30 марта 2025

Надо быть сильным или спать. 14 апреля 1884 года

 30 марта в истории литературы:

  • 1847 — Лев Николаевич Толстой начал вести дневник и продолжал это занятие всю жизнь. В полном собрании сочинений дневники писателя занимают 13 томов.
  • В дневниках Льва Николаевича Толстого отражались разнообразные темы, среди которых можно выделить:

    1. Философские размышления: Толстой часто записывал свои мысли о смысле жизни, нравственности, любви и смерти.

    2. Личное: самоанализ: Он исследовал свои чувства, сомнения и внутренние противоречия, что позволяло ему внимательно взглянуть на своего внутреннего человека.

    3. Общество и политика: Толстой обсуждал социальные вопросы, проблемы несправедливости, отношения между классами и войны.

    4. Творческий процесс: Многие записи касались его писательской деятельности, вдохновения и творческих сомнений.

    5. Природа и философия жизни: Он часто описывал свои наблюдения за природой, что отражало его глубокую связь с окружающим миром и стремление к простоте.

    6. Эти темы в совокупности формировали его уникальный взгляд на жизнь и его подход к литературе.


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ. 

29 марта 2025

"Записки военного корреспондента" на сцене Астраханского драматического театра

 Вчера была в нашем драматическом театре на премьере спектакля "Записки военного корреспондента".

Сначала справка из Википедии.

«Двадцать дней без войны» — советский художественный фильм 1976 года режиссёра Алексея Германа. Сценарий картины был написан Константином Симоновым на основе одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина», позднее включённой автором в состав романа «Так называемая личная жизнь» как его вторая часть.

Немолодой писатель Василий Николаевич Лопатин (Юрий Никулин), во время войны ставший корреспондентом «Красной звезды», по дороге из Москвы в очередную командировку на фронт, в район боёв на Кавказе, делает по приказу главного редактора большой крюк. Сначала он едет в глубокий тыл, в Ташкент — чтобы проконсультировать на месте съёмочную группу, работающую над фильмом по его сталинградским очеркам, навестить семью погибшего сослуживца Рубцова, встретить новый 1943 год, пережить недолгую, яркую любовь… Словом, прожить 20 дней без войны.

Изменение названия  «20 дней без войны» на «Записки военного корреспондента» связано с желанием сделать акцент на личности и деятельности военного корреспондента, его личных переживаниях и восприятии войны. Как сказал в интервью режиссёр-постановщик Андрей Черпин: "Учитывая пожелания наследников автора, чтобы избежать прямых ассоциаций с одноимённым фильмом Алексея Германа, переименовали его в «Записки военного корреспондента». Это название также соответствует жанру нашего спектакля". Оно  более точно отражает внутренний мир главного героя, его взгляд на события и его роль в освещении войны. Также, возможно, новое название было призвано привлечь более широкую аудиторию, избегая прямого указания на конкретный период боевых действий.
Василий Лопатин и его возлюбленная Ника
Василий Лопатин и его жена Ксения
Теперь о вчерашнем спектакле. В нём была показана война: грохотали взрывы, рвались снаряды, демонстрировались кадры кинохроники боёв и зверств фашистов на оккупированных территориях. Однако основное внимание зрителей было сосредоточено на главном герое и его окружении, на его чувствах, переживаниях, восприятии войны, на том, о чём писать во время военных действий: только ли о подвигах и героизме бойцов или и о любви тоже, о разлуке, предательстве и изменах. Измене Родины и  изменах жизненных, женой мужу, например. Актёры старались всё это передать как можно живее и правдивее. Но, по-моему, постановке не хватало динамичности, некоторые сцены казались затянутыми. (Оговорюсь, это моё субъективное мнение). 
Любовная тема в творчестве и биографии Симонова выражается особенно ярко в стихах. В романе "Так называемая личная жизнь" он оставил эту сторону за скобками. Отголоски отношений двух блестящих людей эпохи – самого известного спецкора страны и кинозвезды - можно обнаружить в спектакле. В романе «Так называемая личная жизнь» какие-то черты Серовой достались жене Лопатина Ксении, другие штрихи легендарной актрисы проступают в образе новой любви главного героя – Ники. В спектакле  любовная тема раскрывается в соответствии с романным сюжетом.

В спектакле звучала сответствующая моменту музыка: марши, военные песни (одну из них -- "Тёмную ночь" -- потрясающе  спел совсем юный участник спектакля в финале), а также музыка Вагнера и немецкий шансон (немцы, отступая из Феодосии, побросали свои архивы, ящики с продовольствием и пластинки), музыка композитора эпохи барокко Генри Пёрселла и полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин», народные песни. И представьте себе, всё это к месту. И очень эффектно. Сценография, как теперь принято в театре, была минималистическая. Впрочем, зритель к этому уже привык.

В зале было совсем мало пустых мест, публика была благодарная, хотя и сдержанная на аплодисменты в процессе спектакля. Может, из-за строгости содержания и из-за того, что спектакль, как и тот старый фильм, "против фальшака войны на экране" и на сцене. 

Образ Василия Лопатина в спектакле воплотил Дмитрий Карыгин. В роли его жены Ксении зрители увидели Виолетту Власенко, а возлюбленной Ники – Наталью Дрожжак. Роли в спектакле исполняют: заслуженные артисты России Павел Ондрин и Валерий Штепин, заслуженная артистка Астраханской области Екатерина Спирина, актёры Наталья Вавилина, Алексей Кульчанов, Довуд Самадов, Олег Комаров, Константин Кузьмин, Екатерина Сиротина, Иван Быков, Елизавета Смирнова, Валерий Комаристый, Игорь Вакулин, Галина Лавриненко, Пётр Соломонов.

Использованы материалы из интервью с Андреем Черпиным ссылка 

"В "Анне Карениной" я любил мысль семейную"

 29 марта 1873 года — Писатель Лев Толстой начал работу над романом «Анна Каренина».

В 1873 году Лев Толстой приступил к работе над своим знаменитым романом «Анна Каренина». Эта дата знаменует начало одного из величайших произведений русской литературы, которое впоследствии оказало огромное влияние на мировую культуру. Роман, известный своим глубоким психологизмом и детальным описанием жизни российского общества XIX века, стал эталоном реализма и был экранизирован множество раз. «Анна Каренина» до сих пор остается актуальной благодаря своей универсальной тематике: любовь, предательство, моральный выбор и поиск смысла жизни.

Роман «Анна Каренина» экранизировался множество раз; по разным оценкам, количество экранизаций превышает 30. Наиболее известные из них:

  1. Экранизация 1935 года — с целью создания масштабного фильма, который вдохновил многих будущих создателей.
  2. Версия 1948 года — в СССР.
  3. Фильм 1997 года — с Соджи Ода и Шерон Стоун в главных ролях.
  4. Адаптация 2012 года — с Кит Харингтон и Ализой Викандер.

Каждая из экранизаций по-своему интерпретирует сюжет и персонажей, что позволяет увидеть разные аспекты романа через различные культурные и исторические призмы.

 

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

 По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7


В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.

Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24

В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

28 марта 2025

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/xnq92cocWbB теория и практика к заданию 4.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Горьким он назвался, не только следуя моде

 Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель.

Основоположник литературы социалистического реализма. Инициатор создания Союза писателей СССР и первый председатель его правления.

Начав с романтически одухотворённых новелл, песен в прозе и рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений в революционном духе, лично близкий к социал-демократам и находившийся в оппозиции к царскому правительству.

В эмиграции Горький провёл в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет — в Италии.

В 1902–1921 годы Горький стоял во главе трёх крупных издательств — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература», привнёс в книгоиздательскую деятельность новаторские подходы.


Главные темы творчества
Революция, любовь, свобода, место человека в обществе, борьба с несправедливостью, классовыми предрассудками, сила воли и духа человека, любовь, быт и нравы представителей разных слоёв общества.
Портрет писателя и детали его эпохи
М. Горький с юности и до зрелых лет боролся за права рабочих и крестьян, отстаивал их интересы. Он собирал деньги у купцов и богатых фабрикантов на нужды революции. Писатель признавался, что с 1901 по 1917 год через его руки прошли сотни тысяч рублей, которые он передавал для подготовки народного восстания. Писатель был воодушевлён, окрылён революционными идеями, он искренне верил в возможность строительства нового мира, где не будет угнетённых и несчастных людей. Сталин называл М. Горького одним из ведущих писателей СССР и одним из главных «инженеров человеческих душ».
Портрет
Максим Горький был высокого роста (около 190 см), с густой шевелюрой и роскошными усами, которые он отрастил в знак уважения к Ф. Ницше и его идеям. Зычный голос, речь с ярко выраженным среднерусским диалектом (взрывное «г», оканье) делали выступления писателя колоритными и запоминающимися.
Подробнее
Максим Горький. Фотопортрет. Автор М. П. Дмитриев
Максим Горький – псевдоним. Звучный и трендовый. Российским «сеятелям «разумного, доброго, вечного» начала XX века подобало нарекать себя страдальческими, уничижительными прозвищами - вспомним Демьяна Бедного, Михаила Голодного.
А на самом деле его звали Алексей Пешков. Впрочем, Горьким он назвался, не только следуя моде.
Ювенильный период жизни будущего писателя прошел в удручающей нищете, кромешном невежестве провинциального Нижнего Новгорода (колоритные, а порой, и ужасающие подробности этого бытия живут на страницах автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты»). О беспросветности существования юного Алеши свидетельствует хотя бы тот факт, что он, одаренный, любознательный ребенок, отпрыск некогда вполне благополучного семейства, вынужден был с младых ногтей влачить ярмо поденной работы, терпеть побои и унижения.
...Сегодня трудно представить, как можно простому обывателю без денег, личных вещей, пешком (!) отправиться в неизвестном направлении, не задумываясь ни на минуту о каких-либо рисках. А риски были. Например, однажды где-то под Николаевым будущего классика отечественной словесности чуть не забили насмерть - за то, что вступился за женщину. А уж голод, холод и постоянный каторжный труд то батраком, то грузчиком, то чернорабочим являлись обязательными составляющими подобного вояжа.
Ещё интереснее здесь

27 марта 2025

Театр — один из древнейших видов искусства

27 марта – Международный день театра 🎭
🎭 Ежегодно 27 марта весь мир чествует театр — один из древнейших видов искусства, в котором до сих пор продолжается живой разговор между артистом и зрителем. Всемирный день театра — не просто профессиональный праздник для актеров и режиссеров. Это дата, когда вспоминают о значении сцены в жизни общества, пересматривают любимые постановки и идут в театр всей семьей.
🔖 История праздника: Всемирный день театра установлен в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Инициативу поддержали сразу — ведь театр существует столько же, сколько и сама культура. Он отражает дух эпохи, рассказывает о людях через эмоции, жесты и диалоги.
🔖 Что означает театр сегодня: В 2025 году театр — это уже не только классические пьесы Чехова, Островского или Шекспира. Это эксперименты на малых сценах, уличные постановки, современная драма, документальный театр, музыкальные шоу и даже цифровые проекты в формате онлайн-спектакля.

Интересные факты:

🎭 Первый театр появился в Древней Греции. Театральные представления проводились на открытом воздухе, а актерами были только мужчины.
🎭 День театра отмечается более чем в 100 странах. И это не только профессиональный праздник, но и культурное событие для всех, кто любит сцену — от школьников до пенсионеров.
🎭 Символ театра — маски Комедии и Трагедии. Они пришли из древнегреческих традиций, где актеры надевали маски для обозначения разных ролей и настроений.
🎭 В России этот день часто сопровождается премьерами. 27 марта театры специально приурочивают новые спектакли или устраивают показ самых популярных постановок сезона.
🎭 Самый старый театр России — Александринский. Он был открыт в Санкт-Петербурге в 1756 году и до сих пор остается одной из главных театральных площадок страны.
🎭 В некоторых странах проходят капустники. Это веселые, часто импровизационные спектакли, которые актеры играют друг для друга — в полушутливой форме вспоминают курьезы из жизни театра.
✨ Сила театра— в живом контакте, который не заменить ничем.
Астраханские театры
Театр оперы и балета
Астраханский драматический театр
Театр юного зрителя

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Как быстро справиться с тревожностью и беспокойством: практические советы

 Источник

1. Дышите глубже

2. Переключите внимание

3. Запишите свои мысли

4. Двигайтесь

5. Поговорите с кем-то

6. Используйте техники релаксации

7. Обратитесь за помощью

Тревожность и беспокойство — это естественные реакции на стресс, но с ними можно справиться. Используйте простые техники, такие как глубокое дыхание, переключение внимания или физическая активность, чтобы быстро снизить уровень тревоги.

  • Начните с малого: попробуйте одно из предложенных упражнений.

  • Будьте терпеливы: не все методы работают сразу.

  • Помните: вы не одиноки, и помощь всегда рядом.

26 марта 2025

ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы)

 По ссылке все материалы к заданию 2 по ОГЭ (теория, видео, практика).    https://teletype.in/@vsablina/V3oiMwlNNP3

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).

• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Лайфхак

Как найти подлежащее и сказуемое?

Во-первых, нужно задать общий вопрос: о чём или о ком говорится в предложении? и конкретные вопросы: кто/что это? Это будет подлежащее.

Во-вторых, задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? и конкретные вопросы: что он делает,/сделает? кто он такой, что это такое, каков предмет,, что сделано. Это будет сказуемое.

А впрочем, не поленитесь -- прочитайте теорию и закрепите знания, просмотрев видео.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Для сбора коллекции веб-ресурсов по теме  в одном месте я использую отличный бесплатный сервис Teletype. Это конструктор быстрых веб-страниц для дистанционного обучения. О том, как пользоваться им можно прочитать по ссылке в блоге Дидактор.

25 марта 2025

Как писать сжатое изложение

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/FLUNfMOZmLw презентации "Как писать сжатое изложение" и "Способы сжатия текста". Необходимо изучить эти презентации. Сохранить а папке с материалами по подготовке к экзаменам.

4 истории детей, которым при жизни установили памятники

Источник

Есть такие скульптуры, за которыми стоят не только большие исторические события, но и маленькие личные победы. Рассказываем о четырех отважных детях, чьи истории вдохновили взрослых на создание прижизненных памятников. И узнаем о том, как сложилась их судьба.

1. Памятник девочке Миле
на Солдатском поле под Волгоградом

2. Девочка, выжившая в тайге
в Якутске

3. Кричащий мальчик
в Сан-Марино

4. Девочка с аккордеоном
в Волгограде

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/vospitaniye/sovety/2058493-children_monuments

24 марта 2025

«Один из основателей школы чистого и независимого творчества»

 Алексей Феофилактович Писемский (11 (23) марта 1821, Костромская губерния — 21 января (2 февраля) 1881, Москва) — русский писатель и драматург.

Дебютировал в печати в 1848 году. Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Вершины творчества — роман «Тысяча душ» (1858) и пьеса из народной жизни «Горькая судьбина» (1859).

В 1857–1863 годах Писемский совместно с А. В. Дружининым, а в 1860–1863 годах единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения».

В творчестве Писемского главной темой стало изображение жизни обывателей и мещан, а также их внутренних конфликтов между нравственностью и материальными желаниями. Он был одним из основателей школы чистого и независимого творчества, что делает его важным представителем русской литературы XIX века.

Его стиль отличается правдивостью и искренностью, что подчёркивалось современниками и критиками.

Некоторые из наиболее известных произведений:

  • «Горькая судьбина»,

  • «В водовороте»,

  • «Подкопы»,

  • «Ваал». 

  • «Одним из основателей школы чистого и независимого творчества» Писемского провозгласил писатель и литературный критик А. В. Дружинин.

  • Также интересно мнение о творчестве писателя, высказанное революционером-демократом, философом Н. Г. Чернышевским – он считал, что Писемский идёт «...тем путём, который проложил Гоголь. Но чувство у него выражается не лирическими отступлениями, а смыслом целого произведения...».

Что такое «кюдо»?

Источник


 В тихом зале, где слышен только звук натянутой тетивы, замерли все взгляды. Лучник поднимает огромный, необычной формы лук. Каждое его движение будто вписано в строгий ритуал: шаг, взмах, натяжение. Но что происходит в этот момент? Почему такие простые, на первый взгляд, действия требуют абсолютной сосредоточенности? И главное — что ищут эти люди, выпуская стрелу?

В тишине традиционного японского додзё раздаётся лишь мягкий свист стрелы, устремляющейся к своей цели. Лук натянут до предела, движение плавное и точное, словно танец, отточенный веками. Это не просто стрельба из лука — это кюдо, древнее искусство, которое соединяет тело, ум и дух в единое целое. Но что же делает кюдо таким уникальным, и почему это больше, чем спорт?
Кюдо, что в переводе с японского означает "путь лука", зародилось как военное ремесло самураев. В феодальной Японии владение луком было жизненно важным навыком для воина, а техника стрельбы оттачивалась до совершенства. Со временем, с приходом огнестрельного оружия, лук утратил своё боевое значение, но превратился в духовную практику. Сегодня кюдо воспринимается как дисциплина, где важны не только физические навыки, но и внутреннее состояние человека.
Особенность кюдо заключается в его философии. Здесь цель — это не только мишень, но и путь к самопознанию. Каждое движение, от того, как лучник поднимает лук, до выпуска стрелы, должно быть выполнено с полным осознанием. Ошибки здесь исправляют не силой, а гармонией. Достижение внутреннего равновесия, концентрация и уважение к традициям — вот то, что определяет успех.
Традиционный японский лук, ямаюми, отличается своим огромным размером и асимметричной формой. Его конструкция требует от стрелка не только силы, но и точного понимания движения. Каждая деталь имеет значение: от натяжения тетивы до дыхания перед выстрелом. Сам выстрел воспринимается как ритуал, где важна каждая мелочь.
Кюдо — это не просто техника. Это практика, которая учит терпению, смирению и глубокому вниманию к настоящему моменту. Это путешествие не к внешним победам, а к гармонии внутри себя. Именно поэтому кюдо остается живым и значимым даже в современном мире, напоминая нам о том, как важно быть в гармонии с собой и окружающим миром.
Так что, если вы когда-нибудь окажетесь в додзё, наблюдая за плавными движениями лучников, вспомните, что перед вами не просто стрелки, а люди, которые следуют своему "пути лука", соединяя древние традиции с поиском гармонии и духовной ясности.

23 марта 2025

Если во всех человеческих клетках одинаковая ДНК, почему сами клетки разные?

 Источник

Несмотря на то что ДНК во всех клетках организма одинакова, клетки могут выглядеть и функционировать совершенно по-разному. Нервные клетки вытянуты и передают сигналы, мышечные сокращаются, а клетки кожи защищают организм. В чём же причина такой разницы?
Главная причина — разная активность генов. Хотя ДНК одинакова во всех клетках, не все гены работают одновременно. Клетка «включает» только те гены, которые необходимы для её функции, а остальные остаются «выключенными». Этот процесс называется дифференцировка клеток и регулируется сложными механизмами.
Один из ключевых факторов — эпигенетика, которая контролирует, какие участки ДНК активны. Например, специальные химические метки (метильные группы) могут «запечатывать» определённые гены, делая их недоступными для работы. Таким образом, хотя у всех клеток один и тот же генетический код, одни участки ДНК активны в клетках печени, а другие — в клетках крови.
Кроме того, на активность генов влияет окружающая среда клетки. Гормоны, сигналы от соседних клеток и даже механическое давление могут «подсказывать» клетке, какие гены активировать. Это особенно важно в процессе развития эмбриона, когда из одной оплодотворённой клетки постепенно формируются все типы тканей и органов.
Таким образом, разнообразие клеток не зависит от разницы в ДНК, а от того, какие гены в ней работают в данный момент. Это позволяет организму использовать один и тот же генетический код для создания множества специализированных клеток, необходимых для жизни.

22 марта 2025

День рождения Московского Художественного театра

 22 марта в истории литературы и театра:

  • 1897 — в отдельном кабинете ресторана «Славянский базар» происходит встреча В. И. Немировича-Данченко с К. С. Станиславским. День этой встречи считается днём рождения Московского Художественного театра. Инициатором встречи был Немирович-Данченко.
    МХАТ и знаменитая мхатовская "Чайка"

"Кто же он? стало быть подлец?" Спектакль "Мёртвые души" на сцене Астраханского ТЮЗа

 Вчера наша школа была в театре. Смотрели в ТЮЗе постановку "Мёртвых душ".

Спектакль в одном отделении, продолжительностью час. Режиссёром был взят за основу один эпизод из поэмы Н.В. Гоголя -- визит Чичикова к Коробочке. Однако в это ограниченное пространство и время было вложено  многое из всего произведения: и образы некоторых помещиков, и история главного героя, и несколько лирических отступлений, и фрагмент из финала о птице-тройке. Любопытно, даже удивительно то, что в спектакле было занято всего пять актёров -- четверо мужчин и женщина. Их роли постоянно менялись: то они были Собакевичем, Маниловым и Ноздрёвым, то Селифаном, то конями той самой тройки.. Фактурна была и актриса в роли Коробочки и девчонки, которую она даёт проводить Чичикова.

Разумеется, замечательно звучал со сцены и из динамиков гоголевский текст. Лаконичное оформление сцены и то, что всякий предмет на ней мог перевоплотиться в любой реквизит, -- это тоже производило должное впечатление.

Спектакль нам понравился -- и взрослым, и детям. Конечно, девятиклассники уже "прошли" поэму на уроках литературы, однако им , как они отозвались, было интересно следить за происходящим на сцене, узнавать знакомые фрагменты из прочитанного. Восьми- и семиклассникам -- это урок на будущее.

На злобу дня работает наш ТЮЗ, радуя интересными  постановками, просвещая зрителей, помогая учителям литературы в пропаганде русской классики.

Фотографии Руслана Кондрашина.

Цитата из поэмы "Мёртвые души"

Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее, и тот же читатель, который на жизненной своей дороге будет дружен с таким человеком, будет водить с ним хлеб-соль и проводить приятно время, станет глядеть на него косо, если он очутится героем драмы или поэмы. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки.