Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
25 декабря 2023
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Трудности ЕГЭ п о русскому языку. Задание 13. Правописание НЕ и НИ
В задании под номером 13 ЕГЭ ученикам предлагается выбрать предложение, в котором слово с НЕ пишется определённым образом (слитно или раздельно). За правильное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Советуем ознакомиться с приведенной ниже теорией.
Алгоритм выполнения задания №13 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Определите часть речи выделенного слова и вспомните подходящее правило. Не забывайте об исключениях.
- Раскройте скобки в соответствии с нормами правописания русского языка.
- Запишите в ответ выбранное слово без пробелов.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Двенадцатое задание ЕГЭ по русскому языку может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения; для этого нужно верно вставить букву в окончание глагола или суффикс причастия и выписать его. Давайте рассмотрим теорию, полезную для подготовки к этому экзаменационному заданию.
Алгоритм выполнения задания № 12 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Найдите глаголы и определите их спряжение, поставив в неопределенную форму. Посмотрите, какая гласная пишется в личном окончании каждого глагола. Не забываем об исключениях!
- Найдите причастия, определите их время и залог. Посмотрите, какая гласная пишется в суффиксе каждого причастия.
- Запишите правильный ответ.k
Теория к заданию №12 ЕГЭ по русскому языку
Гласные в безударных окончаниях глаголов
В личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени в первом спряжении пишутся гласные «е, у (ю)», а во втором – «и, а(я)». Например: имеешь, смотрит.
В личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения повелительного наклонения пишем букву И: крикни, крикните; вытри – вытрите; держи – держите.
Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов:
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Определите часть речи.
Вставьте пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с правилами. Не забывайте об исключениях.
Запишите правильный ответ.
Внимание: в ответе может быть от 2 до 4 цифр!
Теория к заданию №11 ЕГЭ по русскому языку
- суффиксы имен прилагательных
Трудности ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок
Алгоритм выполнения задания
Вставляем все пропущенные буквы в предложенных словах в соответствии с правилами правописания приставок и смотрим, где во всех трёх словах одна и та же буква.
Записываем ответ. Помним, что должно быть не менее двух правильных рядов.
Теория к заданию №10 ЕГЭ по русскому языку
- неизменяемые приставки
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Правописание корней
- Внимательно прочитайте задание.
- Поставьте ударение в каждом слове.
- Выделите корни в каждом слове. Это обязательное условие. От того, сделаете ли вы это и насколько правильно, будет зависеть результат.
- Определите, какая гласная содержится в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.
- В зависимости от того, что необходимо обнаружить, исключите те варианты, где даже одно слово не подходит для нашего правила. Помните, что можно столкнуться с омонимичными корнями, которые относятся к разным правилам (м…ровой — проверяется словом «мир», это безударная проверяемая гласная, а слово ум…рать имеет чередующийся корень, и написание гласной в корне зависит от суффикса А).
- Запишите ответ. Не забывайте, что верных ответов должно быть как минимум два.
Важно! В корне слова может быть несколько безударных гласных, если хотя бы одна подходит данным в задании критериям, это слово включаем в вариант ответа.
Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку
- безударная чередующаяся гласная
Это один из лёгких вариантов, ведь корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Наша задача не столько запомнить правила употребления, сколько сами чередующиеся корни. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
- проверяемая безударная гласная
24 декабря 2023
Как юные дочери Юлии Пересильд делают карьеру и что возмущает их отца Алексея Учителя
Тайный роман молодой актрисы, который так и не закончился браком, но подарил ей двух дочерей
Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/221223/58505/
Неправильное построение предложения с косвенной речью. Задание 8
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.
Подробное описание правила по ссылке
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Задание 8
Неправильное употребление падежной формы существительного. Задание 8
Взамен кого? чего? – р.п.
Вследствие чего? – р.п.
Благодаря кому? чему? – д.п.
Вопреки чему? – д.п.
Вслед кому? чему? – д.п.
Навстречу кому? чему? – д.п. Не путать с предложно-падежной формой существительного с предлогом: на встречу (с кем? с чем?). Кстати, падеж подсказывает нам в первую очередь, слитно или раздельно это нужно писать.
Наперекор кому? чему? – д.п.
Наперерез кому? чему? – д.п.
Согласно чему? – д.п.
По (в значении «после») чём? – п.п. Запомните: по прибытии, по приезде, по завершении, по возвращении, по прилете, по истечении и т.п.
Встречаются также «проблемные» словосочетания, содержащие предлог. В случае сомнений их следует проверять по специальным словарям, отражающим нормы управления:
Словарь сочетаемости слов русского языка https://yadi.sk/i/ibJRrgA6NFlOSg
Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник https://yadi.sk/i/AciAD5UdcrX31A
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка https://yadi.sk/i/tZQQDbWqyM9TaA
Лазуткина Е.М. Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка (электронного документа у нас пока нет, можно купить бумажную книгу).
Из встретившихся нам заданий:
Уверенность в ком? в чем? – п.п. (в силах).
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
Оплатить что-то
Признаться в чем-то
Уделять внимание чему-то
Поражаться чему-то
Упрекать в чем-то
Напоминать что-то
Отзыв о чем-то
Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
Когда приложение выражено именем собственным, заключенным в кавычки, и зависит от слова – родового понятия, оно должно быть несогласованным, то есть поставленным в форму именительного падежа. Помните, что приложение обязательно должно к чему-то «прикладываться»: например, название «Война и мир» «прикладывается» к слову роман. Если в предложении нет слова роман, то не нужно и делать «Войну и мир» приложением, это будет какой-то другой член предложения.
Ошибка в задании ЕГЭ № 8, связанная с несогласованным приложением, только одного типа. Приложение пытаются упорно согласовать с главным словом:
В повести А.С. Пушкина «Дубровском» (правильно: «Дубровский») изображены картины крепостного прошлого России.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
– общее дополнение к сказуемым, от которых нельзя задать один и тот же вопрос;
– неправильное употребление двойного союза:
· неправильный выбор месторасположения части двойного союза
Двойной союз – это такой союз, части которого находятся в разных позициях в предложении. Когда мы соединяем таким союзом однородные члены, необходимо следить за тем, чтобы каждая из частей двойного союза находилась непосредственно перед одним из однородных членов предложения. Ошибка данного типа связана с непониманием этого требования, или с небрежностью, или со спешкой. Как правило, неправильно выбрано место для первой части союза: ее употребляют слишком рано, «не дождавшись» нужного слова, либо, наоборот, слишком поздно.
Ошибки, касающиеся только второстепенных членов предложения
– попытка использовать общий предлог, подходящий не ко всем однородным членам;
– употребление логически несовместимых понятий в ряду однородных членов;
– несочетаемость одного из двух однородных подлежащих со сказуемым;
– объединение в одном ряду видовых и родовых понятий вместо употребления обобщающего слова;
– попытка сделать однородными членами разные элементы:
· неподходящие друг к другу части речи
Подробно по ссылке
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом:
Деепричастие всегда должно быть «обратимым» – его мы можем переделать обратно в глагол, от которого оно образовалось. Если в каком-то предложении это сделать не получается или если получается ошибка по содержанию – т.е. написано оказывается не то, что имел в виду автор, то деепричастие в этом предложении употреблено неправильно.
В односоставном предложении без подлежащего в большинстве случаев деепричастие употреблять нельзя, потому что деепричастие обозначает дополнительное активное действие в дополнению к основному, названному глаголом. Но есть исключения, при которых деепричастие в односоставном предложении допустимо: это предложения, в которых говорится о возможности / необходимости что-то сделать или употреблен инфинитив в составе сказуемого (безличные), или определенно-личные с глаголом-сказуемым в повелительном наклонении.
Предложения с грамматической ошибкой:
Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.
Отказываясь от проведения эксперимента, ему было грустно.
В таких односоставных предложениях употребить деепричастие можно:
Сдавая работу, следует её тщательно проверить. (безличное, в котором говорится о необходимости действия).
Гуляя по осеннему лесу, приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы (просто безличное с инфинитивом в составе сказуемого).
Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта (повелительное наклонение, определенно-личное односоставное предложение).
– употребление деепричастного оборота вместо причастного
Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.
Взяв – деепричастие, а должно быть причастие – перед Иваном Грозным (каким?) взявшим.
Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.
Аналогичный случай: меняем деепричастие на причастие – водителя (какого?) находящегося.
– несовпадение действующих лиц
Давайте не будем забывать о том, что деепричастие (за редкими исключениями) обозначает активное действие того лица, которое названо в подлежащем. Если оно обозначает чье-то еще действие, то есть действие того, кто назван во второстепенных членах, или того, кто вообще не назван, – предложение составлено неверно, и деепричастная конструкция употреблена неверно. Исправить предложение можно следующими способами:
1) Заменить деепричастный оборот на придаточное предложение. В ряде случаев потребуется также добавление подлежащего в придаточное и/или перенос некоторых слов из главного в придаточное.
Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться – Когда мы занимаемся определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину. – Если будет найдена чужая вещь, она будет немедленно возвращена её хозяину.
2) Определить главное лицо или главный предмет, действие которого обозначает деепричастие, и изменить предложение таким образом, чтобы действующее лицо (предмет) стало подлежащим, а не второстепенным членом. То, что было подлежащим, напротив, станет второстепенным членом. Таким образом, подлежащее и второстепенный член, называющий действующее лицо, меняются местами.
Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. – Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.
Изменив название пьесы, директором театра была подготовлена новая афиша. – Изменив название пьесы, директор театра подготовил новую афишу.
3) Можно также переделать деепричастный оборот не в придаточное, а в еще одно самостоятельное предложение:
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
Причастие является в предложении согласованным определением. Это значит, что у него есть определяемое слово – то есть главное слово, вместе с которым оно составляет словосочетание со связью согласование. От определяемого слова нужно задать вопрос какой? в нужной форме числа, рода и падежа.
В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг – допустимые формы: прочитавший (прош.вр. сов.) или читающий (наст.вр. несов.). В этом предложении по содержанию подходит форма совершенного вида прочитавший.
– нарушение «непроницаемости» оборота: попадание внутрь определительного оборота лишних слов, которые к нему не относятся (в том числе главного слова)
Возможно, вы при подчеркивании членов предложения отделяли определительный (причастный) или иной оборот вертикальными чертами. Задумайтесь над тем, что они символизируют. Обособленный оборот – это «нарушитель», которого мы изолируем от остальных членов «общества», то есть предложения. И в эту «компанию» не должны попасть «невиновные» – слова, которые к обороту не относятся, не зависят от его главного слова. Даже если определительный оборот не обособляется. Зачастую внутрь оборота попадает слово, от которого он зависит. Давайте исправим эти грамматические ошибки в предложениях и постараемся сами их не допускать в речи.
Если ошибки не видно, помните, что нужно сделать? Разберите предложение полностью и в правильном порядке – от главных членов к второстепенным, от уже подчеркнутых к еще не подчеркнутым, можно также ставить стрелки от главных слов к зависимым и вычленять отдельные словосочетания.
| Направляемых студентов на практику | необходимо хорошо подготовить теоретически.
Два варианта исправления: Направляемых на практику студентов… / Студентов, направляемых на практику,…
– неудачный выбор места причастного оборота в предложении
Причастный оборот должен быть непосредственно до или после главного слова, в противном случае может возникнуть двусмысленность или недопонимание. Приемы проверки при такой разновидности ошибки аналогичны.
Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Для успешного выполнения этого задания необходимо понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит; уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение; находить однородные члены и двойные союзы; определять подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи; знать глагольное управление и предложно-падежное управление. В это поможет представленный ниже теоретический материал.
Алгоритм выполнения задания № 8 ЕГЭ:
-- Начните работу с простых вариантов по словам-подсказкам: название в кавычках, причастие, деепричастие, существительное с предлогом.
-- Определите конструкцию с ошибкой, найдите описание ошибки в левой колонке.
-- Запишите ответ в таблицу под нужной буквой.
-- Продолжите работу.
23 декабря 2023
«Хлюпая, уполз в свою нору»: как устроился в эмиграции писатель Акунин, книги которого запретили в России
Источник https://kulturologia.ru/blogs/221223/58569/
Писатели по фамилии Толстой: сколько их было и родственники ли они Льву Николаевичу
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных.
Окончания существительных множественного числа родительного падежа
В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:
- много ананасов, бананов, лимонов, томатов.
В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:
- много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.
Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:
- много болгар, бурят, грузин, румын, татар
Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:
- гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат
Важно запомнить: много саперов
22 декабря 2023
Почему языки разные, а знаки препинания - одни и те же?
Длительное время знаки препинания отсутствовали в письменности вообще. Затем появились элементарные символы, которые не имели ничего общего с современной системой пунктуации. Считается, что современный вид она обрела ближе к концу XV века.
По мере развития письменности и книгопечатания, система знаков препинания стала более устоявшейся и стандартизированной. Итальянский издатель Альдо Мануций оказал большое влияние на развитие книгопечатания и пунктуации в конце XV века.
Интересно, что семья Мануций (или Мануцио) более 100 лет имела издательство, а Альдо стал известен во всем мире благодаря тому, что ввел некий стандарт для знаков препинания, который использовал в книгах. Известно, что Европа оказывала значительное культурное влияние, распространяя книги по всему миру. Это и стало причиной того, что другие народы переняли систему пунктуации для использования в своей письменности. Однако даже сейчас есть языки, в которых используются другие знаки препинания или используют стандартные знаки в особенных контекстах.
Вот некоторые примеры таких оригинальных примеров.
Японский. Японский язык использует кавычки типа 「」(или «» в более западных текстах), а не обычные кавычки. Они используются для выделения прямой речи или слов, которые нужно особо выделить.
Китайский. Китайский также использует свои собственные знаки препинания, такие как 、 (запятая, в другую сторону) и 。(точка, пустая внутри), их функции схожи с аналогичными знаками в других языках, но их вид может отличаться.
Греческий. Греческий имеет свои собственные знаки препинания, такие как· (указание на местоположение ударения) и ; (средний знак термина).
Арабский. Арабский язык использует свои собственные знаки препинания, которые могут выглядеть непривычно для носителей латинского алфавита.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Лексические нормы
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
ТИП ЛЕКСИЧЕСКОЙ ОШИБКИ
Неточное использование фразеологизмов Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»
Неразличение оттенков значения паронимов Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный). Длительный день утомил меня.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы Плеоназмы - словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова. главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) повторение однокоренных или одинаковых слов организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение
Ошибки в использовании синонимов Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.) Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).
Неверное употребление антонимов и омонимов Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.). Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Алгоритм выполнения задания № 6 ЕГЭ:
Внимательно читаем предложение: ищем паронимы, плеоназмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, многозначные слова.
Ищем ошибку в употреблении лексической единицы.
Записываем правильный ответ.
Задание ER0621RОтредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением)
Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.
Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку
Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.
Составим предложения:
- Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
- Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.
Как видно, значения этих слов абсолютно разные. При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.
Важно! Своё значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: искусный оратор – искусственный мех. На основе таких примеров вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.Алгоритм выполнения задания № 4 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте все предложения.
- Подберите к выделенным словам (паронимам) их пары (например, болотистый – болотный). Вспомните значения каждого из слов паронимической пары. При замене паронима его парой предложение утратило смысл? Если да, то ответ верный.
- Отбросьте те варианты, которые не требуют замены паронима. Выберите только тот вариант, в котором пароним нужно исправить.
- Найдите ошибку и запишите в ответ исправленный вариант паронима.
Словарь паронимов для ЕГЭ по Русскому языку ссылка
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):
- включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
- звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
- облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
- укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
- одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
- вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
- приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
- щемить – щемИт;
- накрениться – накренИт.
Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться.
В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:
- бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА
Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» — ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:
- занятА, созданА, снятА, заселенА
21 декабря 2023
Какое «универсальное» слово понимают без перевода все люди на Земле?
Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Стилистический анализ текста
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Алгоритм выполнения задания
1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Читать нужно не механически, а вдумчиво. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.
2. ДО чтения вариантов ответов отвечаем на вопросы: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Вопросы по содержанию обязательно встречаются в задании. Кроме того, это отличная тренировка для работы над №27, то есть над сочинением ЕГЭ.
3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль стоит особняком и в тренировочных КИМах не встречается. Подробнее обо всех стилях и их особенностях см по ссылке в Тьюторсе.
4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.