21 апреля 2025

Старшая из сестер-писательниц Бронте

Шарлотта Бронте (21 апреля 1816 — 31 марта 1855) — английская писательница и поэтесса, старшая из трёх сестёр Бронте.
Родилась в деревне Торнтон (графство Западный Йоркшир, Великобритания) в семье священника англиканской церкви Патрика Бронте и его жены Мэри. В 1820 году семья переехала в деревню Хоэрт (Западный Йоркшир), где отец Шарлотты получил должность приходского священника. 
  • В 1836–1838 годах Бронте была учительницей в Роу-Хэдской школе, в 1839–1841 годах работала гувернанткой в нескольких семьях, в 1843 году преподавала в Брюсселе английский язык.  

    Некоторые произведения Шарлотты Бронте:

    • «Джейн Эйр» (1846–1847) — история о бедной гувернантке, которая сумела завоевать любовь дворянина. Роман был опубликован под псевдонимом Каррер Белл и принёс автору широкую известность.  
    • «Шерли» (1849) — роман, в котором были подняты проблемы конфликта поколений и социального неравенства.  
    • «Виллет» (1853) — история женщины, пытающейся найти свой путь в жизни и обрести любовь.  

    Шарлотта Бронте является одной из наиболее заметных представительниц английского литературного романтизма и реализма. Публикацию её наиболее известного произведения — романа «Джейн Эйр» — специалисты считают моментом зарождения феминистского направления в художественной литературе.  

    Писательница скончалась 31 марта 1855 года в возрасте 38 лет от туберкулёза, не успев дописать начатый роман «Эмма».  

    Состояла в браке со священником Артуром Николлсом.

     Вспомним несколько фактов из жизни Шарлотты Бронте:

    1. Шарлотта – старшая из сестер-писательниц Бронте. Изначально их было пять, но двое – Мария и Элизабет – умерли от туберкулеза.

     2. Сестры Бронте дебютировали в литературе в 1846 году – они издали за собственный счет поэтический сборник под псевдонимами Каррер (Шарлотта), Эллис (Эмили) и Эктон (Энн) Белл. 
     3. В 1836 году Шарлотта написала письмо известному поэту Роберту Саути. Она отправила ему свои стихи и рассказала о том, что мечтает стать поэтессой. Саути ответил ей, но довольно нелестно отозвался о ее поэтическом даре. После этого Шарлотта решила бросить стихи и писать прозу. 
     4. Роман «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте был написан после «Учителя» (в другом переводе – «Виллет»), но его охотнее согласились опубликовать – «Джейн Эйр» был издан в кратчайшие сроки. Книга вышла в 1847 году и принес автору феноменальный успех. 
    5. Считается, что Шарлотта Бронте и ее Джейн Эйр породили феминистское движение в литературе. Шарлотта вывела в своем романе сильную женщину-героиню, которая не боялась преодолевать трудности и противостоять ударам судьбы.
     6. Она единственная из сестер Бронте побывала замужем.
     7. Главная любовная история всей ее жизни связана не с именем ее мужа, Артура Белла Николлса, а ее женатым учителем – Константином Эже. Воспоминания об этих взаимоотношениях легли в основу романа Шарлотты – «Городок». 
     8. В музее Бронте в деревне Хауорт и по сей день хранятся любовные письма Шарлотты Бронте Константину Эже. 
     9. Шарлотта Бронте пережила всех сестер и умерла в возрасте 38 лет.
     10. Ни одной подлинной фотографии Шарлотты не сохранилось. 
     

    Недавно в «Редакции Елены Шубиной» вышла книга театрального критика, исследовательницы Нины Агишевой, посвященная старшей из сестер Бронте, – «Шарлотта Бронте делает выбор». В ней она описала «брюссельский период» жизни Шарлотты Бронте (учебу в пансионате четы Эже) и попыталась восстановить историю драматичной любви Шарлотты Бронте к ее женатому учителю Константину Эже. Помимо этого Агишева рассказывает о феномене сестер Бронте, а также об их влиянии на мировую литературу (например, вспоминает бронтеанские мотивы в творчестве Антона Павловича 
    Чехова). Источник
    "Три писательницы в одной семье". Я написала об этом здесь
    О книге Эмили Бронте "Грозовой перевал" можно прочитать здесь

Медицина России на Разговорах о важном

Сегодня на Разговорах о важном говорим о медицине России. 

Некоторые великие имена в медицине России:

  • Николай Иванович Пирогов. Основатель полевой хирургии, впервые применил эфир для обезболивания операций в России и полностью изменил подход к оказанию медицинской помощи на войне. 
  • Сергей Петрович Боткин. Основоположник клинической медицины, первым начал смотреть на пациента как на целостную систему: учитывал образ жизни, питание, общее состояние организма. 
  • Иван Петрович Павлов. Первый российский лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине. Главное его открытие — условные рефлексы. 
  • Зинаида Виссарионовна Ермольева. Микробиолог, чьи исследования спасли тысячи жизней во время войны. Она создала советский аналог пенициллина — антибиотик, который стал прорывом в лечении инфекций. 
  • Александр Васильевич Вишневский. Разработал новокаиновую блокаду — способ местного обезболивания, при котором пациент остаётся в сознании, но не чувствует боли в определённой зоне. 
  • Лео Антонович Бокерия. Кардиохирург, сделал возможными сложнейшие операции на сердце у детей и взрослых. Он внедрил операции с искусственным кровообращением, а затем — малоинвазивные техники, после которых пациенты восстанавливаются быстрее. 
  • Вячеслав Михайлович Фёдоров. Хирург-офтальмолог и пионер микрохирургии глаза в России. Он разработал методику имплантации искусственного хрусталика, благодаря чему люди с катарактой снова смогли видеть.
По ссылке интерактивный элемент для 5-7 классов с интересными фактами из истории медицины
https://xn--80aafadvc9bifbaeqg0p.xn--p1ai/21-04-2025/pravda-ili-vymysel-5-11-spo/


Мандрагору использовали в традиционной медицине как антивирусное и антибактериальное средство для лечения различных инфекций, заболеваний желудка, в хирургии как обезболивающее.
Правда Вымысел Вперед


Кстати, мандрагора — это растение, известное своими психоактивными свойствами и использованием в древней магии и медицине. Оно содержит алкалоиды, вызывающие галлюцинации и другие психотропные эффекты. Внешне, мандрагора характеризуется толстым корнем, напоминающим человеческую фигуру, что способствовало ее мистическому восприятию. В древности верили, что она обладает магическими свойствами, способна приносить удачу или вызывать смерть. Сегодня ее использование ограничено из-за токсичности.
Видеофрагмент "Медицина. XXI век" ссылка https://xn--80aafadvc9bifbaeqg0p.xn--p1ai/21-04-2025/5-7/5v/5-7.mp4

20 апреля 2025

Учись прощать

Пасхальное настроение в картинах разных художников

Евгений Муковнин. "Пасхальный натюрморт"
Рубен Сафронов. "Пасхальный натюрморт"
Художник Богданов-Бельский. "Пасхальное утро".

Евгений Цыбулин. "Пасха"

Какая бы погода за окном не была, что бы не происходило в мире, мы всегда верим и молимся за спасение нашей души, за наших близких, за то, чтобы был мир во всем мире! Вера - это то, что дает нам силы в самые непростые времена нашей жизни, она дает нам надежду на что-то светлое и вселяет надежду. У всех людей свой собственный взгляд как поддерживать в себе духовность, и как делать выбор. У каждого из нас свой собственный путь, который мы проходим, но все мы 
связаны между собой тонкими нитями, и главный православный праздник Пасхи нас в этом объединяет.
В своих картинах художники и иллюстраторы, как правило, передают светлую атмосферу праздника: это куличи, крашеные яйца, красиво украшенный обеденный стол, милые улыбки взрослых и детей.  Источник 

С ПРАЗДНИКОМ!

19 апреля 2025

Солнышко лучится, играет...

У нас говорят: "Солнышко на Пасху играет!" Если посмотреть на него, то и, вправду, лучится, светится, сквозит, будто радуется. Радуется в ожидании светлого праздника восресения Господня, говаривала моя мама.
Вот и нынче в наших краях такое солнце и погода тоже будто радуется. Солнечно, тепло, изредка набегает лёгкий ветерок, тоже как бы играя с тобой, обвевает лицо, руки. Цветут абрикосы, яблони, вишня, буйствует сирень. Пахнет -- издали почувствуешь. В вазе в букете быстро никнет, источая сильный запах -- последний свой стон о конце. Есть такое предположение, что цветы пахнут, подавая знак о том, что им больно в предчувствии своего полного увядания. Конечно, лучше об этом не знать и наслаждаться. прекрасным.
А вот технические, научные предположения, почему весной солнце ярче (от ИИ из поисковика).
Особое сияние солнца весной, вероятно, связано с несколькими факторами. Восходящие потоки, характерные для весны, способствуют переносу влаги и пыли в верхние слои атмосферы. Эти частицы рассеивают солнечный свет, создавая визуальные эффекты, такие как яркое сияние, особенно при восходе и закате солнца. Дополнительно, изменение угла падения солнечных лучей и повышенная прозрачность атмосферы (после зимы) усиливают восприятие солнечного света, создавая ощущение большей яркости. Недостаток информации в поисковых результатах не позволяет углубляться в детали, однако эти предположения наиболее вероятны.

18 апреля 2025

Кто такой Вий?

 Источник

Вий – один из самых загадочных персонажей литературы, возникший на стыке фольклора, мистики и авторской фантазии. В повести Гоголя он появляется словно из ниоткуда – страшный, всевидящий, неотвратимый. Сам писатель утверждал, что лишь пересказывает народное предание, однако ни в одном известном фольклорном источнике подобного персонажа не встречается. Тогда кто же такой Вий, и откуда он взялся?
Большинство исследователей считают, что Гоголь не просто обработал народное сказание, а создал Вия сам, вдохновляясь разными мифологическими фигурами. Один из возможных прототипов – святой Касьян из народных поверий. Согласно легенде, он был падшим ангелом, наказанным за предательство: три года подряд ангел бил его молотом, а на четвёртый выпускал на волю и тогда всё, на что тот смотрел, погибало. В некоторых вариантах сказаний Касьян изображается существом с настолько длинными веками, что они достигают колен и лишь раз в четыре года он поднимает их, обрекая мир на болезни и несчастья.
Но не только славянская мифология могла повлиять на создание Вия. В апокрифах о Иуде Искариоте говорится, что перед смертью его тело чудовищно распухло, а веки разрослись настолько, что он уже не мог видеть. Эта деталь перекликается с образом Вия, у которого веки такие тяжёлые, что их поднимают слуги.
Есть также мнение, что Вий – это отголосок древнего Велеса, бога подземного мира, покровителя мёртвых и охотников. Велес связывался с нечистыми силами, а в некоторых мифах выступал в роли проводника между мирами. В этом можно увидеть параллель с тем, что Вий появляется в момент, когда мир живых и мир мёртвых соприкасаются.
Таким образом, Вий – это не просто персонаж, вырванный из народных сказаний, а нечто большее. Он вобрал в себя черты разных мифологических существ, превращаясь в символ тёмных сил, против которых бессилен человек. Возможно, Гоголь сам до конца не осознавал, насколько сильный образ он создал, но его Вий продолжает пугать и завораживать читателей, оставаясь одним из самых мрачных порождений литературы.

17 апреля 2025

В какой стране больше всего фамилий?

 Источник

В мире, где фамилия — это не просто часть имени, а отражение истории и культуры, есть одна страна, которая превзошла все остальные по количеству разнообразных фамилий. И это не Китай, где живёт более миллиарда человек. Не Индия с её множеством народов и языков. Не Южная Корея, где фамилия — почти религиозная традиция. На первом месте по числу уникальных фамилий находится одна из стран Европы!
Франция, по данным XX века, насчитывает более 1.1 миллиона различных фамилий. Это рекордное количество. Для сравнения: в Китае, где население в разы больше, насчитывается чуть более 700 распространённых фамилий. Французская же система фамилий буквально рассыпалась на миллионы осколков, каждый из которых несёт в себе частицу прошлого — личного, географического, культурного.
Причин такого удивительного разнообразия несколько. Прежде всего — невероятное количество вариантов образования фамилий. Во Франции фамилии складывались из имён предков, профессий, черт характера, географических названий и даже кличек. Но главное — это специфика самого языка, включающая бесконечные вариации написания одной и той же фамилии. К примеру, от имени Жак произошли фамилии Jacquet, Jacquemin, Jacquin, Jacot, Jacquot, Jaquinot и многие другие. В разные времена в разных уголках страны их записывали по-своему, особенно учитывая, что до XIX века стандартизированной орфографии во Франции не существовало.
Кроме того, Франция — одна из первых стран Европы, которая стала убежищем и новым домом для миллионов людей со всего света. В результате десятки тысяч фамилий восточного, африканского, арабского, еврейского, армянского и других происхождений укоренились в стране, дополнив и без того внушительный список.
Но интересен и другой феномен: фамилии, исчезающие и появляющиеся. В течение веков во Франции фамилии могли отмирать, если род пресекался или фамилия просто терялась при переездах и браках. С другой стороны, новые фамилии появлялись буквально из ничего — от описок чиновников, капризов нотариусов или по желанию изменить свою судьбу. В архивах можно найти случаи, когда одна и та же семья носила до пяти разных написаний фамилии в течение двух поколений.
Именно поэтому во льФранции сегодня трудно найти двух незнакомых однофамильцев, у которых бы стопроцентно совпали корни. В этой стране фамилия - это не только имя, а целая история, запечатлённая в буквенном коде.

16 апреля 2025

Как появилось понятие «интеллигенция» и кто ввел его в обиход?

Источник


 Есть слова, которые сложно перевести на другие языки, потому что они обозначают не просто явление, а целый пласт культуры, особый менталитет. Одним из таких понятий является «интеллигенция». Это слово привычно для жителей стран бывшего СССР, но за пределами этого пространства оно либо не имеет точного аналога, либо понимается иначе.

В Европе и Америке есть ученые, профессора, деятели искусства и культуры, но понятие «интеллигенции» в привычном нам смысле практически отсутствует. Ведь мы привыкли вкладывать в это понятие не просто определение образованных людей, а имеем в виду носителей особой социальной миссии: размышлять, критиковать, направлять общество и нести идеи прогресса.
Само слово пришло в русский язык из латинского intelligentia, означающего «разум», «понимание». В немецком языке существовало Intelligenz, обозначавшее просвещенные слои общества, но не более того. У нас же этот термин получил совершенно особое звучание. Впервые его употребил еще Василий Жуковский в дневниковых записях, но широкое распространение оно получило только в 1860-х годах, благодаря писателю Петру Боборыкину. Именно он закрепил за «интеллигенцией» значение социальной группы людей, занятых умственным трудом, наукой, искусством и педагогикой.
Интеллигенция всегда воспринималась не просто как класс образованных людей, а как особая прослойка общества с высокой моральной ответственностью. В отличие от западных интеллектуалов, которые чаще всего были частью элиты, российская интеллигенция традиционно находилась в оппозиции — к власти, к укладу жизни, к самому обществу. Она стремилась к преобразованиям, выдвигала идеи гуманизма, равенства, справедливости. Именно поэтому среди интеллигентов было так много революционеров, философов, писателей, готовых бороться за свои идеалы, даже если это означало ссылку или тюрьму.
После революции 1917 года роль интеллигенции изменилась. Новая власть сначала использовала ее знания и таланты, а затем стала подавлять, заменяя «буржуазных интеллектуалов» новой, советской интеллигенцией. Однако даже в советское время интеллигенция оставалась особым феноменом. Это были не просто люди науки и искусства, но и хранители культуры, критики системы, защитники свободомыслия, пусть даже в завуалированной форме.
Сегодня понятие «интеллигенция» уже не имеет того ореола, который окружал его в XIX и XX веках. Оно все реже используется в привычном смысле, а представители творческой и научной элиты больше не воспринимаются как отдельный социальный слой с особой миссией.

15 апреля 2025

113 лет со дня крушения "Титаника"

 Крушение лайнера «Титаник» произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года из-за столкновения с айсбергом в ледяных водах Северной Атлантики. В тот момент на борту находилось от 2208 до 2225 человек, и, по различным оценкам, от 1495 до 1640 из них погибли в результате крушения. Лишь 712 человек смогли спастись, используя спасательные шлюпки и другие средства эвакуации.

Причинами катастрофы стали несколько факторов:

  • Капитан и члены экипажа не смогли заранее заметить айсберг из-за тумана и недостаточной видимости, что привело к столкновению с ним.

  • На момент катастрофы суда не были оборудованы достаточным количеством спасательных шлюпок.

  • Некоторые члены экипажа не получили должного обучения, что затруднило организацию эвакуации.

  • Связь между «Титаником» и береговыми станциями была ограничена, что затруднило получение помощи в случае чрезвычайной ситуации.

Крушение «Титаника» стало не только трагедией для его пассажиров и экипажа, но и важным уроком для всей морской отрасли. Оно привело к изменениям в международных морских правилах, в том числе к увеличению количества спасательных шлюпок на судах и улучшению систем предупреждения о льдах.

...всё в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога. Николай Гумилёв

 Николай Степанович Гумилёв (1886–1921) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист. 

В 1910-е годы Гумилёв был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка. 

Некоторые этапы творческого пути:

  • 1905 год — на деньги родителей издан первый сборник стихов «Путь конквистадоров». 
  • 1908 год — вышла вторая книга стихов — «Романтические цветы», которую Гумилёв посвятил своей будущей жене Анне Горенко. 
  • 1910 год — венчание с Анной Горенко, издана третья книга стихов «Жемчуга». 
  • 1911 год — Гумилёв создал общество начинающих литераторов «Цех поэтов», где сформировалось течение акмеизма. 
  • 1912 год — опубликован сборник стихов «Чужое небо». 
  • 1916–1921 годы — опубликованы сборники «Колчан», «Шатёр», «Огненный столп». 

В 1921 году Гумилёв занял должность председателя Петроградского союза поэтов, но вскоре был обвинён в заговоре и антисоветской деятельности и в том же году, в возрасте 35 лет, расстрелян. 

30 сентября 1991 года Гумилёв посмертно реабилитирован решением Верховного суда СССР. 

Нет однозначного мнения о том, какое стихотворение Николая Гумилёва (1886–1921) самое популярное. Несколько произведений, которые входят в топ-10 лучших по оценкам посетителей сайта poemata.ru:

  1. «Ты говорил слова пустые...». 
  2. «Однообразные мелькают...». 
  3. «Ещё не раз Вы вспомните меня...». 
  4. «Среди бесчисленных светил...». 
  5. «Ворота рая». 
  6. «Память». 
  7. «Театр». 
  8. «Две розы». 
  9. «Я больше её не люблю». 
  10. «Шестое чувство». 
  11. Шестое чувство
    Прекрасно в нас влюбленное вино
    И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
    И женщина, которою дано,
    Сперва измучившись, нам насладиться.
    Но что нам делать с розовой зарей
    Над холодеющими небесами,
    Где тишина и неземной покой,
    Что делать нам с бессмертными стихами?
    Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
    Мгновение бежит неудержимо,
    И мы ломаем руки, но опять
    Осуждены идти всё мимо, мимо.
    Как мальчик, игры позабыв свои,
    Следит порой за девичьим купаньем
    И, ничего не зная о любви,
    Все ж мучится таинственным желаньем;
    Как некогда в разросшихся хвощах
    Ревела от сознания бессилья
    Тварь скользкая, почуя на плечах
    Еще не появившиеся крылья;
    Так век за веком — скоро ли, Господь? —
    Под скальпелем природы и искусства
    Кричит наш дух, изнемогает плоть,
    Рождая орган для шестого чувства.
    1920 г.
  12. «Шестое чувство» — стихотворение Николая Гумилёва, написанное в 1920 году и опубликованное в 1921 в составе сборника «Огненный столп». 

    В произведении автор рассуждает об ограниченности привычных чувств, дающих человеку возможность воспринимать материальный мир, и говорит о каком-то неосознанном «шестом чувстве», без которого мир неполон.

Как появилось слово «плов»?

 Источник

Это блюдо известно каждому, но далеко не все задумывались, откуда взялось его название и почему оно звучит именно так. А ведь его происхождение — не менее ароматное и насыщенное, чем сам плов!
Истоки слова «плов» восходят к персидскому языку. В древнеперсидском было слово "пилав" (pilāv), которое означало рисовое блюдо, сваренное с мясом, овощами, специями и маслом. Из Персии слово разошлось по всему Востоку, попав в тюркский и арабский, а затем и дальше, в том числе в русскую речь.
В русский язык слово пришло через тюркские народы, особенно с территории Средней Азии, где культура приготовления плова развита особенно сильно. Здесь оно приобрело форму «палов», которая позже упростилась до привычного нам «плов». В старославянских текстах XVIII–XIX веков встречаются оба варианта — и «палов», и «плов».
Интересно, что в арабском языке существует целая мнемоническая формула, описывающая основные ингредиенты плова — "ПЛОВ", где каждая буква — сокращение:
П — пияз (лук),
Л — ляхм (мясо),
О — овияж (морковь),
В — вырис (рис).
Хотя это скорее народное объяснение, придуманное позже, но оно настолько удачно, что часто упоминается как «народная этимология» слова.
Со временем плов стал не просто блюдом, а частью культуры. В Узбекистане, Таджикистане, Иране, Турции, на Кавказе и даже в Индии у плова свои названия, ритуалы и технологии приготовления. Но слово, в той или иной форме, сохранилось во многих языках: pilaf, pilav, polow, pulao — всё это дальние родственники «плова».
Таким образом, слово «плов» — это своеобразное кулинарное путешествие сквозь века: от древних персидских кухонь до современных праздничных столов. И каждый раз, когда мы произносим это слово, мы будто бы вспоминаем его далёкие восточные корни, согретые ароматами специй, шорохом риса и звоном медного казана.

14 апреля 2025

...Сатирик превосходный // Невежество казнил в комедии // народной. А Пушкин. "Послание к цензору"

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (Глава первая, XVIII)

📖 Такими словами гениальный Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении описал русского прозаика, поэта, публициста, переводчика, просветителя, статского советника (1781), одного из наиболее значимых драматургов екатерининской эпохи, создателя национальной бытовой комедии - ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА.

 Его называли «отцом русской комедии»: театральные пьесы, вышедшие из-под пера выдающегося мастера, публика принимала с восторгом.

Создатель пьес «Бригадир» и «Недоросль» (первых в истории русского театра комедий нравов) занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма.
Некоторые приёмы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. ☝Писатель в своих произведениях говорил о том, как крепостное право оказывает растлевающее влияние на помещиков и крестьян.
 Своими литературными работами мастер показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина, подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Его произведения повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.

Выдающийся литературный и общественный деятель родился 14 апреля 1745 года в Москве в дворянской семье.
 Сегодня исполняется 280 лет со дня рождения знаменитого писателя.

Разговоры о важном. Гражданская авиация России

Сегодня на Разговорах о важном мы прежде всего вспоминаем о великом подвиге -- первом полёте человека в космос. О нашем Юрии Алексеевиче Гагарине. Своим пятиклассниам я показываю презентацию с поминутным описанием полёта Юрия Гагарина от момента старта до приземления. Кстати, одна трогательная подробность (уж я даже стала сомневаться, правди ли это). Гагарин, входя в корабль, снял обувь, как принято у нас входить в дом. Говорят, Сергей Королёв, увидев это, чуть не прослезился. И ещё одна тема у нас на Разговорах -- о гражданской авиации в России. По ссылке презентация по теме https://xn--80aafadvc9bifbaeqg0p.xn--p1ai/14-04-2025/5-7/3p/5_7.pdf

13 апреля 2025

Тест: какие города играли в советском кино заграницу?

 Советские режиссеры часто снимали фильмы, действие которых разворачивается в других странах. Экранизации мировой классической литературы были очень популярны, и съемочные группы искали локации, напоминающие улицы и пейзажи Калифорнии, Дикого Запада и Великобритании. Пройдите наш тест и попробуйте угадать, вместо каких стран советские режиссеры отправлялись в Крым и в каких городах снимали Лондон.

Главный герой «Человека с бульвара Капуцинов» , мистер Фест, путешествует по Дикому Западу и попадает в городок Санта-Каролина, где рассказывает о новинке своего времени — кино. Где снимали прерии?

Про жизнь сильнейших и слабаков

12 апреля 2025

Сегодня День космонавтики

 Какие страны празднуют День космонавтики?

День космонавтики отмечается в нескольких странах, особенно тех, которые имеют истории и достижения в области космонавтики. Вот некоторые из них:

  1. Россия - как родина Юрия Гагарина, первого человека в космосе, Россия отмечает этот день с особым размахом.
  2. Беларусь - также отмечает этот праздник, подчеркивая свои достижения в космонавтике.
  3. Казахстан - в связи с тем, что Байконур, стартовая площадка для многих пилотируемых космических миссий, находится на его территории.
  4. Украина - тут отмечается день, связанный с космическими достижениями.
  5. США - хотя непосредственно этот день не считается официальным праздником, он всё равно отмечается различными мероприятиями в связи с космическими достижениями и историей NASA.

Кроме того, некоторые другие страны могут проводить мероприятия или отмечать этот день в контексте образовательных программ и научных конференций. 

Выбор ценою в жизнь: украинский летчик перешел на сторону России и полетел в космос ссылка

"...люблю и уважаю всё русское"

Александр Николаевич Островский (1823 —1886) — величайший русский драматург XIX века, чьё творчество оказало большое влияние на развитие русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Недоучившись на юридическом факультете Московского университета, Александр Островский служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Его угнетала эта работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.
Написанная в 1851 году пьеса «Свои люди – сочтемся!» принесла автору литературную известность, она произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти все – купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый, как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет. Здесь был показан мир Замоскворечья, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины XIX века. Далее, одна за другой появлялись пьесы «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и многие другие. Всего Островским было написано 48 пьес.
Драматургия писателя сыграла решающую роль в становления русского сценического искусства, его творчество произвело революцию в русском театре. В 1865 году А. Н. Островский основал артистический кружок в Москве и в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Александр Николаевич часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру сочинений.
А. Н. Островский: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть»
Театр «Сатирикон» долго не решался прикоснуться к русской классической драматургии, которая требует особого проникновения и мастерства. Первым русским драматургом, появившемся в репертуаре театра, стал А. Н. Островский.
Константин Райкин: «Мне Островский кажется самым значительным из русских драматургов, и на меня он оказывает наиболее сильное впечатление. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроены сюжеты, интереснейшие, острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций. Это очень мускулистая, ёмкая, энергичная, высоко духовная драматургия, событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра»
На сцене «Сатирикона» в разные годы были поставлены 8 спектаклей по пьесам Островского:
«Доходное место» (2003 – 2006; 2009 – 2013) / «Страна любви» (2004 – 2008) / «Бальзаминов» (2007 – 2009) / «Не все коту масленица» (2008 – 2012) / «Деньги» (2010 – 2013) / «Бесприданница» (2017 – 2022) / «Шутники» (2019 – н.в.) / «Гроза» (2022 – н.в.)