Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
21 декабря 2023
Какое «универсальное» слово понимают без перевода все люди на Земле?
Трудности в ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. Стилистический анализ текста
-- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
-- опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
-- адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
-- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..
Теория и практика к заданию 3 по ссылке на Рустьюторсе.
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Алгоритм выполнения задания
1. ВНИМАТЕЛЬНО читаем предложенный текст. Читать нужно не механически, а вдумчиво. Желательно останавливаться на каждом абзаце и анализировать то, о чём говорит автор.
2. ДО чтения вариантов ответов отвечаем на вопросы: какова тема текста и что хотел донести до нас автор, то есть какова проблема? Вопросы по содержанию обязательно встречаются в задании. Кроме того, это отличная тренировка для работы над №27, то есть над сочинением ЕГЭ.
3. ДО чтения вариантов ответов определяем, какой стиль речи перед нами. В книжные стили входят научный, официально-деловой, публицистический и литературно-художественный стили. Разговорный стиль стоит особняком и в тренировочных КИМах не встречается. Подробнее обо всех стилях и их особенностях см по ссылке в Тьюторсе.
4. В соответствии с тем, каков стиль текста, разбираемся, могут ли в нём употребляться те или иные тропы и приёмы, есть ли в тексте термины, канцеляризмы, специальная лексика, определённые синтаксические конструкции, на какую аудиторию текст рассчитан. Утверждения, данные в ответах, и содержат информацию об этом.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Лексический анализ слова
20 декабря 2023
Откуда пошло выражение «опростоволоситься»?
Выставлять косу напоказ или ходить с непокрытой головой можно было лишь незамужним девушкам, а замужней женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором. Потеря головного убора в те времена была сравнима с утратой женской чести.
Подтверждение этому мы находим во многих произведениях, например в поэме Лермонтова «Песнь про купца Калашникова». Жена купца, красавица Алёна предстала перед ним «бледная, простоволосая», потому что злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену, но ещё и сорвал с неё головной убор. Такое ужасное оскорбление можно было смыть только кровью.
Но в чем кроется причина такого отношения к женским волосам? Она лежит еще глубже, в древнейших, языческих представлениях о магической силе женских волос.
К примеру, воины, отправляясь в поход, брали с собой локоны любимых женщин как оберег, даже вплетали их в тетиву своих луков. В повседневной жизни волосы часто использовали для магических обрядов, с их помощью делали привороты и наводили порчу. Ну и наконец, волосы всегда были и есть атрибутом женской красоты. Инициация перехода из девичества в замужество также была связана с тем, что на голову женщине надевали повойник, а сверху – кику и платок. Лишить женщину этих атрибутов, то есть, «опростоволосить», значило оскорбить её.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Логико-смысловые отношениям между предложениями
Всю теорию и практику к заданию № 1 можно найти по ссылке на РУСТЬЮТОРС.
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.
В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.
В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.
НУЖНО ЗНАТЬ
следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.
Презентация по теме по запросу в электронной почте.
19 декабря 2023
Откуда пошло выражение «деловая колбаса»? И совсем не про продукт
Другая версия происхождения "деловой колбасы" связана с немцами. У каждой нации есть свой черный юмор, дразнилки и обидные прозвища. Оказывается, на протяжении многих лет «колбасой» дразнили богатых немецких купцов и торговцев, то есть деловых людей. Почему дразнили колбасой? А потому, что Германия как раз и славилась своими мясными и колбасными изделиями по всему миру.Некоторые исследователи языка придерживают еще одной версии, считая что смысл выражения и его историю необходимо искать в анализе самой формы колбасы. Именно цилиндрическая форма позволяет колбасе быстро и легко катиться по ровной поверхности. Якобы именно эти качества — умение быстро и легко двигаться вперед — приписывают активным и пробивным людям, которых именно так и называют «деловая колбаса». Конечно эта теория выглядит не очень правдоподобной и даже нелепой, но вполне забавной.
Ошибки в образовании форм деепричастий
· Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.
· Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:
купить – купив, решить – решив.
· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.
· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!
Об употреблении деепричастий. Роберт Саути "Лодорский водопад"
Шипя,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
• Что в этом стихотворении показалось необычным?
-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?
Как учителю работать на платформе Сферум?
18 декабря 2023
Что такое Сферум и для чего он нужен?
По мнению ведомства, «Сферум» позволит объединить мессенджер, чаты и образовательную платформу, таким образом упростив жизнь учителю. В ведомстве отмечают, что с 1 января 2023 года при реализации основных общеобразовательных программ все школы должны использовать только государственные информационные системы.
Кому принадлежит Сферум?
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб.
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб
17 декабря 2023
Актуальные мысли. 95 лет со дня выхода в свет романа "Двенадцать стульев"
Илья Ильф и Евгений Петров: отрывок из книги "12 стульев"
📔 Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
11 ноября 2023
После уроков: На выставке "Россия" можно сдать пробный Единый и ...
27 октября 2023
7 «сказочных» слов, в которых мы постоянно делаем ошибки
26 октября 2023
10 культовых мультфильмов и фильмов с музыкой Геннадия Гладкова — в память о композиторе
1. «Бременские музыканты», 1969
Помните мотив песни «Ничего на свете лучше нету»? А выступление разбойников, про которых говорят, что они бяки-буки? Слова культовых песен из «Бременских музыкантов» написал Юрий Энтин, а вот музыку к ним, которую мы помним с самого детства, Геннадий Гладков. Он же был композитором в сиквелах «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Читать полностью
25 октября 2023
Полный гайд по ЕГЭ-2024: изменения, минимальные баллы и советы, как готовиться уже сейчас
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5731298-polny-gayd-po-yege-2024-izmeneniya-minimalnyye-bally-i-sovety-kak-gotovitsya-uzhe-seychas
24 октября 2023
«Бременских музыкантов» придумал Андерсен? Тест: кто написал самые известные сказки
23 октября 2023
Учителя уходят из школ коллективами: почему такое случается и что можно сделать
В конце этого лета, накануне нового учебного года, громкая история случилась в Екатеринбурге: из МАОУ СОШ № 22 одновременно уволилось больше десятка учителей. Точные цифры назвать сложно: в разговоре с «Мелом» педагоги, ушедшие из учреждения, говорили о 12–17 учителях. При этом портал Екатеринбург.рф, ссылаясь на слова директора школы, приводит такие цифры: «За летний период из учебного процесса вышли 12 педагогов: один по уходу за ребенком, 5 по причине достижения пенсионного возраста, и 6 специалистов ушли по собственному желанию».
Читать полностью
22 октября 2023
Почему не отступают ни на йоту? История происхождения выражения и его значение
21 октября 2023
Когда появились левый и правый ботинок?
20 октября 2023
План анализа эпизода художественного текста
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора;
· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
· их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме);
· друг к другу;
· кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
19 октября 2023
О любви к Отечеству
Кто любит своё отечество, тот подаёт пример любви к человечеству
Александр Васильевич Суворов
18 октября 2023
Шпаргалки. Чем они могут быть полезны?
Суть шпаргалки заключается в том, чтобы на маленькой площади уместить много информации. Соответственно, чтобы сделать шпаргалку, надо не просто внимательно прочитать текст, но и выделить главное, записать всё в виде схем, условных обозначений и т.п.
2. Помогают запомнить материал.
В процессе изготовления шпаргалки работает не только визуальная, но и моторная память, а значит, информация лучше откладывается в голове.
3. Развивают креативность.
Шпаргалки — бесконечное поле для творчества: из чего сделать, где разместить, как незаметно использовать. Кстати, есть педагоги, которые готовы добавить балл к отметке, если учащийся сдаст оригинальную шпаргалку до того, как приступит к работе. Среди школьных учителей такое встречается реже, а среди преподавателей вузов — относительно распространённая практика, поскольку наличие шпаргалки говорит о том, что студент готовился.
4. Улучшают почерк, развивают терпение.
Шпаргалка должна быть максимально аккуратной, что хорошо влияет на почерк и общий подход к работе.
Неужели мы предлагаем активно пользоваться шпаргалками и обманывать педагогов? Нет. Мы предлагаем их лишь изготавливать, а затем оставлять дома, поскольку материал, который был перенесён на шпаргалку, и так прекрасно отложился в голове ученика.
Источник
17 октября 2023
Who’s Who, господин Обломов! …или Во всём виноват Захар… (Попытка современного взгляда на известного литературного героя)
16 октября 2023
«Грамотный человек — не тот, кто пишет без ошибок». Интервью с филологом — о русском языке в школе и за ее пределами
Замечали, как люди в интернете ругаются из-за неверно написанных слов и кривых предложений? Мы поговорили с филологом, преподавателем вуза и автором канала «Русский для мозга» Анной Комышковой и разобрались, почему нас так беспокоит грамотность, что делать с чужими ошибками и как все это касается учителей.
«Грамотный — не тот, кто пишет без ошибок»
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/439781-uchitelya-rusisty-ne-imeyut-prava-na-oshibku-bolshoye-intervyu-s-filologom--o-gramotnosti-v-shkole-i
14 октября 2023
"Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова
13 октября 2023
Михаил Александрович Шолохов
По произведениям Шолохова советские и российские режиссеры снимали фильмы, ставили спектакли и создавали оперы.
![]() |
Василий Плотников. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 1978. Частное собрание |
![]() |
Геннадий Животов. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 2008. Частное собрание |
12 октября 2023
Откуда появилось выражение «профессор кислых щей» ?
11 октября 2023
Мисофония, кенопсия и фриссон. Что это за чувства?
Кенопсия - смесь страха и ностальгии, когда вы находитесь в месте, где еще недавно было очень людно, а сейчас нет никого. Это чувство знакомо многочисленным туристам в Чернобыле – городе, где когда-то кипела жизнь, а теперь из каждого угла веет смертью. В интернете есть даже одноименное сообщество фотографов, Kenopsia, где выкладывают кадры заброшенных домов, больниц, улиц из разных стран.
Фриссон - это ощущение мурашек, которые могут пройти по коже в ответ на какое-то внешнее воздействие - такое, как красивая музыка, волнующий момент в кино, трогательное место в книге или величественное произведение искусства. Это чувство может вызывать положительные эмоции и часто ассоциируется с эстетическим удовлетворением.