20 января 2011

Многоликие лохи

Корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева беседует об этом "неприятном" слове с заведующим кафедрой  общего языкознания Московского государственного педагогического университета Игорем Георгиевичем Добродомовым. Весьма интересно!
Ключевое слово минувшей недели – "лох". На днях Сергей Мавроди объявил о возрождении МММ – поступок, достойный пера Хармса. Самый остроумный комментарий прозвучал на телеканале РЕН-ТВ. Безымянный прохожий, отвечая корреспонденту, новую затею строителя финансовых пирамид назвал переписью лохов России.
Современные словари к слову "лох" дают помету "жаргонное". Между тем этот синоним "простака" и "простофили" имеет почтенную историю, косвенным свидетельством чему служит наличие довольно распространенной и старинной русской фамилии Лохов.
"Лох" встречается и в словаре Даля с таким синонимическим рядом: лоховес, разиня, шалапай (последнее слово записано лексикографом именно так, через букву А).  ...слово "лошадь" восходит к прилагательному "лоший", то есть плохой. Для самых лучших животных, которых использовали во время сражений, было слово "конь", а то, что поплоше, на чем пахали и возили поклажу, называли лошадью. От "лошего" до "лоха" с позиций языка рукой подать. Не родственные ли это формы, не произошло ли прилагательное от "лоха"? Читать дальше

Краткий словарь-справочник

Начинаю рассказывать о своих помощниках -- справочниках, словарях, методических пособиях. Краткий  словарь-справочник "Давайте говорить правильно! Крылатые слова в современном русском языке" продолжает серию, в которой ранее вышли такие справочники, как "Трудности современного русского произношения и ударения", "Трудности современной  русской фразеологии" и др.. В нём содержится компактная информация о трудных случаях понимания и употребления крылатых слов и выражений.

19 января 2011

19 января -- день рождения Эдгара По

19 января исполняется 202 года со дня рождения Эдгара Аллана По – знаменитого американского писателя, также известного, как поэт и литературный критик. Его наводящие ужас детективные романы и рассказы всегда были популярны. Писатель по праву считается родоначальником фантастического детективного жанра. Появился на свет Эдгар Аллан По в американском городе Бостон 19 января 1809 года. Всего два года исполнилось Эдгару, когда его родители, бродячие актеры, ушли из жизни. Мать писателя, Элизабед Арнольд По, была англичанкой, а отец, Дэвид По, - американцем с ирландскими корнями. Мальчик был усыновлен и принят в семью Джоном Алланом, весьма богатым купцом, проживающим в Виргинии.
Читать полностью

Памяти Николая Рубцова

Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском,
                                  и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое...
Я не верю вечности покоя!

19 января 2011 года исполнилось 40 лет со дня трагической кончины известного русского поэта Николая Рубцова. Имя этого человека очень дорого для вологжан, ведь здесь, на Вологодчине, прошли его детские годы, юность, здесь жили и живут его друзья, здесь Рубцовым написано немало произведений, и многие из них посвящены «тихой» малой родине. Поэтому память о Николае Рубцове на Вологодчине чтят особо. Ежегодно 19 января представители вологодского Рубцовского центра, сотрудники музея «Литература. Искусство. Век ХХ» и поклонники творчества поэта посещают могилу Николая Рубцова на Пошехонском кладбище. Читать дальше

Всем в прорубь!

У верующих есть традиция купания в Крещенский сочельник. Лед прорубается заранее, обычно в форме креста. Прорубь называют Иорданью - в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
Источник здесь

Фестиваль Образовательных сайтов

Уважаемые коллеги – специалисты управлений образования, директора и педагоги школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования, детских садов, студенты учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального педагогического образования!
Центр новых образовательных технологий ТГПУ приглашает Вас принять участие во всероссийском Фестивале Образовательных сайтов, который проводится с 15 января 2011 года по 30 марта 2011 года. Сайт должен быть уже созданным и опубликованным, либо сайт может создаваться в рамках Фестиваля и быть заявленным в номинации «Первые шаги».
В рамках Фестиваля Образовательных сайтов выделены следующие номинации:
номинация «Сайт управления образования»;
номинация «Сайт образовательного учреждения»;
В номинации могут быть заявлены сайты школ, детских садов, учреждений доп.образования.
номинация «Сайт педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские сайты педагогов, сайты группы педагогов и сайты классов, если педагог ведет этот сайт.
номинация «Блог педагога»;
В номинации могут быть заявлены авторские блоги педагогов, блоги группы педагогов и блоги классов, если педагог ведет этот блог.
номинация «Первые шаги»;
Участники номинации «Первые шаги» могут самостоятельно создавать сайт в рамках конкурса или обучиться на предложенных семинарах и создать сайт в рамках семинара. Созданный сайт будет участником номинации «Первые шаги». Регистрация участника на семинар происходит отдельно от регистрации на фестивале, оплата обучения на семинаре не входит в оплату оргвзноса фестиваля.
Читать полностью здесь

Сочетается с тремя падежами. Ответ на задачу

Русский предлог к всегда сочетается с существительными в дательном падеже. Какой из следующих предлогов может сочетаться с существительными в трёх разных падежах?
(А) за; (Б) на; (В) о; (Г) с; (Д) никакой.
Проверяем: предлог за сочетается с винительным (уронить за тумбочку) и творительным (лежать за тумбочкой) падежом, предлог на -- с винительным (положить на тумбочку) и предложным (лежать на тумбочке, предлог о -- тоже с винительным (удариться о тумбочку) и предложным (мечтать о тумбочке). На первый взгляд предлог с тоже сочетается с двумя падежами -- родительным (пить чай с блюдца) и творительным (чашки с блюдцами). Итак, такого предлога нет? И всё-таки... Оказывается, советание предлога с с винительным падежом тоже возможно -- при сравнении : небо с овчинку, глаза размером с блюдце. Искомый предлог найден. Ответ: (Г).

18 января 2011

Красноярская школьница выпустила книгу

Писать стихи Василина начала в 13, когда в первый раз влюбилась. Над книжкой стихов и рассказов работали с мамой почти год: искали издателей, подбирали иллюстрации. Всё за свой счёт. Живут вдвоём, отец ушел из семьи почти сразу после того, как узнал диагноз девочки. Может быть, поэтому все рассказы у Василины обязательно про счастливые семьи и со счастливым финалом.
У девочки нарушена речь, она учится дома, потому что плохо ходит. Пенсии хватает ровно на один курс массажа. Мама Оксана Игнатьева вспоминает, тяжелее всего пришлось в начале 90-х, когда сама училась жить вместе с ребёнком-инвалидом, на хлеб зарабатывала лепкой пельменей и уборкой офисов.
Сейчас девушка учится в 10 классе. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, приглашают репетиторов. Василина планирует получить высшее образование, найти хорошую работу, накопить денег. В семье верят - где-то в Европе делают операции, болезнь излечима. Об этом мечтают в каждой семье, где есть ребёнок ...Прочитать полностью

КАК ПЕРЕВЕСТИ НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ?

Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест,  где он господствует, но  купно и  собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторыи природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. Но кто, не упреждённый великими о других мнениями, прострёт в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится.
Переведите текст на современный русский язык, стараясь как можно точнее передать смысл слов Ломоносова.
Юноша Ломоносов по дороге в Москву. Источник здесь

Ответ на задачу о предлогах, союзах и местоимениях из одной буквы

Сколько в русском языке предлогов, союзов и местоимений, состоящих из одной буквы?
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.
В названии была подсказка. Ничего не поделаешь, придётся вспомнить алфавит и считать.  Итак; а -- союз, в -- предлог, и -- союз, к -- предлог, о -- предлог, у -- предлог, я (наконец-то!) -- местоимение. Итого 5 предлогов, 2 союза, 1 местоимение. Ответ: (Г).
А ещё есть однобуквенное слово э, но это междометие. Есть и другие однобуквенные междометия, например, а и о (А, я это понял! О, придумал!), что вполне естественно, ибо от междометия требуется не только выразительность, но и краткость. Они совпадают на письме  с соответствующими предлогами и  союзами.

16 января 2011

Бумаги не жалеть!

Характеристику предложения при письменном синтаксическом разборе лучше записывать не строчкой, а столбиком, и каждый признак – под своим номером:
1. Повествовательное.
2. Невосклицательное. – И т.д.
При такой записи гораздо меньше пропусков, нарушений последовательности. Дополнительный расход бумаги в данном случае оправдан.

Источник здесь

Части речи одной буквой

Попросив учеников указать в предложении части речи, мы нередко обрекаем себя на раздражающе кропотливый труд: нелегко расшифровывать то, что меленькими буквами и при этом еще карандашом надписано над словами. А между тем название каждой знаменательной части речи удобно обозначать одной первой буквой; только причастие, если считать его отдельной частью речи, приходится, в отличие от прилагательного, обозначать двумя буквами – Пр. Служебные части речи вообще надо не надписывать, а обводить – союзы кружком, предлоги квадратиком или прямоугольником; для частиц можно использовать еще какую-нибудь геометрическую фигуру, например, ромб. Мои ученики заключают частицы в разорванные квадраты. Получается разборчиво и наглядно.



Источник здесь


РАСКУСИ-КА!

При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.

Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...
Источник здесь

15 января 2011

Как вас назвать?


НЕ и НИ. Совет: заострите внимание на примерах

В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…" Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.
К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:
1) ни в устойчивых выражениях:
-- Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются!).-- Ни один - т.е. никто (не один - много); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз).-- Ни с места! Ни шагу назад!
2) парное употребление ни: ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и/ или вовсе опустить -- смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил. Хлеба, зрелищ народ не получил.)

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:
1)  ни для усиления отрицания.
В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика. Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане.

2) существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

3) употребление ни при местоимениях и наречиях.
Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет).
Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился).Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел).
В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса.

4) в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж) пишется не: Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

5) в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни.
Источник здесь

14 января 2011

Чудодей Даниил Хармс

Помните увлекательную историю об одном "очень-очень вкусном пироге", которую приходится досочинять самим?
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Автор этой истории - Даниил Хармс (Ювачев), русский писатель. 12 января ему исполнилось 105  лет  со дня рождения. Читаем его Стихи для детей .
Детство Дани было обычным для той поры: кормилица, гувернер, Рождество, бабочки в Летнем саду, паровые машины, дача в Разливе и пр. Абсолютный музыкальный слух, умение рисовать, склонность к языкам, шалости, проказы... Читать дальше

Предлоги, союзы, частицы. Слитно/раздельно?

Зима без снега. 14 декабря.   Источник здесь
Снега ещё нет (у нас его совсем не было этой зимой!), но пора надевать  зимние шубы, так(как) по календарю уже зима. Мы будем делать вид, как(будто) играем в снежки, и людям покажется, что  снег и вправду выпал. Но надо иметь (в)виду, что(так) могут подумать (не)все. Несмотря(на) косые взгляды, мы будем продолжать игру, так(что) зима увидит, как (по)ней  соскучились, и наконец подморозит дороги и подсыплет снегу. (В)общем, если вы хотите, что(бы) наступила зима, присоединяйтесь (к)нам!

Где НИ, а где НЕ?

Задача из "Русского медвежонка".
Скольких букв и не хватает в этих пословицах и поговорках?
Н...в свои сани н...садись.
Сколько волка н...корми, он всё в лес смотрит.
Н...было н....гроша, да вдруг алтын.
Один в поле н...воин.
(А) пяти; (Б) четырёх; (В) трёх; (Г) двух; (Д) одной.

12 января 2011

Начинаем изучать частицы...

В 6 классе по учебнику под редакцией М.В. Панова мы начинаем изучать тему "Частицы", поэтому размещаю это сообщение-задание.
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
Название "частицы" объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы -- это такие служебные слова, которые не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.  (Н. Ильина.)
Докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении. Приведите примеры.
Источник: сборник упражнений И.А. Громова.

И вновь о предлогах

Задача из "Русского медвежонка".
Русский предлог к всегда сочетается с существительными в дательном падеже. Какой из следующих предлогов может сочетаться с существительными в трёх разных падежах?
(А) за; (Б) на; (В) о; (Г) с; (Д) никакой.

11 января 2011

За что «кол»? Едва прикоснулся к науке…

Мы, учителя, обязаны ставить все отметки, в том числе и двойки. Официально у нас пятибалльная система знаний. Но я не видел ни одного аттестата, где стояла бы «двойка» или тем более «единица». За что «кол»? Ничего не знает! К концу каждой четверти учитель сталкивается с жестким прессингом как со стороны администрации, так и со стороны родителей. С обеих сторон одно и то же: "Учитель плохо работает". На вопрос: "А что значит хорошо работать?", - обе стороны, не сговариваясь, требуют только одного - хороших отметок в журнале.
Возможно, двойка - это не так уж и страшно... Существующая система контроля и оценки знаний на самом деле уже не устраивает. Изменилось время, мы уже живем и работаем совсем в другой стране. Раз это так, то не целесообразно ли отказаться от нее или заменить более совершенной? Возможно, учащиеся, освобожденные от карающей функции отметки, стали бы учиться лучше и более добросовестно относиться к своим учебным обязанностям.
Однако хочется, чтобы инновации шли в гармонии с опытом предков. 175 лет тому назад был составлен документ, точно определивший, какую оценку и за что следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года, назывался "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках". Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее, лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному.
Читать дальше
Валериан Чупин, учитель физики,
 педагог дополнительного образования
Центра детского (юношеского) технического
творчества «ЮТЕКС», города Чайковский Пермского края.

V Всероссийская дистанционная викторина "Мои любимые сказки"

Учебные предметы: литература
Возраст участников конкурса: 1-8 класс
Срок проведения: 27.01.-31.01.2011
Аннотация: «Что за прелесть эти сказки!» - восклицают все. И действительно, каждый человек в своей жизни прочитал или услышал хотя бы одну сказку. А сколько сказок знаете вы? Какие сказки вы любите? Давайте окунемся в замечательный сказочный мир вместе с заданиями викторины «Мои любимые сказки»! Главная задача викторины – показать участникам, насколько большую роль в нашей жизни играют сказки. Задания викторины помогут участникам вспомнить, какими бывают сказки, что их объединяет, и что отличает друг от друга. В то же время, некоторые задания потребуют от ребят умения находить новую, нужную для конкурса информацию, анализировать ее и оформлять в требуемом виде. Участники смогут проявить и собственное творчество, умение иллюстрировать сказочные события.
Этапы проведения конкурса:
1. Регистрация участников – до 25.01.2011 (включительно)
2. Рассылка заданий - 27.01.2011
3. Пересылка выполненных работ - не позднее 31.01.2011
4. Подведение итогов в течение месяца
Участники: Учащиеся школ, лицеев, гимназий, колледжей и других образовательных учреждений, а также все желающие соответствующей возрастной категории. Участие в инициативе индивидуальное. Инициатива проводится по возрастным категориям.
Призы: Все победители будут награждены грамотами и призами, лауреаты - грамотами. Все участники получат Сертификат с печатью и подписью руководителя Центра, подтверждающий участие в инициативе.
http://www.nic-snail.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=2

10 января 2011

Вспомним алфавит и посчитаем


И вновь задача из "Русского медвежонка".
Сколько в русском языке предлогов, союзов и местоимений, состоящих из одной буквы?
(А) 4 предлога, 1 союз и 1 местоимение;
(Б) 4 предлога, 2 союза и 1 местоимение;
(В) 5 предлогов, 1 союз и 1 местоимение;
(Г) 5 предлогов, 2 союза и 1 местоимение;
(Д) 5 предлогов, 2 союза и 2 местоимения.

Волхвы, волшба, волшебство

Древние славяне были язычниками, то есть верили в божеств, которые олицетворяли силы природы. Язычники считали, что люди могут общаться со своими божествами. Но не каждый человек на это способен. Такое общение доступно только чародеям, колдунам, которых называли волхвами.
Когда было нужно узнать будущее, отогнать болезнь или несчастье, волхвы волхвовали, то есть колдовали, чародействовали. Иначе говоря, занимались волшбой, волшебством. (Мы видим чередование х//ш в корне.)
С приходом на Русь христианства волхвы постепенно исчезли, но слово осталось. Волшебством стали называть что-то необычное, непонятное, непостижимое для простого человека. Волшебство не только пугало людей, но и притягивало. Постепенно этим словом  стали обозначать чарующее действие, в основном прекрасное.
Если мы сейчас скажем волшебный голос, никто не подумает, что это голос волхва или голос, которого можно испугаться. Напротив, все решат, что голос очарователен, мелодичен, приятен.
Так за столетия изменилось значение слова волшебство.
Источник: О.А. Ерёмина "Словарные слова исконно русского происхождения".