16 апреля 2011

БЕСЕДА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о качествах хорошей речи. Разговор начнем с главных качеств речи. Назовите их.
– Правильность, точность, логичность, чистота речи…
– Я согласна с вами. Правильность – первая, основная ступень хорошей речи. А в чем заключается правильность речи? Конечно же, в соблюдении норм современного литературного языка. Соблюдать нормы языка непросто. Кому-то придется поступиться личными вкусами и предпочтениями. Одним непривычно говорить: квартал, торты, позвонит и баловать. Другим не хочется склонять по падежам свои фамилии: Баграмян, Корнейчук, Мендель. Ничего не поделаешь – правила неумолимы: мужские фамилии на согласный склоняются. Так что нормы не всегда совпадают с нашими пристрастиями. Не будем забывать и о том, что в языковой среде каждого народа исторически сложилась система литературных норм языка, обязательных для говорящих на этом языке. То, что уместно и правильно в каком-либо другом языке, включенное в русскую речь, искажает ее: Молдова (вместо Молдавия), Кыргызстан (вместо Киргизия), в Украину (вместо на Украину). Безусловно, в русском языке уже определилась та сфера употребления, где коммуникативно оправданно включение в русскую речь особенностей какого-либо другого языка, но это не должно искусственно вытеснять традиционные слова, отражающие национальные особенности «отечественного языка».
– А разве не бывает таких моментов, когда можно забыть о правильности речи ради доступности, а главное, ради ее уместности?
О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
ПУ-44,
г. Уфа
Читать дальше

ГРОЗНО, НО КРАСИВО


Посмотреть на Яндекс.Фотках

15 апреля 2011

... и зазвучит прекрасная музыка

У меня дома на полке стоит шкатулка, подаренная  мне друзьями на день рождения. Она просто великолепна!  Стоит только её включить -- и заслушаешься  прекрасной музыкой.
Внутри шкатулки танцует мальчик с дудочкой. Эта музыка словно уносит нас в век той эпохи, когда жили великие музыканты Бах, Бетховен.
Моя музыкальная шкатулка успокаивает меня в минуты невзгод. Она мне очень дорога как память о дружбе и верности.
Ваня Б., ученик 5 класса.

Качественные прилагательные. К уроку в 6 классе

Так цветёт сакура. Не у нас, конечно!

Сакура
«Сакура» на Яндекс.Фотках

Лауреат поэтической премии "Поэт"

Лауреатом крупнейшей в России поэтической премии, которая так и называется "Поэт", признан авангардист, продолжатель футуристических традиций Виктор Соснора.
Источник здесь

Виктор Соснора о языке, русских поэтах и снайперской стрельбе здесь
-- У каждого писателя свой язык, русский, но свой. Взять язык Пушкина и язык Гоголя — два абсолютно разных языка. Или язык Достоевского и Толстого. И так далее. Под них говорить невозможно, язык — это тот же талант, он дается человеку, как и все остальное. Послушать тех, кто знает иностранные языки, везде, не только у нас, говорить не умеют.
<...> Вундеркиндом я никогда не был. Вот тетя Катя прочитала мне наизусть “Руслана и Людмилу”. И еще другие сказки. И я помню: лежу, молчу. Очень ярко помню. И думаю: поэма “Руслан и Людмила” написана. Еще она “Дон-Кихота” читала. “Дон-Кихот” написан. А что же писать-то еще, думаю? А я тогда уже любил играть во всякие каламбуры. Еще до оккупации “Интернационал” я пел так: “С Интернационалом воз пряников в рот людской”. (Смеется.) Но что-то сочинять у меня тогда и в мыслях не было. Читал я дико много, это да. В двенадцать лет, когда приехал из Польши, я перечитал всю гигантскую библиотеку отцовскую в Ленинграде. Всех. Полное собрание Стендаля, Мопассана, древних. А летописи все на Кубани прочитал, во время оккупации. Учитель показал мне буквы, я их мгновенно запомнил, и все перечитал. И забыл. А вот те книги, уже позже, из отцовской библиотеки, не забыл. То есть — страсть к чтению. Это от матери, она без книги не могла жить, все на свете перечитала.
Читать полностью здесь

Квиллинг -- это...


Квиллинг. Что это такое? Совсем незнакомое слово, не правда ли? Хотите узнать, пройдитесь по ссылке. Очень удивитесь, а может быть, и попробуете...

Диплом за 3 место в Фестивале образовательных сайтов - 2011

Ссылка

14 апреля 2011

XI Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов



"Российская газета", правительство Москвы при поддержке МИД России и фонда "Русский мир" объявляют ХI Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов стран ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля.

Хотя погода холодная. Весенний прорыв


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Память о бабушке

У нас дома есть шкатулка. Она  красивая, но очень старая, поэтому мы редко её заводим.
Однажды я попыталась её завести, но она играла чуть слышно. Пришлось нести её в ремонт.
В мастерской, когда я туда вошла, меня просто оглушило многоголосие. Это звучали мелодии, исполняемыми разными собранными там шкатулками. Многие из них мне показались звучными, ласкали слух, однако, когда местер исправил  мою шкатулку, её звучание было для меня самым милым, самым звонким. Я буду хранить эту шкатулку, потому что она досталась мне  от бабушки.
Милена С., ученица 5 класса.

13 апреля 2011

ФОРМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ (КОМПАРАТИВ)

В дополнение к материалу учебника и для тех, кто интересуется русским языком  и хочет узнать больше по теме "Степени сравнения прилагательных", предлагаю ссылку на академическую грамматику русского языка. Здесь приведено много примеров образования  форм сравнительной степени прилагательных. Следовательно, этот материал можно использовать как справочный. Призываю вас -- полюбопытствуйте.
§ 1342. Форма сравнительной степени, или компаратив, – это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, названный формой положительной степени (или, что то же самое, исходной формой прилагательного). Форма сравнит. степени не имеет морфологических значений рода, числа и падежа и относится к морфологическому разряду неизменяемых слов (см. § 1120).

Примечание. К формам сравнит. степени не относится описательное выражение сравнения с помощью форм более или менее: более веселый, более интересный, менее веселый, менее интересный. Слова более или менее в этих сочетаниях сохраняют свое лексическое значение, и это препятствует их превращению в показатель морфологического значения и, следовательно, превращению сочетаний типа более грустный, менее веселый в аналитические формы сравнит. степени.
Читать дальше 

Найди прилагательные в сравнительной степени

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960d8-0a01-0355-0136-ab7920bffa66/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_084%5D.swf  текст № 1

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960e3-0a01-0355-01e4-d6eff0e57a69/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_090%5D.swf  текст № 2

...суффикс плюс приставка по-

К уроку русского языка в 6 классе  http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960bb-0a01-0355-015a-191eaf214ce0/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIA_087%5D.swf По этой ссылке таблица образования простой сравнительной степени прилагательных при помощи суффикса и приставки по-.

Тест "Простая сравнительная степень прилагательных"

  Нажми на ссылку и проверь, хорошо ли ты умеешь образовывать сравнительную степень прилагательных. Пригодится в жизни. Ведь так часто приходится нам сравнивать всё и везде!

Дождь в Астрахани -- это тоскливо...

Уже какой день у нас идёт дождь. Совсем не характерная для Астрахани погода. И нам не просто грустно от этого -- тоска зелёная, потому что привыкли мы к яркому весеннему солнышку, тёплому ветру и клейким молодым листочкам на деревьях. Так обычно бывает  в апреле. Дождь ещё и большая транспортная проблема для всех, потому что проезжая часть улиц, как говорят, всклень залита водой: машинам под днище, а пешеходы могут преодолеть эти "реки" вброд только в болотных  сапогах. Некоторые ребята сегодня не добрались до школы: упали в лужи или просто не на чем им было доехать... Уж сколько всё твердит народ о  ливневой канализации в нашем городе, но  так и не справляется система с этой напастью  -- дождём, который приносит нам  какой-нибудь циклон. На этот раз, как сообщают синоптики,  каспийский. Ожидается же вскорости черноморский...

Маленькая, меньше, самая маленькая

К уроку  русского языка в 6 классе. http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960cf-0a01-0355-0149-43d6b598e229/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_082%5D.swf Ещё один анимированный рисунок, иллюстрирующий  тему образования степеней сравнения прилагательных.  Теперь "Матрёшки".

Музыка словно распускающийся цветок

Пятиклассники писали мини-сочинение о музыкальных шкатулках. Я решила опубликовать некоторые работы. Очень они трогательны по своему звучанию.
Неожиданно ранним утром я услышал тихую мелодию. Как будто кто-то тихонько разговаривал со мной. Это заиграла шкатулка, которая давно уже молчала, и о ней все забыли.
Музыка была  мелодичной и нежной, как цветок. Она постепенно раскрывалась вместе с солнечными лучами. Сначала медленно, потом всё убыстряясь, боясь опоздать  к началу нового дня. Наконец, зазвучала во всей своей красоте. После этого полилась другая музыка, призывая радоваться жизни и солнышку. Переливы мелодии становились тише и тише, и шкатулка замолчала.
Никита Р., ученик 5 класса.

12 апреля 2011

Яркая, ярче, ярчайшая

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960c6-0a01-0355-013f-9276d8e48729/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_082A%5D.swf   По ссылке анимированный рисунок "Яркая звезда" -- наглядное пособие к уроку по теме "Степени сравнения прилагательных". Весьма наглядно и, как говорят современные молодые люди, в сегодняшнюю космическую тему

Интерактивная таблица "Степени сравнения прилагательных"

К уроку русского языка в 6 классе.  http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960a8-0a01-0355-008d-5485d24cefe5/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIA_083%5D.swf  Нажми на ссылку, откроется интерактивная таблица "Степени сравнения прилагательных". Потренируйся -- лучше запомнишь способы образования  степеней сравнения прилагательных.

Вернёмся к земному. Задачка из "Русского медвежонка"

Даны фрагменты стихотворения Юлиана Тувима «Азбука» в переводе Сергея Михалкова. "АЗБУКА".
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Ф, бедняжку, так раздуло – не прочесть ее никак!
Букву * перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква * совсем сомкнулась –
Превратилась в букву *.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Вместо некоторых букв стоят звездочки. Вместо каких?
(А) Р, С, О;   (Б) Ь, С, О;    (В) Р, Б, В;   (Г) Ъ, Э, О;    (Д) Р, М, И.
(4-5 классы, 2009 г., автор – А. С. Бердичевский)

К ЗВЁЗДАМ! ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СУТЬ МИРОЗДАНЬЯ

макет Солнечной системы - 2
«макет Солнечной системы - 2» на Яндекс.Фотках

ЛАЙКА
«ЛАЙКА» на Яндекс.Фотках

В высь
«В высь» на Яндекс.Фотках

Сегодня исполнилось 50 лет полёту Юрия Алексеевича Гагарина в космос

Первый снимок Юрия Гагарина после посадки.
Столб, установленный на месте посадки первого космонавта.
Источник здесь

Я хорошо  помню день 12 апреля 1961 года. У нас был урок физкультуры. Учитель, бывший кадровый военный, никогда не допускавший нарушений дисциплины, почему-то опаздывал на урок.  Мальчишки, те сразу нашли себе занятие: по очереди что есть силы били по воротам, а мы, девчонки, усевшись на лавочках, грелись на апрельском солнышке. Правда, оно то выглядывало и припекало, то скрывалось за облаками. Солидный Фёдор Андреевич как-то непривычно поспешал к нам, почти бежал. У него хватило выдержки  выстроить нас в колонну по одному. Но волнение было так сильно, что голос у него срывался. "Ребята! Только что по радио сообщили, что наш человек вернулся из космоса", -- торжественно провозгласил он. Ошеломлённные, мы минуту молчали, а потом  стали уточнять подробности,  кричали "Ура!",  прыгали и обнимались. Тогда все, даже дети,  могли оценить величие произошедшего события и  гордились тем, что первым в космосе  побывал советский человек. Представитель нашей великой Родины. Она была именно великой, и люди искренне любили её и радовались каждой новой победе. Первому искусственному спутнику Земли  с гордым именем "СССР". Успешным полётам наших замечательных четвероногих космонавтов.  Новым заводам и фабрикам и многочисленным новостройкам. Пусть жили мы бедновато, но в нас жило чувство гордости за страну, у нас были светлые мысли и надежды...

11 апреля 2011

ИТОГИ КОНКУРСА БЛОГОВ
Мой  блог занял 2 место во всероссийском конкурсе "Творческая мастерская 2.0"
на сайте PEDSOVET.SU
в номинации "Блог педагога"
Итоги конкурса здесь

"Ну что вам рассказать про барбарис..."

Ну что вам рассказать про барбарис...
А где-то уже распустился барбарис. На Дальнем Востоке или на юге Франции (читаю, к примеру, об этом в блогах. У барбариса красивые жёлтые цветы и  вкусные ягоды, которые могут висеть на ветвях до самого Нового года. А ещё у него очень яркая разноцветная листва. Посмотрите на снимок. Поистине удивительное  разнообразие  видов и форм жизни вокруг! Любуйся и наслаждайся сполна.
«Ну что вам рассказать про барбарис...» на Яндекс.Фотках