предложено три темы для написания сочинения-рассуждения:
- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1),
В трёх сообщениях блога будут даны план сочинения-рассуждения,
алгоритм написания и пример сочинения-рассуждения.
Все материалы взяты из пособия С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2022. Готовимся
Материалы к сочинению-рассуждению
на лингвистическую тему (9.1)
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании
1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании
цитаты лингвистического характера;
2) убедить в своей правоте с помощью подобранных
из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
Примерный композиционный план сочинения-
рассуждения на лингвистическую тему
1-й абзац: вступление (введение предложенной в задании
цитаты, выражение согласия с компетентным мнением
учёного-лингвиста (писателя, поэта, философа), краткий
комментарий к цитате).
2-3-й абзацы: основная часть (аргументы; языковой
материал только из предложенного текста: пример 1,
соответствующий теоретическому рассуждению и
иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
пример 2 и его роль в тексте).
Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.1, речевые клише
1-й абзац
Вступление
- Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов
- известного лингвиста (или писателя, или философа) (имя, фамилия
- автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
- Известный лингвист (или писатель, или философ) (имя,
- фамилия автора) утверждает (или пишет, или замечает):
- "..." (выпишите цитату из задания).
Переход к рассуждению
- Попробуем разобраться в смысле этих слов...
- Это высказывание я понимаю так: ...
- О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
- Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
- Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ...
- (формулируется понимание смысла фразы из задания:
- 1-2 предложения).
2-3-й абзацы
Введение примеров-аргументов, определение их роли
- Попробую доказать справедливость своего суждения...
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению
- ... текста.
- Проиллюстрировать это языковое явление можно
- а примере предложения ... текста.
- Пример этого языкового явления можно найти
- в предложении ...
- Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
- Во-первых, автор пишет в предложениях ...
- - ...: "..." (вставляется цитата, возможно,
- сокращённая; далее даётся комментарий
- (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения
- ... - ... также доказывают, что ...
4-й абзац
Заключение
- Таким образом, предложенное для анализа
- высказывание лингвиста (или писателя, или философа)
- (имя, фамилия автора) справедливо.
- Следовательно, утверждение лингвиста (или писателя,
- или философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист
- (или писатель, или философ) (имя, фамилия автора),
- утверждавший, что ...
Пример сочинения-рассуждения 9.1
ТЕКСТ
– (1) Говорят, что самые непримиримые недруги —
это бывшие друзья, — сказала нам однажды наша дочь Оля.
— (2) Я убедилась, что это так.
(3) Люсю Катунину она называла на французский манер:
ЛюсИ. (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Оленька. —
(5) Или Болконских».
(6) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу
Леонардо да Винчи.
(7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала
за ней огромную папку с рисунками, даже готовила
краски и мыла кисточки. (8) Какая женщина устоит
перед таким обожанием? (9) Оленька стала дружить
с ЛюсИ, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10) Да и у Люси, признаться, его было не очень много.
(11) Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12) Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13) Если б ты видела фигуру спящего льва, которую
вылепила Оля! (14) Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг
он проснётся?
(15) Часто она забирала Олины работы, чтобы показать
маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется,
Оля нарисует её портрет.
(16) Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели
только её заголовки в школьном юмористическом журнале,
который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».
(17) Неожиданно всё изменилось.
(18) В художественной школе организовали встречу
с прославленным мастером живописи. (19) Люся высоко
чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные,
поэтому школьный зал оказался переполненным.
(21) И Оленька не смогла провести туда подругу.
– (22) Я не нашла для ЛюсИ места в зале, — рассказывала
в тот вечер Оля. — (23) А она обиделась... (24) И на что?!
(25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
(26) Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27) Значит,
ты с ним знакома. (28) Художник — это его творчество».
(29) А она вернула мою папку с рисунками. (30) Как говорят,
«заберите ваши игрушки».
– (31) И что же дальше? — спросила я дочь.
– (32) Ну и мерси, дорогая ЛюсИ! — в рифму пошутила Оленька.
– (33) Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35) Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я.
— (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...(По А.Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель,
драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет
на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий
в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания известного лингвиста С.И.Ожегова:
"Высокая культура речи заключается в умении
найти не только точное средство выражения своей
мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое
подходящее для данного случая)".
Аргументируя свой ответ, приведите два примера
из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Трудно не согласиться с мнением выдающегося лингвиста
С.И.Ожегова, утверждавшего, что "высокая культура речи
заключается в умении найти не только точное средство выражения
своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее
для данного случая)". Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Речь человека и переживания говорящего, и достичь этого можно, используя
выразительные средства языка. Особенно важно, чтобы этим
мастерством обладал писатель.
Попробую доказать справедливость своего суждения,
обратившись к тексту Анатолия Алексина. Во-первых,
в предложениях 35-36 автор использует метафору:
"– Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я.
— Если бы ты нашла его у себя в сердце..." В данном случае
выразительное средство помогает передать не только глубину
переживаний матери за бессердечную Оленьку, но и позволяет
объяснить поступок Люси, которая всегда с искренней любовью
относилась к творчеству подруги и совсем не заслуживает
равнодушного отношения к себе.
Во-вторых, в уста своей героини Оленьки автор вкладывает
злую шутку: "Ну и мерси, дорогая ЛюсИ!" (предложение 32),
где иностранное слово "мерси" ("спасибо") рифмуется с "ЛюсИ",
переделанным на "французский манер" русским именем Люся.
Казалось бы, что это совершенно неуместное смешение "французского
с нижегородским", но автор именно такое выражение вкладывает
в уста Оленьки. И делает это уместно, то есть наиболее
подходяще для того случая, когда надо окончательно обнажить,
разоблачить равнодушие, бессердечие интеллектуальной эгоистки.
Таким образом, мы увидели, что предложенное для анализа
высказывание С.И.Ожегова справедливо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий