28 марта 2023

Готовимся к ОГЭ: пишем сочинение 9.1

Источник

 В 2023-м году на ОГЭ по русскому языку всем девятиклассникам будет  

предложено три темы для написания сочинения-рассуждения:

- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1),
   В трёх сообщениях блога будут даны план сочинения-рассуждения, 
алгоритм написания и пример сочинения-рассуждения.
   Все материалы взяты из пособия С.Ю.Ивановой "ОГЭ-2022. Готовимся 
к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе".
Материалы к сочинению-рассуждению 
на лингвистическую тему (9.1)
   Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
   1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании 
цитаты лингвистического характера;
   2) убедить в своей правоте с помощью подобранных 
из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.
Примерный композиционный план сочинения-
рассуждения на лингвистическую тему
1-й абзац: вступление (введение предложенной в задании 
цитаты, выражение согласия с компетентным мнением 
учёного-лингвиста (писателя, поэта, философа), краткий 
комментарий к цитате).
2-3-й абзацы: основная часть (аргументы; языковой 
материал только из предложенного текста: пример 1, 
соответствующий теоретическому рассуждению и
 иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
 пример 2 и его роль в тексте).
4-й абзац: вывод, который логически связан с предыдущим изложением.

Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.1, речевые клише
1-й абзац
Вступление 
  • Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов
  •  известного лингвиста (или писателя, или философа) (имя, фамилия 
  • автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
  • Известный лингвист (или писатель, или философ) (имя, 
  • фамилия автора) утверждает (или пишет, или замечает): 
  • "..." (выпишите цитату из задания).
Переход к рассуждению
  • Попробуем разобраться в смысле этих слов...
  • Это высказывание я понимаю так: ...
  • О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
  • Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ...
  • (формулируется понимание смысла фразы из задания: 
  • 1-2 предложения).
2-3-й абзацы
Введение примеров-аргументов, определение их роли
  • Попробую доказать справедливость своего суждения...
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению 
  • ... текста.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно 
  • а примере предложения ... текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти
  •  в предложении ...
  • Предложение ... подтверждает мысль о том, что... 
  • Во-первых, автор пишет в предложениях ... 
  • - ...: "..." (вставляется цитата, возможно,
  •  сокращённая; далее даётся комментарий 
  • (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения 
  • ... - ... также доказывают, что ...
4-й абзац
Заключение
  • Таким образом, предложенное для анализа 
  • высказывание лингвиста (или писателя, или философа) 
  • (имя, фамилия автора) справедливо.
  • Следовательно, утверждение лингвиста (или писателя, 
  • или философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав лингвист
  •  (или писатель, или философ) (имя, фамилия автора),
  •  утверждавший, что ...
Пример сочинения-рассуждения 9.1
ТЕКСТ
– (1) Го­во­рят, что самые не­при­ми­ри­мые не­дру­ги — 
это быв­шие дру­зья, — ска­за­ла нам од­на­ж­ды наша дочь Оля. 
— (2) Я убе­ди­лась, что это так.
(3) Люсю Ка­ту­ни­ну она на­зы­ва­ла на фран­цуз­ский манер:
 ЛюсИ. (4) «Как в доме Ростовых! — поясняла Олень­ка. —
 (5) Или Бол­кон­ских».
(6) Люся упор­но пред­ре­ка­ла нашей до­че­ри судь­бу 
Лео­нар­до да Винчи.
(7) Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние Олень­ки, она тас­ка­ла 
за ней огром­ную папку с рисунками, даже го­то­ви­ла
 крас­ки и мыла ки­сточ­ки. (8) Какая жен­щи­на усто­ит
 перед таким обо­жа­ни­ем? (9) Оленька стала дру­жить
 с ЛюсИ, хотя вре­ме­ни на друж­бу у неё было мало.
(10) Да и у Люси, при­знать­ся, его было не очень много.
 (11) Лю­си­на мама в те­че­ние дол­гих лет не под­ни­ма­лась с по­сте­ли.
(12) Стре­мясь до­ста­вить ма­те­ри ра­дость, дочка вос­кли­ца­ла:
– (13) Если б ты ви­де­ла фи­гу­ру спя­ще­го льва, ко­то­рую 
вы­ле­пи­ла Оля! (14) Я весь вечер го­во­рю шёпотом: вдруг 
он проснётся?
(15) Часто она за­би­ра­ла Олины ра­бо­ты, чтобы по­ка­зать
 маме, и взяла слово, что, когда мама наконец под­ни­мет­ся, 
Оля на­ри­су­ет её порт­рет.
(16) Люся и сама по­ти­хонь­ку ри­со­ва­ла, но мы ви­де­ли 
толь­ко её за­го­лов­ки в школь­ном юмористическом жур­на­ле,
 ко­то­рый, по пред­ло­же­нию Оли, носил на­зва­ние «Дет­ский лепет».
(17) Не­ожи­дан­но всё из­ме­ни­лось.
(18) В ху­до­же­ствен­ной школе ор­га­ни­зо­ва­ли встре­чу 
с про­слав­лен­ным ма­сте­ром живописи. (19) Люся вы­со­ко
 чтила этого ма­сте­ра. (20)Но чтили его и все осталь­ные, 
по­это­му школь­ный зал оказался пе­ре­пол­нен­ным.
 (21) И Олень­ка не смог­ла про­ве­сти туда по­дру­гу.
– (22) Я не нашла для ЛюсИ места в зале, — рас­ска­зы­ва­ла 
в тот вечер Оля. — (23) А она обиделась... (24) И на что?!
 (25) Ака­де­мик жи­во­пи­си ри­су­ет го­раз­до лучше, чем говорит. 
(26) Я ска­за­ла ей: «Ты зна­ешь его ра­бо­ты. (27) Зна­чит, 
ты с ним зна­ко­ма. (28) Ху­дож­ник — это его творчество». 
(29) А она вер­ну­ла мою папку с ри­сун­ка­ми. (30) Как го­во­рят,
«за­бе­ри­те ваши игрушки».
– (31) И что же даль­ше? — спро­си­ла я дочь.
– (32) Ну и мерси, до­ро­гая ЛюсИ! — в рифму по­шу­ти­ла Олень­ка.
– (33) Дру­зей труд­нее найти, чем по­те­рять.
– (34) Раз можно по­те­рять, зна­чит, это не такой уж и друг!
– (35) Не нашла места в зале? — за­дум­чи­во про­из­нес­ла я. 
— (36) Если бы ты нашла его у себя в серд­це...(По А.Алек­си­ну) *
* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, 
дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет 
на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий
 в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.


9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
 высказывания известного лингвиста С.И.Ожегова: 
"Высокая культура речи заключается в умении
 найти не только точное средство выражения своей 
мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее
 выразительное) и наиболее уместное (то есть самое
 подходящее для данного случая)".
Аргументируя свой ответ, приведите два примера 
из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный 
или полностью переписанный исходный текст без каких бы
 то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

   Трудно не согласиться с мнением выдающегося лингвиста
 С.И.Ожегова, утверждавшего, что "высокая культура речи
заключается в умении найти не только точное средство выражения
 своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее 
выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее
 для данного случая)". Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Речь человека и переживания говорящего, и достичь этого можно, используя 
выразительные средства языка. Особенно важно, чтобы этим 
мастерством обладал писатель.


   Попробую доказать справедливость своего суждения,
 обратившись к тексту Анатолия Алексина. Во-первых,
 в предложениях 35-36 автор использует метафору:
 "– Не нашла места в зале? — за­дум­чи­во про­из­нес­ла я.
 — Если бы ты нашла его у себя в серд­це..." В данном случае
 выразительное средство помогает передать не только глубину
 переживаний матери за бессердечную Оленьку, но и позволяет
 объяснить поступок Люси, которая всегда с искренней любовью
 относилась к творчеству подруги и совсем не заслуживает
 равнодушного отношения к себе.
   Во-вторых, в уста своей героини Оленьки автор вкладывает 
злую шутку: "Ну и мерси, дорогая ЛюсИ!" (предложение 32), 
где иностранное слово "мерси" ("спасибо") рифмуется с "ЛюсИ", 
переделанным на "французский манер" русским именем Люся. 
Казалось бы, что это совершенно неуместное смешение "французского
 с нижегородским", но автор именно такое выражение вкладывает
 в уста Оленьки. И делает это уместно, то есть наиболее
 подходяще для того случая, когда надо окончательно обнажить,
 разоблачить равнодушие, бессердечие интеллектуальной эгоистки.
   Таким образом, мы увидели, что предложенное для анализа
 высказывание С.И.Ожегова справедливо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий