15 марта 2013

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: интерактивное задание

Напишите сочинение-рассуждение здесь, раскрывая смысл  высказывания известного  лингвиста А. М. Пешковского, который, характеризуя обособленные определения, писал:
«…Согласуемые обособленные члены и группы дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя, в такой же степени её выражения. Это — лёгкое вооружение в отличие от тяжёлого вооружения отдельных придаточных предложений». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из предложенного далее текста.
(1)У самой дороги вспорхнул стрепет. (2)Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька… (3)Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понёсся в сторону, и долго ещё было видно его мельканье… (4)А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чём дело, из травы вылетел коростель. (5)Он летел за ветром, а не против, как все птицы. (6)Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, ни на что не обращая внимания, долбили своими чёрными клювами чёрствую землю. (А. П. Чехов).
Алгоритм-помощник в выполнении этого задания
Как начать сочинение?

Употребление обособленных членов предложения: интерактивные задания

Представлен фрагмент урока.
-- Пройдите по указанной ниже   ссылке и выполните задание под названием «Лингвистический эксперимент».   
Но прежде определите значение слова эксперимент по общему толковому словарю по вот этой  ссылке
Итак, экспериментэто любой опыт, любая попытка, проба что-то проверить, изменить, провести наблюдения. Ваша задача – проделать такую работу с текстом. 
Ссылка на  задание «Лингвистический эксперимент» здесь
Сделайте вывод об изобразительно-выразительных возможностях обособленных членов предложения.
<      >

08 марта 2013

Обособленные обстоятельства: интерактивные задания

Представлен фрагмент урока.
Учащиеся группы 3 представляют результаты своей работы (заполнение таблицы "Обособление обстоятельств" и свой слайд "Обособленные обстоятельства" для презентации). Учащиеся, выбравшие дополнительное домашнее задание демонстрируют созданные ими схемы обособления обстоятельств с помощью сервиса Bubbli.us.

-Посмотрите видео по теме урока. Во время просмотра выполните предложенные задания. 

Результат зафиксируйте в таблице своего продвижения по теме (Интерактивное упражнение 4) ссылка

-- Пройдите по ссылке и выполните онлайн тест «Обособленные второстепенные члены предложения». Результат отразите в таблице своего продвижения по теме (Тест 2)  ссылка.

Домашнее задание.  № 321 (выделение запятыми причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов).
Задание 4 группе
  • создать слайд "Обособленные дополнения" для презентации   ссылка и 
  • заполнить таблицу "Обособление дополнений" ссылка.

05 марта 2013

Обособленные приложения: интерактивные задания

Уроки в 8 б классе по теме "Обособленные члены предложения" проходят с использованием  сервисов  Интернета. Ребята выполняют различные интерактивные упражнения, создают таблицы и презентацию в Документах Гугл, "написали" диктант онлайн. 
Здесь представлен фрагмент урока по теме "Обособленные приложения". Восьмиклассникам предложено выполнить следующие задания.
-- Вспомните, что такое приложение, и с помощью интерактивного правила повторите, как пишутся одиночные приложения. Для этого пройдите по ссылке и выполните задания вариантов 1 и 2.

-- Проверьте себя, хорошо ли вы знаете правило. Для этого выполните задания «Как оформить приложение» ссылка – вариант 1  и ссылка – вариант 2.

-- Прочитайте п. 42 учебника, вернитесь ещё раз к таблице с условиями обособления приложений и выполните проверочный тест «Обособление распространённых приложений»   ссылка по вариантам.  

Результат работы занесите в таблицу продвижения по теме  ссылка.

Домашнее задание. №№  313, 316 (найти приложения и расставить знаки препинания). 
Группа 2 выполняет задания 
1) по ссылке (создание слайда "Обособленные приложения" для презентации) и 
2) по ссылке (заполнение таблицы "Обособление приложений").
Задание по выбору  учащихся: изучите документ «Сервис Bubbl.us. Руководство пользователя» ссылка и попробуйте создать  рисунок-схему по теме следующего урока «Обособление обстоятельств».

27 февраля 2013

Обособленные определения: интерактивные задания

 Запишите название темы и определите свою цель по её освоению. Например так: Моя цель на уроке:  узнать способы выражения и условия  обособления  определений.
Отчёт о выполнении задания 1 группой: представление слайда «Обособленные определения» в коллективной презентации и заполненной таблицы  с перечислением условий обособления определений.
Работа с учебником.
Прочитайте п. 41, отметьте карандашом условия обособления определений, сравните с результатами, представленными в таблице и презентации.
Тренировочные упражнения
  • Зад. № 300 (найти обособленные определения и указать, каким словам они подчинены).
  • Зад. № 301 (перестроить предложения так, чтобы причастный оборот оказался после существительного).
  • Пройдите по ссылке и выполните электронное задание № 1.  Чем выражены обособленные определения в данном  упражнении и каковы условия их обособления? .
  • Пройдите по ссылке и выполните электронное задание № 2. Чем выражены обособленные определения в данных предложения и какие слова они определяют? .
  • Зад. № 308 (обособление несогласованных определений).

24 февраля 2013

Понятие об обособлении: интерактивные задания

Завтра в 8 классе  мы приступаем к изучению  достаточно сложного раздела  -- «Обособленные члены предложения». Тема первого урока «Понятие об обособлении». А что означает слово обособить, обособленный? 
Словарная работа.
Откройте ссылку и ещё одну ссылку   и    найдите значения слов «обособить» и «обособленный». Опираясь на толкования слов, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

Освоение нового материала.
  • Прочитайте п. 40 учебника и выполните задания по группам по ссылке  Определите мелодический рисунок фразы и нарисуйте интонационную схему, то есть обозначьте повышение и понижение тона и паузы.Это очень важно для понимания сути обособления! 
  • Отметьте  признаки, какими обладают обособленные члены предложения. Чем они отличаются от необособленных членов предложения?   
  • Изобразим эти сведения в виде схемы. Введём в схему недостающую информацию. 
Тренировочные упражнения. 
1. Задание № 299 по учебнику (нахождение обособленных членов предложения, определение средств обособления, какое слово поясняет обособленный член предложения).
2. Интерактивное упражнениеПройдите по ссылке и выполните  задание.
3. Попробуйте составить  блок-схему «Обособленные члены предложения», используя сервис Bubbli.us  по ссылке.  На сервисе нужно зарегистрироваться. Руководство пользователя здесь.

Призрачное величие Кремля

Призрачное Величие Кремля....
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла... Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой –
Заветное преданье поколений...
(М. Лермонтов)

23 февраля 2013

Ученикам 8 б класса: анонс

Ребята, ученики моего 8 б класса! Обращаюсь к вам. Со следующей недели я,  наряду с реальными уроками русского языка в вашем классе, буду предлагать вам виртуальные задания. Это тесты онлайн, интерактивный диктант, задания нарисовать плакат, используя сервис Документы гугл, заполнить таблицу, работая в группе, создать коллективную презентацию и кое-что ещё. Своё продвижение по теме вы будете отмечать в Таблице продвижения, которую могут увидеть все желающие. Так что постарайтесь уж, пожалуйста, выполнить задания и после сделать отметку об этом в таблице. Подробно обо всём в понедельник. До встречи.

С Днём защитника Отечества!

15 февраля 2013

Сервис для создания графических схем: очень наглядно



«Волшебные пузырьки» - Bubbl.us – это бесплатный сервис для визуализации информации, работающий в режиме web.  
Адрес в глобальной сети с доменом верхнего уровня – https://bubbl.us/ 
Социальный сервис bubbl.us при условии наличия Интернет позволит достаточно быстро построить графическую схему, не ограничивая пользователя в рабочем пространстве. Созданную схему можно сохранить в формате jpg ,png или html, распечатать или использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на своем сайте или блоге. Этот социальный сервис позволяет совместно редактировать графическую схему, что открывает новые возможности для организации коллективной деятельности в сети.
Руководство пользователя здесь
Мой первый опыт

08 февраля 2013

6 апреля Астрахань напишет Тотальный диктант

Астрахань присоединилась к международной акции «Тотальный диктант», которая пройдет 6 апреля в десятках городов мира. Каждый желающий сможет добровольно написать диктант, проверить свой уровень грамотности и получить консультацию филолога.
Ожидается, что «Тотальный диктант-2013» пройдет в 150-200 городах, включая 30-40 за рубежом. Организаторы планируют, что в диктанте примут участие около 30 тысяч человек.
Единые для всех городов критерии проверки разработает экспертная комиссия при оргкомитете проекта во главе с доктором филологических наук, зав. кафедрой общего и русского языкознания Новосибирского университета Натальей Кошкарёвой. Проверка будет выполняться силами филологов – преподавателей, аспирантов и студентов специализированных кафедр вузов.

03 февраля 2013

300 тысяч просмотров

Триста тысяч просмотров моего блога -- эта цифра преодолена сегодня к вечеру. Существует блог с июня 2010 года.

02 февраля 2013

Конкурс сочинений "Пусть меня научат!" для школьников, изучающих информатику

Издательство "Образование и Информатика" и редакция журнала "Информатика в школе" проводят конкурс творческих работ учащихся "Пусть меня научат!".
Конкурс предоставляет школьникам возможность выразить свое отношение к изучению предмета "Информатика", внести свой вклад в совершенствование его преподавания, а также проявить свой литературный талант. На конкурс могут быть представлены написанные учащимися рассказы, эссе, пьесы, стихи, литературные зарисовки, в которых отражено видение школьниками различных аспектов изучения курса информатики, его проблем и перспектив.

27 января 2013

ГИА: образец сочинения к тесту 13

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Слово может включаться в предложение, только объединившись с другими словами, обладающими лексическим и грамматическим значением. Приведу примеры.
Во-первых, в предложении 8 текста К. Осипова нахожу среди слов: «библиотека», «книги», «ум», казалось бы, не подходящее по смыслу слово «пища». Но, употребленное автором в переносном значении («то, что является источником для чего-либо», в данном случае «источником» для обогащения знаний), оно очень подходит для этого словесного набора и на полных правах «включается» в предложение.

24 января 2013

О сроках проведения ГИА в 2013 году

Письмо № 10-14 от 22.01.2013 Рособрнадзора "О сроках проведения ГИА в 2013 году".
Согласно расписанию, экзамены будут проводиться в следующие дни:
28 мая (вт.) - математика;
31 мая (пт.) - история России, обществознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии;
4 июня (вт.) - русский язык;
7 июня (пт.) - история России, обшествознание, физика, химия, география, биология, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), литература, информатика и информационно-коммуникационные технологии;
11 июня (вт.) - резервный день: математика, история России, география, биология, физика, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
14 июня (пт.) - резервный день: русский язык, обществознание, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии, литература.

21 января 2013

О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации

По этой ссылке  список 100 книг для обязательного внеклассного чтения школьников и рекомендательное письмо по использованию  перечня при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися.
Прим.: в список включены действительно достойные внимания молодого поколения книги. Мне список понравился.

16 января 2013

Условия, при которых придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом (А 6)

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастны оборотом?
1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
Что требуется от выпускников: попытаться заменить в каждом предложении придаточную часть СПП причастным оборотом (например: Машина,(которая промчалась мимо), была серебристого цвета. = Машина, промчавшаяся мимо, была серебристого цвета.) и найти то сложноподчинённое предложение, в котором такая замена невозможна.

15 января 2013

Ссылка на КИМы по русскому языку (ЕГЭ 2013)

Демоверсия ЕГЭ 2013. Русский язык
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г.
Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по русскому языку.

11 января 2013

Деловые бумаги личного характера

Деловые бумаги личного характера имеют как общие, характерные для всех документов официально-делового стиля, так и специфические, присущие только данной разновидности официальных бумаг особенности.
К общим характеристикам относятся: название документа, представленное в виде заголовка (автобиография, заявление, доверенность, расписка, запрос); дата; личная подпись; стандартные речевые обороты (родился в 1988 году, в семье служащих...); формы настоящего и будущего времени глагола с инфинитивом другого глагола, имеющие значение просьбы (прошу сообщить) или предписания (предлагаю сообщить); краткие формы страдательных причастий (мною получен...); полные повествовательные двусоставные предложения с прямым порядком слов (Я,...., доверяю получить...).

09 января 2013

ГИА 2013: сочинение о роли синтаксиса в процессе общения

Образец сочинения  по тексту Л. Пантелеева (вариант 15 из сборника И.П. Цыбулько). 
Известный русский лингвист А.А. Реформатский в одной  из своих работ задаёт вопрос: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения?»   и кратко отвечает: «Это синтаксис». Поразмышляем над этим высказыванием.
В языке есть фонемы, морфемы, слова, однако они не могут образовать собственно высказывания. Мы сообщаем предложениями.  Предложения  составляются из слов.  Как это происходит, изучает  синтаксис. Именно в синтаксисе,  утверждал А.А. Реформатский, возникает момент сообщения, коммуникации. Докажем это на примерах из  текста Л. Пантелеева.
В предложении 1 автор сообщает, где и когда произошёл тот случай, о котором он собирается рассказать.

08 января 2013

Темы сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)