13 июня 2012

И снова ГИА: об изложении

Второй год на голом энтузиазме  работаю экспертом ГИА по русскому языку. По сравнению с прошлым годом маразм значительно покрепчал. Я сейчас не про детские работы: очень хочется взглянуть в светлые глаза того человека, который подбирал текст для изложения.
Да, здесь всё крайне отвратительно видно, ибо снималось в обстановке строжайшей секретности. Поэтому просто цитирую первый абзац. 
«Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы был месяц, проведённый в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...»
Скажите мне, дуре необразованной, как девятиклассники могут понять на слух смысл многочисленных кавычек? И почему текст вменяемого, в общем-то, Василия Пескова был столь безжалостно кастрирован? Откуда взялось ЕЁ во втором предложении? Это должно относиться к руке? 
Естественно, многогневные мои вопросы повисли в воздухе.
Консультанты просили не считать за ошибки в работах детей неверное местоимение и отсутствие кавычек. В первый день проверила 100 работ, и только 8 соискателям моего признания смогла поставить высший балл по всем критериям. То есть дети сумели включить мозг и найти в предложенных невменяемыми взрослыми отрывках хоть какой-то смысл. А что делать тем «середнячкам», которых насильно загнали массово на это мероприятие? Только это писать:
  • Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука предложила мне томик героев. Я считаю его своим будильником. От других знаю, у каждого это было.
  • Когда мне было лет 10, кто-то подбросил мне в домик животных героев.
  • Кто-то предложил мне книгу «Толик-животное-герой».
  • Чья-то заботливая рука подложила мне дикое животное. Он разбудил во мне интерес к живому. Это и есть мой будильник.
  • Кто-то подложил мне справочник «Живые герои».
  • Лет в десять мне подарили томик. Для меня он был как будильник, но не такой, как у других. Первое знакомство произошло в походе в 
    • рюкзаке.
    • Добрая рука положила мне под подушку домик с животными. Теперь это для меня будильник. Для многих людей будильником была природа.
    • Как-то раз мне подложили томик жизни, который назывался природой.
    • Многие говорили, что для них будильником была ночёвка в лесу с близким человеком.
    • Кто-то подарил мне томик книги «Живой генерал».
    • Чья-то рука подложила мне познавательный тоник. Он помогал мне. С ним у меня была первая прогулка в лесу, с человеком, который открыл мне глаза на всё, прогулка с первым портфелем, а потом ночёвка в лесу. Нет нужды перечислять всё.
    • Лет 10 назад божественная рука привела в дом счастье.

    Плохо диктовали? Плохо услышали? Мы плохо научили? 
    Оставьте свои «ржунимагу» и «пацсталом» для контакта (кстати, интеллигентные люди бьются челом о сруб светлицы, восхоотамши под лавкою), мне всё-таки хочется взглянуть в мутные глаза авторов ГИА.
    Дети мои, в странной стране живём. Поэтому ко всему готовимся. Я не знаю, что будет дальше. Но я рядом.
    Источник здес
    ь

3 комментария:

  1. А у нас уже не диктуют, а воспроизводят аудиозапись! Дети не расслышали - было очень тихо - и вместо "томика" услышали "домик" и ещё много чего... А потом бедные учителя, проверяющие работы, разбирали этот бред. Жаль всех!

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Николаевна, «жаль» — это всё эмоции. Как бы конкретно эту ересь остановить? Предложения имеются?

    ОтветитьУдалить
  3. У нас тоже ученики на экзамене слушали текст в аудиозаписи. После экзамена сказали, что текст был непонятный. Результаты показали, что пять человек набрали за изложение 7 баллов и 6 -- шесть баллов. Одна девочка получила 3 балла. В принципе дети справились с заданием. Правда, судить, по каким критериям им снижены баллы, я не могу -- нет расшифровки.

    ОтветитьУдалить