27 мая 2024

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Тексты, проблемы, поднятые в них, авторская позиция

 Здесь представлены тексты КИМов ЕГЭ по русскому языку и перечень проблем, поднятых в них. Очень полезное подспорье в подготовке к экзамену, в частности, в подготовке к сочинению (задание 27).

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Проблема. Примеры формулировок проблем

  Источник

Проблему в сочинении ЕГЭ можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопросительного предложения. (Как следует относиться к окружающим людям?)
2) В форме Р.п. (проблема отношения к окружающим).

Если по критерию К1 выпускник получает 0 баллов, то 0 баллов выставляется и по критериям К2-К4! Чтобы этого избежать, рекомендуем тщательно потренироваться на текстах разных типов (художественных и публицистических". Этот навык можно выработать, анализируя небольшие по объему тексты (например, в нашем пособии "Сочинение на 21").
Важно не только правильно определить проблему, но и сформулировать ее корректно, избегая речевых ошибок и неточностей, ведь от этого зависит логика вашего сочинения.

Примеры сформулированных проблем см здесь

Примеры формулировок в сочинениях (0 баллов). 0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста» здесь

Пример сочинения по тексту В. Набокова. (0 баллов по критериям К1-К4) здесь

Пояснение экспертов:
Ни одна из обозначенных в Памятке эксперта проблем - проблема обывательства (кто такой обыватель?), проблема негативного влияния рекламы (чем вредна реклама?),проблема пошлости (почему пошлость безнравственна?) - не нашла отражения ни в одной из частей сочинения экзаменуемого. Более того, автор работы проявил полное непонимание сути исходного текста, поэтому «увел» свое рассуждение в совершенно иное русло, что противоречит принципу опоры на исходный текст. Все это позволяет эксперту выставить по критерию К1 заслуженные 0 баллов, а следовательно, автоматически выставить 0 баллов по критериям К2-К4.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.

Задание 27 по русскому языку на ЕГЭ. Это вовсе не сочинение...

 Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы. Название этого задания в КИМах -- "

Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации". То есть это ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА. И выполнять её нужно в соответствии с критериями оценки, где нужно сформулировать проблему исходного текста, найти в тексте предложения для комментария проблемы, отразить авторскую и собственную позицию, приведя ДВА аргумента для доказательства своего мнения (ЛУЧШЕ из литературы) и в конце  подвести итог.

Следовательно, кладём перед собой КРИТЕРИИ оценки сочинения и пишем строго по этому плану.

Необходимо соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, добиться выразительности и точности речи, не допустить орфографических, пунктуационных, грамматических и фактических ошибок.

Объём сочинения -- не менее 150 слов, лучше 200 -- 250. Общий балл за сочинение -- 21.

26 мая 2024

Словарь паронимов. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

 АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ

АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТЕТНЫЙ
АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ
АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ
БЕДНЫЙ — БЕДСТВЕННЫЙ
БЕЗЛИКИЙ — БЕЗЛИЧНЫЙ                      
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БОЛОТИСТЫЙ — БОЛОТНЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ
БЫВАЛЫЙ — БЫВШИЙ — БЫЛОЙ
ВАННА — ВАННАЯ
ВДОХ — ВЗДОХ
ВЕКОВОЙ — ВЕЧНЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧАВЫЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ВЕЛИЧИЕ — ВЕЛИЧИНА
ВОЗБУЖДАТЬ — ПОБУЖДАТЬ 
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ —ПОПОЛНИТЬ;
ВРАЖДЕБНЫЙ — ВРАЖЕСКИЙ
ВЫБИРАТЬ — ИЗБИРАТЬ;
ВЫГОДА — ВЫГОДНОСТЬ
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА — РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ — УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВЫСОКИЙ — ВЫСОТНЫЙ
ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ — ГЛИНЯНЫЙ
ГОДИЧНЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВОЙ
ГОРДОСТЬ — ГОРДЫНЯ

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ. Теория и практика

Теория и практика, чтобы выполнить задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ по ссылке https://teletype.in/@vsablina/PefxzePQstd

Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:

· Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

· Знаки препинания при сравнительных оборотах

· Знаки препинания при уточняющих членах предложения

· Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

· Знаки препинания при прямой речи, цитировании

· Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

· Тире в простом и сложном предложениях

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика

 Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности. по ссылке https://teletype.in/@vsablina/fyi-B41GOAD

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

 Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон).

 Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика

 Теория и практика к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку "Грамматические ошибки" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/9aF2OzPsBEu

Формулировка 8 задания ЕГЭ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За это задание вы можете получить 3 балла (было в 2023 г., 2 балла в 2024 г.), поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2024. Логико-смысловые отношениям между предложениями. Теория и практика

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текст. Теория и практика к заданию  по ссылке https://teletype.in/@vsablina/Z3_eR1ZMfKE

25 мая 2024

Как появилось слово «температура»?

Слово "температура" имеет длинную историю, уходящую корнями в глубину времен. Оно прошло путь от древних цивилизаций до наших дней.
Слово «температура» происходит из латинского языка и означает буквально «надлежащее смешение, нормальное состояние». Латинский глагол temperare («умерять, смягчать», «смешивать») восходит к существительному tempus — «время». В древности это слово использовалось для обозначения процессов смешивания и регулирования, не обязательно связанных с теплом.
Со временем термин "температура" приобрел более узкое значение и стал ассоциироваться с тепловыми процессами. В XVII веке ученые, такие как Джон Далтон и Джозеф Блэк, активно использовали термин "температура" для описания степени нагрева или охлаждения вещества.
С развитием науки и технологий понятие температуры стало ключевым в различных научных дисциплинах. Оно стало основным параметром при изучении тепловых свойств материалов, процессов нагрева и охлаждения, а также при создании различных устройств и технологий.
Сегодня термин "температура" широко используется не только в науке, но и в повседневной жизни. Он стал неотъемлемой частью нашего лексикона и позволяет нам описывать и понимать мир вокруг нас, его тепловые процессы и состояния материалов.
Таким образом, слово "температура" имеет богатую историю, отражающую эволюцию наших понятий о тепле и его измерении. Этот термин продолжает служить ключевым инструментом в научных исследованиях и повседневной жизни, помогая нам лучше понимать окружающий мир.

21 мая 2024

«Пусть родители просто отстанут». Подростки — о том, почему они не хотят учиться

 Большинство подростков прекрасно понимают, что испытывают определенные проблемы с мотивацией. И сами же предлагают решения. Практикующий психолог Екатерина Мурашова собрала все их рецепты в книге «Детство в режиме онлайн». С разрешения издательства «Самокат» публикуем отрывок из нее.Большинство подростков прекрасно понимают, что испытывают определенные проблемы с мотивацией. И сами же предлагают решения. Практикующий психолог Екатерина Мурашова собрала все их рецепты в книге «Детство в режиме онлайн». С разрешения издательства «Самокат» публикуем отрывок из нее.

В последние годы родители чаще всего приходят ко мне с проблемой, которую они формулируют так: «она не хочет учиться», «он абсолютно потерял мотивацию к обучению в школе», «у него сейчас нет этой самой мотивации, и, кажется, никогда ее и не было, я всегда его заставляла, а сейчас у меня силы и возможности кончились», «мне кажется, что это мне нужно, чтобы она училась, а ей самой это вообще не нужно».
На приеме мы долго и довольно нудно обсуждаем с родителями, что же им теперь делать с чадом, которое эту самую мотивацию потеряло или никогда и не имело. Что им делать с самими собой. Иногда говорим о причинах произошедшего.Обычно в разговоре с умными собеседниками вырисовываются три основных причины.
Первая — то, что ответственность за учебу ребенка с самого начала его обучения полностью лежит на родителе, ребенок это прекрасно знает и его это вполне устраивает.
Вторая — наличие интересного и постоянно развивающегося, внешнего по отношению к школьной учебе мира, который неудержимо влечет ребенка к себе. Понятно, что здесь мы говорим о виртуальности в самом широком смысле.
И третья — кризис самой школы, ее порой противоречивые попытки ответить на вызовы современности.
"…Решить это очень просто. Начальная школа должна быть обязательна — читать, писать, считать все-таки надо научить, еще работать на компьютере и управляться с документами, чтобы потом можно было налоги платить, коммунальные платежи и все такое. А потом надо с теми, кто не хочет учиться, сразу соглашаться и отправлять их работать. По силам и возможностям. Официально, со всеми документами и прочим. Пишешь такое заявление: окончил, например, полных шесть классов и еще половину седьмого и больше пока учиться не хочу. С ним сразу соглашаются и отправляют его, например, на два часа в день улицы подметать и еще на два часа в пансионат для пожилых, разговаривать с ними или в компьютерные игры учить их играть, чтоб им не скучно было. Четыре-пять часов в день он работает, деньги получает, остальное время свободен. Ведь еще много работ осталось, где нужно только читать-писать-считать — и больше ничего. И как раз на них трудно людей найти, потому что там платят мало. Раньше дети лет с девяти работали, взрослым помогали, и ничего. А мы что — хуже, глупее? И если он или она не хочет сейчас учиться, так зачем же заставлять? Пусть работает, обществу польза, ему польза, всем хорошо, никто не ругается. А если потом опять захотел учиться, снова пишет заявление: хочу вернуться в среднюю школу, со второй половины седьмого класса. И пошел.

20 мая 2024

Издалека долго течёт река Волга...

20 мая отмечается День Волги Этот праздник впервые отметили в 2008 году во время проведения Х Международного научно-промышленного форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде. Волга – одна из крупнейших рек в Европе, ее длина составляет 3530 км.
Волга у Астрахани
В дельте Волги

19 мая 2024

Пионер -- всем ребятам пример! Будь готов! Всегда готов!


 

Был такой праздник -- День пионерии

Кто придумал штрих код?

Источник

Штрих-код, или штриховой код, является универсальным методом автоматизированной идентификации продукции или товаров. Этот изобретательный способ помогает ускорить процессы сканирования и учета товаров в магазинах, складах и других сферах деятельности. Но как он появился?
Идея создания штрих-кода возникла в середине XX века. В 1948 году американский инженер и изобретатель Джозеф Вудленд (Joseph Woodland) вместе с Бернардом Сильвером (Bernard Silver) придумали первый прототип системы автоматической идентификации товаров с помощью черных и белых полосок. Их вдохновила задача автоматического считывания данных на товарах в магазинах, чтобы упростить и ускорить процесс оформления покупок.
Однако, их первый прототип использовал ультрафиолетовые краски и натянутую нить, что не было практичным и эффективным решением. В 1970 году нормы для стандарта штрих-кода были разработаны Джорджем Лаурером (George Laurer), инженером из компании IBM. Он создал символ, который называется Universal Product Code (UPC), или Универсальный Код Товара. UPC стал стандартом в США и с тех пор был широко принят в мире.
С течением времени штрих-коды стали неотъемлемой частью розничной торговли и логистики. Они позволяют автоматизировать учет товаров, сокращая время и потребность в ручной работе. Сегодня существуют различные стандарты штрих-кодов, такие как EAN, Code 39, Code 128 и другие, применяемые в зависимости от конкретных потребностей и отраслей применения.

18 мая 2024

Кто назвал "Евгения Онегина" энциклопедией русской жизни?

 Источник

Фраза «роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни» часто встречается в литературоведческих и популярных текстах. Во многих из них она не оформлена как цитата.

Современные исследователи отмечают, что эта фраза была оценкой конкретного автора, а не коллективным признанием пушкинских заслуг. Первым выражение «энциклопедия русской жизни» употребил литературный критик Виссарион Белинский. Он в середине 1840-х годов создал серию статей «Сочинения Александра Пушкина» и в девятой из них, которая называлась «Евгений Онегин» (Окончание)», написал:
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей, и на последующую русскую литературу?
В 1840-е годы Белинский был влиятельным автором, к его мнению прислушивались, поэтому это яркое выражение из его статьи постепенно стало афоризмом. Ученые считают, что формулировка прижилась потому, что современники Пушкина видели роман в стихах как текст, наполненный множеством бытовых деталей и отсылок к ним. По «Евгению Онегину» и в наши дни можно изучать повседневную жизнь 1820-х годов. Критик и исследовательница Анна Жучкова писала: «Евгений Онегин» — помимо социального устройства России, где особенно подробно представлено, конечно, дворянство (провинциальное, московское, столичное), и экскурсов в экономику и историю — раскрывает культурные и духовные устремления русского общества: от споров карамзинистов и шишковистов и проблемы русского литературного языка — до западной философии; от развенчания штампов романтизма до констатации проблемы индивидуализма; от восхищения русской природой до сожаления об устройстве российских дорог".

Но литературоведы обращают внимание и на то, что выражение «энциклопедия русской жизни» сегодня можно считать неполным. Филолог Алексей Любжин в статье «Почему „Евгений Онегин“ не энциклопедия русской жизни» указывал, что Пушкин писал о повседневном укладе дворян — петербургских жителей и уездных помещиков, но не раскрывал быт крестьян, горожан средних сословий, церковников. Также он отмечал, что роман не отражает многие важные аспекты общественной жизни той эпохи. Например, ничего не говорит об образовании в Российской империи: «Массовые явления не привлекают к себе пушкинского внимания, он описывает (в значительной части в рамках литературного топоса) либо уходящую натуру, либо частные явления». Любжин считает, что Пушкин сознательно писал только о людях своего круга и не ставил перед собой задачу полноценно отразить реалии России первой трети XIX века.
Виссарион Григорьевич Белинский. Большая Российская энциклопедия