31 августа 2012

Я завтра спрошу...


1 сентября  называется Днём знаний. А остальные  две с половиной сотни учебных дней -- они что  не являются днями знаний? Ну, ладно, не буду вдаваться   в хитросплетения и тонкости словоупотребления, а напишу, о чём бы я хотела завтра спросить своих учеников.
Во-первых, познакомиться с новыми из них -- у меня целый пятый класс. И мне бы хотелось, чтобы  мальчики и девочки  попытались рассказать о себе  поживей, как мы с ними уговаривались, когда встречались  в мае и летом.
Во-вторых, очень-очень хочу услышать, а что они прочитали  в каникулы.
В-третьих, было бы здорово узнать, чего же они хотят от школы, от меня, других учителей.
И наконец. Всех своих новых и  "старых" учеников, их родителей и близких я поздравляю с началом учебного года. Желаю  всем быть здоровыми и крепкими, учиться с увлечением,  чтобы всегда рядом были друзья. Удачи!

УМК Г.С. Меркина: рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебно-методическому комплекту Г.С. Меркина здесь.  В ней содержится  стандартная пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (68 часов в год).

30 августа 2012

Встретимся первого сентября

Ещё один только денёчек -- и в школу. Моя знакомая первоклассница с восторгом рассказывала, как ей хочется в школу. Какие у неё огромные будут первого сентября банты и что там собрано в рюкзаке... 
По школе соскучились, думаю, многие, потому что  сегодня, и вчера, и позавчера в школе были старшеклассники и ребята помладше. Что-то докрашивали, убирали листву на дворе,  вешали шторы...
А я не дождусь встречи со своими учениками: и старыми, и особенно с новыми -- пятиклассниками.  С некоторыми удалось познакомиться  и поговорить, о других узнала из их личных дел... 
Сегодня  начала заполнять журнал класса. Готовлюсь к встрече. Жду вас, ребята и уважаемые мамы. папы, бабушки, дедушки, первого сентября к половине девятого утра на  торжественную линейку в честь открытия учебного года.
Ваша Валентина Васильевна.

29 августа 2012

УМК М.В. Панова: рабочая программа по русскому языку для 5 класса

По этой ссылке размещена рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК  М.В. Панова. Программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование уроков, концепцию уроков развития речи в 5 классе. В  календарно-тематическом планировании я указала ссылки на электронно-образовательные ресурсы (тренажёры, таблицы, тесты). Все ссылки активные.

А26: знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
1) 1, 2, 3, 4                     2) 2, 3                           3) 2, 4                          4) 1, 3, 4 
Данный вариант является обобщением пунктуационных правил по всем типам сложных предложений, однако во всех представленных предложениях мы будем иметь дело с такими предложениями, в которых цифры, означающие возможную на их месте запятую, будут "обрамлять" союз 'и'. В большинстве случаев на всех позициях, кроме позиции после названного союза, необходимо поставить запятые. Как определить, когда после 'и' не следует ставить запятую?

28 августа 2012

Фонемный принцип русской орфографии -- и всё понятно!


У редкого учителя уроки правописания  вызывают восторг учеников. Ведь правила правописания -- это такая куча! Правописание безударных гласных,  непроизносимых согласных, окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений, правописание О и Е после шипящих, правописание падежных окончаний, согласных в конце слова, правописание Ь между согласными, правописание разделительных Ъ и Ь, правописание приставок… и еще, и еще, и еще… Куча! Все эти орфограммы разные и неинтересные. Тоска -- эта орфография. И вдруг фонология открывает, что в нашей орфографии есть единый принцип, и принцип мудрый… Да, у нее масса недостатков, и все-таки она хорошая! Она в основных своих правилах построена на фонемном принципе: обозначает фонемы и не обозначает их позиционных изменений. Возведение фонемы к сильной позиции -- вот общий принцип, пронизывающий всю нашу орфографию. Ребенку это знать важно.

26 августа 2012

Петергоф. Вид Нижнего парка

Вид Нижнего парка
«Вид Нижнего парка» на Яндекс.Фотках
В Петергофе каждый год в последний выходной лета проводятся праздник Самсона.
В день Св. Самсона родился и основатель Петербурга-Петергофа – Пётр I. 
Фонтан «Самсон», раздирающий пасть льва символизирует победу России над Швецией, 
т.к. в гербе Швеции – лев, а Пётр I родился в день этого святого.

25 августа 2012

Голубая бухта

Голубая бухта
«Голубая бухта» на Яндекс.Фотках
Название бухте дает цвет воды, которая издали кажется яркого сине-голубого цвета. 
Бухта находится в районе мыса Херсонес, недалеко от Казачьей бухты. (см. привязку к карте).
На глубине примерно 10 метров в районе Голубой бухты есть необычное подводное строение - «Грот-башня» в виде созданного силами природы помещения из двух комнат. 
Также в этом районе, начиная с глубины 18 метров, находится каменная гряда «Зловещие скалы». 
Вначале не такие уж большие валуны превращаются в достигающие 10 м скалы, обрывающиеся отвесно вниз до самого грунта. С увеличением глубины скалы принимают зловещие очертания и достигают 22 метров.
В районе Голубой бухты снималось немало фильмов, например, "Человек-амфибия", с его знаменитыми на тот момент (1961 год) подводными съёмками.

Елена Командышко: "В школу надо вернуть учебный курс по мировой культуре"

Идею "100 лучших фильмов" для школьников можно только приветствовать. Так же как и идею "100 книг для школьников". К этому я бы добавила такое же количество произведений музыкального искусства, изобразительного, театрального. Только зачем для этого вводить отдельный предмет? Не лучше ли вернуть учебный курс "Мировая художественная культура", позволяющий рассматривать все виды искусства?

24 августа 2012

Терри Пратчетт. "Джонни и бомба"



Эту книгу я рекомендовала для летнего чтения своим ученикам.  Теперь порекомендую и взрослым.  Увлекательная детская фантастика, думаю, заинтересует и родителей, и учителей. Потому что есть над чем поразмышлять,  когда прочитаешь "Джонни и бомбу".
Вот почему алгебре в школе учат, а вещам, без которых в жизни ну никак не обойтись, — нет? Ведь ни на одном уроке не услышишь: «Время — детям не игрушка! Поэтому, ребята, если увидите на улице машину (или, на худой конец, тележку) времени — тихонечко пройдите мимо. Иначе вас ждут Большие Неприятности. Например, можно нечаянно встретить собственного дедушку в коротких штанишках и он задразнит вас до слез. Или вас примут за шпиона и расстреляют. Или вы до конца жизни застрянете в Былых Временах, когда даже чипсов еще не придумали».

Самое трудное в ЕГЭ. Ошибки 2012 года

Итоги ЕГЭ-2012 подсчитаны, описаны и внесены в анналы истории Единого госэкзамена. Теперь все, кроме специалистов, о них забудут. А зря.
Тем, кому предстоит сдавать экзамены на будущий год, полезно выучить еще один урок кампании года нынешнего. Речь идет о вопросах, вызвавших наибольшие затруднения у экзаменуемых.
— В 2012 году экзамен сдавали около 830 тыс. человек, и его результаты в целом сопоставимы с результатами предыдущих лет, — рассказала «МК» глава предметной комиссии по русскому языку Ирина Цыбулько. — Так, минимальную границу не преодолели 3,7% выпускников (для сравнения: в 2010-м — 3,7%, 2011-м — 4,1%). Незначительно возросло количество экзаменуемых, набравших 100 баллов: в этом году их процент составил 0,23 (в 2011 — 0,19%).
Если же говорить о том, какие задания вызвали особые затруднения у сдающих экзамен, то следует в первую очередь отметить задания, проверяющие сформированность навыков аналитической работы со словом и текстом.

А25: знаки препинания в сложноподчинённом предложении

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.
1) 1, 2                             2) 2                                 3) 3                                  4) 2, 4
Немного теории
Под сложноподчинёнными (далее – СПП) понимаются такие предложения, в которых одно (СПП с одним придаточным) или несколько (СПП с несколькими придаточными) предложений подчиняются другому(-гим) предложению (от всего предложения или от одного из его членов, в таком случае можно задать вопрос). Соединяются простые предложения в составе СПП с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а подчинение обусловлено тем, что от главных предложений можно задать вопрос придаточным предложениям.

Минобрнауки собирается сократить вал отчетности в школах

Коллегам-учителям и управленцам. В преддверии учебного года будет интересно. Минобрнауки собирается сократить вал отчетности в школах. В частности, вот что предлагают. Несмотря на бюрократический язык, может многим помочь бороться уже сейчас. А то бумаги, и правда, скоро задушат.
"В целях соблюдения установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования в части самостоятельности образовательных учреждений Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению следующих мер:
1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчёт по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчёт об успеваемости, о пропусках учебных занятий и т.п., так как образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

23 августа 2012

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по УМК М.В. Панова

По этой ссылке размещена рабочая программа по русскому языку для 8 класса  по учебно-методическому комплекту под редакцией доктора филологических наук, профессора М.В. Панова. 
Программа составлена на основе Федерального  государственного стандарта, примерной  программы к учебникам под редакцией М.В. Панова "Русский язык" (М., Русское слово, 2008), календарно-тематического планирования к данным учебникам В.В. Луховицкого. 
Отличие данной программы от рекомендуемого варианта  планирования состоит,