20 июля 2024

Восторг и страх в груди, пожар и лёд... Сонеты Франческо Петрарки

Франческо Петрарка (1304-1374), итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Ренессанса.
 Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca; 20 июля 1304, Ареццо, Флорентийская республика — 19 июля 1374, Аркуа-Петрарка, Венецианская республика) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
В 1327 году Петрарка посетил мессу в Авиньоне и впервые увидел Лауру де Новес. Эта женщина станет единственной музой и вдохновителем Петрарки. Благодаря ей он создал свои сонеты. 
Лаура (от лат. laurus «лавр»; возможно, псевдоним), одна из версий полного имени — Лаура де Нов (фр. Laura de Noves; Laure de Noves) (1308—1348) — возлюбленная великого поэта Франческо Петрарки, которую он воспевал во множестве стихов, считающихся вершиной в развитии итальянского сонета.
Петрарка. Сонет № 104
Мне мира нет - и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт - 
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях - сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный.Жду - убьёт;
Но медлит он - и вновь надежде внемлю.
Я зряч - без глаз; без языка - кричу.
Зову конец - и вновь молю:"Пощада!"
Кляну себя - и всё же дни влачу.
Мой плач - мой смех.Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих - хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!

Виртуальная экскурсия по острову Кижи

 Давайте совершим виртуальную экскурсию. В этот раз на остров Кижи в Карелии

 Кижский погост Ссылка

Согласитесь, построенные без гвоздей деревянные церкви впечатляют. Сколько удивительных умельцев на Руси!

Крестьянская усадьба ссылка
Крестьянская изба ссылка
Сарай ссылка
Экспозиция музея "Кижи" ссылка

Случайная цитата о литературе

Чем меньше книга, тем больше возможностей у читателя наполнить ее своими чувствами 
Р. БАХ

19 июля 2024

Летнее чтение не задалось

 Взяла в библиотеке две книги -- "Три женщины в городском пейзаже" Марии Метлицкой и "Оправдание Острова" Евгения Водолазкина. Чёткой задачи по выбору произведений не было. Остановилась на известном мне Водолазкине и "женском" романе. Ошиблась в выборе. "Остров" показался непонятным, заумным и совсем неинтересным. А "Три женщины" какой-то депресняк (и в жизни такого хватает с лихвой). Разочаровалась.

Поискала в  Интернете, что почитать из современной литературы. Русской преимущественно. Не смогла выбрать по названиям (в первую очередь) и авторам. Незнакомые всё чаще имена.

Поэтому читаю школьную программу... по учебнику литературы для 9 класса  под редакцией В.Я. Коровиной. Эта линейка учебников используется сейчас в нашей школе. И что же?

Занятное чтение, скажу вам. В учебнике есть тексты произведений (стихи, фрагменты прозы, самых известных произведений, конечно, в книге нет). По-настоящему меня заинтересовали статьи по программному материалу. В них раскрывается достаточно полно содержание произведений, приводятся их анализ, выдержки из критических статей известных авторов (кто сейчас прочитает полностью "Сочинения Александра Пушкина" В.Г. Белинского или критику Д.И. Писарева о "Евгении Онегине"?!). Вопросы и задания по каждому разделу есть "тонкие" и "толстые". Одни направлены на простое воспроизведение фактов, содержания произведений и статей в учебнике, другие должны заставить учеников "включить мозги", подумать, дать ответ в форме рассуждения. В учебнике есть ряд рубрик, задания которых способствуют развитию речи детей, их творческого воображения, читательского и вообще культурного кругозора.

Пишу не ради рекламы  последнего (2023 года) издания "Литературы" для 9 класса. Отличается эта учебная книга от предыдущих своим содержанием, ориентацией именно на учебную составляющую, а не на научные, порой  наукообразные, статьи (они правильные -- никто  не спорит -- но непонятные современному молодому читателю, скучные -- так что и учебник-то редко   кто открывал). Посмотрим, откроем ли  учебник (именно он так и значится в выходных данных -- не учебное пособие) в новом учебном году...

Почему молодежь выбирает Маяковского

Владимир Маяковский (1893-1930), русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Сегодня у Владимира Владимировича день рождения

 
Чем прославился Владимир Маяковский?
Владимир Маяковский — талантливейший поэт, драматург, сценарист, актёр и художник. Поэт Владимир Маяковский известен, прежде всего, своими новаторскими идеями. Благодаря ему, во многом изменилась стихотворная форма и содержание литературы 20 века.
Что сделал Владимир Маяковский?
Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.
Какого роста был Маяковский?
Рост А. Пушкина – 167 см., Сергея Есенина –168 см, рост В. Маяковского –189 см.
Какая кличка была у Маяковского?
Маяковский (в основном в письмах к Лиле Брик) часто рисовал собственные автопортреты в виде вислоухой собаки — как раз такой, которой должно причесать уши. Домашним прозвищем Маяковского, употреблявшимся при общении с Лилей Брик, было Щен (Щеник, Щенок).
Почему Маяковский актуален в наше время?
Актуальность Маяковского как поэта, драматурга, художника, культуртрегера, одного из трех китов русского футуризма, радикального реформатора русского языка, акциониста, известного эпатажным творческим поведением, несомненна. Маяковский был новатором, пророком, провозвестником новой эпохи, ее глашатаем и величиной.
Лирика Маяковского более популярна, чем у многих других поэтов, потому что ритм лирики схож с ритмами современного мира. И эта любовь, лишенная сентиментальности, лишенная притворства, может быть, немножко, циничная, что схоже в принципе с проявлением чувств у современного человека. Например, если взять Блока «Стихи о прекрасной даме» — сейчас этот образ, к сожалению, не актуален. Современные молодые люди как правило по-другому себе представляют своих возлюбленных — так, как это делает Маяковский,— считает Джамиль Нилов
Почему молодежь выбирает Маяковского. Читать статью полностью

Есть ли конец у таблицы Менделеева?

 Источник

Таблица Менделеева (или "периодическая система элементов") теоретически не имеет окончательного предела, но на практике её расширение сталкивается с серьёзными трудностями. Давайте разберёмся, почему так происходит.
Таблица Менделеева — наглядное представление периодического закона: «Свойства элементов находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер». Она была открыта Менделеевым в 1869 году.
Известно, что таблица Менделеева начинается с самых лёгких элементов, таких как водород и гелий, и продолжается по мере увеличения атомных номеров, то есть количества протонов в ядре атома. С каждым новым элементом добавляется один протон, что влечёт за собой увеличение массы и изменение химических свойств.
На текущий момент известны и подтверждены элементы вплоть до 118-го номера (который называется "оганесон", Og). Синтез новых элементов (начиная с номера 113 и выше) был проведён в лабораторных условиях и эти элементы существуют лишь в течение долей секунд или даже меньше, прежде чем распадаются на более лёгкие элементы.
С увеличением атомного номера элементы становятся всё более нестабильными. Это связано с тем, что добавление новых протонов требует добавления ещё большего числа нейтронов для стабилизации ядра. Однако, по мере роста ядра, силы отталкивания между положительно заряженными протонами становятся слишком сильными и это приводит к быстрой радиоактивной дезинтеграции.
Американский физик Ричард Фейнман, размышляя над моделью атома Резерфорда, пришел к интересному выводу: таблица Менделеева не бесконечна. В атоме отрицательно заряженные электроны удерживаются на своих орбитах благодаря электрическому притяжению положительно заряженного ядра. Подобно тому, как Земля вращается вокруг Солнца, электроны вращаются вокруг ядра атома. По мере увеличения числа протонов в ядре сила притяжения возрастает, что заставляет электроны вращаться быстрее. Однако существует предел — скорость света. Когда скорость электронов достигнет этого предела, стабильные орбиты станут невозможными. Фейнман предполагал, что последний элемент будет под номером 137.
В квантовой физике положение электрона описывается вероятностью его нахождения в определённой области пространства, называемой орбиталью. Но даже с учетом этой теории идея Фейнмана о конечности таблицы Менделеева остается актуальной. Некоторые ученые считают, что самым тяжёлым возможным элементом будет элемент с атомным номером 173.
Ученые продолжают работать над синтезом новых элементов с атомными номерами 119, 120, 122, 124 и 126. Существует вероятность, что некоторые из этих элементов будут обладать стабильными изотопами, что позволит их хранить и использовать на практике.
Таким образом, конец таблицы Менделеева пока не определён. Технически её можно расширять дальше, если будут обнаружены или синтезированы новые элементы. Однако на практике это требует всё более сложных условий и передовых технологий, что делает каждый новый элемент большим научным достижением.

18 июля 2024

7 стихотворений Евгения Евтушенко, прочитанных им самим

 Источник

Один из самых популярных поэтов-шестидесятников, Евгений Евтушенко собирал на вечерах поэзии полные залы Политехнического музея, МГУ, Кремлевского дворца. Он выступал во всех республиках бывшего СССР, побывал с концертами во многих странах Европы, Азии и Америки. «Культура.РФ» предлагает посмотреть архивные записи, на которых поэт читает свои стихи.

«Москва товарная — студентов любит». Евгений Евтушенко читает стихи в Политехническом институте, из фильма «Застава Ильича» (1964 год).

"Поэт в России больше, чем поэт"

Евгений Евтушенко (1932-2017), русский советский поэт, прозаик, публицист, режиссёр, сценарист. Сегодня у поэта день рождения.
Что писал Евгений Евтушенко?
Произведения Евтушенко начали регулярно публиковать. Он писал стихи, посвященные футболу, волейболу, баскетболу, альпинизму, гребле, боксу, конькобежному спорту. А еще создавал произведения к праздничным датам: к Новому году, Первому мая, Дню танкиста. Такой вид газетной поэзии в те годы был популярен.
Какие сборники принесли известность Евтушенко?
Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962).
В каком году Евтушенко написал "Хотят ли русские войны?"
В 1961 г.
В каком году Евтушенко написал политический роман  "Не умирай прежде смерти"?
Не умирай прежде смерти — русская сказка (политический роман) о тайных 
пружинах путча в августе 1991 года. Книга впервые вышла в издательстве 
«Московский рабочий» в 1993 году. Выдержала два переиздания: 
«Зебра Е» (2006) и АСТ (2008).
Прочитать об Е. Евтушенко можно здесь  
В 1965  году вышла поэма "Братская ГЭС". В ней автор рассуждал о свободе
 и предназначении советского человека. Фраза из вступления -- "Поэт в России
 больше, чем поэт" -- стала манифестной для Евтушенко.

Почему клейкая лента называется «скотч»?

 Источник

История создания клейкой ленты, известной как "скотч", полна любопытных деталей и забавных случайностей.
В 1920-х годах американская компания 3M (Minnesota Mining and Manufacturing Company) разработала первую бумажную клейкую ленту. Однако первоначальный образец был неудачным: на ленте было слишком мало клея, что делало её недостаточно липкой. Клиенты, недовольные качеством продукта, в шутку предлагали инженерам вернуться к своим "шотландским боссам" (Scotch bosses) и попросить их добавить больше клея, намекая на стереотипную бережливость шотландцев.
Этот шутливый комментарий стал легендой и за продуктом закрепилось прозвище "шотландка". Компания 3M, увидев в этом шутливом замечании маркетинговую возможность, решила использовать название "Scotch" для своей клейкой ленты. Так, в 1925 году на рынок была выпущена улучшенная бумажная клейкая лента под брендом Scotch.
Ричард Дрю, инженер компании 3M, не остановился на достигнутом и через четыре года взялся за разработку прозрачной клейкой ленты на полимерной основе. Новый продукт, выпущенный осенью 1930 года, был прозрачным, водонепроницаемым и хорошо прилегал к катушке, не оставляя следов на следующем слое. Эта целлофановая лента оказалась идеальной для запечатывания пищевых упаковок и быстро нашла широкое применение.
Во времена Великой депрессии клейкая лента Scotch стала настоящим спасением для многих семей. Фирма рекламировала её как чудо-инструмент для починки и ремонта изношенной одежды, порванных книг, сломанных игрушек и многого другого. Люди придумывали всевозможные способы её использования: на фермах скотчем заклеивали треснувшие индюшачьи яйца и даже накладывали шины на сломанные лапы птиц.
Сегодня скотч стал незаменимым инструментом в быту и его название стало нарицательным для клейкой ленты любой марки. Интересно, что изначально это название возникло благодаря шутке о бережливости, но именно оно принесло продукту мировую известность.

17 июля 2024

Тест: жара в русской классике

 Пока разные города по всей России накрывает аномальная жара, мы предлагаем вам вспомнить, как описывали раскаленные летние дни русские классики. Попробуйте отличить Достоевского  от Булгакова, а Пушкина  от Чехова  и проверьте свою литературную интуицию в нашем новом тесте. И не забудьте поделиться результатами с друзьями.


  • Борис Пастернак
  • Михаил Булгаков
  • Владимир Набоков

Как появилось слово "фраер"?

 Источник

Возможно, вам известно, что слово «фраер» — неотъемлемая часть криминального жаргона. Но далеко не все понимают, что оно означает и как вообще появилось в русском языке.
Слово "фраер" имеет интересное и многослойное происхождение. Оно пришло из немецкого языка, где слово "freier" означало "жених", "молодой человек" или "ухажер". Такое же значение это слово имеет и на идише, который использовался евреями Европы и содержал много немецких слов.
До второй половины XIX века слово "фраер" не было связано с бандитским миром. Однако его значение изменилось с появлением нового вида мошенничества в городах Российской империи.
Обычно в этой афере участвовали девушка легкого поведения и мужчина. Девушка знакомилась с богатым господином, заманивала его к себе домой или в бордель. Как только у них начинался интим, в комнату врывался подельник путаны в роли разъяренного мужа или отца. Богатому клиенту на повышенных тонах сообщали, что он опозорил честь их семьи и тут же предлагали откупиться, чтобы эта новость не разошлась по всему городу. После этого жертва мошенников отдавала все имеющиеся деньги и ценные вещи, пытаясь сохранить свою репутацию.
Особенно активно такое вымогательство было распространено в южных регионах (портовых городах), где мошенники применяли этот вид мошенничества. Мужчину, которого "развели" называли на идише "фраер", что означало "жених".
Со временем слово "фраер" вышло за пределы этнических банд и стало общепринятым в уголовных кругах, обозначая человека, не принадлежащего к криминальному миру, но попавшего в неприятную ситуацию. Сегодня это слово может использоваться и для обозначения обычных людей, далеких от криминальной среды, обозначая человека простого, неопытного, но богатого.

Сказка как жанр фольклора и литературы: характеристика, разновидности

 Источник

Устное народноэпическое творчество своими корнями уходит в седую древность. Самые ранние образцы его — мифы, сказки, легенды — встречаются уже в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае, античном мире. Мифы, сказки, легенды многих народов Европы и Азии также возникли еще во времена первобытных и рабовладельческих отношений. Национальный характер фольклор приобретает в пору раннего средневековья, когда начинает развиваться идея государственности. В связи с дальнейшим упрочением феодализма, формированием национального языка, возникновением письменности он сохраняется не только в памяти народа, но и записывается, становится устойчивым художественным явлением, переживает века, плодотворно воздействует на литературу. Отдельные мифы, сказки донесли до нас в идейном содержании, тематике, сюжетах, мотивах, образах, бытовых деталях, языковых оборотах отзвуки утраченного времени, его реальные приметы.

Для сказок доклассового общества характерно обращение к животным, в поведении которых угадываются человеческие свойства, нравственные взаимоотношения.

16 июля 2024

История любви: Наталья Пушкина и Пётр Ланской

Источник 

6 (28) июля 1844 года, через семь лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина, его вдова Наталья Николаевна вышла замуж во второй раз. Её супругом стал генерал-лейтенант Пётр Петрович Ланской —они прожили вместе 19 лет, до самой смерти Пушкиной в 1863 году. Спустя 140 лет со дня бракосочетания Ланского и Пушкиной АиФ.ru вспоминает историю их любви.

Купеческая дочка Наталья Гончарова встретила своего первого супруга, на тот момент уже известного поэта, в 16 лет. Предложение Пушкина, который был старше на 13 лет, последовало почти незамедлительно, однако помолвка тянулась долго — из-за конфликтов с будущей тёщей и отсутствия денег с обеих сторон пожениться Гончарова и Пушкин смогли лишь спустя три года. А прожили вместе меньше 6 лет — трагическая гибель поэта, раненого на дуэли, оставила Наталью Николаевну вдовой с четырьмя детьми на руках.

Песни на все времена

Андрей Дементьев (1928-2018), советский и российский поэт-песенник, теле- и радиоведущий, в 1981—1992 гг. главный редактор журнала «Юность».

Андре́й Дми́триевич Деме́нтьев (16 июля 1928, Тверь — 26 июня 2018, Москва) — советский и российский поэт, радио- и телеведущий, также известен как поэт-песенник. Главный редактор журнала «Юность» (1981—1992). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2004). Лауреат Государственной премии СССР (1985). Член Союза писателей СССР. Почётный член Российской академии художеств.
Да, у Андрея Дмитриевича было много талантов, профессий и дел, с которыми он управлялся достаточно умело. Но поскольку тема публикации подразумевает лишь разговор о стихах, которые стали популярными песнями. Здесь некоторые из них.

14 июля 2024

Сегодня День рыбака. Как его отмечают в Астрахани?

Сегодня День рыбака, который вечером отметят сразу в двух локациях Астрахани. Это профессиональный праздник для более чем тысячи официально работающих рыбаков и рыбоводов региона.

Хотя День рыбака отмечают практически вся Астраханская область, официально работают рыбаками и рыбоводами у нас не так много людей. Это 1026 человек на апрель текущего года.

Такие сведения представил Астраханьстат. По данным ведомства, 462 астраханца являются профессиональными рыболовами и 564 — профессиональными рыбоводами.

Тем не менее, праздник сегодня будет организован во многих населенных пунктах региона. Только в облцентре он состоится одновременно на двух площадках — в 18:00 мероприятия стартуют на Петровской набережной и в парке 20 лет Октября на «Десятке». Источник
Фестивальная уха

Г.Р. Державин. "Евгению. Жизнь Званская"

 Я озреваю стол — и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!

Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно всё и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравый.

Комментарии, как говорится, излишни.


Картинки из Интернета.

Ум и сердце человечье были гением моим...

Гавриил Державин (1743-1816), русский государственный деятель и поэт, представитель классицизма. Сегодня у Гавриила Романовича Державина день рождения.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

Анализ стихотворения "Признание" Г.Р. Державина здесь
Самыми ценными качествами в себе и других Державин признает чистоту сердца и ум. Презирает высокомерие и притворство. Свою точку зрения он считает правильной и справедливой, не сожалеет о том, как провел жизнь, не скрывая, что не всегда был безупречен в поступках. Поэт осознает совершенные ошибки: чрезмерное увлечение светской жизнью и женским полом, предлагая «бросить в него камень» тому, кто не подвержен человеческим слабостям. Державин считает, что не существует людей без недостатков, но каждый должен стремиться жить «по совести», без притворства, чтобы не было стыдно потом. Герой произведения прошел трудный путь, сумев сохранить свой дух, поднимаясь после каждого падения, и уверен, что его не в чем упрекнуть.

13 июля 2024

Русский Дюма

Валентин Пикуль (1928-1990), русский советский писатель, автор популярных исторических романов. Сегодня у писателя день рождения.
Что писал Пикуль?
Пикуль известен как автор исторических романов: «Баязет» (1961); «Париж на три часа» (1962); «На задворках Великой империи» (1964-1966); «Пером и шпагой» (1972), «Слово и дело» (1974-1975), «Фаворит» (1984).

Сколько произведений написал Пикуль?
Валентин Пикуль (1928-1990) – автор около 30 романов и повестей. Роман " Нечистая сила" Пикуль считал "главной удачей в своей литературной биографии".

Какие произведения Валентин Пикуль написал про Северный флот?
"Океанский патруль" - это первый роман Валентина Саввича Пикуля. После его выхода в свет автор был принят в Союз писателей СССР. Роман посвящен событиям Великой Отечественной войны на Северном театре военных действий.

Кому посвящен роман "Фаворит"?
В центре повествования — образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина. Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени. Начало работы над первым томом романа относится к августу 1976 года, закончен первый том был в ноябре 1979.

Что почитать из исторических романов?
Исторические романы: ТОП-8 лучших книг

Вальтер Скотт.  Айвенго ...
Сенкевич Генрик.  Камо грядеши ...
Виктор Гюго.  Собор Парижской Богоматери ...
Морис Дрюон.  Железный король ...
Алексей Толстой.  Петр Первый. ...
Лев Толстой.  Война и мир. ...
Эрих Мария Ремарк.  На Западном фронте без перемен. ...
Александр Дюма.  Граф Монте-Кристо

И поклонники, и критики Валентина Пикуля допускают одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Пикуль — не историк, он создатель исторических романов. Его в своё время называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. Тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская, Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал Дюма. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды. Практически та же ситуация и с произведениями Пикуля. Его историческое повествование — авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им — правда от начала и до конца. Когда же оказалось, что это не так, наступило разочарование. Настоящая заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/news/post/15560-13-iyulya-1928-goda-rodilsya-sovetskij-pisatel-valentin-pikul

В жизни всё взаимно

12 июля 2024

Исаак Бабель. Цитаты одессита


Исаак Бабель (1894-1940), советский писатель, переводчик, сценарист, драматург и журналист. Сегодня у него день рождения.

Чем известен Бабель?
Русский советский писатель, журналист и драматург, известный своими «Одесскими рассказами» и сборником «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого. Родился в Одессе в семье торговца-еврея. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи.

Какие произведения написал Исаак Бабель?

Исаак Бабель. Любка Козак. — М. : Огонек, 1925.
. Исаак Бабель. Рассказы. ...
Исаак Бабель. Рассказы. — М. ...
Исаак Бабель. Беня Крик. — М. : Круг, 1926.
Исаак Бабель. Либретто кинофильма «Беня Крик». ...
Исаак Бабель. Блуждающие звезды. ...
Исаак Бабель. История моей голубятни. ...
Исаак Бабель. Конармия.

Почему был расстрелян Бабель?
Бабель показал, что в 1933 году через Илью Эренбурга он установил шпионские связи с французским писателем Андре Мальро, которому передавал сведения о состоянии Воздушного флота. Военной коллегией Верховного Суда СССР он был приговорён к высшей мере наказания и был расстрелян на следующий день, 27 января 1940 года. выходит он сам себя оговорил.

11 июля 2024

«Старик и море». Вечный шкипер Хемингуэя Грегорио Фуэнтес

Грегорио Фуэнтес (1897-2002), кубинский рыбак и моряк, прототип Сантьяго из повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Сегодня у амиго день рождения
Источник

Грегорио Фуэнтес – один из ближайших друзей Эрнеста Хемингуэя. Вместе они прошли через многое, чему-то друг друга научили и безусловно оказали друг на друга большое влияние.
Грегорио Фуэнтес родился 11 июля 1897 года на Арессифе (Канарские острова), что в испанской провинции Лас-Пальмас. Семья рыбаков практически предрекла дальнейшую судьбу мальчика. Когда ему было 6 лет, Грегорио вместе с отцом отправился на Кубу. К сожалению, прибыл на остров ребенок уже сиротой: отец не выдержал тяжелой и утомительной поездки под парусом.
Многие близкие Грегорио уверены, что именно он стал прообразом Сантьяго в главном произведении Хемингуэя «Старик и море». Именно за эту повесть американец был удостоен Нобелевской премии в 1954 году. Сам Фуэнтес не раз говорил, что именно он придумал название для книги и предложил писателю его использовать.

Русская литература 80-90 годов 20 века: общая характеристика

Источник 

Начавшаяся в Советском Союзе перестройка оказала существенное влияние не только на общественно-политическую жизнь общества, но и на литературу. Первыми попытками «перестройки» в литературе становятся публикация романов А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», А. Бека «Новое назначение». Затем настал черед возвращенной литературы: печатаются произведения Платонова, Пастернака, Замятина, Гроссмана, эмигрантов всех поколений. Возвращенная литература была неоднородна по своим эстетическим достоинствам, но, ставшая символом противостояния тоталитарному режиму, тепло воспринималась и читателями, и критикой. Свидетельством наступления гласности в жизни общества и в литературной жизни становится публикация произведений Солженицына.

10 июля 2024

Литература периода перестройки в СССР

 Источник

Литература перестройки стремилась поднять трудный груз проблем современности. Многие рукописи, созданные до перестройки, в старой системе ценностей, утратили свою актуальность. Свои права взяла литература социальная, литература риска, политического, исторического, общественного. Отстраненная художественность отодвинулась на второй план. Она как будто поблекла перед живой динамичной жизнью. Проза, извлеченная из архивных папок, ожившая через годы после смерти авторов, встретилась с прозой только сегодня народившейся, еще не пожившей, и вступила с ней в полемику.

После каждой журнальной публикации того или иного произведения разворачивались самые острые дебаты вокруг вопросов о росте преступности, дефиците веры, наркомании, культе потребительства, губительном и для человека, и для истощаемой природы. Человек и общество выходили на магистраль острых социальных и духовных проблем, где новинки прозы пересекались с проблематикой действительности.
«Белые пятна» отечественной истории стали активно заполнять литература и кинематограф. Литераторы и режиссеры сделали много для перестройки. Опубликованные в журналах 80—90-х годов произведения, статьи стали говорить о том, о чем было принято молчать. С высоты начала XXI века становится ясно, что эти публикации явились своего рода шоковой терапией для общества, познакомили общественное сознание с проблемами, которых сторонилась и избегала литература предшествующих десятилетий. После литературной эпохи скрытой иронии и изображения жизни в соответствии с принципами социалистического реализма мечталась эпоха нового романтизма. Литература обратилась к темам еще вчера запретным, сегодня опьяняющим новизной материала и проблематики. Читателя потрясли своей откровенностью «Людочка» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. «Дети Арбата» А. Рыбакова. «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая...» А. Приставкина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Васька» С. Антонова, «Зубр» Д. Гранина, «Пожар» В. Распутина, «Исчезновение» Ю. Трифонова.