Масленица. Картина российского художника, нащего земляка Бориса Кустодиева, написанная им в 1916 году, пример ретроспективного бытового жанра. |
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
16 января 2024
Александр Сергеевич Пушкин. Зима. Что делать нам в деревне?
Про любовь и нежность в аду -- о романе "Зулейха открывает глаза"
Это тоже старый пост/отзыв на прочитанную книгу из тех ста главных книг XXI века. Я тогда быстро прочла роман Гузель Яхиной. По-моему, это как-то было связано с Тотальным диктантом, на котором использовались тексты уже из другого её романа "Дети мои", который мне тоже понравился. "Зулейху" в то время я решила рекомендовать своим 11-классникам для использования аргументов из романа в итоговом сочинении.
За выходные прочитала роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". О нём так много написано, что не буду рисковать и что-то своё добавлять. Скажу лишь, что Гузель Яхина талантлива, она тонкий психолог и скрупулёзный наблюдатель. (Откуда она всё это, о чём написала, узнала?! Я хочу познакомиться с историей создания произведения).Узнала позже, что что-то подобное случилось с её бабушкой.
15 января 2024
15 января -- день рождения Александра Грибоедова
Дата не круглая -- 229 лет. Однако как не вспомнить замечательного дипломата, писателя, поэта. Именно в такой последовательности. Потому что Александр прежде всего стал известен как дипломат. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора. Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I
. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Повесть "Метель" Владимира Сорокина
Главная мысль, которую Сорокин хотел донести до читателей, — нужно идти вперёд, несмотря ни на что, ни на какие преграды. Автор хочет убедить, что нужно гнуть свою линию до последнего, что идти по своей дороге до конца упрямо, преодолевая все трудности, — это и есть смысл нашей жизни. К этому автор приводит нас, демонстрируя тяжёлый путь доктора, который должен был занять всего полтора часа, но превратился в череду происшествий и задержек, мистических и мрачных.
Доктор желает всячески отсрочить доставку важной вакцины, которая должна спасти деревню от загадочной болезни, превращающей людей в зомби. Временами доктор, вместо того чтобы продолжать путь, поддаётся очередному искушению – останавливается в доме мельника, увлечённый любвеобильной мельничихой, медлит на очередном привале или пробует новые наркотики-галлюциногены.Помимо угрюмого доктора Платона Гарина, читатель знакомится и со славным водителем самоката Перхушей. Тот думает: «Дохтора — они тоже много страшного навидалися, много и чего умеют. Вон летось у конагона малой попал под косу, так в городе пришили ножку, и приросла, и бегает шибче прежнего...»
Читается все это легко, без усилия мысли, без необходимости разбираться в смысле того, что говорят персонажи или адаптироваться к сюжетной/эстетической новизне. Если же герои и углубляются в «философию», то она оказывается банальной: «Злых людей не бывает. Человек добр изначально, ибо создан по образу и подобию Божиему. Зло – ошибка человека».
Большинство сюрреалистичных эпизодов в «Метели» основаны на неправдоподобных искажениях размеров и масштаба. Самокат Перхуши запряжён полусотней маленьких лошадок, каждая из которых не больше куропатки и стрекочет подобно сверчку. Мельничиха – крупная и внушительная женщина, а её маленький муж ростом с самовар.
«Адоптировать» и ещё 8 слов, которые можно принять за ошибочные
Всем знакомы глазированные сырки. Однако есть и слово «глазурованный».
У слова глазурь два значения: 1 — «стекловидное покрытие на керамических изделиях, закреплённое обжигом»; 2 — «застывший сахарный сироп, слой густого сладкого сиропа (из сахара, шоколада и т. п.), в котором варят фрукты и которым украшают кондитерские изделия».
Всё дело в том, какой именно глазурью покрыт предмет: если во втором значении (его можно съесть), то «глазированный»; если в первом (на керамике) — «глазурованный».
Маркёр
Ма́ркер — это и фломастер, и буллит, и признак, и отметка. Но есть ещё и маркёр. У этого слова два значения: 1 — «лицо, прислуживающее при игре на бильярде и ведущее счёт очков (во время игры)»; 2 — «приспособление к посевному агрегату для проведения на земле посадочных или посевных бороздок».
Бро́ня
Мы знаем военную броню́ и бронь места в поезде, например. Однако «бро́ня» — это уже фактический устаревший вариант слова «бронь». Некоторые словари до сих пор рекомендуют использовать именно его: «бро́ня билетов», «бро́ня столика в ресторане». Делать это не обязательно, но пугаться такого варианта тоже не стоит.
Рефлектировать
От слова «рефлексия» можно образовать два варианта глагола — «рефлексировать» и «рефлектировать». Первый оказался более популярным, видимо, из-за того, что в «рефлексии» «с», а не «т». Однако «рефлектировать» — это тоже правильно. Также у этого слова есть и ещё одно значение — «отвечать рефлексом, реагировать на внешнее раздражение».
Дискуссировать
А здесь почему-то большую популярность получил вариант «дискутировать». Однако «дискуссировать» — это то же самое. Любопытно, что с двумя «с» у него больше общего с «дискуссией», чем у «дискутировать», но второе оказалось более распространённым.
Конъектура
Многие знают слово «конъюнктура». У него два значения: 1 — «сложившаяся в данный момент ситуация в какой-либо области общественной жизни»; 2 — «совокупность признаков, характеризующих состояние товарного хозяйства (движение цен, курс ценных бумаг, размеры выпуска продукции и т.п.)».
Но есть и похожее «конъектура». Этот специальный термин означает исправление или восстановление испорченного или не поддающегося прочтению текста на основании историко-лингвистических и палеографических данных.
Пассировать
Кулинары знают, что слегка обжаривать в небольшом количестве масла, жира — это пассерова́ть, через «е». Однако есть совсем не связанное с этим глаголом слово «пасси́ровать». Этот глагол используется в акробатике и имеет два значения: 1 — «поддерживать, предупреждать падение или другие несчастные случаи при исполнении акробатических упражнений»; 2 — «передавать что-то кому-то (например, обруч)».
Рожаницы
Женщина во время родов или только что родившая — это роже́ница. Но есть и рожани́цы (в единственном числе — рожани́ца). У древних славян-язычников так назывались женские божества, присутствующие при рождении младенцев, определяющие их судьбу при появлении на свет и покровительствующие роду, семье, домашнему очагу.
В этом слове также допустимо ударение на второй слог — «рожа́ницы».
Адоптировать
«Адаптировать» в значении «приспособить», конечно же, пишется через «а». Однако есть и глагол «адоптировать», который означает «усыновлять, удочерять» (от англ. to adopt) и используется как юридический термин.
14 января 2024
Мороз и солнце, день чудесный!
С. Ю. Жуковский Зимний пейзаж
|
С. Ю. Жуковский. Зима |
13 января 2024
Ста́рый Но́вый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю).
Вот что об этом пишет Википедия
Святочные гадания: как девушки на Руси узнавали свое будущее
Для молодых незамужних девушек предсказанное на святочной неделе будущее замужество, как показывает многовековая практика, сбывается / кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
12 января 2024
100 главных русских книг XXI века
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. План сочинения ЕГЭ по русскому языку
* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.) ИЛИ сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.
Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?
2 абзац
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста+1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 3 балла
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию ( можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами )… + пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста…+ мини- вывод
* Автор не случайно обращает наше внимание на... + мини- вывод
* Поступок героя показывает, что…+ мини- вывод
* Слова ( мысли) героя позволяют увидеть…+ мини- вывод
* Эти события автор описывает, чтобы + мини- вывод
* Автор хочет сказать, что….+ мини- вывод.
В мини- выводе обязательно используем вводные слова ( по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например, По моему мнению, донос на друга - это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
*Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что...
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
3 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… + пояснение +мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что…+ пояснение +мини-вывод …Автор уверен, что…
4 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора : (написать какую мысль…)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: написать какую…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает…+ какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему - же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом , эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац
Отражение позиции автора ( рассказчика). 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.
1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)
* Я полностью согласен с автором и считаю, что…(обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами).
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом, можно сделать вывод, что…
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу -- 21.
11 января 2024
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
1-й абзац Вступление + формулировка проблемы |
10 января 2024
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Проблема. Примеры формулировок проблем
1) При помощи вопросительного предложения. (Как следует относиться к окружающим людям?)
2) В форме Р.п. (проблема отношения к окружающим).
Если по критерию К1 выпускник получает 0 баллов, то 0 баллов выставляется и по критериям К2-К4! Чтобы этого избежать, рекомендуем тщательно потренироваться на текстах разных типов (художественных и публицистических". Этот навык можно выработать, анализируя небольшие по объему тексты (например, в нашем пособии "Сочинение на 21").
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Проблемы текстов
2. Проблема истинного литературного таланта.Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.
3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.
4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории. (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.
5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.
6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.
7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел лдей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.
8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.
9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.
10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.
09 января 2024
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Краткая характеристика трех частей сочинения
Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Авторская позиция. Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий.
Аргументация собственного мнения. Далее необходимо отработать четвёртый критерий – аргументация собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение.
Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Это вовсе не сочинение...
Следовательно, кладём перед собой КРИТЕРИИ оценки сочинения и пишем строго по этому плану.
Необходимо соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, добиться выразительности и точности речи, не допустить орфографических, пунктуационных, грамматических и фактических ошибок.
Объём сочинения -- не менее 150 слов, лучше 200 -- 250. Общий балл за сочинение -- 21.