ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ
О ВИДАХ ПЕРЕСКАЗА И СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕСКАЗУ
Сын приходит с прогулки
и начинает взахлеб рассказывать…
Торопится, эмоционально дирижирует
руками, чуть ли не подпрыгивает от
переизбытка чувств. В его повествовании
местоимения и междометия идут плотными
вагончиками: "А я!... А он того… А мы
хотели! А она взяла и так сказала!"
Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ,
и каким он должен быть
Пересказ — один из
важнейших видов работы, который объединяет
все предметы в школе, как гуманитарные,
так и технические. Обычно под пересказом
понимают изложение прочитанного текста
своими словами.
Важно! Ребенка нужно
учить не столько пересказу, сколько
пониманию текста. Порочная практика
механического пересказа или простого
заучивания отдельных предложений и
абзацев приводит к тому, что в памяти
остаются пробелы: тема не понята, а
значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям
не мешает помнить о том, какие требования
предъявляются к пересказу:
- Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
- Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
- Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
- Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
- Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться
пересказывать текст, дети должны уметь
работать с ним: выделять самое главное,
конспектировать, обращать внимание на
богатство языка», — говорит Шатханова
Наталья Борисовна, учитель русского
языка и литературы с 30-летним стажем
работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ"
Осинского района Иркутской области,
Россия.
Виды пересказа
Вид
пересказа
|
Возможные
проблемы
|
Как
это исправить
|
Подробный,
близко к тексту.
Самый
распространенный вид пересказа, когда
текст нужно изложить максимально
точно и близко к оригиналу
|
Неумение
начать пересказ
|
Ни
в коем случае не заучивать фразы! На
этапе анализа теста проработать
несколько вариантов начала пересказа
|
Подробное
воспроизведение первых абзацев и
искажение информации в заключительной
части
|
Поможет
тщательный анализ текста и предварительный
пересказ всего произведения по абзацам
(смысловым частям)
|
|
Обеднение
языка
|
Важно
при чтении и анализе текста обращать
внимание на художественные приемы,
литературные средства выражения,
образность языка, синтаксис
|
|
Скучность
пересказа
|
Эмоциональное
восприятие поможет оживить иллюстрирование
текста. Рисунки могут рисовать сами
ученики, а можно предложить подборку
готовых иллюстраций. Постепенно
иллюстрирование должно перерастать
в словесное (кстати, это тоже один из
видов пересказа)
|
|
Выборочный.
Предполагает
воспроизведение лишь части текста,
которая соответствует поставленному
вопросу
|
Неумение
выбрать правильный отрывок текста,
соответствующий заданию
|
Поможет
составление плана текста с выделением
ключевых моментов
|
Сжатый.
Самый
сложный вид пересказа, когда требуется
своими словами КРАТКО передать суть
рассказа
|
Нарушается
логика повествования или исключаются
важные факты
|
Не
допускайте механического сокращения
текста. Важно научить правильно
выделять главные мысли, составлять
план текста (от простого к развернутому
и наоборот)
|
Неумение
передавать содержание диалогов
|
Поработайте
над косвенной речью
|
Есть еще
творческий вид пересказа, который
предполагает перестроение плана
повествования, творческих дополнений,
пересказ от третьего лица, инсценирование
текста, словесное рисование. Этот вид
пересказа учит рассматривать текст с
разных ракурсов и помогает более детально
поработать с выразительными языковыми
средствами.
Как учить
пересказу малышей
Учить правилам
пересказа принято уже в начальной школе,
так как к пятому классу, где начинаются
устные предметы, ученик уже должен
овладеть этим приемом.
Вот несколько
приемов, которые помогут подготовить
ребенка к пересказу:
Родителям стоит
как можно больше разговаривать с
ребенком, просить его чаще рассказывать
о чем-то: о том, что произошло на улице,
что он видел на прогулке, о чем этот
мультфильм и т.д. Слушайте обязательно
с интересом, сопровождая его рассказ
попутными восклицаниями в духе: "Да
ты что! А он что? А ты что ответил?"
Хорошо, если вы
сами часто рассказываете ему о своих
впечатлениях, о событиях в вашей жизни,
можно вспомнить забавные истории из
детства или возродить традицию "страшных
историй" (помните, как в детстве дети
рассказывают о "черной руке",
"зеленом глазе" и прочих ужасах).
Чем больше
ребенок слышит устной связной речи (а
не диалога!), тем легче он придет к
пониманию сути пересказа.
Метод "снежного
кома". Чтобы ребенку было комфортнее
привыкать к новому для себя делу,
рекомендуется начинать с малого. Пусть
ребенок сначала попробует донести смысл
одного прочитанного предложения —
потом двух — потом абзаца. Так, постепенно
увеличивая объем прочитанного, можно
прийти к пересказу целых рассказов.
Важно выявить,
какой вид памяти лучше развит у ребенка:
одни лучше запоминают прочитанный
текст, другие — прослушанный. Если лучше
работает память визуальная — сделайте
акцент на чтении и рассматривании
картинок и фото к тексту. Если ребенок
— аудиал, то лучше текст ему прочить
или поставить аудиозапись.
Спрашивайте.
Не стоит говорить: "А теперь перескажи!".
Малыши не всегда способны уловить логику
повествования и самостоятельно выделить
ключевые моменты. Начиная обучение
пересказу, лучше спрашивать. Например,
при пересказе "Красной шапочки"
уместны вопросы: "Как ты думаешь,
почему девочку назвали Красной шапочкой?
А с кем она жила? О чем попросила ее мама?
Что несла девочка бабушке? Что случилось
в дороге?". Со временем вопросов
становится все меньше, и вопросы будут
в дальнейшем более общими, относящимися
сразу к целым абзацам. Читайте также:
Как научить детей задавать вопросы.
Это поможет
приучать ребенка к выделению ключевых
моментов, основной идеи текста.
План работы
над пересказом для детей постарше
Работа с текстом
для учеников старших классов рекомендуют
разбить на этапы.
Словарная
работа.
Если речь идет
о научной литературе, попросите ученика
выписать все непонятные слова (обычно
их выделяют). Теперь необходимо выяснить
значение этих слов. В начале работы
значение можно объяснить самому
учителю/родителю. В дальнейшем лучше
приучать ребенка пользоваться словарями
и справочниками.
При прочтении
художественной литературы этот этап
можно опустить, поясняя незнакомые
слова уже в процессе чтения.
Первичное
знакомство с текстом.
На данном этапе
важно выделить смысловые части.
В научной
литературе эти части уже выделены и
отдельные части параграфов обычно
объединены какой-то связующей мыслью,
понятием.
Работу можно
построить следующим образом: читаем
первый абзац и отвечаем на вопрос: "О
чем здесь написано?" Далее читаем
второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения
мысленно составляется план текст,
состоящий из выделенных ключевых
моментов.
Для удобства
составленный опорный конспект можно
записать. В дальнейшем ребенок приучится
уже просто запоминать ключевые пункты.
Обобщение
впечатлений и совместный пересказ.
На этом этапе
важно составить резюме, подвести итог,
выявить цель и главную идею текста,
спросить о том, какое впечатление
произвел рассказ.
Передышка
минут на 5-10. Теперь лучше отвлечься,
переключить внимание на что-нибудь
другое. Если дело происходит на уроке,
учитель на данном этапе может предложить
какую-то работу, не связанную с текстом.
Например, дополнить биографию автора
интересными сведениями, привести
какие-то дополнительные примеры из
жизни, связанные с темой урока.
Повторное
чтение.
Собственно
пересказ.
Тут важно не
подглядывать в учебник/книгу, а попытаться
составить пересказ, опираясь на опорный
конспект.
Если вспомнить
даже начало никак не получается,
попробуйте поиграть в ассоциации.
Предложите ученику вспомнить и мысленно
воссоздать ту обстановку, которая была
при чтении: какие мысли крутились в
голове, где располагался текст — на
левой или правой странице, были ли там
какие-нибудь картинки, фото, графические
изображения, в начале страницы или с
середины начинался следующий абзац и
т.д.
Если речь идет
о художественной литературе, попросите
учеников вспомнить —— кого им напомнили
герои, какие ассоциации вызвали образы,
описанные в тексте, может учащиеся
невольно сравнили описанные события с
событиями из своей жизни.
После 2-3 минут
таких размышлений можно заглянуть в
книгу и пробежать глазами первые строки.
Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие
хитрости, которые помогут лучше запомнить
содержание
Читая текст,
рисуйте мысленно картину — подробно,
в красках, с запахами и звуками. Так, при
прочтении художественного произведения
мысленно можно даже кино снять. Это
поможет лучшему запоминанию образов и
описанных в тексте событий.
При чтении не
проговаривайте слова вслух и не старайтесь
повторять ключевые моменты сразу, в
процессе чтения. Это мешает целостному
восприятию текста.
Если текст
сложный, попробуйте читать вслух и "с
чувством, толком, с расстановкой".
Большой текст уместно разделить на
части (но не более 7) и пересказывать
части отдельно. Психологи утверждают,
что содержание текста лучше откладывается
в памяти, если читать перед сном. Этот
совет пригодится, если вы работаете над
пересказом объемного текста, а в запасе
есть 1-2 дня. Найдите "благодарного
слушателя". Если ваш пересказ слушают
с интересом, пересказывать легче. И
главное — пересказу невозможно научится
сразу, за один день. Тут важна планомерная,
постепенная и постоянная работа. Ведь
умение пересказывать пригодится не
только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий