06 августа 2015

Из дальних странствий возвратясь...

Не писала в блог потому, что путешествовала. И не много не мало -- по Европе. А начало было в Волгограде. До Москвы -- места сбора группы-- мы ехали на таком вот комфортабельном автобусе. С двумя водителями, стюардессой, угощением, кинофильмом.
Просторы из окна открывались необозримые. Через всю срединную Россию, считай, проехали. От Волгограда до Москвы -- 1000 километров. Удивительно, но на одной из остановок встретила автобус с паломниками из моего города -- из Астрахани. Они направлялись в Дивеево.

07 июля 2015

"Господа Головлёвы": аргументы к сочинению

Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые  добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены  в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него  в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.

К какому типу читателей ты относишься?

По ссылке ниже можно пройти тест и определить, какой ты читатель. Я прошла и вот что получила.
Ты – читатель вдумчивый!
Чтение для тебя совершенно особенный мир! Ты обожаешь погружаться с головой в интересную книгу, представлять себя на месте героев, помечать что-то на полях, выписывать самые яркие цитаты, долго думать о смысле книги. Возможно, ты ведешь читательский дневник, или оставляешь рецензии на прочитанное на книжных форумах. Практически всегда ты что-то читаешь, а иногда и не одну книгу. Особенно тебе нравится читать в дороге или перед сном, в кровати. Ты не можешь воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Ты ярая сторонница бумажных книг, хотя и признаешь, что новомодные электронные книги очень удобны и позволяют сэкономить. Быть такой прилежной читательницей очень хорошо, так как регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет тебя новой информацией.
Пройти тест: «К какому типа читателей ты относишься?

06 июля 2015

"Отцы и дети": материалы для аргументов в сочинении

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей. Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России  стали называть  конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда "обдумывались и  решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу  молодых публицистов, литераторов, учёных". (Публицист Н.В. Шелгунов).
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.

Не суетитесь!

Почти все, что мы называем жизнью, — это не более, чем бессонница, предсмертная агония, ибо мы утратили привычку отходить ко сну. Мы разучились отключаться, разучились пускать всё на самотек. Мы как попрыгнучики на пружинках – чем больше мечемся, тем труднее снова забраться в коробочку.
                                                               Генри Миллер. "Тропик Козерога"

04 июля 2015

03 июля 2015

А.Н. Островский. "Гроза": аргументы к сочинению

Проблема самодурства, подавления всякого проявления свободы. Персонажи драмы Кабаниха и Дикой -- невежественные злобные люди, которые противостоят всякому проявлению  свободы и появлению духовно свободных людей. Никто не может противоречить самодурам -- они властвуют в жизни, попирая традиции, закон. Кабаниха "исповедует" домострой в самых реакционных его проявлениях. Косность как отрицание всего нового, жизнь, регламентированная  до самых подробных мелочей, -- всё это держится властью Кабанихи.

02 июля 2015

Из интервью с Евгением Водолазкиным: о детских книгах и их влиянии на человека

– Каждого из нас определяют и формируют книги, прочитанные в детстве. Печально, если таких книг и такого важного литературного багажа нет. Что определило вас как человека, как личность, как писателя?
– Это были самые разные книги. Одним из самых важных был и, как ни странно, остаётся роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Это такая маленькая модель жизни.
– Вы имеет в виду вселенское одиночество главного героя?
– Во-первых, одиночество. Во-вторых, это ведь своего рода история блудного сына. Эта книга подчёркивает, что наш путь к истине, если угодно, к Богу и к самому себе очень сложен. В детстве я не понимал всех смыслов «Робинзона Крузо», но интуитивно чувствовал глубину этой книги. Вы знаете, есть такой закон перехода взрослых книг в детскую литературу: «Робинзон Крузо», «Три мушкетёра», «Остров сокровищ» были написаны для взрослых, а стали достоянием детей.

Что такое "литературные дудлы"?

Зарисовки, наброски, почеркушки, словом, дудлы — популярная сегодня форма самовыражения. Рисуя бездумно, мы открываем простор для своего воображения, не ограничивая его ничем.
В альбоме, который авторы посвятили произведениям мировой классики, очень удобно и рисовать, и создавать тексты, проявляя в процессе всю свою фантазию и творческое начало. Издание адресовано, в первую очередь, девочкам 8-12 лет, однако и взрослым любителям играть со словами оно будет интересно.
Под обложкой книги собрались действительно великие мастера - Марк Твен и Редьярд Киплинг, Лев Толстой и Герман Мелвилл,  Уильям Шекспир и Льюис Кэрролл, Джейн Остин и Шарлотта Бронте, Артур Конан Дойль и Брэм Стокер. Все они непременно вдохновят вас на творчество!
Подумайте, что могла бы увидеть в кроличьей норе Алиса и как бы на самом деле выглядел легендарный Моби Дик?

01 июля 2015

И.А. Гончаров. "Обломов": материал для аргументов

Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов".

Проблема поисков смысла жизни, насколько важно иметь жизненную  цель. Обломов, несомненно, лучше и благороднее своих "деятельных" друзей и знакомых. Он не видит цели жизни, не может согласиться с её раздробленностью, с ничтожностью интересов окружающих его людей и страдает от этого. Его волнуют вопросы: куда бежать? Зачем? К чему стремиться? Для чего мучиться всю жизнь? Все эти вопросы возникают и перед Ольгой, и перед Штольцем. Они тоже не могут ответить на них. Светская жизнь бессмысленна и несчастна. 
Известный критик 19 века Н.А. Добролюбов писал: "И всё же обломовщина -- не только черты апатии, лени, инертности, безволия. Прежде всего обломовщина -- это отсутствие высокой цели жизни, обрекающее человека либо на праздное существование, либо на бессмысленную суету".

30 июня 2015

"Берег" Юрия Бондарева: проблема нравственного выбора

Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не родоначальник этого направления, Ю. Бондарев предельно честен в изображении войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег», ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.

(Думаю, что данное произведение можно использовать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и в выпускном сочинении по проблемам: нравственный выбор человека, истинный и мнимый патриотизм, жестокая правда войны... Советую вам, ребята, прочитать этот роман. И наверное, не только с практической целью -- подготовиться к экзамену. Произведение интересно написано и захватывает буквально с первых страниц.)

Аргументы к сочинению: анонс рубрики

В следующем посте будет информация о романе Ю. Бондарева "Берег". Попробую сделать в своём блоге подборку аргументов-ссылок на произведения русской, советской и современной литературы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку и выпускного сочинения. Ярлык к таким материалам: аргументы к сочинению. (Дал бы Бог, чтобы у меня это получилось!)

Человек. Мир. Гнозис

Обнаружила, как мне даже на первый взгляд показалось, интересный ресурс "Человек. Мир. Гнозис".
"Цель проекта предоставить всем ищущим и стремящимся возможность прикоснуться к многовековой мудрости, вновь и вновь приходящей к человечеству в разные периоды и в разных уголках Земли," -- сказано в верхнем посте.
chelovek-mir-gnozis-37а
Добавлю этот сайт  в список сайтов, которые я читаю. "Я знаю, что ничего не знаю". Так Сократ сказал, имея в виду ограниченность человеческого познания. Что ж продолжу самообразовываться и самосовершенствоваться с помощью обнаруженного ресурса.
PS. К сожалению, добавить сайт в список не удалось.

29 июня 2015

Пять лет я с вами. Пять лет моему блогу

Я пропустила очень важную дату в жизни моего блога - 21 июня. Пять лет назад именно 21 июня была сделана первая запись в "Учебнике нашего времени". Изменились первоначальные цель и задачи блога, значительно расширилось его содержание, увеличилось количество  просмотров -- оно движется к полуторамиллионному рубежу. Но блог по-прежнему остаётся образовательным, блогом педагога. А это означает, что я хочу поделиться с читателями тем, что считаю важным прежде всего как учитель. 
Будьте со мной и дальше!

О романе "Марсианин" и ... школьном образовании

Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу  романа  Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что  главная мысль  в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может  пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру,  реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о  целесообразности советской системы образования,  когда  молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не  учили нас и не умели мы  по большей части  эти знания применить на практике...
(Написала, бог весть что! Другой бы учитель литературы  сочинил рецензию по форме и плану.  Всё-таки опубликую сей опус: такие вот мысли меня посетили по прочтении этой "сенсации года").

27 июня 2015

Литературная Россия: музей Н.А. Некрасова в Санкт-Петербурге

Год литературы шагает по стране, а я продолжаю блог литературных путешествий по России. Приглашаю вас, читатели, в Санкт-Петербург, в музей Н.А. Некрасова на пр. Литейном, 36. Музей потрясает... Атмосфера 19 века! Не зря в нём часто снимают кино. В этой квартире Николай Алексеевич Некрасов прожил последние 20 лет – с 1857 по 1877 год. 
Смотреть дальше

25 июня 2015

24 июня 2015

Обществознание: из ответов на ЕГЭ

Обществознание по-прежнему остается одним из самых популярных предметов, которые учащиеся выбирают для сдачи итоговых тестов. Всего же в Иркутской области ЕГЭ проводится по 14 предметам. Самыми массовыми являются экзамены по русскому языку, математике, обществознанию, физике и истории. 21 июня подведены итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию.
По традиции, Телеинформ представляет подборку курьезных высказываний, собранных доцентом кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергеем Шмидтом и его коллегами в ходе проверки выпускных работ по обществознанию в 2015 году. 
О КОНСТИТУЦИИ РФ: ЕСЛИ БЫ ДАНИЛА БАГРОВ ДОЖИЛ, ОН ПОНЯЛ БЫ, ЧТО ПРАВДА В НЕЙ
«Жизни не хватит для того, чтобы прочитать Конституцию России целиком».
«Право на священную неприкосновенность интимной жизни гарантировано российским гражданам Конституцией Российской Федерации».
«Вся правда написана в нашей Конституции. Если бы Данила Багров дожил до наших дней, он сказал бы, что сила не в деньгах, а в Конституции РФ».

Праздник Ивана Купалы у славян

День Ивана Купалы — древний славянский праздник
24 июня. Праздник Ивана Купалы у славян - праздник летнего солнцеворота - солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. 
Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани.

23 июня 2015

Литературная Россия: музей-квартира Александра Блока


Продолжая литературные путешествия по России, приглашаю в музей-квартиру Александра Блока – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Он находится на улице Декабристов (бывшая Офицерская), в доме 57. Здесь прошли последние десять лет жизни поэта. В квартире №21 на четвёртом этаже – мемориальная квартира, в квартире №23 на втором этаже – выставочный зал. Обратите внимание на странную нумерацию. Связано это с тем, что в советское время в доме размещались коммунальные квартиры. В некоторых квартирах и сейчас живут коммунальные соседи. 
Смотреть дальше

22 июня 2015

Видеолекции о русском языке для учеников и учителей. И не только для них

Сайт называется "Глазарий языка" (видимо, от слова глаз). На нём представлены видеолекции по русскому языку. Полезная информация  для учителей, учеников, родителей, студентов и всех, кто интересуется родным языком, хочет узнать о нём больше, совершенствовать свои знания и умения. Девиз этого ресурса, созданного энтузиастами из Петербурга, -- "Образование для всех".
Спасибо  моему заочному другу Светлане Георгиевне Ясинской, которая сообщила об этом сайте в своём блоге "Учитель словесности".
Вот ссылка на "Глазарий".

Интерактивный диктант. Проверь себя по классику

Городской методический центр департамента образования Москвы запустил новый проект "Интерактивный диктант", приуроченный к Году литературы.
На сайте центра (http://dict.mosmetod.ru) желающим предлагается проверить знание русского языка, расставив пропущенные буквы и запятые в текстах великих русских писателей. Сейчас доступны шесть отрывков из произведений Пушкина, Шолохова, Пастернака, Фонвизина, Чехова и Ершова. Новые тексты будут прибавляться к дням рождения классиков. Результаты доступны сразу в режиме онлайн. За время действия сервиса в написании диктантов потренировались уже 29 тысяч москвичей
Диктанты по ссылке

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год)

День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год)
Вечная память павшим героям...
 (Фото: Shutterstock)

Вставай, страна огромная, 
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой темною, 
С проклятою ордой! 
Песня «Священная война». 
Музыка А.Александрова, 
слова В.Лебедева-Кумача

22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России - День памяти и скорби - день
Этот день напоминает нам о всех погибших в боях, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы наше Отечество. Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз, нанеся массированный удар по военным и стратегическим объектам и многим городам. Так началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей, и в которой СССР потерял около 27 миллионов человек, но смог выстоять.

21 июня 2015

Правила жизни Стивена Хокинга

Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, какой у меня IQ. Те, кого это интересует их показатель — просто неудачники. 
ВОЗМОЖНО, я неплох в чем-то. Но я не Эйнштейн.
МОЯ ЦЕЛЬ очень проста. Я хочу понимать вселенную, почему она устроена так, как устроена, и зачем мы здесь. 
Подробно

20 июня 2015

Литературная Россия: музей-квартира Ф.М. Достоевского

Кузнечный переулок, 5 (дом Р. Г. Клинкстрем) в г. Санкт-Петербурге - последний адрес 
Ф. М. Достоевского, его последняя квартира. Представляет собой небольшой комплекс: музей-квартира, три выставочных зала и театр. 
Смотреть дальше