21 февраля 2025

"Дыр бул щыл"

 Алексей Елисеевич Кручёных  русский поэт, художник и теоретик, один из самых радикальных поэтов русского футуризма.

С намерением стать художником поступил в Одесское художественное училище и Московское училище живописи, ваяния и архитектуры. В Москве стал сотрудничать как художник в юмористическом журнале «Будильник» и других изданиях, прославился серией шаржей и карикатур на писателей, художников и учёных под названием «Вся Москва в карикатурах».

В 1909 году, приехав на год в Херсон, Кручёных дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный, литературный и театральный критик.

С 1912 года началось его творческое сотрудничество с В. Хлебниковым, они совместно написали и издали поэму «Игра в аду» (1912).

В 1913 году Кручёных принял участие в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», изданном группой «Гилея». Совместно с В. Маяковским написал манифест футуристов с центральным тезисом: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Работа в сфере алогичной поэзии в 1913 году привела Кручёных к разработке принципов заумной поэзии («зауми») — то есть поэзии, написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из «неведомых слов». Классическим примером «зауми» стало стихотворение Кручёных «Дыр бул щыл».

Одновременно Кручёных — архивариус и библиофил, значительную часть жизни тщательно и с любовью собиравший разнообразные материалы по истории русского авангарда.

"Дыр бул щыл" - почему это стихотворение так знаменито?

Серебряный век умел чудить по максимуму. За очень короткие сроки русская поэзия пробежала расстояние от полнейшей классики до запредельного авангарда, на который и сейчас-то поэты редко отваживаются.
Брюсов бросил всем вызов своим знаменитым одностишием "О закрой свои бледные ноги". Северянин заворожил всех словоизобретательными "поэзами". Маяковский вырвался из рамок силлабо-тоники и ввел акцентный стих.
Апогеем авангарда стала "заумь". Три русских футуриста Алексей Крученых, Велимир Хлебников и Василиск Гнедов решили, что смысл слов вообще не важен. Мысль, говорили они, не успевает за звуками, поэтому звуки куда ценнее. Они напрямую выражают все, что хотел сказать автор.
Вот как сформулировал эту максиму в своей "Декларации заумного языка" Алексей Крученых:
"Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным".
Заумь - так был назван новый язык поэзии. Вернее, не новый, а самый старый из существующих, поскольку "заумники" настаивали, что именно заумь была языком первобытной поэзии.
Слово у героев нашего Серебряного века с делом обычно не расходилось, поэтому Крученых и его товарищи тут же принялись творить заумные стихи.
Самое известное стихотворение, написанное "заумью", это, конечно, "Дыр бул щыл". Вам наверняка встречались эти три слога. Их обычно произносят, когда хотят сказать, что какой-то текст не имеет смысла - сплошной - "дыр бул щыл".
"Дыр бул щыл" стал самым известным произведением Алексея Крученых. С годами имя автора практически забылось и сегодня известно лишь тем, кто серьезно увлекается поэзией Серебряного века. А вот эти три загадочных слова до сих пор помнят.

19 февраля 2025

Мороз рисует только на стекле

Страшнее нету одиночества...

Как справляться с провокациями: когда ученики проверяют вас на прочность

Источник


 Почему они это делают?

Провокации — это не просто «плохое поведение». Это способ:

  • Проверить границы. «А что будет, если я сделаю вот так?»

  • Привлечь внимание. Даже негативное внимание лучше, чем никакого.

  • Самоутвердиться. Особенно если ученик чувствует себя неуверенно.

Ваша задача — не поддаться на провокацию, а показать, что вы — взрослый, который управляет ситуацией.

Техника 1: Не кормите тролля

Провокатор ждет вашей реакции. Чем ярче вы реагируете, тем больше он «разогревается».

Что делать:Игнорируйте мелкие выпады. Например, если ученик ехидно комментирует ваши слова, просто продолжайте урок, как будто ничего не произошло.

  • Используйте паузу. Посмотрите на провокатора, но не говорите ничего. Иногда молчание — лучший ответ.

Пример:
Ученик: «А почему мы вообще это учим? Это никому не нужно!»
Вы: ... (пауза, спокойный взгляд) ... «Давай обсудим это после урока, а сейчас продолжим».


Техника 2: Переведите фокус

Провокации часто направлены на то, чтобы вывести вас из равновесия. Переключите внимание на что-то другое.

Что делать:

  • Задайте вопрос классу. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»

  • Используйте юмор. Шутка может разрядить обстановку. Например: «Вася, я вижу, ты сегодня в ударе. Может, потом выступишь с монологом?»

Важно: Юмор должен быть добрым, а не саркастичным. Иначе вы рискуете усилить конфликт.
Техника 3: Дайте выбор, но не ультиматум

Провокации часто связаны с борьбой за власть. Дайте ученику почувствовать, что он контролирует ситуацию, но в рамках ваших правил.

Что делать:

  • Предложите выбор. Например: «Ты можешь продолжить вести себя так и пойти к директору, или сесть и присоединиться к уроку. Решай».

  • Соблюдайте границы. Если ученик выбирает «плохой» вариант, выполните обещанное.

Пример:
Ученик: «Я не буду это делать!»
Вы: «Хорошо, ты можешь не делать это сейчас, но тогда придется остаться после уроков. Выбирай».
Техника 4: Сохраняйте спокойствие (даже если внутри все кипит)

Ваше спокойствие — это ваш главный козырь. Оно показывает, что вы контролируете ситуацию.

Что делать:

  • Дышите. Глубокий вдох, выдох — и еще раз.

  • Считайте до 10. Это даст вам время остыть и подумать.

  • Помните: провокация — это не про вас, а про ученика.

Мнение психолога:
«Когда учитель сохраняет спокойствие, он лишает провокатора “топлива”. Без эмоциональной реакции провокация теряет смысл», — говорит Анна Смирнова, школьный психолог.


Техника 5: Разберитесь с ситуацией после урока

Иногда лучший способ справиться с провокацией — отложить разговор.

Что делать:

  • Скажите: «Давай обсудим это после урока».

  • Во время разговора наедине выясните, что стоит за поведением ученика. Возможно, ему нужна помощь, а не наказание.

Пример:
После урока выяснилось, что ученик, который постоянно перебивал, просто хотел привлечь 
внимание, потому что чувствовал себя одиноким.
Вы — не жертва, вы — лидер
Провокации — это не конец света, а возможность показать, что вы — профессионал, который умеет управлять ситуацией.

  • Не принимайте на свой счет. Это не про вас, а про ученика.

  • Сохраняйте спокойствие. Ваше спокойствие — ваш главный козырь.

  • Действуйте, а не реагируйте. Покажите, что вы контролируете ситуацию.

И помните: даже самые сложные ученики — это не враги, а дети, которые ищут свои границы и свое место в мире. Ваша задача — помочь им найти их, не потеряв себя.

18 февраля 2025

Лев Толстой. "Война и мир". Подробный иллюстрированный путеводитель

Ещё одну интересную книгу прикупила на Валдберизе -- Лев Толстой. "Война и мир". Подробный иллюстрированный путеводитель.
Любопытное сравнение приводит автор в аннотации к книге.
"Чтение романа "Война и мир" сравнимо с путешествием по реке Волге от истока до устья, -- пишет он.-- Путешественник плывёт по великой реке, чувствует её мощь и силу и осматривает берега. Но если по ходу плавания передавать созерцающему аэрофотоснимки и видео с борта сопровождающего самолёта, то он получит более полную картину. Его представление о реке станет объёмнее, многограннее". Именно такое многогранное представление о романе Л.Н. Толстого и даёт данный путеводитель.
В книге нет литературоведческого и искусствоведческого анализа произведения. Только этапы жизни героев и живопись, дающая возможность увидеть людей и исторические события глазами художников того времени.
Рассмотрите картинки из книги -- и сами убедитесь в этом. Путеводитель предназначен прежде всего для старшеклассников, но, несомненно, будет интересен и тем,  кто  иногда возвращается к роману и перечитывает, случается, его.
Бутромеев В.П., составление, 2924. ООО "Проспект", 2024

Проблематика романа "Война и мир" от искусственного интеллекта. Сочинение не ЕГЭ


17 февраля 2025

Разговоры о важном. Что значит служить Отечеству?

Сегодня на"Разговорах о важном" животрепещущая тема -- что значит служить Отечеству? И этому замечательный пример жизнь Фёдора Фёдоровича Ушакова -- русского флотоводца, адмирала, который не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного русского корабля за свою службу на флоте. Он был отцом родным каждому матросу и офицеру.
Но служить Отечеству -- это не только военная служба. Это и  честно трудиться на своём рабочем месте, и родить и воспитывать детей, и учиться хорошо. Одним словом, везде и всегда честно исполнять свой долг.
Об этом сегодня с ребятами мы говорим, вспоминая адмирала Ф.Ф. Ушакова и Святителя Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В апреле этого года ему исполняется 120 лет со дня рождения.
Также с экрана к ребятам обращается Евгений Евгеньевич Поддубный, военный корреспондент, Герой России. О том, как важно людям получать достоверную информацию, об опасности службы военного корреспондента, о том, что значит защищать Родину, по мнению Евгения Евгеньевича, идёт речь в интервью с ним.
Знать и задумываться над всем этим необходимо. Историческая память о героях вдохновляет на уважение традиций, формирует национальную гордость и чувство патриотизма.

16 февраля 2025

Непрозёванный гений. Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович Лесков — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом М. Стебницкий.

Николай Лесков начинал карьеру как казённый служащий, а свои первые произведения — публицистические статьи для журналов — написал лишь в 28 лет. Он создавал повести и пьесы, романы и сказы — произведения в особом художественном стиле, основоположниками которого сегодня считаются Николай Лесков и Николай Гоголь.

Среди произведений, принёсших Н. С. Лескову литературную славу: рассказ «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), повести «Очарованный странник» (1873), «Запечатлённый ангел» (1873), «Левша» (1881) и другие. 

Вот несколько цитат Николая Лескова:
«Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто
 для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».

«Да, но это им было сделано по великодушию, по состраданию, и притом с такой борьбой и с опасностью: он понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя... Это высокое, святое чувство!»
«Неполная истина не есть ложь».
«Кто веры не имеет, с тем делать нечего».
«Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы».

Игорь ИЗБОРЦЕВ. РУССКОЕ ЧУДО. Николай Лесков как художник слова ссылка

Долгие годы в русской литературе он считался писателем «второго ряда», с чем и сам постепенно свыкся. Пока популярнейший журналист того времени Михаил Осипович Меньшиков в изданной биографии писателя не заявил, что история ещё поставит Лескова в один ряд с Достоевским и Салтыковым-Щедриным, а многие его произведения станут признанной классикой. Почти о том же много позже, в 1921 году, сказал и Томас Манн, отметив, что Лесков писал «чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это кроме него сделал только один – Достоевский».

Непрозеванный гений. О книге М.А. Кучерской «Лесков. Прозеванный гений» ссылка
Майя Кучерская – известная писательница, автор книг «Современный патерик: чтение для впавших в уныние», «Бог дождя», «Тетя Мотя», «Плач по уехавшей учительнице рисования», «Сглотнула рыба их», «Ты была совсем другой», «Константин Павлович» и др. Лауреат Бунинской премии (2006), Студенческого Букера (2007), победительница в читательском голосовании премии «Большая книга» (2013). Новое детище Майи Кучерской – книга «Лесков. Прозеванный гений» – вошло в шорт-лист премии «Большая книга». Рецензию на книгу читайте в статье.

В Астрахани почтили память воинов-интернационалистов

В Астрахани отметили День памяти воинов-интернационалистов, исполнявших служебный долг за пределами нашей страны
На аллее воинов-интернационалистов в микрорайоне Юго-Восток – 3 состоялся митинг, посвященный 34-й годовщине начала вывода советских войск из Республики Афганистан.
Отдать дань памяти нашим землякам у обелиска собрались руководители города и области, депутаты, ветераны труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, юнармейцы, представители общественных организаций, поисковики, студенты и школьники.
Память погибших участники митинга почтили минутой молчания. Завершилось мероприятие возложением венков и цветов к мемориалу.

15 февраля 2025

Был казнён на гильотине

 Муса Джалиль (полное имя — Муса Мустафович Залилов) — советский татарский поэт и журналист, военный корреспондент.

Как писатель Джалиль работал практически во всех литературных жанрах: писал песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику. Его стихи были переведены на множество языков мира.

В 1941 году Мусу Джалиля призвали в Красную Армию, где он в звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был военным корреспондентом. В июне 1942 года в ходе Любанской наступательной операции поэта тяжело ранили в грудь, и он попал в нацистский плен.

Позже немецкое командование сформировало добровольческий легион «Идель-Урал», куда вступит и Муса Джалиль. Под видом сотрудничества с нацистами, поэт организовал подпольное сообщество, устраивающее побеги военнопленных. В 1943 году легион «Идель-Урал» поднял восстание против нацистов, участвовал в нём и Муса Джалиль. Мятеж подавили, а поэта вместе с остальными зачинщиками бросили в берлинскую тюрьму Моабит.

25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнён на гильотине.

В 1956 году Мусе Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1957 году «Моабитская тетрадь» была отмечена Ленинской премией.


Фото из открытых источников.

Пусть упокоятся их души

 День воинов-интернационалистов в России отмечается 15 февраля. Этот день посвящен памяти советских солдат, исполнивших свой служебный долг за пределами страны, в первую очередь во время войны в Афганистане, которая продолжалась с 1979 по 1989 год.

В 2025 году будет отмечаться 36 лет с момента вывода советских войск из Афганистана. В этот день проходят различные мероприятия, включая митинги, выставки и memorialные мероприятия, на которых почитают память погибших воинов и выражают поддержку ветеранам.

Вчера мы с пятиклассниками возложили цветы к мемориалу воинов-интернационалистов. Он установлен в нашем микрорайоне недалеко от школы. Зажгли свечи, постояли молча, положили красные гвоздики на парапет к ногам воина. На тыльной стороне памятника карта Афганистана. Одна девочка из класса вспомнила, что её папа рассказывал, как он в детстве жил недалеко от границы с этой страной и знает об афганской войне не понаслышке. 

А другая девчушка (правда, никто её этому не учил) сказала; "Я бы хотела пожелать тем, кто погиб, пусть упокоятся их души, и пусть они будут счастливы там, в том мире". У меня мурашки по коже, когда я просматриваю видео.

"Воспитующая" книга -- "Юности честное зерцало"

 15 февраля в истории литературы:

  • 1717 — В Санкт-Петербурге впервые напечатано «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» — первая в России детская «воспитующая» книга, ставшая отражением государственной политики Петра в деле образования юного поколения дворянства. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс.

14 февраля 2025

Первым писал о проблемах психического здоровья

Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) — русский писатель, поэт, художественный критик.

После окончания гимназии поступил в Горный институт, но так и не получил высшее образование — в 1877 году Россия объявила войну Турции, и он добровольцем отправился на фронт. В одном из первых сражений Гаршин отважно увлёк полк в атаку, получил ранение в ногу и уже больше не мог воевать.

Получив офицерское звание и выйдя в отставку, Всеволод Михайлович занялся литературной деятельностью. Его первые рассказы были посвящены военной тематике. Наибольшую популярность имели «Четыре дня», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Трус». Для творчества Гаршина характерны простота, лаконичность, отсутствие метафор и сравнений. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей. К наиболее ярким его работам можно отнести «Красный цветок», «Художники», «Надежда Николаевна». Писал Гаршин и для детей: рассказы «Лягушка-путешественница», «То, чего не было», «Сказание о гордом Аггее» нашли своё место в детской литературе. 

Вот некоторые произведения Всеволода Гаршина:

  1. «Attalea princeps» — рассказ (сказка) о пальме рода атталея, живущей в оранжерее в северной стране и мечтающей вырваться на свободу, разбив потолок оранжереи.

  2. «Лягушка-путешественница» — детская сказка о приключениях лягушки-квакушки, которая однажды решила отправиться вместе с утками на прекрасный юг.

  3. «Сказка о жабе и розе» — поэтичное произведение о прекрасном цветке и его противоположности — злой уродливой жабе.

  4. «Сказание о гордом Аггее» — сказка, написанная в 1886 году. Основой произведения послужила старинная легенда о жестоком правителе, которого Бог наказал за гордыню.

  5. «Красный цветок» — рассказ, в котором писатель поднимает непростую тему сумасшествия.

  6. Вот несколько интересных фактов о Всеволоде Гаршине:

    1. В 1880 году Гаршин упал с лошади и получил тяжелую травму головы. Врачи не надеялись на его выздоровление, но Гаршин чудом выжил. После этого случая он стал интересоваться философией и религией, а также начал писать рассказы и повести.

    2. Гаршин был вегетарианцем. Он отказался от мяса после того, как стал свидетелем того, как убивают животных. Гаршин считал, что вегетарианство — это более гуманный и здоровый образ жизни.

    3. Гаршин был одним из первых русских писателей, который писал о проблемах психического здоровья. В своих произведениях он часто поднимал темы депрессиитревоги и шизофрении. Гаршин сам страдал от психических расстройств и в конце концов покончил с собой в возрасте 33 лет.

Показатель внутренней силы

13 февраля 2025

Повторивший подвиг Ивана Сусанина

 Вчера на итоговом собеседовании в 9 классе нашим ученикам достался текст о Матвее Кузьмиче Кузьмине, который во время Великой Отечественной войны повторил подвиг Ивана Сусанина и стал самым пожилым Героем Советского Союза  за всю историю его существования. Признаться, я не знала об этом человеке и даже никогда не слышала. Хорошо, что составители контрольно-измерительных материалов для итогового собеседования включили текст о герое в КИМы. Нам необходимо знать о каждом из славных защитников Родины и помнить о их подвигах.

Вот текст для прочтения вслух на экзамене. Оценивается техника и правильность чтения.

В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник: пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается вдаль. Это Матвей Кузьмич Кузьмин, повторивший в годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина.

В начале войны Матвею Кузьмичу было 83 года. В августе 1941 года его родная деревня Куракино Псковской области была оккупирована гитлеровцами. Фашисты предложили старику сотрудничество, но тот отказался.

В начале 1942 года неподалёку от деревни Куракино заняла оборону советская стрелковая бригада, а в феврале в деревню прибыл батальон немецких горных стрелков. Он должен был нанести советским войскам внезапный удар с тыла. Гитлеровцам нужен был проводник. Матвею Кузьмичу пообещали деньги, муку, керосин и охотничье ружьё. Старик на предложение согласился. Ночью 14 февраля немецкий отряд вышел из Куракина. В темноте Матвей Кузьмич водил врагов лесными тропами, а на рассвете они вышли к деревне, где их неожиданно встретил шквальный огонь. Дело в том, что сын Кузьмина Василий сообщил командиру стрелковой бригады о планах врага. Чтобы выиграть время, Матвей Кузьмич всю ночь водил немцев окольными дорогами, а на рассвете вывел под огонь советских бойцов. Поняв, что старик обманул их, фашисты застрелили его. Вражеский отряд был разбит, операция гитлеровцев сорвана.

83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за всю историю его существования.

Один из самых известных баснописцев в мире

 Иван Андреевич Крылов (1769–1844) — русский писатель, драматург, издатель, автор большого количества басен, а также основатель сатирических журналов. 

Родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье бедного офицера. У маленького Ивана не было возможности получить образование в хорошем учебном заведении, поэтому чтению его учил отец. 

Литературной деятельностью начал заниматься, когда ему было 18 лет. Вскоре вышли в свет его первые басни, но они были практически не замечены публикой и не получили одобрения критиков. 

За годы деятельности поэт написал около двух сотен басен, самыми известными среди которых считаются следующие работы: «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Мартышка и очки». 

Басни Ивана Крылова стали итогом и вершиной развития этого жанра в русской литературе. Их характерной особенностью стало наличие второго смыслового плана, ставящего под сомнение прямо высказанное нравоучение. 

А. С. Пушкин любил читать басни Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». 

21 ноября 1844 года писатель умер, а затем похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Какие особенности отличали басни Крылова?
Басни Ивана Крылова отличает ряд ярких особенностей, которые сделали его произведения знаменитыми и актуальными. Вот некоторые из них:
1. Нравственный урок
Каждая басня содержит четкий нравственный посыл, что позволяет читателям усваивать важные жизненные уроки. Крылов часто использует аллегории, чтобы передать свои мысли.
2. Животные как персонажи
Персонажи его басен — чаще всего животные, которые олицетворяют человеческие черты и недостатки. Это позволяет создать сатирический образ и сделать критику общества более доступной и понятной.
3. Лаконичность и эмоциональность
Крылов мастерски использует краткие и запоминающиеся формулировки, что делает его произведения простыми для восприятия. Это привлекает широкую аудиторию и способствует распространению его идей.
4. Комический элемент
Многие басни Крылова наполнены юмором и иронией, что помогает смягчить критику и делает уроки более воспринимаемыми.
5. Актуальность тем
Темы, которые поднимает Крылов, остаются актуальными и в современном обществе. Это позволяет его басням сохранять популярность и в наши дни.
6. Стиль и язык
Крылов использует яркий и образный язык, который делает его басни живыми и увлекательными. Его стиль часто сопровождается рифмой и ритмичностью, что делает чтение более приятным.

Эти особенности способствовали тому, что Крылов стал одним из самых известных баснописцев в мире, а его произведения продолжают изучаться и цениться. Если вас интересуют конкретные басни или примеры, дайте знать!
Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге