу, 8 сентября, состоится  классное родительское собрание. Начало собрания в 14 часов. Очень жду встречи с вами со всеми!

Озеро Клумбочка

14. Озеро Клумбочка.
«14. Озеро Клумбочка.» на Яндекс.Фотках
Озеро Клумбочка где-то на Кубани с девясилом на переднем плане. Красиво! Глаз радуется.

04 сентября 2012

Какое окончание в слове СТАТЕЙ?

Здесь содержится ответ-подсказка для  8-классников на вопрос в названии этого сообщения, а также  справочный материал об окончании слова, грамматических значениях окончаний, словах с нулевым окончанием (как слово статей) и словах без окончаний.
А может ли быть окончание  не в конце слова? Может быть. Вот справка из  статьи по указанной ссылке.

Грамматическое значение слова. В помощь 8-классникам

Этот материал  публикую для того, чтобы помочь восьмиклассникам, которые занимаются по учебнику  под редакцией М.В. Панова.
Грамматическое значение – это (формальное) значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово страна имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа; слово написал содержит в себе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.

03 сентября 2012

УМК под ред. В.Я. Коровиной: рабочая программа по литературе для 7 класса

По этой ссылке размещена рабочая программа по литературе для 7 класса по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я.  Коровиной (68 часов в год). 

Совет 1-й родителям пятиклассников

Я приветствую вас, уважаемые родители моего пятого класса! И с ними всех тех, кому мой совет окажется полезным.
Итак, ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ДОМА ЧИТАЮТ  ТЕКСТЫ ПАРАГРАФОВ И УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ ВСЛУХ.
Следите,

  • во-первых, за правильностью произношения слов детьми, 
  • во-вторых, за интонацией, особенно конца предложения, 
  • в-третьих, за выразительностью чтения (выделением ключевых слов -- логическим ударением, громкостью, чёткостью артикуляции звуков).

Помогайте детям  разобраться в значении незнакомых или малознакомых слов. Спрашивайте, понимают ли они, что означает то или иное слово.

А28: смысловая и композиционная целостность текста

                                                                    Для справок
Некоторая теория, посвящённая тексту, уже приводилась в разделе «Для справок» к заданиям типа А7.
Как мы можем увидеть из примеров заданий типа А28, для их выполнения необходимо хорошее владение языком и внимательность, которые невозможно расписать в теории: практика, практика и практика – единственное, что поможет справиться с подобными заданиями.