03 апреля 2011

На улицах Астрахани. В ожидании седоков


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как научить дитя грамоте?

Вопрос: -- Как научить дитя, переведенное в 8 класс, грамоте? В школе почему-то ни в одно ухо ничего не залетает, ужас просто.
Посоветуй, пожалуйста, какую-нибудь хорошую книжку по теме (или несколько). В идеале - что-нибудь типа грамматики.
Сергей Слепов: -- Признанные лидеры в области русской грамматики – это Розенталь и Грамматика РАН, но сомневаюсь, что ими удастся увлечь твою восьмиклассницу. На мой взгляд, основные факторы, мотивирующие ученика, это:
-- личность преподавателя, насколько он умеет интересно излагать и «заражать» своим предметом; насколько он симпатичен ученику и вызывает желание понравиться. Тут либо менять школу, либо брать репетитора;
-- конкуренция с одноклассниками, особенно с друзьями. Если есть подруга, которая лучше учится, попробуй невзначай поинтересоваться, а что она получила за ту же контрольную. Если грамотно капать на мозги, не перебарщивая, может сработать;
-- влияние родителей, сколько они занимаются с ребенком. Разгадывай с ребенком ребусы, задавай лингвистические загадки типа «одна кочерга, две кочерги, пять…?» Пускай ищет ответы в интернете.
Меня когда-то было за уши не оттащить от книжек (в основном фантастики). Кстати, очень способствует развитию грамотности. Узнай, какой Гарри Поттер нынче котируется среди молодежи. Опять же, если подружка что-то читает, это может оказаться более заразным, чем если мама книжку подсунет.
Здесь и другие советы родителям.

Что такое «Морфер»?

«Морфер» (от слов «морф», «морфология») – это компьютерная программа для склонения по падежам слов и словосочетаний на русском языке. Для любого слова или словосочетания в именительном падеже программа строит все падежные формы единственного и множественного числа, а также определяет род и число исходного словосочетания (а для ФИО – пол названного лица).
Источник здесь
"Прогуливаясь" по Интернету, наткнулась на этот сайт. Решила, что информация о нём может оказаться полезной для моих юных читателей, а также и для взрослых, поэтому и разместила аннотацию и ссылку. Протестировала программу автоматического склонения -- совпадает с правилами русского языка. (Почему я так? Потому, что там есть вопрос, нет ли ошибки). Ещё нашла, как записать числа прописью.
Любопытно: при попытке просклонять принципиально несклоняемое слово (например, глагол) программа не выдает ошибку, а пытается просклонять его, как сможет: например, глагол давать будет склоняться подобно существительному кровать. Это, по словам разработчика, пока является одним из ограничений  действия программы. Использовать её  для справки могут  люди сомневающиеся, и для неучей она хорошее подспорье.

"Cобаку съел". Почему мы так говорим7

По поводу непонятного "собаку съел" академик Н. М. Шанский писал: "Скорее всего, это выражение является одной из многих идиом, родившихся в результате сокращения полной формы... И истоком его является поговорка, зафиксированная В. И. Далем, -- Собаку съел, а хвостом подавился. Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке... ".
Современное же значение ("мастер на что-либо") возникло уже у сокращенной формы собаку съел: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, вне всякого сомнения, мастером своего дела.

02 апреля 2011

ЧИТАЕТ ЛИ РОССИЯ? Яндекс отвечает вопросом на вопрос

Миллионы иностранцев, приезжающих ежегодно в нашу столицу, стараются выделить целый день, чтобы насладиться многообразием выбора и оставить целое состояние в обмен на шедевры, собранные в крупнейших книжных магазинах Москвы.
...Почему сейчас, если сказать, что все выходные выкладывал фотографии в альбом популярной социальной сети, друзья это воспримут как норму, а вот если поведаешь, что двое суток читал Кафку, на тебя посмотрят как на полного идиота, да еще и спросят: "Что это?". Раньше была своеобразная мода на чтение: человеку, который претендовал на то, чтобы его считали образованным, было невозможно признать, что он, например, не читал сонетов Шекспира. Если ты был знаком с творчеством Хаксли, это поднимало твой авторитет в глазах окружающих. Сейчас же критерии резко сменились. Вот если ты не знаком с твиттером и фэйсбуком, то да, ты не в теме. А если из стихотворений Пушкина помнишь только одно и то первые две строчки, это не страшно. Если классику раньше читали хотя бы школьники и студенты филологических факультетов, то, с появлением огромного количества сайтов с кратким содержанием, большинство школяров окончательно перестало это делать. А что как не литература развивает в нас образность мышления и формирует правильное отношение к происходящему вокруг?
Финальной точкой моего разочарования стал "Яндекс". На мой запрос "Россия читает" он ответил вопросом: "читает ли Россия?". Если в компьютеризованной современности даже поисковая система отвечает вопросом по данному тезису, это совсем страшно.
Полностью читать здесь

П.И. Чайковский. Интродукция. Квартет "Сказ"


Неделя закончилась. Дела переделаны. Можно послушать музыку. Она успокаивает и бодрит одновременно, снимает усталость и расслабляет, завораживает и умиляет...

"Лепите статую, пока позирую"

Фото

Интерактивная таблица "НЕ и НИ в местоимениях"

К урокам русского языка в 6 классе. Интерактивная таблица "Правописание отрицательных местоимений" здесь  Нажми на ссылку -- откроется таблица. Тренируйся на здоровье!

КАК ВАС НАЗЫВАТЬ? Ковровец? Ковровка?

Как называть жителей этих известных городов: Бологое, Брянск, Воронеж, Вятка, Ельня, Ковров, Лондон, Баку, Курск, Вологда, Смоленск, Пенза, Иркутск, Архангельск?
Ответ здесь

ПРЕПЯТСТВИЕ и ПЯЛЬЦЫ: что у них общего?

Есть ли общее между препятствием и пяльцами?
Старинное слово препяти означает "натянуть, растянуть". Мы отчётливо слышим приставку пре-; -ти- -- это суффикс инфинитива (неопределённой формы глагола). Значит, остаётся корень -пя-.
Где же мы встречали  этот корень?  В словах распятие и пяльцы. Распятие -- это казнь, которой казнили Иисуса Христа и знаменитого гладиатора Спартака. Пяльцы -- рама для натягивания ткани. на которой вышивают.
С точки зрения современного русского языка в слове препятствие мы выделим корень препят-. С точки зрения истории языка корень будет короче.

01 апреля 2011

"Воробьиная премия"

Лауреатом "Воробьиной премии", присуждаемой за самые смешные публичные высказывания в этом году стал политолог Михаил Делягин, передает корреспондент РИА Новости с торжественной церемонии ее вручения.
"Воробьиная премия" была учреждена в 2001 году Санкт-Петербургской академией журналистики, а с 2004 года к ее организации и проведению присоединилась газета "Трибуна". Премия присуждается политикам, деятелям культуры и другим публичным людям, которые допустили забавные оговорки. В разные годы лауреатами становились Виктор Черномырдин, Владимир Жириновский, Сергей Миронов.
Директор Института проблем глобализации, политолог Делягин получил диплом и бронзового воробья за фразу: "Самый скверный, самый мерзкий, самый глупый политик зависит от самых глупых, самых тупых и самых манипулируемых избирателей. Эта зависимость обеспечивает вменяемость власти".
"Я надеюсь, что этот воробей не последний, все впереди... Для меня огромная честь, потому что здесь был действительно звездный состав, включая товарища Вишневского и господина Кудрина и других", -- сказал Делягин.
В число номинантов на премию в этом году, помимо Делягина, вошли поэт Владимир Вишневский; лидер ЛДПР Владимир Жириновский; лидер КПРФ Геннадий Зюганов с высказыванием: "Я родился на опушке Брянского и Калужского леса"; глава Чечни Рамзан Кадыров; министр финансов Алексей Кудрин с фразой: "Кто пьет водку, кто курит, тот больше внесет помощь государству. Выкурил пачку сигарет, значит, больше внес средств на решение социальных задач"; член центрального совета партии "Справедливая Россия" Алексей Митрофанов; председатель Мосгордумы Владимир Платонов; художник Никас Сафронов и министр образования и науки Андрей Фурсенко с репликой: "Я говорю своими высказываниями".
На церемонии присутствовали главный редактор газеты "Трибуна" Олег Кузин и председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
Источник здесь

Весенние цветы

Про глокую куздру знаете?

 Определите части речи в лингвистической "задачке" академика Л.В. Щербы:
"Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка" .
Ответ здесь

Нажми на плечЕко! Tолько...

Известный двоечник Виктор Перестукин, как мы помним, решал задачку не только про "казнить нельзя помиловать", но и про "ключик и замочек". То есть размышлял над тем, какую гласную следует написать в суффиксах этих слов – е или и. Кое-кто скажет: "Тоже мне, бином Ньютона". Действительно, правило орфографии гласит: "Суффиксы -ик, -чик пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах (ключик, ключика); если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек (замочек, замочка)".
Но вот вот как быть со словом "огуречик"? Или все-таки "огуречек"? Это ведь не банальный овощ "огурчик", с которым все очевидно, а тот еще фрукт, что упоминается в популярном некогда детском шлягере: "Совсем как огуреч?к, зелененький он был".
Попробуем разобраться, что называется, ab ovo ("от яйца") или, точнее говоря, ab agouro ("от огурца"), ибо корнем своим русский "огурец" обязан, по всей видимости, именно этому греческому по происхождению слову aguria или agouros – огурец. Впрочем, этимология греческого слова не вполне ясна. Возможно, к нашему подопечному имеет отношение корень aoros - несозревший. Не исключено, впрочем, что слово пришло откуда-то с Востока разными путями в славянские языки и в греческий. А вот в германские языки (нем. Gurke) оно попало, скорее всего, уже через славянское посредство. В русском языке огурец появился довольно поздно - впервые упоминается он лишь в памятнике ХVI века ("Домострой"), а форма огур(ь), от которой могло при помощи суффикса -ец образоваться это слово, нигде не засвидетельствована.
Уменьшительные варианты "огуречик" и "огуречек" ни одним из существующих ныне нормативных словарей не зафиксированы. Видимо, это окказиональное образование, и такая форма потребовалась автору песни "про кузнечика" для соблюдения чистоты рифмы и ритма.
Формы склонения слова огуречик / огуречек нам неизвестны: в песне оно употребляется лишь в именительном падеже. Остается лишь прибегнуть к помощи закона грамматической аналогии: в современном русском языке от существительных с суффиксом -ец уменьшительные формы образуются при помощи суффикса -ик (правда, в норме гласная первого суффикса при этом становится беглой - но мы помним, что в песне это нарушило бы ритм): палец - пальчик, малец - мальчик, молодец - молодчик и т. д. Следовательно, писать следует, видимо, все-таки огуречик.

                    
И теперь остается только порадоваться за баннермейкера неизвестной нам фирмы, который предлагает желающим нажать на "плечеко", которое совершенно точно есть во всех известных нам словарях и пишется без всяких аналогий: плечико. На месте руководителей означенного господина, создавшего чудо-баннер, мы бы поставили во фразе "казнить нельзя помиловать" запятую сами понимаете где.
Источник здесь

31 марта 2011

Очень горько было узнать о том, что ушла Людмила Марковна Гурченко.  Актриса, которую ты любила и будешь любить.  Хороший человек. Мне довелось бывать на её концертах, когда она приезжала в Астрахань. Раз я поднялась на сцену, чтобы преподнести Людмиле Марковне подарок от областной организации Союза журналистов и цветы от себя с мужем. И никогда не забуду её глаз.  Грустных, усталых глаз человека, который без остатка выложился на  концерте, отыграл свою роль так, что   каждому из нас, зрителей, казалось, что рассказывала  о себе, пела свои песни она только для меня. И её "Песенка про пять минут" навсегда с нашей семьёй, потому что тогда Людмила Марковна подошла к нам с мужем и  пела  как бы для нас -- только одних нас в этом   большом зале областной филармонии.
Вечная ей память. И цветы к её ногам.
Фото

Первый вопрос: что это такое? Ковровая дорожка?..


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Автор о снимке. Это место в Голландии находится в местечке Кёйкенхофф, недалеко от Лейдэна, там выращивают тюльпаны и разбит огромный парк для туристов, где каждый год на огромной территории, украшеной мельницами, озером с лебедями и много еще чем другим, высаживают миллионы тюльпанов, нарцисов, подснежников, крокусов, гиацинтов и других весенних цветов.
Это незабываемое зрелище, я была там 2 года назад.
Источник здесь

Состоялось вручение Горьковской литературной премии за 2010 год

30 марта были объявлены имена новых лауреатов Горьковской литературной премии. Она учреждена Российским фондом культуры и Центром межличностных коммуникаций Людмилы Путиной. Цель этой национальной премии в том, чтобы поддерживать авторов, произведения которых продолжают традиции русских классиков и отражают процессы, происходящие в обществе, стране и в литературе. Людмила Путина, открывая церемонию, отметила, что Интернет никогда не заменит книгу. Рассказывают «Новости культуры».
«Книга важна для нас, потому что уводит в прошлое, она погружает нас в чужие мысли, знакомит с традициями других народов. Книга - важное существо, которое будет живо, несмотря ни на какой Интернет», - уверена Людмила Путина.
Роман Сенчин стал обладателем Горьковской премии за роман «Ёлтышевы». В категории «поэзия» лучшей названа Ольга Рычкова. В номинации «Мои университеты» победила Наталья Жиркевич-Подлесских. Несколько лет она работала над книгой «Встреча с Толстым», в основе которой - дневники её деда – военного юриста и коллекционера Александра Жиркевича. Известный критик из Орла Владимир Ермаков стал обладателем премии в номинации «Несвоевременные мысли». А лауреатом в категории исторической публицистики стал академик Российской Академии образования Александр Киселев.
Источник здесь

Призёр Всеросийского конкурса образовательных сайтов - 2011

Во всероссийском конкурсе образовательных сайтов - 2011 мой блог занял 3 место. Номинация "Блог педагога".
Источник здесь

30 марта 2011

265 лет со дня рождения Франсиско Гойи

Автопортрет ссылка
...И снова звучит «Арагонская хота». И снова волшебник Глинка переносит нас в Испанию, на родину Гойи, и снова мы слышим, как шумит бочаррос в оливковых рощах Арагоны, как поет пастуший рожок. Наш слух чарует чеканный ритм танца, сухой цокот кастаньет и гортанные аккорды гитар. Мы словно снова видим смуглое лицо самого Гойи - великого арагонца.
Искусство вечно. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации.
Канули в Лету Бурбоны и тысячи, тысячи других сановных и сиятельных лиц. Ушли в небытие и иные правители Испании. Остается народ, его гений, труд, творчество. Остается искусство Гойи, образы, созданные им. Остается правда времени, показанная ху­ожником в гениальных «Капричос» и «Ужасах войны», в неподражаемых портретах, в «Махах», «Водоноске», в «Расстреле».
Каждый офорт, каждый холст, каждый рисунок Гойи - окно в жестокое время, в которое он творил, любил, ненавидел. Шедевры мастера говорят сегодня не меньше, чем сотни томов писаной истории. Говорят остро, непримиримо, честно. Такова неумирающая сила пластических открытий, созданных художником. Такова их неугасающая жизнь.
Полностью читать здесь 

... как продлить урок, не затягивая его ни на минуту

Завтра в школу, начнётся четвёртая четверть. Весна, а там и лето.  Тематическое планирование обычно корректируется, однако всё равно не хватает уроков, чтобы всё-всё в них вместить. А может быть, и не надо  стараться?.. Хотя вот в новых санитарных правилах для  образовательных учреждений "высечено", что  ребенок должен тратить на домашнее задание:
1 класс - домашнего задания нет;
2 - 3 классы - 1, 5 часа;
4 - 5 классы - 2 часа;
6-8 классы - 2,5 часа;
9-11 классы - 3, 5 часа,
Следовательно, большую часть учебного материала ученик должен освоить на уроке, потому что дома на подготовку задания по одному  предмету, например. пятикласснику отводится, согласно санитарным нормам, 20 минут. Одно упражнение переписать, ну, может, подчеркнуть слова как члены предложения или обозначить морфемы. Выручает компьютер в паре с видеопроектором в классе (вот только оперативная память вчера "полетела"). Видимо,  и за образовательным блогом как средством для продолжения урочной работы во внеурочное время на самом деле будущее...

Кто бы это мог быть?

К уроку о местоименных существительных.
Он бежал у самой моей ноги. Когда я  сотанавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня  ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. (Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал  и не уберёг смешного маленького друга.)

Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека до самой телефонной станции?  Кто бы это мог быть? Не угадали. Это был ... кленовый листочек. Первое предложение  в тексте такое: Я  только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка  за мной увязался лист клёна. Без этого предложения повествование является неясным, потому что местоимения не называют предметов, а только указывают на них.

Местоимение не выделяется как отдельная часть речи

К завтрашнему уроку русского языка в 6 б классе.
МЕСТОИМЕНИЕ. Местоименная группа слов выделяется лексически, по значению корневой части: она имеет предельно обобщенное значение, которое конкретизируется в контексте.
<Именно поэтому местоимение не является отдельной частью речи (нет существенных грамматических особенностей)>;.
По грамматическим значениям местоимения делятся на такие группы:
1. местоименные существительные: я, ты, он, себя, кто, что, это (Это неверно) и т.д.;
2. местоименные прилагательные: мой, твой, его, такой, это (Это заключение неверно) и т.д.;
3. местоименные наречия: когда, где, откуда, по-моему и т.д.;
4. местоименный глагол: что делать (Что он делает? – Строгает).
Таким образом, по общему грамматическому значению местоименные слова делятся на те же классы, что и неместоименные.
Источник здесь

Части речи (по Панову). Повторение

<В науке существует много разнообразных классификаций частей речи. Традиционно части речи рассматривались как лексико-грамматические классы слов, что представляло определенную сложность при их характеристике, т.к. необходимо было учитывать и лексическое, и грамматическое значение определенной части речи. М.В. Панов предлагает точку зрения последователей московской школы, согласно которой части речи в русском языке – это грамматические классы со своими специфическими грамматическими значениями и законами слово- и формообразования.>
В русском языке лексически знаменательные (не служебные) слова распределяются по таким грамматическим классам – частям речи: глагол, прилагательное, наречие, существительное.
Служебные слова тоже распределяются по нескольким разрядам (частицам речи): союзы, предлоги и собственно частицы.
Каждая часть речи объединяется определенными грамматическими значениями (которые в совокупности чужды другим частям речи), имеет свои законы слово- и формообразования. Каждая часть речи и каждая частица речи характеризуется своими законами синтаксического функционирования.

Река ... рой, реять, ринуться...



Река -- общеслав., одно из самых архаичных, древнейших слов нашего языка. Оно в родстве с древнеиндийским "рауас" -- "поток", "течение", с кельтским "рэнос" -- "река", из которого возникло и гегорафическое имя "Рейн". У нас с ним  связаны слова рой, реять, ринуться. Вероятно, в глуби веков река значило "бурный поток", "стремнина".