25 декабря 2023

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

За правильное выполнение четырнадцатого задания ЕГЭ по русскому языку выпускники могут получить один первичный балл. Для этого нужно выписать из предложения два слова, которые пишутся слитно, раздельно или через дефис. Чтобы ответить верно, нужно знать правила написания союзов, частиц, предлогов, местоимений, сложных имён существительных и прилагательных, наречий и союзных сочетаний. Важно уметь различать значения омонимичных слов, в чем поможет приведенный ниже теоретический материал.
Читать далее

Трудности ЕГЭ п о русскому языку. Задание 13. Правописание НЕ и НИ

 В задании под номером 13 ЕГЭ ученикам предлагается выбрать предложение, в котором слово с НЕ пишется определённым образом (слитно или раздельно). За правильное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Советуем ознакомиться с приведенной ниже теорией.

Алгоритм выполнения задания №13 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Определите часть речи выделенного слова и вспомните подходящее правило. Не забывайте об исключениях.
  3. Раскройте скобки в соответствии с нормами правописания русского языка.
  4. Запишите в ответ выбранное слово без пробелов.

Теория к заданию №13 ЕГЭ по русскому языку

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 Двенадцатое задание ЕГЭ по русскому языку может принести один первичный балл в случае его правильного выполнения; для этого нужно верно вставить букву в окончание глагола или суффикс причастия и выписать его. Давайте рассмотрим теорию, полезную для подготовки к этому экзаменационному заданию.

Алгоритм выполнения задания № 12 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Найдите глаголы и определите их спряжение, поставив в неопределенную форму. Посмотрите, какая гласная пишется в личном окончании каждого глагола. Не забываем об исключениях!
  3. Найдите причастия, определите их время и залог. Посмотрите, какая гласная пишется в суффиксе каждого причастия.
  4. Запишите правильный ответ.k

Теория к заданию №12 ЕГЭ по русскому языку

Гласные в безударных окончаниях глаголов

В личных окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени в первом спряжении пишутся гласные «е, у (ю)», а во втором – «и, а(я)». Например: имеешь, смотрит.

В личных окончаниях глаголов первого и второго спряжения повелительного наклонения пишем букву И: крикни, крикните; вытри – вытрите; держи – держите.

Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов:

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

В задании №11 ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагается указать ряд слов, на месте пропуска в которых пишется одна и та же буква. За верное выполнение этого задания можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, чтобы быть уверенными в своих силах.
Алгоритм выполнения задания № 11 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание.
Определите часть речи.
Вставьте пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с правилами. Не забывайте об исключениях.
Запишите правильный ответ.

Внимание: в ответе может быть от 2 до 4 цифр!

Теория к заданию №11 ЕГЭ по русскому языку

  • суффиксы имен прилагательных

Трудности ЕГЭ. Задание 10. Правописание приставок

Десятое задание в ЕГЭ по русскому нацелено на проверку знаний выпускников в области правописания приставок. Из пяти приведенных вариантов – сочетаний трёх слов с пропущенной буквой – нужно выбрать не менее двух, в которых все слова соответствуют указанному в задании условию – то есть в которых пропущена одинаковая буква. За это можно получить один первичный балл. Давайте повторим теорию, связанную с правописанием приставок в русском языке.

Алгоритм выполнения задания  
Наша задача – найти ряды, где во всех трёх словах пишется одна и та же буква. Соответственно, достаточно двух разных букв в словах одного ряда, чтобы отказаться от этого варианта и перейти к следующему.
Вставляем все пропущенные буквы в предложенных словах в соответствии с правилами правописания приставок и смотрим, где во всех трёх словах одна и та же буква.
Записываем ответ. Помним, что должно быть не менее двух правильных рядов.

Теория к заданию №10 ЕГЭ по русскому языку

  • неизменяемые приставки

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Правописание корней

Девятое задание ЕГЭ по русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти ряды слов, в которых пропущенная гласная соответствует одному и тому же правилу. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах девятого задания ЕГЭ. Это задание намного легче, чем кажется, если при выполнении пользоваться методом исключения.

Алгоритм выполнения задания №9 ЕГЭ:
  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Поставьте ударение в каждом слове.
  3. Выделите корни в каждом слове. Это обязательное условие. От того, сделаете ли вы это и насколько правильно, будет зависеть результат.
  4. Определите, какая гласная содержится в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.
  5. В зависимости от того, что необходимо обнаружить, исключите те варианты, где даже одно слово не подходит для нашего правила. Помните, что можно столкнуться с омонимичными корнями, которые относятся к разным правилам (м…ровой — проверяется словом «мир», это безударная проверяемая гласная, а слово ум…рать имеет чередующийся корень, и написание гласной в корне зависит от суффикса А).
  6. Запишите ответ. Не забывайте, что верных ответов должно быть как минимум два.

Важно! В корне слова может быть несколько безударных гласных, если хотя бы одна подходит данным в задании критериям, это слово включаем в вариант ответа.

Теория к заданию №9 ЕГЭ по русскому языку

  • безударная чередующаяся гласная

Это один из лёгких вариантов, ведь корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Наша задача не столько запомнить правила употребления, сколько сами чередующиеся корни. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

безударная чередующаяся гласная

  • проверяемая безударная гласная

24 декабря 2023

Как юные дочери Юлии Пересильд делают карьеру и что возмущает их отца Алексея Учителя

 Источник

Кажется, не так давно о тайном романе актрисы Юлии Пересильд и режиссера Алексея Учителя судачила вся Россия, и вот уже подросшие дочери звездной пары начали покорять кино Олимп, демонстрируя свой талант, унаследованный от родителей. И хотя родители по мере возможности стараются уберечь девочек от публичности, их имена уже хорошо известны в светской тусовке.

Тайный роман молодой актрисы, который так и не закончился браком, но подарил ей двух дочерей
Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/221223/58505/

Неправильное построение предложения с косвенной речью. Задание 8

 Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.

Подробное описание правила по ссылк
е

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Задание 8

Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» — в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
Подробное правило по ссылке

Неправильное употребление падежной формы существительного. Задание 8

Чтобы находить ошибки такого типа и избегать их при самостоятельном построении речи, необходимо запомнить, с какими падежными формами употребляются предлоги:

Взамен кого? чего? – р.п.

Вследствие чего? – р.п.

Благодаря кому? чему? – д.п.

Вопреки чему? – д.п.

Вслед кому? чему? – д.п.

Навстречу кому? чему? – д.п
. Не путать с предложно-падежной формой существительного с предлогом: на встречу (с кем? с чем?). Кстати, падеж подсказывает нам в первую очередь, слитно или раздельно это нужно писать.

Наперекор кому? чему? – д.п.

Наперерез кому? чему? – д.п.

Согласно чему? – д.п.

По (в значении «после») чём? – п.п. Запомните: по прибытии, по приезде, по завершении, по возвращении, по прилете, по истечении и т.п.

Встречаются также «проблемные» словосочетания, содержащие предлог. В случае сомнений их следует проверять по специальным словарям, отражающим нормы управления:

Словарь сочетаемости слов русского языка https://yadi.sk/i/ibJRrgA6NFlOSg

Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник https://yadi.sk/i/AciAD5UdcrX31A

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка https://yadi.sk/i/tZQQDbWqyM9TaA

Лазуткина Е.М. Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка (электронного документа у нас пока нет, можно купить бумажную книгу).

Из встретившихся нам заданий:

Уверенность в ком? в чем? – п.п. (в силах).

Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.

Также нужно запомнить фразы:
Указывать на что-то
Оплатить что-то
Признаться в чем-то
Уделять внимание чему-то
Поражаться чему-то
Упрекать в чем-то
Напоминать что-то
Отзыв о чем-то

Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

Наше определение приложения: это разновидность определения, поясняющая, кем именно или чем именно является предмет.

Когда приложение выражено именем собственным, заключенным в кавычки, и зависит от слова – родового понятия, оно должно быть несогласованным, то есть поставленным в форму именительного падежа. Помните, что приложение обязательно должно к чему-то «прикладываться»: например, название «Война и мир» «прикладывается» к слову роман. Если в предложении нет слова роман, то не нужно и делать «Войну и мир» приложением, это будет какой-то другой член предложения.

Ошибка в задании ЕГЭ № 8, связанная с несогласованным приложением, только одного типа. Приложение пытаются упорно согласовать с главным словом:

В повести А.С. Пушкина «Дубровском» (правильно: «Дубровский») изображены картины крепостного прошлого России.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки, касающиеся как главных, так и второстепенных членов предложения

– общее дополнение к сказуемым, от которых нельзя задать один и тот же вопрос;

– неправильное употребление двойного союза:

· неправильный выбор месторасположения части двойного союза
Двойной союз – это такой союз, части которого находятся в разных позициях в предложении. Когда мы соединяем таким союзом однородные члены, необходимо следить за тем, чтобы каждая из частей двойного союза находилась непосредственно перед одним из однородных членов предложения. Ошибка данного типа связана с непониманием этого требования, или с небрежностью, или со спешкой. Как правило, неправильно выбрано место для первой части союза: ее употребляют слишком рано, «не дождавшись» нужного слова, либо, наоборот, слишком поздно.

Ошибки, касающиеся только второстепенных членов предложения

– попытка использовать общий предлог, подходящий не ко всем однородным членам;

– употребление логически несовместимых понятий в ряду однородных членов;

– несочетаемость одного из двух однородных подлежащих со сказуемым;

– объединение в одном ряду видовых и родовых понятий вместо употребления обобщающего слова;

– попытка сделать однородными членами разные элементы:

· неподходящие друг к другу части речи


Подробно по ссылке

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом:

– употребление деепричастия в таком предложении, в котором это невозможно

Деепричастие всегда должно быть «обратимым» – его мы можем переделать обратно в глагол, от которого оно образовалось. Если в каком-то предложении это сделать не получается или если получается ошибка по содержанию – т.е. написано оказывается не то, что имел в виду автор, то деепричастие в этом предложении употреблено неправильно.

В односоставном предложении без подлежащего в большинстве случаев деепричастие употреблять нельзя, потому что деепричастие обозначает дополнительное активное действие в дополнению к основному, названному глаголом. Но есть исключения, при которых деепричастие в односоставном предложении допустимо: это предложения, в которых говорится о возможности / необходимости что-то сделать или употреблен инфинитив в составе сказуемого (безличные), или определенно-личные с глаголом-сказуемым в повелительном наклонении.

Предложения с грамматической ошибкой:
Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.
Отказываясь от проведения эксперимента, ему было грустно.


В таких односоставных предложениях употребить деепричастие можно:
Сдавая работу, следует её тщательно проверить. (безличное, в котором говорится о необходимости действия).
Гуляя по осеннему лесу, приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы (просто безличное с инфинитивом в составе сказуемого).
Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта (повелительное наклонение, определенно-личное односоставное предложение).


– употребление деепричастного оборота вместо причастного

Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

Взяв – деепричастие, а должно быть причастие – перед Иваном Грозным (каким?) взявшим.

Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.

Аналогичный случай: меняем деепричастие на причастие – водителя (какого?) находящегося.

– несовпадение действующих лиц

Давайте не будем забывать о том, что деепричастие (за редкими исключениями) обозначает активное действие того лица, которое названо в подлежащем. Если оно обозначает чье-то еще действие, то есть действие того, кто назван во второстепенных членах, или того, кто вообще не назван, – предложение составлено неверно, и деепричастная конструкция употреблена неверно. Исправить предложение можно следующими способами:

1) Заменить деепричастный оборот на придаточное предложение. В ряде случаев потребуется также добавление подлежащего в придаточное и/или перенос некоторых слов из главного в придаточное.

Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться – Когда мы занимаемся определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

Найдя чужую вещь, она немедленно возвращается её хозяину. – Если будет найдена чужая вещь, она будет немедленно возвращена её хозяину.

2) Определить главное лицо или главный предмет, действие которого обозначает деепричастие, и изменить предложение таким образом, чтобы действующее лицо (предмет) стало подлежащим, а не второстепенным членом. То, что было подлежащим, напротив, станет второстепенным членом. Таким образом, подлежащее и второстепенный член, называющий действующее лицо, меняются местами.

Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. – Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.

Изменив название пьесы, директором театра была подготовлена новая афиша. – Изменив название пьесы, директор театра подготовил новую афишу.

3) Можно также переделать деепричастный оборот не в придаточное, а в еще одно самостоятельное предложение:

Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций – Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, но никаких полезных рекомендаций не давалось.
Источник

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом:

– неправильная форма причастия
· неправильное согласование формы причастия с формой главного слова

Причастие является в предложении согласованным определением. Это значит, что у него есть определяемое слово – то есть главное слово, вместе с которым оно составляет словосочетание со связью согласование. От определяемого слова нужно задать вопрос какой? в нужной форме числа, рода и падежа.

В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг – допустимые формы: прочитавший (прош.вр. сов.) или читающий (наст.вр. несов.). В этом предложении по содержанию подходит форма совершенного вида прочитавший.

– нарушение «непроницаемости» оборота: попадание внутрь определительного оборота лишних слов, которые к нему не относятся (в том числе главного слова)

Возможно, вы при подчеркивании членов предложения отделяли определительный (причастный) или иной оборот вертикальными чертами. Задумайтесь над тем, что они символизируют. Обособленный оборот – это «нарушитель», которого мы изолируем от остальных членов «общества», то есть предложения. И в эту «компанию» не должны попасть «невиновные» – слова, которые к обороту не относятся, не зависят от его главного слова. Даже если определительный оборот не обособляется. Зачастую внутрь оборота попадает слово, от которого он зависит. Давайте исправим эти грамматические ошибки в предложениях и постараемся сами их не допускать в речи.

Если ошибки не видно, помните, что нужно сделать? Разберите предложение полностью и в правильном порядке – от главных членов к второстепенным, от уже подчеркнутых к еще не подчеркнутым, можно также ставить стрелки от главных слов к зависимым и вычленять отдельные словосочетания.

| Направляемых студентов на практику | необходимо хорошо подготовить теоретически.

Два варианта исправления: Направляемых на практику студентов… / Студентов, направляемых на практику,…

– неудачный выбор места причастного оборота в предложении

Причастный оборот должен быть непосредственно до или после главного слова, в противном случае может возникнуть двусмысленность или недопонимание. Приемы проверки при такой разновидности ошибки аналогичны.

Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина – перемещается пластина, лежащая на специальной подушке. По крайней мере, двусмысленности все равно не было.

Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Задание 8 – одно из самых сложных заданий первой части, но в то же время оно самое «дорогое». За его выполнение можно получить максимум 5 (?) баллов: по одному баллу за каждый правильно выбранный пункт. Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего 5. Это значит, что 4 предложения могут относиться: • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце; • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).

Для успешного выполнения этого задания необходимо понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит; уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение; находить однородные члены и двойные союзы; определять подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи; знать глагольное управление и предложно-падежное управление. В это поможет представленный ниже теоретический материал.
Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку по ссылке

Алгоритм выполнения задания № 8 ЕГЭ:
-- Внимательно прочитайте все перечисленные в левой колонке грамматические ошибки.
-- Начните работу с простых вариантов по словам-подсказкам: название в кавычках, причастие, деепричастие, существительное с предлогом.
-- Определите конструкцию с ошибкой, найдите описание ошибки в левой колонке.
-- Запишите ответ в таблицу под нужной буквой.
-- Продолжите работу.
Важно! В бланк записываем только цифры. Порядок записи цифр в ответе имеет значение!

23 декабря 2023

«Хлюпая, уполз в свою нору»: как устроился в эмиграции писатель Акунин, книги которого запретили в России

 Источник https://kulturologia.ru/blogs/221223/58569/

Огромную популярность писателю Борису Акунину принесла серия детективов о приключениях эрудированного сыщика Эраста Фандорина. Эти романы часто сочетают в себе элементы детектива, исторического романа и психологического триллера. Его произведениями «Азазель», «Турецкий гамбит», «Смерть Ахиллеса» и многими другими зачитывались миллионы читателей в России. Однако сегодня Борис Акунин включен в список террористов и экстремистов, а его произведения в одно мгновение исчезли с прилавков книжных магазинов.
Москвич по национальности

Читать полностью : https://kulturologia.ru/blogs/221223/58569/

Писатели по фамилии Толстой: сколько их было и родственники ли они Льву Николаевичу

 Источник


Обычно люди могут назвать трех писателей Толстых. Если постараться, то вспоминаются шесть литераторов с такой фамилией, все они в разные годы были достаточно известны, а знатоки русской литературы способны назвать 16 авторов, и большинство из них действительно находятся в родстве друг с другом, ведь фамилия Толстой произошла из разветвленного дворянского рода.
 До Льва Николаевича
Читать полностью  https://kulturologia.ru/blogs/060121/48659/

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

Задание №7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных.
 Окончания мн.ч. им.падежа Ы/И:  выговоры, грифели, драйверы, диспетчеры, договоры.
Окончания мн.ч. им.падежа А/Я: вороха, доктора, директора, катера, кителя.
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.
Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.
Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар
Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов
Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:
  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

22 декабря 2023

Почему языки разные, а знаки препинания - одни и те же?

Разнообразие языков связано с историческими, культурными и географическими факторами. Каждый язык развивался в своем собственном сообществе и взаимодействовал с другими культурами, что приводило к уникальным лингвистическим характеристикам. Но почему же при этом во всех языках мы видим одни и те же знаки препинания?

Сложно представить себе письменную речь без пунктуации, которая помогает нам структурировать смысловую нагрузку предложения, управлять интонацией и позволяет лучше воспринимать текст. Однако знаки препинания изначально не были обязательными атрибутами того или иного языка.Развитие системы знаков препинания берет начало во II-I веках до н.э. в эпоху александрийской грамматики. С этим временем связывают работы древнегреческих грамматиков и филологов, таких как Аристофан Византийский, Дионисий Фракийский, Аристарх и другие. Они были уважаемыми филологами, грамматиками, имели обширные познания в философии и прочих науках.
Длительное время знаки препинания отсутствовали в письменности вообще. Затем появились элементарные символы, которые не имели ничего общего с современной системой пунктуации. Считается, что современный вид она обрела ближе к концу XV века.
По мере развития письменности и книгопечатания, система знаков препинания стала более устоявшейся и стандартизированной. Итальянский издатель Альдо Мануций оказал большое влияние на развитие книгопечатания и пунктуации в конце XV века.
Интересно, что семья Мануций (или Мануцио) более 100 лет имела издательство, а Альдо стал известен во всем мире благодаря тому, что ввел некий стандарт для знаков препинания, который использовал в книгах. Известно, что Европа оказывала значительное культурное влияние, распространяя книги по всему миру. Это и стало причиной того, что другие народы переняли систему пунктуации для использования в своей письменности. Однако даже сейчас есть языки, в которых используются другие знаки препинания или используют стандартные знаки в особенных контекстах.
Вот некоторые примеры таких оригинальных примеров.
Японский. Японский язык использует кавычки типа 「」(или «» в более западных текстах), а не обычные кавычки. Они используются для выделения прямой речи или слов, которые нужно особо выделить.
Китайский. Китайский также использует свои собственные знаки препинания, такие как 、 (запятая, в другую сторону) и 。(точка, пустая внутри), их функции схожи с аналогичными знаками в других языках, но их вид может отличаться.
Греческий. Греческий имеет свои собственные знаки препинания, такие как· (указание на местоположение ударения) и ; (средний знак термина).
Арабский. Арабский язык использует свои собственные знаки препинания, которые могут выглядеть непривычно для носителей латинского алфавита.
Индийские языки. Некоторые индийские языки, такие как хинди, используют дополнительные знаки для указания на изменение высоты звука при произношении.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Лексические нормы

Верно выполненное задание №6 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с лексической ошибкой; нужно исключить неверное слово либо отредактировать предложение. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.
ТЕОРИЯ К ЗАДАНИЮ 6 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
ТИП ЛЕКСИЧЕСКОЙ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость. Облокотиться спиной, потерпеть победу
Неточное использование фразеологизмов Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»
Неразличение оттенков значения паронимов Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный). Длительный день утомил меня.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы Плеоназмы - словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова. главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) повторение однокоренных или одинаковых слов организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение
Ошибки в использовании синонимов Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.) Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).
Неверное употребление антонимов и омонимов Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.). Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Алгоритм выполнения задания № 6 ЕГЭ:
Внимательно читаем задание.
Внимательно читаем предложение: ищем паронимы, плеоназмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, многозначные слова.
Ищем ошибку в употреблении лексической единицы.
Записываем правильный ответ.

Задание ER0621RОтредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением)

 Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.

Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку

Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.

Составим предложения:

  1. Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
  2. Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.

Как видно, значения этих слов абсолютно разные.  При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.

Важно! Своё значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: искусный оратор – искусственный мех. На основе таких примеров вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.

Алгоритм выполнения задания № 4 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте все предложения.
  2. Подберите к выделенным словам (паронимам) их пары (например, болотистый – болотный). Вспомните значения каждого из слов паронимической пары. При замене паронима его парой предложение утратило смысл? Если да, то ответ верный.
  3. Отбросьте те варианты, которые не требуют замены паронима. Выберите только тот вариант, в котором пароним нужно исправить.
  4. Найдите ошибку и запишите в ответ исправленный вариант паронима.
Словарь паронимов для ЕГЭ по Русскому языку ссылка

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Четвертое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников правильно ставить ударение в различных словах. За правильное его выполнение можно получить один первичный балл; для этого нужно выбрать и выписать слово с неверно поставленным ударением. Постановка ударения нередко вызывает трудности даже у взрослых и образованных людей – орфоэпическая норма не всегда совпадает с привычным для нас вариантом произношения. Для того чтобы верно выполнить данное задание, необходимо приложить некоторые усилия при подготовке. Помогут в этом приведенные ниже правила.
(Задание номер 4, если выучить теорию , то не сложно сделать. Так написали в комментариях.)

В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

  • включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
  • укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
  • одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
  • вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
  • приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
  • щемить – щемИт;
  • накрениться – накренИт.

Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться.

В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:

  • бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА

Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» — ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:

  • занятА, созданА, снятА, заселенА

21 декабря 2023

Какое «универсальное» слово понимают без перевода все люди на Земле?

Попробуйте предположить или узнайте, что думают об этом ученые?
Языки мира столь разнообразны, что сложно даже придумать, какое слово могло бы быть самым универсальным. Да, во многих языках созвучны слова "мама", слова приветствия и другие, однако это, как правило, языки одной или смежных групп. Тем не менее, ученые все-таки нашли «универсальное» слово, которое понимают без перевода все люди на Земле.
Исследования показывают, что в какой бы точке земного шара вы ни находились, и на каком языке бы ни говорили, есть одно слово, которое поймут все люди на Земле без перевода и дополнительных разъяснений. Это слово понятно даже тем, слеп и не способен оценить мимику произносящего.
Это слово «А?», которое может быть интерпретировано как универсальный вопросительный звук, понятный большинству людей, независимо от языковых и культурных различий. Лаконичность и емкость этого слова, представляющего собой, по сути, звук, а также его вопросительная интонация делают его абсолютно универсально понятным и детерминированным. Кроме того, во всех языках существуют специальные слова, предназначенные для быстрого пояснения, но все они так или иначе напоминают всё то же пресловутое «А?» Это отличный пример ломки языковых барьеров с помощью лингвистического феномена.

Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Стилистический анализ текста

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо 
 -- уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- анализировать структуру и языковые особенности текста;
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорная речь. (Подробная характеристика каждого стиля по ссылке выше).

Алгоритм выполнения задания

1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Читать нужно не механически, а вдумчиво. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.

2. ДО чтения вариантов ответов отвечаем на вопросы: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Вопросы по содержанию обязательно встречаются в задании. Кроме того, это отличная тренировка для работы над №27, то есть над сочинением ЕГЭ.

3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль стоит особняком и в тренировочных КИМах не встречается. Подробнее обо всех стилях и их особенностях см по ссылке в Тьюторсе.

4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Лексический анализ слова

 Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.
Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный  ответ, сейчас от двух до четырёх ответов.  Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно прочитаем задание.
2.Анализируем контекст, в котором представлено слово.
3. Анализируем каждое лексическое значение слова + стиль.
4.Сравниваем слово в задании с вариантами ответа.
5. Подставляем в предложение главное слово или словосочетание из словарной статьи, смысл не должен измениться.
6. Выписываем номер подходящего слова в ответ.
В принципе подготовиться  к этому заданию невозможно. Чтобы его выполнить и получить законный 1 балл за него, нужно готовиться всю жизнь: читать книги, чаще заглядывать в словари. Наконец, есть каналы в сетях. Например, в Телеграм есть канал "Словарный запас". Правда, в нём слова всё больше заумные, незнакомые, однако развитию. кругозора этот канал очень помогает. Слова в тестах ЕГЭ обычные, которые встречаются  в нашей речи постоянно. К 18 годам нужно постараться овладеть достаточным словарным запасом и понимать, что означает то или иное слово.