Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 сентября 2023
В школах впервые пройдет классный час по ИИ
18 сентября 2023
О Леониде Николаевиче Андрееве и его книгах
· Баргамот и Гараська, 1898. ...
· Бездна, 1901. ...
· Кусака, 1901. ...
· Жизнь Василия Фивейского, 1903. ...
· Красный смех, 1904. ...
· Иуда Искариот, 1907. ...
· Тьма, 1907. ...
· Жизнь человека, 1907.
· В каком стиле писал Андреев?
· Андреев, Леонид Николаевич
Леонид Андреев
Годы творчества
1889—1919
Направление
экспрессионизм, реализм, символизм, натурализм
Язык произведений
русский
В чем заключается главная особенность творчества Андреева?
Необходимо отметить пристальное внимание Леонида Андреева ко всему, что связано с нравственным потрясением: присутствие или отсутствие страха, преодоление его. В центре его рассказов - страх смерти и страх жизни, а она не менее ужасна, чем смерть. «Маленький человек» испытывает панический ужас перед мирозданием.
Чем увлекался Андреев помимо литературы?
Он настолько увлекся философией, что в 16 лет захотел проверить философские учения о воле Провидения и лег между рельсами перед приближающимся поездом. Еще в гимназии начитался он Шопенгауэра.
О сочинении вообще в школе и везде
«Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрым», — писал Д. С. Лихачев.
Вспомним требования к сочинению1. Соответствие теме.
2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
4. План и логичность, последовательность изложения.
5. Самостоятельность мышления.
6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
7. Общие требования к слогу:
• Точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить, отсутствие в предложении лишних слов);
• Простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
• Образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).
8. Смысловая точность эпиграфов и цитат.
9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.
10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
Идея (главная мысль сочинения) — это ваш ответ на вами поставленный в теме вопрос. Значит, любая тема содержит в себе проблему-вопрос, которую сам пишущий должен увидеть, понять, осмыслить и раскрыть.
Как проверить функциональную грамотность на платформе РЭШ
Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2024
Изменили количество первичных баллов. Раньше за экзамен можно было получить 54 балла, теперь только 50. Потеря каждого первичного балла забирает 2 тестовых.
Скорректировали формулировки в 13 и 14 заданиях. В новых КИМах нужно указать не один, а несколько правильных ответов из предложенных вариантов. Наобум или методом исключения поставить не получится - для этого нужно знать правила.
Изменили систему оценивания 8, 26, 27 заданий. Раньше за 8 задание можно было получить сразу 5 баллов. В прошлом году — 3, а в новых вариантах — всего 2 балла. При этом если обучающийся допустил более 2 ошибок, он получит 0 баллов. В заданиях № 26 и 27 также ужесточили критерии оценивания: получить максимальный балл по этим заданиям станет сложнее.
В критериях оценивания больше нет понятия «однотипная ошибка». Раньше, если экзаменуемый допускал меньше 4 ошибок на одно правило, эти ошибки учитывались как одна. Теперь за каждую будут снимать баллы.
В сочинении (задании №27) выпускник приводит аргументы из историко-культурного, читательского или жизненного опыта.
В кодификатор внесли темы, которые до этого не проверяли, например: словообразование, фразеологизмы, крылатые выражения.
Изменения не критичны, однако за многие задания теперь значительно сложнее получить баллы. Это пугает выпускников, ведь при поступлении в вуз решающим может оказаться даже один балл.
Приглашаем вашего ребенка пройти бесплатный мини-экзамен по русскому языку на основе реальных заданий из ЕГЭ прошлых лет. Мы определим уровень знаний ученика, выявим все пробелы в его знаниях и составим индивидуальный план подготовки к ЕГЭ 2024 с учетом всех изменений!
Пройти мини-экзамен и получить план подготовки к ЕГЭ 2024 можно по кнопке ниже:
17 сентября 2023
День программиста
Уникальные случаи использования нейросетей
16 сентября 2023
Определён автор Тотального диктанта -- 2024
Тотальный диктант – 2024 пройдёт по всему миру 20 апреля. Мы будем писать и проверять текст, который сочинила российская писательница Анна Матвеева, многократный финалист премий «Большая книга». |
15 сентября 2023
Какой звук обозначала буква Ѣ?
14 сентября 2023
Описание картины Павла Корина «Александр Невский»
Триптих -- это композиция из трёх картин или рисунков с общим замыслом, темой.
В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.
Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.
А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pavla-korina-aleksandr-nevskij/
13 сентября 2023
Анализ повести А.И. Куприна "Олеся"
В ранней прозе Куприна особое место занимает повесть «Олеся», которую первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.
Александр Куприн: обзор интернет-ресурсов
Можно найти ссылки на статьи о Куприне, а также о его творчестве.
https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/kuprin-aleksandr-ivanovich - краткую биографию писателя можно найти на сайте «Энциклопедия Кругосвет» (универсальная научно-популярная энциклопедия).
http://www.epwr.ru/quotauthor/227/ - полная биография писателя дополняется фотографиями разных лет, автографом писателя, интересными фактами из жизни. Представлен список произведений писателя, экранизаций.
http://www.bibliotekar.ru/rusKuprin/index.htm - электронная библиотека bibliotekar.ru – представляет биографию А.И. Куприна, а также полнотекстовый вариант некоторых его рассказов, а также повестей «Олеся» и «Гранатовый браслет».
http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kuprin_ai.php - сайт проекта «Хронос: всемирная история в интернете» представляет основные даты жизни А.И. Куприна, фотографию писателя и его жены, а также ссылки на биографические материалы, находящиеся на других сайтах.
http://my-miir.ru/dostoprimechatelnosti/dom-muzej-kuprina.html - Дом-музей Куприна в г. Пенза.
Аудиокниги:
https://www.youtube.com/watch?v=uN5Wv8-XIBA – «Белый пудель»
Александр Иванович Куприн* биография и творчество
12 сентября 2023
Легендарный герой Земли Русской Иван Сусанин
По ссылке презентация о подвиге Ивана Сусанина, описанном в стихотворении С. Маркова и О. Ильиной.
Вопросы по теме урока, составленные искусственным интеллектом
1. Кто был Иван Сусанин, и почему его подвиг считается героическим?2. Какие события привели к тому, что Иван Сусанин стал героем России?
3. В чем состоял подвиг Ивана Сусанина во время Смутного времени?
4. Какие качества характера помогли Сусанину выполнить свою миссию?
5. Какое значение имела его жертва для спасения царя Михаила Романова?
6. Какое влияние оказал подвиг Ивана Сусанина на историю России?
7. Какие уроки можно извлечь из истории Ивана Сусанина, которые могут быть актуальными и в наше время?
8. Какие памятники и мероприятия связаны с памятью о Иване Сусанине в России?
9. Какие источники информации о подвиге Ивана Сусанина доступны для изучения?
Как Иван Сусанин спас царя и всё русское государство
Считается, что 30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью ради спасения русского государства в тяжёлый период Смуты.
Весной 1613 года в селе Домнино Костромского уезда находился юный царь Михаил Фёдорович со своей матерью. В один из дней вблизи села оказался военный польско-литовский отряд — с ним и повстречался Сусанин.
Интервенты хотели узнать у него, где находится Романов. По основной версии, Иван Сусанин хитростью увёл их в противоположную от Домнина сторону, при этом отправив своего зятя Богдана Сабинина предупредить государя об опасности. Михаил Фёдорович с матерью бежали и спаслись в Ипатьевском монастыре. А поляки, увлекаемые Сусаниным в болота, вскоре догадались об обмане: они подвергли его жестоким пыткам и убили.
Как решать задание 8 в ЕГЭ по русскому языку. Лайфаки
Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023
В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.
11 сентября 2023
Рассказ И.А. Бунина "Тёмные аллеи"
Рассказ «Тёмные аллеи» написан в традициях литературного направления неореализм. Главная тема как рассказа, так и всего цикла, — любовь, её светлые и тёмные стороны.